Храм всех богов — языческий, Христов,
Простой и мудрый, величаво-строгий,
Не раз я видел, как из тьмы веков,
Взыскуя света, ищет мир дороги,
Как все течет: народы, царства, боги.
А он стоит, для веры сохранен,
И дом искусств, и мир в его чертоге,
Не тронутом дыханием времен.
О, гордость зодчества и Рима — Пантеон.
Байрон
Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».
В Риме каждый уголок дышит античностью, и поэтому просто нельзя пройти мимо площади Ротонда. Она так называется по форме Пантеона, но здесь есть еще одна достопримечательность – фонтан и обелиск Рамзеса II-го, который виден на переднем плане. Именно он поразил меня в свое время, поэтому с него я хочу начать сегодняшнюю экскурсию по древнему Риму.
Сразу после восстановления акведука Аква Вирго, в 1575 году по заказу папы Грегория XIII-го, архитектором Джакомо делла Порта был спроектирован элегантный фонтан, который предназначалось установить на площади Ротонда перед зданием Пантеона. Новый фонтан должен был заменить скромный фонтанчик, установленный перед колоннадой Пантеона и собранный из античный развалин — двух порфировых львов и двух ванн, найденных и перемещённых из храма Изиды и Серапида. Эти артефакты незадолго до осуществления нового проекта были удалены, а скульптуры львов, кстати, пошли на декор для другого монументального и помпезного фонтана — фонтан Моисея.
Цоколь обелиска украшен четырьмя мраморными дельфинами, которые в 1886 году были заменены копиями скульптора Луиджи Амичи, а оригиналы помещены в музей Рима.
В 1711 году папа Клемент XI-й решил улучшить вид фонтана, пригласив для этого архитектора Филиппо Бариджони, и поручил ему вписать в новый фонтан древний египетский обелиск. Вдохновленный фонтаном «Четырех рек» Бернини, архитектор удаляет мраморную чашу, а вместо неё возводит травертиновый постамент с имитацией скал вокруг него и украшенного дельфинами.
Теперь несколько слов о самом обелиске, который меня потряс своим возрастом и вдохновил на исторические исследования.
Обелиск украшен двумя картушами с изображением Рамсеса II-го и иероглифами с его именем, а также восхваляющими надписями.
В древнеегипетских иероглифах картуш — это продолговатый закругленный контур с горизонтальной линией внизу, который указывает на то, что написанный в нём текст является царским именем.
Два парных обелиска из красного гранита были доставлены в Рим из Египта в I-м веке н. э. по распоряжению императора Домициана. Установили их перед храмом Изиды и Сераписа, находившемся на Марсовом поле. Сами же обелиски были изготовлены ещё в конце XIII-го века до н.э. во времена правления фараона Рамзеса II-го и украшали они на то время храм Ра в Гелиополе. Представили реальный возраст обелиска?
Самое время сделать несколько кругов по площади Ротонда вокруг обелиска, чтобы до конца осознать и прочувствовать его почтенный возраст.
А теперь наш путь в Пантеон – храм всех богов!
Пантеон построен на Марсовом поле и располагался между термами Агриппы и термами Нерона
Пантео́н (др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντες — все и θεός — бог) — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.
Из Википедии
У входа посетителей встречают статуи Агриппы и Адриана, что как бы уравновешивает историческую справедливость в отношении здания.
В историю император Адриан вошел, как создатель Пантеона в Риме и как мучитель, убивший сразу четырех христианских святых (Веру, Надежду, Любовь и мать их Софью). Второй поступок историками не доказан, а первый подтвержден документально.
Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась — во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма.
Высота сооружения почти равна его диаметру и составляет 42 метра, толщина стен Пантеона составила 6 метров.
Основной особенностью Пантеона является отверстие по центру купола диаметром 9 метров, называемое «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает воздух и свет. В храме всех богов нет окон.
По легенде, посетив Пантеон и увидев его купол, Николай Коперник окончательно смог рассчитать параметры гелиоцентрической системы мира.
По мнению итальянского профессора Джулио Мальи, Пантеон использовался в качестве гигантских солнечных часов. Направление и форма солнечных лучей меняются в течение года, а 21 апреля, то есть в день основания Рима, солнце освещает вход. Император, входивший в храм в этот торжественный день, мог купаться в лучах солнца.
Пантеон – одно из немногих строений Древнего Рима, сохранившееся до наших дней без изменений. Все время своего существования он привлекал внимание как художников и ученых, так и простых обывателей. Микеланджело считал его ангельским творением. Рафаэль Санти хотел быть похороненным в храме, который, по его мнению, соединял в себе людей и богов. Великий художник был похоронен в Пантеоне в 1520 году.
Могила великого Рафаэля.
На мраморном саркофаге живописца его друг, кардинал Пьетро Бембо написал следующую эпитафию: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого Матерь-природа опасалась быть побеждённой навек, а после его смерти боялась умереть вместе с ним».
Начиная с эпохи Ренессанса, в храме начали делать захоронение знаменитых и выдающихся людей. В Пантеоне погребены, в частности, короли Виктор Эммануил II и Умберто I.
Захоронение Эммануила II, короля, объединившего Италию. Надпись гласит: «Отец отечества»
Здесь погребен Умберто I.
Место индульгенции. Здесь всегда многолюдно. Индульге́нция в католической церкви — освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся.
У главного алтаря Пантеона.
Апрель, 2016
«Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию»
Джузеппе Верди
Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: «ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ
Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:
Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.
Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.
Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.
В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.
Цена книги 200 рублей
Посетив страничку автора, Вы познакомитесь с другими его произведениями!
Навигация
Предыдущая статья: ← Прогулки по Риму. Мосты и набережная Тибра
Следующая статья: Римские Замки (Castelli Romani). Часть 1 →