Сицилия. Палермо.

Очевидно, что столица Сицилии знала лучшие времена и давно пережила свой звездный час. Город, основанный за семь веков до новой эры финикийцами как «Всегда доступная гавань» — Палермос, переходил к карфагенянам, римлянам, готам, сарацинам, византийцам. Завоевание Сицилии норманнами в 1072 году привело к созданию относительно стабильной династии. Рожер II (Ruggero II di Sicilia), основатель и первый король из династии Отвилей, сделал Палермо своей столицей. Последующие короли Вильгельм I Злой и его сын Вильгельм II Добрый активно участвовали в крестовых походах. Историки предостерегают от буквального понимания эпитетов, им приписанных. Им не были чужды ни злые, ни добрые дела. Но оба боролись с внутренними распрями, заговорами, внешними врагами методами, принятыми в то время. Тем не менее, правители этой династии имели широкие интересы. При их дворах процветала поэзия и наука. Именно это время оставило по себе наиболее значимый след в истории Палермо.

Недаром приемник Вильгельма II Доброго император Фридрих II Гогенштауфен, сделал Палермо столицей Священной Римской империи. Фридрих II считался одним из самых образованных людей своего времени. Знание нескольких языков, реформация итальянского языка, предшествующая усилиям Данте, основание Неаполитанского университета и многочисленных школ всё это личная просветительская деятельность кайзера. Он сам был воспитанником сицилийских арабов, поклонником арабской культуры. При его дворе процветала школа поэзии, которой принадлежит честь изобретения сонета. В математических состязаниях здесь принимал участие знаменитый математик Леонардо Фибоначчи, ревнитель использования арабских цифр и десятичной системы счисления. Интерес Фридриха II к медицине выразился в возникшем с его времени разделении деятельности врачей и фармацевтов. «Тот, кто лечит, не должен производить лекарства. Тот, кто делает лекарства, не должен лечить».

Материальной летописью истории города можно считать Кафедральный собор, посвященный успению Божьей Матери. Он строился с конца XII века, вобрав в себя раннехристианскую базилику и мусульманскую мечеть. Дальше он строился как норманнская церковь. В XIV-XV веках в него были внесены элементы готики. Купол, построенный в XVIII веке, уже относится к стилю барокко. В результате получилось, что огромное внутреннее пространство содержится в разнородной внешней оболочке. Но искусство разновремённых строителей сумело достичь гармонии в этом сложном здании в сочетании его с дворцом епископа и другими близлежащими строениями. И всё же, барокко стало доминантным архитектурным стилем Палермо.

clip_image002

Кафедральный собор Палермо и статуя св. Розалии, победившей чуму.

clip_image003

 Интерьер Собора впечатляет не меньше, чем внешний вид.

В соборе находятся гробницы короля Рожера II, его жены, а также их дочери — императрицы Констанции и императора Фридриха II. Они похоронены в саркофагах, выполненных из ценных пород камня.

Предметом поклонения здесь являются останки св. Розалии, покровительницы Палермо. Знатная девушка, жившая во времена короля Рожера II, решила посвятить себя Христу. Она удалилась от людей и стала жить в отдаленной пещере на горе Пеллегрино. Когда она умерла, неизвестно. Ее останки нашли во время эпидемии чумы, свирепствовавшей в Палермо. Перенос их в Собор приостановил эпидемию.

clip_image004

Серебряная рака с останками св. Розалии находится в одной из капелл собора.

В день поминовения св. Розалии совершаются шествия по улицам города и факельное шествие из Палермо на гору Пеллегрино.

clip_image006

Эта ладья со статуей святой Розалии принимает участие в процессии.

Правители Сицилии жили во дворце, носящем сейчас название дворца норманнов, хотя его начали строить еще в античные времена. Снаружи он выглядит сурово, потому что защитные функции в средние века были обязательны для жилища королей. Парадные помещения концентрируются вокруг внутренних садов и двориков — традиция восточных жилищ. Дворец знаменит своей внутренней церковью — Палатинской капеллой, украшенной мозаиками. Мы не сумели посетить дворец, отдав предпочтение осмотру старой части города.

Для Палермо характерно не только смешение архитектурных стилей, но и сочетание роскоши и нищеты. Одна из главных улиц города эпохи барокко (XVII век) Витторио Эммануэле, состоит из прекрасных зданий дворцового типа с внутренними двориками иногда с памятниками в них и из фасадов церковных помещений. Однако, она так узка, что нет никакой возможности эти здания охватить взглядом. К тому же почти все они требуют ремонта, хотя бы косметического. Палермо повезло, он не переживал каких-то существенных природных катаклизмов. Только время методично накладывает свои следы в виде копоти, облупившейся краски, трещин.

Ансамбль площади Кватро канти (Четыре угла) — пример удачного архитектурного решения. Все углы зданий срезаны и заменены стенами одинаковой длины, с тремя окнами или нишами и одинаковым делением на этажи. Они декорированы скульптурой, колоннами, фонтанами.

clip_image008

Один из четырех углов площади Кватро канти.

Площадь Пьяцца Претория, наверно, самая красивая в Палермо. Ее украшает роскошный многофигурный фонтан с водоемами, построенный в XV-XVI веках. Он имеет сложную символику четырех рекх, впадающие в море около Палермо, богов и героев, почитаемых на Сицилии. Обнаженные фигуры раздражали жителей города и монашек из близлежащего монастыря, да и сейчас они не всем дают покоя. В народе этот фонтан до сих пор называют «фонтан стыда». Поэтому он окружен изгородью и тщательно охраняется от вандалов. Рядом с фонтаном во дворце, который несколько раз менял свое назначение, находится мэрия.

clip_image010

Фонтан «стыда» на площади Пьяцца Претория.

Церковь Сан Катальдо с тремя странными куполами красного цвета, несет в себе черты восточной архитектуры. Действительно, её создание восходит к XII веку, времени господства арабской культуры.

clip_image012

 Церковь Сан Катальдо.

За скромным барочным фасадом иезуитской церкви дель Джезу (церковь во имя Иисуса) скрывается необыкновенно насыщенный украшениями интерьер. Церковь много раз перестраивалась. Сегодняшний ее вид соответствует XVII веку, хотя она пострадала во время бомбардировок во время Второй мировой войны.

clip_image014

Интерьер церкви дель Джезу.

В Палермо существует этот скромный памятник Джузеппе Гарибальди. Он стоит в саду его имени. Обычно воинственный облик этого пассионария здесь вполне мирный.

clip_image016

Памятник Джузеппе Гарибальди.

В этом же саду мы встретили такое необычное растение. Это какая-то разновидность фикусов, 150 лет назад вывезенная из Африки. Воздушные корни, опускаясь до земли, образуют мощные новые стволы.

clip_image017

Фикус в саду Гарибальди.

clip_image019

Так выглядит сегодня «Всегда доступная гавань» — Палермос, основанная финикийцами.

В Палермо нет древнегреческих или римских театров, хотя в других городах они присутствуют непременно. На Сицилии часто бывал и здесь умер один из первых драматургов человечества — Эсхил. Его произведения впервые были поставлены в Сиракузах. Палермо же знаменит своим Большим театром (Teatro Massimo), построенном в 1897 году. Аллегории Трагедии и Оперы, восседающие на львах, украшают главную лестницу. Опера Верди «Фальстаф» когда-то открыла здесь первый сезон. Бюст самого Верди находится слева от главной лестницы. На афише — репертуар из произведений Бетховена, Рахманинова, Чайковского, Брамса.

clip_image021

Большой театр (Teatro Massimo).

clip_image022

   В репертуаре международного фестиваля и русские композиторы.

И еще один театр с разнообразным репертуаром, вплоть до циркового — театр Политеама, носящий имя Гарибальди.

clip_image024

Театр Политеама, слева памятник Рожеру VII — главе революционного правительства Сицилии 1848 года.

Многих, приезжающих в Палермо, привлекает монастырь капуцинов, мрачную славу которому создали катакомбы для захоронения жителей города. Захоронения велись с XVII века до начала ХХ. Вот, что о них пишет Мопассан:

«Мы проходим через бедную часовню и медленно спускаемся по широкой каменной лестнице. И я вижу вдруг перед собой огромную галерею, широкую и высокую, стены которой уставлены множеством скелетов, одетых самым причудливым и нелепым образом. Одни висят в воздухе бок о бок, другие уложены на пяти каменных полках, идущих от пола до потолка». Далее он описывает натуралистические подробности внешнего вида этих мертвецов и одежду, в которую мертвецы облачены и которую их родные раз в году заменяли на новую.

Недавно я прочла в немецкой газете «Die Zeit», что это самое большое кладбище мумий в Европе. Оно представляет большую историческую и научную ценность. Сейчас есть опасность утраты уникальной технологии мумификации и сведений об умерших, поскольку в монастыре проживают и работают только 16 монахов в возрасте от 56 до 94 лет. Немецкий археолог Йорг Шейдт вместе с криминалистами начал в катакомбах исследовательские работы. Судя по описанию, монастырская библиотека организована еще по средневековым заветам. Библиотекарь согласился разрешить исследователям расшифровать старинные записи в ветхих книгах обо всех захороненных и перенести их на дигитальные носители. Речь идет о 1100 мумиях и 2000 захоронениях в саркофагах и под плитами. Это сделает доступными биографические данные реальных жителей Палермо. Традицию переодевать мумии в новые наряды археолог расценивает, как «имитацию жизни».

Привожу фотографию с сайта газеты «самой красивой мумии на свете». Это двухлетняя Розалия Ломбардо, умершая в 1920 году от испанского гриппа. Ее отец добился возможности мумифицировать тело ребенка и захоронить его в катакомбах, хотя к этому времени захоронения уже не практиковались.

clip_image026

Мумия двухлетней Розалии Ломбардо.

У современного человека Сицилия ассоциируется с понятием «мафия». Существует версия, что слово «М.А.Ф.И.А» есть аббревиатура, которая была одним из лозунгов участников освободительного движения в XIII веке против правления французского короля Карла I Анжуйского и означала фразу: «Morete alla Francia, — Italia anela» («Умри вся Франция, — вздохни, Италия»).

Позволю себе еще раз процитировать Мопассана, который не употреблял слово «мафия»: «…Прибыв в Сицилию, вы спрашиваете то с любопытством, то с беспокойством:
А где же разбойники?     И все вам отвечают:   Их больше не существует.
В самом деле, вот уже пять или шесть лет, как они перестали существовать». И дальше: «В общем, Сицилия столь же безопасна для путешественников, как Англия, Франция, Германия или Италия, и тем, кто жаждет приключений в духе Фра-Дьяволо, придется их искать где-нибудь в другом месте».

«Мафия» это скорее теневая политическая и экономическая структура общества. Иногда она саботирует социально важные проекты. Так, бароны, владевшие большими участками земли в центральной части острова, препятствовали постройке водохранилищ и созданию единой системы водопользования. В фильме 1948 года «Именем закона» (в России известен под названием «Под небом Сицилии») речь идет о закрытии шахты по добычи серы бароном, связанным с мафией. Это привело к массовой безработице и социальным волнениям. С другой стороны, во время второй мировой войны союзники, высадившиеся на остров, тесно сотрудничали с мафией. Ее члены указывали места дислокации немецких войск и направления их передвижения. После войны члены мафии входили в правительственные органы и способствовали развитию экономики. Усиление мафии это всегда проявление слабости власти, ее неспособности обеспечить безопасность населении. Мафия берет на себя функцию устанавливать справедливость по своим «понятиям». При этом конечно, подразумевается вознаграждение себя любимой.

Буквально в последнюю минуту перед поездкой прочитала сообщение, что мэр сицилийского города Корлеоне (тот самый город, название которого использовал для своего имени известный Дон Корлеоне) извинился за преступления местной мафии, главари которой уже сидят в тюрьме, отбывая несколько пожизненных сроков. Он также призвал членов мафиозных кланов признать поражение, оставить в покое эту землю и прекратить страдания населения.

Видимо, сицилианский характер и местные традиции, столь убедительно описанные в романе Марио Пьюзо «Крестный отец», создают особую среду и свой кодекс чести при установлении деловых и бытовых взаимоотношений. В чем-то это отражает надежду простых людей на быстрое и простое решение сложных социальных и экономических проблем, пусть даже с помощью мафии. Заявление мэра Карлеоне явно свидетельствует об усилении роли государства и о надежде на то, что слоган «Мафия бессмертна», наконец, канет в Лету.

Автор Маргарита Рупперт.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти