Вспоминая Рим

Когда все границы закрыты и никуда нельзя, остаётся жить воспоминаниями. По образцу и подобию предыдущего рассказа о Париже я решил сделать фоторепортаж о вечном городе Риме. В Риме нам посчастливилось бывать и в туристических поездках, и на научных конференциях, и по приглашению наших друзей. У этого города самая богатая история, в нем сохранились в прекрасном состоянии памятники начала века, а количество достопримечательностей просто зашкаливает! Сегодня, будучи символом древней империи и одновременно современной Италии, Рим сочетает в себе величие прошедших тысячелетий и романтику современных дней. Каждый человек хотя бы однажды должен побывать в этом городе.

«Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию»так утверждал Джузеппе Верди

КОЛИЗЕЙ И ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ

Fig006

Таким мы увидели Колизей в первый день нашего пребывания в Риме со смотровой площадки Витториано.

Pic002

Колизей (от colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени

Начну с истории, хотя, наверняка, она многим знакома. В этом случае просто освежим свои воспоминания.

Колизей в Риме построили в 80 году нашей эры при римском императоре Тите из рода Флавиев. В первозданном своем виде амфитеатр Колизей имел 3 этажа. На первом находилась ложа императора и мраморные места для сената. На втором этаже были установлены мраморные скамьи, предназначенные для граждан Древнего Рима. На третьем этаже находились места для всех остальных зрителей, выполненные в виде деревянных скамей и просто стоячих мест. Во II веке был достроен последний четвертый этаж.

Fig002

Сейчас бесплатно Колизей можно посмотреть только снаружи. Обратите внимание на толпы туристов вокруг. А в Древнем Риме не только вход был бесплатным, там еще зрителей бесплатно кормили. Неудивительно, что треть жизни римляне проводили в Колизее, где до 100 дней в году шли разные игры, соревнования и праздники!

Под ареной была целая система клеток, галерей, складских помещений, раздевальных и подвалов, сейчас открывшихся благодаря проведенным раскопкам. Речь идет о целом ряде помещений, где хранились различные предметы и механизмы, и где содержались животные до и после зрелищ. Основными зрелищами были бои гладиаторов и охота на животных (слоны, тигры, львы, медведи, бегемоты и т. д.). На арене происходили также выступления фокусников, спортивные состязания, конные турниры и даже морские битвы. Нижняя часть Колизея под ареной заполнялась водой из специально подведенных акведуков.

Из истории известно, что в день, когда официально открыли Колизей в Риме, на арене погибло более двух тысяч гладиаторов и было убито около пяти тысяч животных. А по самым скромным подсчётам, за всю историю этого уникального памятника архитектуры, здесь погибло более полумиллиона человек и не менее миллиона хищников.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части.

Камней в Колизее оказалось так много, что до сих пор из их остатков производят различные сувениры. Один из таких сувениров, как память о конференции по электролюминесценции 2008 года, я храню в своей коллекции.

Fig001

Настоящий травертиновый мрамор 1 века, из которого построен Колизей.

В завершение рассказа о Колизее я попытался оценить, сколько фотографий Колизея сделано человечеством за последние годы. По посещаемости всех музеев Италии Колизей уверенно занимает первое место. За год его посещают около шести миллионов туристов. За последние 20 лет, когда стали активно использоваться цифровые камеры, его посетило около 120 миллионов. Если предположить, что каждый посетитель сделал хотя бы десяток снимков (на самом деле гораздо больше), то уже получается умопомрачительная цифра, превышающая 1 миллиард снимков! Можно ли при этом что-то новое добавить в общую фото копилку о Колизее? Наверно, нет.

ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ

Арка Тита

Возвращавшихся после успешных побед полководцев или императоров в Древнем Риме встречали всегда торжественно. Чтобы увековечить их подвиги, стали возводить специальные триумфальные арки. Это были мощные каменные сооружения, украшенные статуями выдающихся людей, барельефами с изображениями их великих деяний.

Самой старой из трех сохранившихся триумфальных арок Древнего Рима является однопролетная арка императора Тита. Ее возвели в 81 году. Тит удостоился такой высокой почести за захват Иудеи и разрушение Иерусалима в 69 году.

Pic001

Арка Тита. Рим. 81 г.

Мы идем по Римскому форуму и приближаемся к триумфальной арке Тита. Возвращавшихся после успешных побед полководцев или императоров в Древнем Риме встречали всегда торжественно. Чтобы увековечить их подвиги, стали возводить специальные триумфальные арки. Это были мощные каменные сооружения, украшенные статуями выдающихся людей, барельефами с изображениями их великих деяний.

clip_image006

Так выглядит триумфальная арка Тита, возведенная в 81 году. 

Существует поверье, что в этом архитектурном приеме был заключен некий мистический ритуал: воины, проходя через врата, как бы вновь преодолевали все пути и рождались заново, как и положено истинным героям. Многим сооружениям такого рода суждено было стать символами городов и даже целых государств. Достаточно вспомнить построенную по указу Наполеона Бонапарта Триумфальную арку в Париже или ассоциирующиеся с Берлином знаменитые Бранденбургские ворота.

Есть подобная арка и в Кишиневе. Архитектор И. Заушкевич взял за основу своего сооружения в Кишиневе образец Триумфальной арки в Риме.

А теперь давайте сравним эту древнеримскую арку с той, которая была построена в Кишиневе через 1795 лет.

clip_image008

Правда похожи? Только на кишиневской арке есть еще верхний ярус, предназначенный специально для колокола, который не помещался в звоннице.

Возвращаемся снова в Рим. Рядом с Колизеем находится Триумфальная арка Константина

Fig003

Триумфальная арка Константина (Arcus ConstantiniArco di Costantino) — трёхпролётная арка, расположенная в Риме на древней Via Triumphalis. Это одна из самых огромных арок, когда-либо построенных в Риме. Высота ее достигает 21 метра, почти 36 метров составляет ее ширина, а толщина ее стен превосходит 7 метров.

Fig005

Обойдем арку с противоположной стороны, и мысленно вернемся в 306 год.

Закончили арку только в 315 году, и на ней появилась надпись «Императору Флавию Константину, величайшему, благочестивому, счастливому…», дальше перечислялись все его подвиги. Но Константин не оценил позднее внимание, проявленное к нему со стороны сената и граждан Рима. Он разлюбил этот город и в 326 году перенес столицу государства в Византий (в 330 г. его переименовали в Константинополь), создав там новое государственное устройство. А триумфальная арка в его честь так и осталась в Риме.

ПЛОЩАДЬ ВЕНЕЦИИ

Площадь Венеции – одна из самых знаменитых площадей Рима, расположенная у подножия Капитолийского холма, на пересечении важнейших столичных магистралей. Именно отсюда мы начинали серию своих прогулок по Риму в первый день, и сюда много раз возвращались, гуляя по Риму.

Название площади происходит от одноименного дворца – Палаццо Венеция (Palazzo Venezia), где когда-то располагалось представительство Венецианской республики в Риме, а сейчас находится музей и библиотека археологии. 

Fig029

На площадь Венеции выходит величественный монумент в честь первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II – Витториано, главный элемент которого – 12-метровая статуя короля Виктора Эммануила II на коне. Под статуей расположен Алтарь Отечества (Altare della Patria) с могилой Неизвестного солдата.

Fig009

Fig011

У могилы Неизвестного солдата постоянно дежурит почетный караул

Fig016

Fig022

Памятник первому королю единой Италии Виктору Эммануилу II

ФОНТАН ТРЕВИ

Существует поверье, что человек, бросивший в фонтан монетку, приедет в Рим ещё раз. Могу подтвердить, что это правда. Я бросал в него монетки в каждую поездку, и все сбылось – я опять возвращался в Рим.

Pic001

Скульптурная композиция фонтана напоминает сцену, на которой изображен Нептун (Океан) на раковине-колеснице. Его везут морские обитатели: коньки и тритоны.

Статуя морского бога – олицетворяет воду, которая вот уже столько веков приносит свою живительную прохладу в Рим. За левым плечом Нептуна, в нише фасада дворца Поли, находится статуя богини Здоровья. Справа, компанию ей составляет богиня Изобилия. Обе каменные дамы скромно и с достоинством встречают толпы посетителей, жаждущих взглянуть на главный фонтан в Риме.

Относительно значения слова «trevi», существует две версии: 1)«трехпутье» (место схождения трех улиц — tre vie). 2) имя таинственной девы, которая показала источник.

Несмотря на то, что фонтан был построен в 1762 году, его появление можно смело отнести к 19 году до нашей эры. Уже тогда на этом месте был источник и с ним связаны некоторые интересные факты. В те далекие времена Римом правил Аргипп, зять Октавиана Августа. Он решил обеспечить город питьевой водой и приказал в срочном порядке отправить легионеров, чтобы искали подходящий источник. Долгое время они не могли сделать это и, отчаявшись, уже собирались возвращаться обратно, как к ним явилась дева (сегодня известна как Aqua Vigro) и показала место, где сегодня расположен Фонтан де Треви. С тех пор вода попадает в город по акведуку, названному в честь этой таинственной незнакомки. Более того, на правом барельефе над аллегорическими фигурами молодая девушка указывает римским солдатам, где находится источник.

Лично мне эта версия кажется более романтичной.

Pic005

Фонтан Треви при ночной подсветке 

Pic004

Монетки на дне фонтана

Статистика утверждает, что каждый день фонтан Треви за счет бросаемых в него монеток обогащается на 1500 евро в среднем. За неделю доход Нептуна составляет около 11 тысяч евро! Денежная сумма, которую ежегодно «вылавливают» коммунальные службы за год, достигает 700 000 евро.

ПЛОЩАДЬ НАВОНА.

Pic004

Южная часть площади Навона. Слева Палаццо Памфили с бразильским флагом.

Fig002

Обелиск (16 метров в высоту) был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу Домициана. Иероглифы были нанесены уже в Риме: гимн императору Домициану и обожествлённым Веспасиану и Титу. После строительства цирка Максенция на Аппиевой дороге, он был установлен посредине арены. Обелиск находился среди развалин цирка до 1651 года, пока папа Иннокентий X не приказал его перенести на площадь. Античный постамент обелиска так и не был найден. Современный постамент изготовлен из красного гранита. Вершину обелиска украшает металлический голубь с оливковой веточкой — гербовой знак семьи Памфили. Таким образом, семья Памфили пыталась придать больше значимости своим владениям. Затем, талантливый архитектор Джанлоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) нашел способ, как выигрышно обыграть 16 метровый каменный столб. Изящный барочный фонтан в 1648-51 гг.. украсили статуи речных божеств, покровительствующих Нилу, Дунаю, Гангу и Ла-Плате.

Fig008

На севере площади Навона красуется Фонтан Нептуна. Его в 1574 году построил Джакомо дела Порта (Giacomo della Porta). Первоначальное воплощение фонтана было скромным и не содержало никаких украшений. Лишь в конце XIX века простой каменный бассейн, наполненный водой, был декорирован. Мощная фигура морского бога, разящего своим трезубцем осьминога, добавила характера городскому водоему. Авторство скульптурной группы фонтана Нептуна принадлежит зодчему Антонио делла Бита (Antonio della Bitta).

Fig003

В южной части площади находится Фонтан Мавра (Fontana del Moro). Данный рукотворный водоем появился в 1576 году по проекту архитектора Джакомо дела Порта. Изначально в водах фонтана было установлено четыре каменных тритона. Однако в 1654 году фонтан Мавра подвергся переработке мастером Бернини.

Fig007

У фонтана Нептуна всегда многолюдно

ПЛОЩАДЬ ИСПАНИИ

Площадь Испании расположена сравнительно близко к фонтану Треви, поэтому в первый же вечер в Риме мы решили погулять по ночному городу, и пройти пешком от Треви к площади Испании. Через 15 минут мы уже были на одной из самых живописных площадей Рима. Свое название площадь получила по расположенному на ней зданию испанского посольства. В центре площади находится знаменитый Фонтан «Лодка» Пьетро Бернини, выполненный вместе с его сыном, знаменитым Джан Лоренцо Бернини (1627-1629 годы). Это, действительно, живое и образное воплощение тонущей лодки, с кормы и носа которой текут струи воды.

Pic001

Название «Баркачча» (баркас) фонтан получил благодаря своей форме полузатопленной лодки и установлен в память о случившемся в 1598 г. наводнении, когда на затопленной площади села на мель лодка. Фонтан снабжается водой из античного акведука Аква Вирго.

Pic003

На переднем плане фонтан Баркачча, в виде лодки, а вдали у Дворца Испании  возвышается мраморная «колонна Непорочной», воплощающая собой идею о непорочном зачатии и фигура Девы Марии в верхней части памятника. Она стоит на шаре и полумесяце – символах вершины мира. Под её ногами – змей, который издревле ассоциируется с первородным грехом, но здесь он повержен.

 

Эта колонна, посвященная непорочности зачатия Девы Марии, была установлена на площади Испании в 1854 году. В отличие от христианской церкви католики свято верят в то, что и Дева Мария тоже была зачата вне греха.

По этому поводу мне вспоминается рассказ экскурсовода в Ватикане. Она привела девиз итальянских студентов: «Грешить без зачатия, и зачать без греха!»

КАПИТОЛИЙСКИЙ ХОЛМ

Капитолий — один из семи холмов, на которых возник Древний Рим. На Капитолии находился Капитолийский храм, который тоже называли Капитолием, где происходили заседания сената и народные собрания.

На этом, самом маленьком из семи холмов вечного города, сохранились свидетельства античной старины.

Именно здесь древние римляне построили самые важные из своих храмов — богинь Юноны и Виртус и царя всех богов Юпитера Оптимуса Максимуса (этот храм был почти таким же огромным, как Парфенон в Афинах) и назвали Капитолийский холм главным символом Рима, как столицы мира.

IMG_0179 -1

Лестница Кордоната.

Ее величие подчеркивают гранитные египетские львы у подножья и две большие статуи сыновей Зевса на вершине  – Кастора и Поллукса. Конные статуи Диоскуров — легендарных близнецов Кастора и Поллукса, рожденных прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя, были найдены в 1583 году во время раскопок театра Помпеяи  и затем помещены на лестницу.  Близнецы считались покровителями лошадей, и всегда изображаются вместе с ними.

IMG_0181

В центре Капитолийского холма находится Дворец сенаторов — здесь до конца XIX века заседали «отцы города», которых сменили городские чиновники. Сегодня во дворце расположена мэрия Рима. Перед дворцом возвышается бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия.

Pic013

По легенде статуя Капитолийской волчицы была отлита еще в V веке до н.э., но после реставрации в 2010 году специалисты пришли к выводу, что она не могла быть произведена в это время, а только в эпоху средневековья. Примем к сведению это уточнение.

РИМСКИЙ ФОРУМ

Римский форум и императорские форумы — это еще одна, и может быть, самая главная и уникальная достопримечательность Рима. Соприкоснуться с историей — это всегда впечатляет, поэтому неудивительно, что мы выбрали прогулку по форуму в числе приоритетных! Само слово «форум» означает площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями.

Здесь билось сердце античного Рима. Здесь выбирали консулов, решали судьбу Карфагена, принимали законы, чествовали триумфаторов и меняли деньги. Здесь стояли императорские дворцы с мраморными статуями, бассейнами и фресками. Выступали гладиаторы, разгуливали люди в пурпурных тогах. Здесь нанесены на карту все легендарные, мифические названия, какие только фигурируют в книжках по истории.

Римский Форум — уникальное место, входящее в список самых популярных достопримечательностей Италии. Он находится между тремя холмами — Палатином, Капитолием и Эсквилином,

Мы спустились с Капитолийского холма, и перед нами открылись потрясающие пейзажи античного Рима. Давайте посмотрим фотографии и вспомним историю древнего Рима.

Pic021

С запада на восток через весь Римский Форум проходит Священная дорога Древнего Рима — место триумфальных шествий Республики и Империи. Заканчивается Виа-Сакра у храма Сатурна, построенного около 489 года до н. э. вскоре после победы над этрусскими царями из рода Тарквиниев. Храм несколько раз сгорал, так в 42 году до н. э. он заново был отстроен после пожара, и отреставрирован после пожара во время правления Карина. Надпись на фризе подтверждает это: “Senatus populusque romanus incendio consumptum restituit” (“Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили”). До наших дней сохранилось лишь несколько колонн ионического ордера.

Справа находятся ростры и храм Веспасиана, точнее то, что от него осталось. А остались всего лишь три колонны коринфского капителя высотой около 15 м. Строительство храма началось по решению Сената после смерти императора Веспасиана в 79 году и завершено при Домициане. Храм посвятили Флавиям Веспасиану и его сыну Титу.

Pic009

Сейчас площадь Римского форума усеяна остатками различных памятников.

Pic027

Правее Арки Септимия Севера находится колонна Фоки, построенная в 608 г. в честь визита византийского императора Фоки в Рим. Это одна из немногих колонн, сохранивших вертикальное положение с момента сооружения. В отдалении на втором плане видны три высокие мраморные колонны, так называемые “Три сестры” перед развалинами храма Кастора и Поллукса — одного из старейших храмов на Римском форуме.

ПАНТЕОН И ПЛОЩАДЬ РОТОНДА

Pic017

Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».

В Риме каждый уголок дышит античностью, и поэтому просто нельзя пройти мимо площади Ротонда. Она так называется по форме Пантеона, но здесь есть еще одна достопримечательность – фонтан и обелиск Рамзеса II-го, который виден на переднем плане. 

Pic004

Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась — во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма.

 УСТА ИСТИНЫ

Bocca della Verità

Одним из интересных мест для посещений в Риме является церковь Санта-Мария-ин-Космедин (Santa Maria in Cosmedin) со знаменитыми «Устами истины».

Fig6a

Уста истины (Bocca della Verità) — это древнее изображение, вырезанное в круглой мраморной плите. Ученые считают, что хмурому лику повелителя морей и океанов, Тритону, около 2200 лет.

Из Википедии:

«Уста истины» (итал. Bocca della Verità античная круглая мраморная плита с изображени­ем маски Тритона (или Океана), датируемая IV веком до н. э. и расположенная с XVII века в портике церкви Санта-Мария-ин-Космедин в Риме. Маска достигает 1,75 м в диаметре, возможно, служила люком Большой Клоаки или частью фонтана. В Средние века уста считались своего рода детектором лжи: если лжец положит руку в приоткрытый рот, божество откусит её.

«Уста истины» стали широко известны и популярны после фильма «Римские каникулы» с Грегори Пеком и Одри Хепбёрн.

Fig2

Конечно, начитавшись различных легенд по этому поводу, и посмотрев неоднократно фильм, нам тоже захотелось увидеть это чудо (или чудище) своими глазами.

Fig3

Тане не повезло. До этого в Токио (там есть аналогичные Уста истины) покусал ее Эрколь за левую руку…и она решила проверить правую..А в Риме нам нечего было бояться, так как накануне Папа Римский отпустил нам все грехи, поэтому мы были спокойны :-)

Я с удовольствием наблюдал и фотографировал смельчаков, которые решались на такую проверку. Наконец, попался лгунишка.

Fig5a

Возможно, кто-то изнутри потянул китайца за руку, но он не на шутку испугался

Выводы: кто хочет проверить себя на детекторе лжи, настоятельно рекомендую посетить  в Риме Bocca della Verità

МОСТЫ И НАБЕРЕЖНАЯ ТИБРА

Многие достопримечательности Рима известны во всем мире. К ним также относятся и мосты Вечного города. На территории Рима левый и правый берега Тибра связывают 26 мостов. Обойти их все довольно утомительно, да и в этом нет необходимости, а вот совершить прогулку по набережной Тибра и посмотреть на самые знаменитые и старинные мосты, являющиеся произведением архитектурного искусства, очень даже интересно. 

Fig003

Самый древний из всех сохранившихся мост в Риме— мост Фабричо. Он был возведен в 62 году до нашей эры и соединил остров Тибирина, находящимся на реке Тибр, с берегом. Надписи на аркадах моста гласят: мост был возведен Лючио Фабрицием – куратором улиц и отреставрирован Марко Лоллио и Квинто Лепидо в 23 году. 

Fig018

Почти 25 лет (1886-1911 г.г.) потребовалось для возведения нового моста, посвященного первому королю объединенной Италии Витторио Эмануэле II.  Четыре крылатые Виктории и четыре группы скульптур, помещенных на мосту, символизируют объединение Италии, свободу, победу над угнетателями и преданность новому государству.

Fig020

Мост Святого Ангела, или мост Элио был построен в 136 году для того, чтобы соединить мавзолей Август, находящийся с правой стороны Тибра с левым берегом. Конструкция моста настолько прочная, что ни разу за время своего существования мост не был разрушен. 

Fig021

Мост рассчитан исключительно на пешие прогулки. В давние времен мост носил имя императора Адриана, поскольку был выстроен по его велению. Переправа ведет к мавзолею Адриана, который в средние века получил второе название – Замок Святого ангела. В громадном каменном цилиндре замка хранятся останки христианских понтификов и множество старинных артефактов. В 15-16 веках мост, облицованный мрамором мост был украшен статуями святых Петра и Павла. А в 17 веке Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) и его ученики дополнили декор 10 статуями ангелов.

Fig023

«Современные статуи, украшающие мост, принадлежат Бернини и его ученикам. Лично Бернини принадлежит ангел с крестом». [Современные источники говорят, что Бернини является автором двух ангелов: с крестом и с табличкой]

ПРОГУЛКИ ПО РИМУ. УЛИЧНЫЕ ЗАРИСОВКИ

Fig002

Fig003

Fig027

Fig020

Fig025

Fig024

Fig019

Fig010

Рим. На набережной Тибра

Pic006

Приятная беседа у Треви

Pic002

Фотолюбительница

Все ли вы знаете о Италии? Что скрывают туристические фирмы? Хотите сэкономить и узнать больше?

В путеводителе по Италии автор изложил всё самое ценное и самое интересное, что есть в этой стране, и что вполне реально увидеть за 7 дней. Какие города посетить в первую очередь и какие музеи надо обязательно увидеть. Как бюджетно купить билеты в галерею Уффици и другие музеи, как добраться, как и на чем путешествовать по городу или ходить пешком, что посмотреть  обязательно и куда пойти, если останется время.

Hardcover Book MockUp-Italy

ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ

Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней: 3 дня в Риме, 2 дня во Флоренции и 1 день в Венеции. В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии, а также поможет подготовиться к путешествию тем, кто собирается в Италию впервые.

 Италию надо увидеть своими глазами обязательно, и мы очень надеемся, что этот путеводитель поможет вам познакомиться с этой замечательной страной! 

Приобретя такой путеводитель, каждый будет уверен, что:

  • не пропустит в городе ничего интересного и ценного;
  • не потратит десятки, и даже сотни евро на скучные экскурсии;
  • вся подготовка к путешествию займёт считанные минуты.

Тем более, что путеводитель стоит очень дёшево!

Цена  электронной книги 200 рублей. Книгу получите на электронную почту сразу после оформления заказа.  

Автор книг об Италии Михаил Назаров. Физик  по  специальности  и образованию, путешественник по велению сердца и настрою души.

Контактный адрес: mvn46@mail.ru

Автор Михаил Назаров

Навигация

Предыдущая статья: ←

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти