Один день в Венеции

Венеция – это 118 островков в Адриатическом море, которые связанны с материком длинным мостом. Улицы в Венеции заменяют каналы, их в этом городе 150. Самый широкий и главный водный “проспект” Венеции – Большой канал (“Канал Гранде”). Его ширина достигает 70 метров, а длина около 4 км. Много в Венеции мостов и мостиков, их общее количество составляет около четырех сотен. Этот удивительный город славится своей архитектурой, карнавалом и венецианским стеклом.

Для нас Венеция началась с посещения острова Мурано. Это один из крупных островов Венецианской лагуны, где производят художественное стекло.

Мурано

Расцвет Мурано пришёлся на 1291 год, когда было принято решение перенести туда венецианские стекольные мастерские, поскольку производство стекла представляло опасность для деревянных построек города. С тех пор на острове Мурано находятся заводы и маленькие частные мастерские, производящие знаменитое венецианское стекло. Во время экскурсии на стекольную фабрику нам показали, как это делается. Фотографировать можно было только в мастерской, а на выставке готовой продукции, где глаза разбегаются от красоты образцов и изделий из стекла, был строгий запрет. Эксклюзив, ничего не поделаешь…

Муранское стекло, несмотря на развитие технологий, изготавливается исключительно ручным способом.

Fig001

Мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другом — грушевидным утолщением для набирания стекла. Нагретый на огне конец выдувальной трубки окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынимая трубку из печи, мастер мгновенно начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном коме образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух…

Fig002

Таким способом изготовляются любые вещи: и мелкая стеклянная посуда, и большие зеркальные стекла. За две тысячи лет железная трубка стеклодела не претерпела никаких изменений и не подвергалась никаким усовершенствованиям.

Fig003

В результате получилась вот такая тарелка

Освоив (чисто теоретически) производство муранского стекла, и посетив выставку продажу (на подобную удочку ловят всех туристов во всех без исключения странах мира), мы уплываем по Венецианской лагуне на главный остров.

Fig004

Нас встречают на набережной ряженые девицы, и в первых же лавках нам предлагают довольно странные венецианские сувениры…

Fig005

Fig006

Не уверен, что если жена в таком фартуке будет готовить обед, то это будет способствовать улучшению аппетита :-) 

Fig007

А вот и первые впечатления от Венеции. Вместо привычных тротуаров мы видим канал с водой.

Если театр начинается с вешалки, то Венеция, конечно же, начинается с площади Святого Марка. С этой площади начнется и наша экскурсия по Венеции.

Площадь и собор Святого Марка

Чтобы попасть в сердце Венеции на площадь Сан-Марко от Большого Канала, куда причалил наш катер, мы проходим мимо одной из достопримечательностей Венеции – дворца Дожей. Снимаю над головами тысяч туристов, сплошным потоком, текущим в сторону Сан-Марко.

Fig008

На протяжении многих веков Палаццо Дукале (он же Дворец Дожей) служил резиденцией Венецианского правительства, успел побывать местом для заседаний советов республики, Сенатом, Верховным судом, Министерством и даже пристанищем тайной полиции. А на нижнем этаже размещалась еще и канцелярия, морское ведомство, служба цензоров и конторы юристов.

Fig024

Дворец Дожей примыкает непосредственно к собору Святого Марка. Впечатляет разнообразие архитектурных стилей. Крупным планом снимаю льва на фронтоне.

Fig015

Крылатый лев — геральдический символ Венеции. О его истории я расскажу чуть позже, так как он встречается в Венеции практически везде.

Пройдя еще несколько метров, мы попадаем на площадь Сан-Марко. Первое, что бросается в глаза при подходе к площади – это необычные часы на часовой башне.

Fig009

Часовая башня, она же Торре-дель-Оролоджо (Torre dell’orologio). Праздничное открытие архитектурного сооружения датируется 1 февраля 1499 года. 

История башни достаточно интересная, поэтому предлагаю сделать здесь небольшую остановку. За это время я меняю объектив, и делаю несколько снимков крупным планом.

Fig013

На часовой башне можно выделить четыре фрагмента или 4 блока: вверху бронзовые статуи, ударяющие в колокол. Ниже венецианский лев. Под ним расположен блок, состоящий из двух барабанов с цифрами на эффектном фоне цвета ультрамарин. Цифры видны в окошках справа и слева от золотой статуи Богородицы с Младенцем, стоящей на уступе полукруглом в нише над циферблатом часов. Римские цифры в левом оконном проеме показывают часы, а арабскими цифрами в правом окне обозначены минуты, однако сменяются они лишь раз в пять минут.

Внизу мы видим старинные астрономические сине-золотые часы на 24 деления, богато украшенные эмалью и позолотой.

Начнём сверху, и обратим внимание на статуи старика и юноши, которые бьют в колокол.

Fig014

Эти две трехметровые бронзовые статуи называют «маврами» из-за темного цвета металла. Одна скульптура изображает бородатого старика, другая — безбородого юношу, что символизирует прошлое и настоящее. Статуи движутся: они ударяют молотами по колоколу, отбивая время. Показаниям времени на часах соответствует количество ударов каждого из мавров. Первым бьет в колокол бородатый мавр, символизируя уходящее прошлое — его удар опережает стрелки часов, приближающиеся к новому часу. Через некоторое время, возвещая о настоящем и будущем, следует удар молота молодого мавра — звон на пару минут запаздывает после наступления нового часа.

Следующий фрагмент на часовой башне – это Герб Венеции, или крылатый лев.

Fig045

Герб Венеции расположили высоко на часовой башне, чтобы его было хорошо видно отовсюду. Он символизирует евангелиста Святого Марка, и держит в лапах раскрытую Библию. Лапа на раскрытом Евангелии означает миролюбие.

Fig043

Наиболее значимый узел часового механизма — старинные астрономические часы. Непосредственно циферблат имеет конструкцию из трех компонентов: двух движущихся внутренних дисков, и статичного внешнего. Неподвижный внешний диск, с выгравированными римскими цифрами от I до XXIIII, выполнен из белого мрамора. Указатель золоченой стрелки с изображением Солнца плавно движется по мраморным делениям, отмеряя отрезки текущего времени. Внутри мы видим знаки зодиака, звезды и луну. Детали лучше рассматривать на нижнем снимке.

Fig046

Чтобы определить какой из двенадцати символов зодиакального круга активен в настоящее время, достаточно увидеть какой из них находится в данный момент под изображением Солнца со стрелкой. А определить положение Луны (Луна при этом вращается вокруг своей оси), ее фазу и нахождение ее в зодиакальном знаке поможет центральная сфера циферблата.

Удивительно, что через 500 лет часы продолжают работать и показывать точное время!

Давайте теперь вместе прогуляемся по площади Сан-Марко, а потом вернемся к ее главной достопримечательности – собору Святого Марка

Fig040

На площади Святого Марка

Площадь Сан-Марко — это душа и сердце Венеции — широкая, красивая, нарядная! Неудивительно, что мы влюбляемся в нее с первого взгляда :-) 

Fig041

Из-за огромных размеров трудно показать всю площадь в одном кадре. Тем не менее, на этом снимке хорошо видны здания Старой и Новой Прокурации по бокам, и крыло Наполеона в центре.

Представителями исполнительной власти Венеции были прокураторы. Их основной функцией было управление государственной недвижимостью. Они должны были следить за эксплуатацией, реставрацией и реконструкцией значимых зданий и сооружений, принадлежавших государству. Так, в Венеции появилось административное учреждение, которое называлось Прокурацией.

Старому зданию Прокурации (на снимке справа) 500 лет, а новому (слева) — 450 лет.

Прокурации соединяет Атриум, называемый также крылом Наполеона. Наполеон повелел построить здесь зал для балов. Сейчас в этом крыле большой музей истории города.

Fig021

Старые Прокурации — место обитания чиновников Республики с 1517 года.

Fig039

Первые этажи Прокураций заняты самыми дорогими кофейнями в мире.

Fig038

В таком кафе всегда живая музыка

А теперь полюбуемся площадью Сан-Марко с противоположной стороны

Fig057

Вид на площадь с крыла Наполеона

Колокольня или звонница высотой около 100 метров, опять же названа в честь Святого Марка. Она была построена в 1514 году, и кроме церковных функций служила также маяком для кораблей, входивших в лагуну — видно её практически отовсюду. Колокольня знаменита еще тем, что Галилео Галилей в 1609 году установил на ней свой первый телескоп.

За колокольней находится собор Святого Марка, откуда мы пришли, и сейчас завершим круг, подойдя к нему поближе.

Fig020

Собор Сан-Марко

Из истории известно, что мощи Св. Марка были выкрадены из Александрии двумя венецианскими купцами с помощью свиной туши, в которую они были спрятаны. Мусульмане на таможне к туше не прикасались, и таким образом похитители благополучно перевезли их в Венецию в 829 году. Сразу после этого был заложен Собор Сан-Марко. Один раз его перестраивали, и примерно в таком виде собор стоит с 1094 года. Кроме главной реликвии в соборе хранится большое число древних ценностей, спасенных крестоносцами из разграбленного мусульманами Константинополя.

Нет возможности в коротком очерке показать и описать все ценности собора, их очень много. Это и Пала-д’Оро — алтарь, состоящий из 250 эмалевых миниатюр, выполненных византийскими художниками, икона Богоматери «Никопея», созданная в X веке, а также великолепные позолоченные мозаики XII-XIII веков. Попробую с помощью фотографий, сделанных большей частью снаружи (внутри снимать запрещено) передать в какой-то степени великолепие Собора Сан-Марко.

Fig016

Статуя апостола Марка, украшающая центральный фасад храма

Fig017

Позолоченный лев- символ Венеции, такой же, как и на часовой башне

Fig018

Центральная мозаика на фронтоне собора — «Явление Христа Судии».

Fig042

Фрагмент квадриги и фигура с водостоком.

Fig048

Витраж и лоджия с квадригой

Прекрасная квадрига из позолоченной бронзы вывезена 800 лет назад из разграбленного Константинополя. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э. Долгое время эти кони стояли на соборе Сан-Марко, но потом их убрали под крышу. На соборе сейчас их точная реплика.

В 1364 году Петрарка писал о ней: «…красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание».

На люнетах и арках дверей, ведущих в собор, мозаичный цикл повествует о рождении детей прародителей, об убийстве Каином Авеля и гибели человечества во время великого потопа и спасении праведного Ноя. Далее идет подробная иллюстрация в позолоченной мозаике Книги Бытия, начиная с сотворения мира и заканчивая историей Моисея.

Приведу только несколько фрагментов.

Fig049

Северный свод. Опьянение Ноя.

«И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим». Сим и Иафет укрыли Ноя. «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих». Похороны Ноя.

Fig050

Fig051

Жемчужины внутреннего убранства — купольные мозаики на библейские темы.

Fig022

На самом краю площади Святого Марка высятся две колонны — символические ворота в Венецию.

Колонны привезены целиком из Византии в XII веке.

Правую колонну венчает статуя Святого Теодора, убивающего дракона: он был патроном Венеции, пока сюда не перевезли мощи апостола Марка, ставшего новым покровителем города. Вторую колонну украшает крылатый лев, отлитый из бронзы. Лев является символом Святого Марка, позднее он стал и символом города. Чтобы лучше разглядеть детали, пришлось заменить объектив на «телевик».

Fig010

Лев появился на берегах Венеции благодаря воинам Крестовых походов в 11-12 веках.

Несколько снимков Святого Теодора с разных точек.

Fig011

Колонна Святого Теодора увенчана статуей этого святого, покровителя Венеции. Обратим внимание на «прирученного» крокодила у ног Святого Теодора — он символизирует могущество города на морях.

Fig012

Вид на статую из дворца Дожей. Красные четырехрожковые фонари также являются визитной карточкой Венеции.

Fig023

Гондолы на Большом канале ждут посетителей.

Экскурсия по городу

1,5 часа мы гуляли с гидом по узким улочкам Венеции, перешли по мостикам множество каналов, посмотрели несколько новых площадей, и в какой-то степени прочувствовали дух этого необычного города.

Fig025

Нам повезло, что в апреле еще не пик сезона, а летом или во время карнавала в Венеции ходить по улицам невозможно, так как все проходы забиты людьми. Чтобы пройти по мостику, надо занимать очередь.

Fig026

Fig027

Fig028

Большинство венецианских улочек-каналов так узки, что в стены противоположных домов можно легко упереться руками.

Fig029

Fig030

Мощная доминиканская церковь Сан Джиованни э Паоло, венецианцы зовут ее Сан-Дзаниполо. Несмотря на внешнюю скромную видимость, это сооружение огромно. На протяжении веков оно использовалось как Пантеон, в нем захоронено 25 из 58 венецианских дожей. Рядом с церковью любопытный памятник.

Fig031

Это Бартоломео Коллеони, знаменитый солдат удачи, профессиональный наемник. По-итальянски его профессия называется «кондотьер». Он прославился не только талантом военачальника, но еще и благородством, которое, несмотря на сомнительный род занятий, оставило его имя незапятнанным. Он честно служил тем, кто его нанимал, и переходил со стороны на сторону только после подписания контракта. Последние 20 лет своей жизни с 1455 по 1475 год он руководил армией Венеции. Перед смертью Коллеони пожелал оставить все свои владения и денежные средства городу с одним условием: он хотел, чтобы его конная статуя была воздвигнута возле Сан-Марко. Имелся в виду собор, разумеется. Вообще, на площади Сан Марко статуй нет. Не положено. Но хитрые венецианцы, которым нужны были деньги для войны с Турцией, согласились. И выполнили свое обещание. Статуя стоит возле Сан-Марка. Больницы Св. Марка. Дело в том, что генерал в завещании не указал, на какой именно площади ставить статую, в завещании есть только название: Сан-Марко. А площадей таких в Венеции две: одна у собора, другая у больницы. Красивая комбинация: последняя воля покойного соблюдена относительно честно, и денежки получены.

Fig032

Fig033

Fig034

Ресторанчик у воды и столик на двоих

Fig035

Fig036

Большой канал («Канал Гранде»), напоминающий по форме букву «S», — главная улица Венеции.

Fig037

Fig053

Fig054

Fig055

Fig056

Типичная лавка с венецианским стеклом

Fig058

Знаменитый мост «Вздохов» соединяет дворец Дожей со зданием бывшей тюрьмы.

Название «мост Вздохов» придумал Байрон. Красиво, правда? Здание на правом берегу канала — это тюрьма. Уже недействующая. А слева дворец Дожей. По закрытому со всех сторон мостику с двумя ажурными решетками-окошками водили на допросы заключенных. Заключенного вели на допрос или в суд по коридору без окон, потом судьба его решалась, и он возвращался в тюрьму. На последнем пути в тюремную клетку он мог бросить взгляд на Лагуну сквозь каменную вязь решетки моста, и горестно вздохнуть.

Апрель, 2016

«Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию»

Джузеппе Верди

Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: «ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ»

Hardcover-Book-MockUp-Italy

 ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ

Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:

Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.

Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.

Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.

В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.

Цена  книги 200 рублей 

Автор Михаил Назаров

Посетив страничку автора, Вы познакомитесь с другими его произведениями!

Навигация

Предыдущая статья: ←

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Один день в Венеции" оставлено 4 коммент.
  1. Tatiana:

    Спасибо за колоритную и увлекательную экскурсию по Венеции!!!
    А что означает «Август, 2016» в завершении эссе?:)

  2. Sofia Slabeyciusova-Berezina:

    Михаил! Спасибо за интересное сопровождение к шикарным фотографиям, которые открывают то, что невозможно было заметить при беглом осмотре!

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти