Площадь Навона (Piazza Navona) – это, без всякого сомнения, одна из главных достопримечательностей Рима. В античные времена здесь был стадион для атлетических состязаний. А в наши дни сюда приходят тысячи туристов ежедневно, чтобы взглянуть на роскошные барочные фонтаны и посетить средневековые храмы. Мы побывали на этой площади несколько раз – один раз с туристической группой, и самостоятельно. Преимущество с группой заключается в том, что экскурсовод рассказывает о том, что мы видим. Но в этом одновременно есть и недостаток – рассказывает слишком мало, и надо постоянно бежать, чтобы уложиться в отведенное для экскурсии время. Поэтому оптимальным вариантом я считаю подготовиться к поездке заранее, собрать из интернета побольше информации, а потом не спеша гулять по выбранным местам, фотографировать и наслаждаться увиденным! Именно так у нас получилось на площади Навона. В этой прогулке я хочу поделиться своими фото, а исторические подробности, фамилии архитекторов и соответствующие даты приведу из Википедии или других источников интернета. Также включу байки и легенды, рассказанные гидом и поделюсь своими впечатлениями.
История
В 80 году н.э. в Риме был построен стадион Домициана (Stadio di Domiziano). Эта постройка являлась подарком императора Тита Флавия (лат. Titus Flavius Domitianus) жителям столицы. Чаще всего она использовалась для проведения спортивных мероприятий.
Макет стадиона на месте современной площади Навона
Второе название стадиона – арена Агонов (от древне греческого «ἀγών» — «состязание»). Именно этому термину площадь Навона и обязана своим названием. В первые века нашей эры стадион назывался «campus agonis», ближе к Средним векам этот термин трансформировался в «n’agone». В конечном итоге название упростилось до «navona». Античный стадион имел внушительные размеры: 275 на 106 метров, число зрителей — 15 тысяч! Постройка была богато украшена изнутри и снаружи. В арках вокруг стадиона располагалась лоточная торговля и развлекательные заведения. Примечателен тот факт, что один из публичных домов у стадиона в последствие превратился в церковь.
Я опускаю подробности Раннехристианского периода Рима, когда на северной стороне пьяцца Навона в XII столетии на руинах стадиона Домициана была возведена церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре, посвященная Деве Марии.
Коротко пробежим по эпохе барокко. Без этого нельзя, так как Площадь Навона – это самый выдающийся образец барокко, который только можно найти в Риме. Эпоха барокко в этот уголок столицы пришла благодаря семейству Памфили (Pamphilj) в конце XV века. Один из представителей этой семьи принимает впоследствии сан папы римского и берет себе имя Иннокентий X. Папа решил выстроить семейный дворец в южной части пьяцца Навона. Внутренним убранством дворца занимался Франческо Борромини (Francesco Borromini). Палаццо Памфили может похвастаться 23 залами и прекрасной галереей, проходящей через весь первый этаж особняка. В 1672 году к зданию дворца примкнула церковь святой Агнессы (об этой церкви я расскажу чуть позже), в которой был погребен папа Иннокентий X. На сегодняшний день в здании дворца размещается посольство Бразилии. Как нам рассказывала гид, за аренду дворца Бразилия платит Италии 1 Евро в день. В такую же цену обходится посольство Италии в Бразилии.
Южная часть площади Навона. Слева Палаццо Памфили с бразильским флагом.
А теперь о главном. Для меня площадь Навона ассоциируется прежде всего с фонтанами.
Фонтаны
Пьяцца Навона в Риме украшена тремя барочными фонтанами, главный из них, конечно, Фонтан Четырех Рек.
Фонтан Четырех Рек (Fontana dei Quattro Fiumi)
Прежде, чем рассказать и показать сам фонтан, несколько слов об Обелиске в центре фонтана
Обелиск (16 метров в высоту) был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу Домициана. Иероглифы были нанесены уже в Риме: гимн императору Домициану и обожествлённым Веспасиану и Титу. После строительства цирка Максенция на Аппиевой дороге, он был установлен посредине арены. Обелиск находился среди развалин цирка до 1651 года, пока папа Иннокентий X не приказал его перенести на площадь. Античный постамент обелиска так и не был найден. Современный постамент изготовлен из красного гранита. Вершину обелиска украшает металлический голубь с оливковой веточкой — гербовой знак семьи Памфили. Таким образом, семья Памфили пыталась придать больше значимости своим владениям. Затем, талантливый архитектор Джанлоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) нашел способ, как выигрышно обыграть 16 метровый каменный столб. Изящный барочный фонтан в 1648-51 гг.. украсили статуи речных божеств, покровительствующих Нилу, Дунаю, Гангу и Ла-Плате.
Таким образом в центре площади Навона оказался Фонтан Четырех Рек, в котором плещутся воды древнего римского акведука.
Фонтан Нептуна (Fontana del Nettuno)
На севере площади Навона красуется Фонтан Нептуна. Его в 1574 году построил Джакомо дела Порта (Giacomo della Porta). Первоначальное воплощение фонтана было скромным и не содержало никаких украшений. Лишь в конце XIX века простой каменный бассейн, наполненный водой, был декорирован. Мощная фигура морского бога, разящего своим трезубцем осьминога, добавила характера городскому водоему. Авторство скульптурной группы фонтана Нептуна принадлежит зодчему Антонио делла Бита (Antonio della Bitta).
У фонтана Нептуна всегда многолюдно
Фонтан Мавра (Fontana del Moro)
В южной части площади находится Фонтан Мавра (Fontana del Moro). Данный рукотворный водоем появился в 1576 году по проекту архитектора Джакомо дела Порта. Изначально в водах фонтана было установлено четыре каменных тритона. Однако в 1654 году фонтан Мавра подвергся переработке мастером Бернини.
По заказу Олимпии Майдалькини (особняк которой Палаццо Памфили находился как раз, напротив, и виден на фото с правой стороны) фонтан приобрел больше светского лоска. По центру фонтана выросла фигура мавра, состязающегося с дельфином.
Я выше упомянул, что в 1672 году к зданию дворца примкнула церковь святой Агнессы.
Так выглядит церковь святой Агнессы с северной стороны, и она соединяется с дворцом Палаццо Памфили.
Храм Святой Агнессы, искусно декорированный барочной вязью, является подлинным украшением площади. Базилика была построена по архитектурному проекту Франческо Борромни (Francesco Borromini). Напротив фасада церкви находится наиболее впечатляющий из трех источников – Фонтан Четрых Рек. Одно время Борромини и Бернини работали совместно, пока борьба за влиятельных заказчиков не расстроила их сотрудничество. Среди римских гидов популярна легенда (которую и нам рассказывали) о том, что конкуренты сумели воплотить свою неприязнь в декоре столичных достопримечательностей. Скульптуры мужей, воплощающих четыре реки, якобы демонстративно отворачиваются от фасада церкви. А статуя святой Агнессы осуждающе взирает со своей высоты на скульптурную группу знаменитого фонтана. На самом же деле, фонтан был построен на 21 год раньше, чем церковь. Поэтому, злой умысел со стороны Бернини – явная выдумка. Как, впрочем, и чрезмерная строгость лика Агнессы Римской. Хотя, стоит признать, легенда вышла весьма занимательная.
Легенда об Агнессе Римской
Существует любопытная история о жизни римской девушки по имени Агнесса (лат. Agness). Прекрасная дева жила в Риме в III веке н.э., она приняла христианскую веру и готовилась полностью посвятить себя церкви. На беду, в нее был влюблен римский префект, который и слышать не хотел об отказе. Разозлившись на благочестивую Агнессу, чиновник велел раздеть ее и отправить в таком виде в публичный дом, что процветал у стадиона Домициана. Заступники не оставили Агнессу в трудный час, ее распущенные волосы помогли укрыться от горящих глаз толпы. Ангелы принесли белоснежное одеяние, в которое облачилась верующая христианка. В борделе девушка также оказалась под защитой веры, все римляне с позором покидали комнату пленницы. В январе 304 года несломленная римлянка приняла мученическую смерть от рук солдат. В середине XVII века на том самом месте, где располагался древний дом терпимости, в честь Агнессы Римской был выстроен храм. Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) – изящная белоснежная базилика, выполненная в барочном стиле. Фасад церкви смотрит на пьяцца Навона, приглашая путешественников заглянуть вовнутрь. Голова святой Агнессы хранится в церкви в качестве почитаемой реликвии.
Фрагмент храма Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) с фигурой Агнессы – изящная белоснежная базилика, выполненная в барочном стиле. Фасад церкви смотрит на пьяцца Навона, приглашая путешественников заглянуть вовнутрь. Голова святой Агнессы хранится в церкви в качестве почитаемой реликвии.
Апрель, 2016
«Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию»
Джузеппе Верди
Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: «ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ
Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:
Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.
Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.
Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.
В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.
Цена книги 200 рублей
Посетив страничку автора, Вы познакомитесь с другими его произведениями!
Навигация
Предыдущая статья: ← Прогулки по Риму. Площадь Венеции
Следующая статья: Прогулки по Риму. Фонтан Треви →