Сицилия. Божественные лики в восточном и западном христианстве

Согласно легенде первый сицилийский король Рожер II (XII в.), возвращаясь с континента, попал в сильную бурю и дал обет построить церковь во имя Спасителя в том месте, куда корабль пристанет. Его корабль вынесло в бухту Чефалу. Если посмотреть на скалы около этого городка, можно убедиться, что шансы разбиться о них были очень высоки.

clip_image001

Прибрежные скалы Чефалу.

Собор строили долго. Уже наружный вид его стен говорит не только о смешении стилей, но и об изменении методов и материалов строительства. Тут и использование монолитов циклопической кладки древних греков, и строительство из мелкого необработанного камня, и применение песчаниковых и известняковых плит грубой обработки.

clip_image003

 Стена собора в Чефалу. Каменная летопись строительства.

 На фоне неприступной горы Собор возвышается над городом.

clip_image005

Собор Чефалу.

Интерьер собора соблюден в едином византийском стиле. Этот стиль возник после развала римской империи, когда император Константин Великий перенес столицу в Византию (Константинополь) и признал христианство государственной религией. Архитектурно византийский собор включает в себя купол, расположенный на некруглом основании. При этом внутри возникают «паруса» — углубленные пространства, которые было принято заполнять живописью. Восточное христианство избегало скульптурных форм (оно напоминало поклонение языческим античным статуям) и широко использовало в таких соборах мозаичную живопись на золотом фоне.

В византийском стиле построены собор в Равенне, собор св. Марка в Венеции, а также Ахенский собор Карла Великого в центре Германии. В ХI-ХII веках этот стиль проник в Сицилию. Интерьеры соборов в Чефалу, в Монреале, в Мессине, Палатинская капелла в Палермо — оформлены по единому канону. Идеолог раннего христианства Римский папа Григорий Великий писал: «Изображения употребляются в храмах, дабы те, кто не знает грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах». Главным изображением храмов того времени был Христос Пантократор (от греческого — Вседержитель, Повелитель вселенной). Считается, что это изображение Христа идет от отпечатка, оставленного от его лица на платке, которым он вытирал пот по дороге на Голгофу. По-видимому, первым образцом такого оформления внутреннего пространства церкви является Дафнийский монастырь в Греции, недалеко от Афин. Лик Христа величественен, суров, гневен.

Не знаю, есть ли искусствоведческие работы, посвященные теме трансформации божественных изображений во времени. Пантократор всегда держал в руке Евангелие, и восточное христианство до сих пор руководствуется в иконописи этим каноном.

В соборе Чефалу образ Христа несколько смягчен, но все равно вызывает воспоминания о спорах средневековых монахов, описанных ученым — медиевистом Умберто Эко в романе «Именем розы». Это спор на тему, может ли Христос улыбаться. Видимо, церковный канон отрицал такую возможность.

clip_image006

   Интерьер собора Чефалу.

Христианство вобрало в себя религиозные и культурные традиции многих народов. Это и еврейская традиция, создавшая «Ветхий завет», культуры греков, римлян, коптов, народов Месопотамии.

Иудаизм не дает Богу лица. Как писал поэт Леонид Аронзон:

Всё — Лицо: лицо — Лицо,

 

Пыль — Лицо, слова — Лицо,

Всё — Лицо. Его. Творца.

Только сам Он без Лица.

Христианство дает лицо и Богу-Отцу и Христу. В византийской традиции воспроизведен Христос и в роскошном соборе Монреале, недалеко от Палермо. Этот собор создавался в ХI веке по воле короля Вильгельма II Доброго. Юному королю во сне явилась Мадонна и указала место, где его отец, Вильгельм I Злой, укрыл в опасный момент казну. Эти деньги пошли на строительство. Вокруг собора был построен бенедиктинский монастырь, существующий и поныне. Собор и монастырь стали, как говорят теперь, градообразующим предприятием.

clip_image008

Так выглядит монреальский собор и площадь перед ним, заполненная туристами в солнечный день.

clip_image010

Интерьер собора в Монреале с Христом Пантократором.

Аналогично собору в Чефалу, здесь тоже над всем доминирует лик Христа. В соответствии с мнением папы Григория Великого, на стенах собора в мозаике воспроизведены сцены из Ветхого Завета и  Евангелий. Мозаика, действительно, вечный материал. Этим стенам уже 1000 лет. Недаром в Исаакиевском соборе в далеком северном Санкт-Петербурге планировали существующую сейчас там живопись со временем заменить мозаикой.

clip_image012

Стены внутри собора Монреале — мозаичное воспроизведение библейских сюжетов.

Постепенно изображение Христа, принятое в византийские времена, становится другим. Причина тому, многочисленные реформации христианства и требования меняющегося времени.

Суровый, гневный лик из средневековья сменяется приветливым, улыбающимся лицом этого Божественного отрока.

clip_image014

Молодой Иисус правой рукой благословляет жителей Земли, изображение которой он держит в левой руке.

Эту скульптуру мы обнаружили во дворике церковных построек, примыкающих к Кафедральному собору Катании. Работа явно современная, как будто только что из-под резца скульптора. Время еще не оставило на ней следов. Появление земной сферы в руке Христа является ,наверно, данью того времени, когда сферическую форму Земли уже невозможно было отрицать (до этого сфера была символом совершенства).

В целом, в западном христианстве, в отличие от восточного, церковная живопись более свободна. В ней отчетливо видны традиции, соответствующие времени, живописной школе и, даже, автору. В одной из церквей Монреале, расположенной недалеко от собора, мы встретили изображение Христа в современном, явно экспрессионистском видении.

clip_image016

clip_image018

 Современное изображение Христа в одной из барочных церквей в Монреале.

  Разумеется, на Сицилии исповедуется культ Богоматери. Ее изображение в византийском стиле мы видели в Таормина.

clip_image020

   Изображение Богоматери в византийском стиле.

В западном христианстве Богоматерь (Мадонна) представляется и в другом образе. В уже упомянутом городке Тиндари господствует культ Черной Мадонны. Ее изображение известно с IХ века. Для нее в Тиндари построили когда-то маленькую церковь, куда стали устремляться потоки пилигримов. Войны и время разрушили церковь. Мадонну перенесли в собор соседнего города Патти. В 1954 году Римский папа Пиус ХII благословляет эскизы новой большой церкви для Черной Мадонны в Тиндари. Инициировал строительство епископ Патти Джузеппе Пуллано. В это трудное послевоенное время строительство новой церкви для паломничества было признано самым актуальным делом. В качестве закладного камня были использованы руины древнегреческого сооружения.

clip_image022

Инициатор строительства новой церкви в Тиндари епископ Джузеппе Пуллано.

Через шесть лет непрерывной работы церковь была готова. Строительство стоило два миллиарда лир. Пожертвования поступали со всего света. В состав сооружений входят помещения для религиозных встреч, конгрессов, размещения паломников. Лучшие мастера создали роскошный декор из ценных материалов в соответствии с новыми возможностями строительства и новыми веяниями в искусстве. Привожу несколько снимков церкви.

clip_image024

   Фасад церкви Черной мадонны в Тиндари.

clip_image025

Ангелы держат позолоченный трон, на котором восседает Черная Мадонна с Младенцем.

clip_image027

 Купол церкви.

clip_image029

Живопись потолочного свода.

clip_image031

 Одно из настенных панно, изображающее прибытие статуи Черной Мадонны в гавань Тиндари.

clip_image033

Черная Мадонна. Надпись внизу: «nigra sum sed formosa», что значит: «я черная, но красивая».

Культ Черной Мадонны широко распространен в Европе. В Италии насчитывается тридцать ее изображений, во Франции — около трехсот. Есть предположение, что черную мадонну привезли в Европу крестоносцы. Другая версия возводит эти изображения к богине Исиде. Скульптура Мадонны из Тиндари сделана из дерева ливанского кедра, имеет цвет черных олив. Считается, что ее изготовили в Константинополе и в период иконоборчества контрабандой вывезли на корабле. Дальше легенда гласит, что в гавани Тиндари корабль не мог сдвинуться с места, пока ящик с мадонной не выгрузили на берег. Далее ящик со скульптурой был обнаружен рыбаками. С тех пор образ стал предметом поклонения.

С Мадонной из Тиндари связаны легенды. В частности, некоторые жители отказывались ей поклоняться. Так, одна женщина пришла со своей маленькой дочкой к Мадонне, но, увидев ее, сказала, что она не будет покланяться такой уродливой мадонне. Тут же дочка свалилась с утеса в море. Мать в ужасе взмолилась Мадонне. И, о, чудо, девочка оказалась жива и невредима, так как Мадонна сделала под скалой мягкий пляж — лагуну с небольшими морскими озерами.

clip_image035

Вид с террасы, на которой расположена церковь Черной Мадонны, на лагуну с озерами, где была спасена девочка.

8 сентября происходит праздник Черной Мадонны. Его отмечают уже более четырехсот лет. До поздней ночи люди поднимаются на холм, где теперь стоит церковь. Она освещена прожекторами и светом фейерверка. Этот свет означает надежду и веру.

Автор Маргарита Рупперт.

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти