Карнавал в Западной Германии.

В западных, католических частях Германии, в том числе и в земле Северный Рейн — Вестфалия, карнавал — самый яркий праздник в году. Говорят даже, что карнавал это пятое время года. Территориально характер карнавала меняется. В швейцарском немецко-говорящем Базеле, он зловеще — мистический, севернее — он шутливо — хулиганский. Однако везде он трактуется, как праздник дураков (шутов, чудаков) — Narren. Происхождение такого рода персон восходит к временам монархических дворов, когда правитель имел при себе шутов. Это были весьма осведомленные личности, наделенные острым умом и быстрой реакцией. По каким-то соображениям им было отказано в нормальном карьерном росте. Единственное, что им дозволялось — в смехотворной форме высказывать свое видение событий и людей. Часто дураки делали политическую погоду.

Я расскажу о карнавале, в основном, на примере Аахена и его пригородов. Сразу после наступления русского старого года (хотя эта дата воспринимается немцами с полным недоумением), витрины магазинов меняют свои декорации. Благостная рождественская тематика сменяется яркой карнавальной. Это начинается подготовка к буйным торжествам перед великим постом.

В карнавале может принять участие всякий, способный причислить себя к славному многочисленному племени «дураков». Поэтому карнавал это время и место для высмеивания и сатиры. По нескольким программам TV ежевечерне показывают залы на несколько сот человек. Все сидят за столами в умопомрачительных костюмах, хохочут, выпивают, танцуют. Обычно шоу ведет «Принц дураков», выбранный еще в предыдущем году. Этот шоумен, объявляет номера, подает реплики, руководит общими выкриками, пением, контролирует реакцию зала. Критикуют правительство, жен, мужей, законодательные реформы, систему мироздания. Зрелище красочное, искреннее, веселое, заразительное и доброе. Эта часть действа «для избранных» происходит в рамках объединений (Verein-ов), которые готовятся к карнавалу заранее.

Одним из первых в ряду карнавальных мероприятий в Аахене является вручение ордена «wider den tierischen Ernst» (против «звериной серьезности»). Носитель этого ордена посвящается в рыцари. Орден был учрежден в 1952 году по инициативе председателя аахенского карнавального объединения. Это единственный орден, который вручается «не за, а против». Рыцарь должен проявлять человечность и остроумие в жизни и на работе. Поводом для учреждения ордена послужил поступок одного военного государственного адвоката, представителя английской оккупационной власти, освободившего из-под стражи заключенного, бывшего пленного, на два дня раньше положенного срока. Обоснованием тому было: «Тот, кто вернулся домой после плена, не должен проводить главный праздник Рейн-Вестфалии за решеткой».

С тех пор орденом награждаются политики, дипломаты, юристы, актеры. В числе многочисленных награжденных — знаменитые личности: канцлер Аденауэр за талант представлять сложные обстоятельства просто; министр обороны, а затем канцлер, Хельмут Шмидт, разрешивший солдатам носить модные тогда длинные волосы; писатель-юморист Эфраим Кишон; председатель парламента ФРГ Рихард Штюклер, считающий, что юмор — это основа демократии; княгиня Глория Турн унд Таксис — за теплые материнские, творческие действия.

Аахенское карнавальное общество поставило себе целью гуманизацию политики при помощи юмора, который они считают важным фактом культуры. По мере развития массмедиа, этот праздник транслировался сначала по радио, а теперь и по главным программам TV.

Обычно главным предметом осмеяния становятся политики и европейские чиновники. До сих пор не утихает общественный интерес к личности рыцаря, бывшему министру обороны Карлу Теодору цу Гуттенбергу, уличенному в научном плагиате. В Аахене его блестяще представлял брат — Филипп цу Гуттенберг. Скандалы сопровождали также бывшего президента Германии Кристиана Вульфа по поводу аферы с получением кредитов. Поэтому карнавалисты советуют обремененными долгами Греции и Португалии, обратиться к президенту К.Вульфу за консультацией, как получать им льготные кредиты. Досталось и канцлеру Ангеле Меркель. Пока в шутку в немецкий язык вошли три новых глагола: guttenbergen — присваивать интеллектуальную собственность, wulfen — много говорить, но не сказать правду и, вместе с тем, не соврать, merkeln — проявлять нерешительность, медлить. Интересно, как долго эти глаголы проживут, или исчезнут вместе с уходом со сцены политиков? Вообще в Германии народ не дремлет и быстро с юмором реагирует на все политические аферы и промашки.

Очередной официальный сезон во всех городах земли Северный Рейн — Вестфалия начинается задолго до карнавала, а именно 11 числа 11 месяца в 11 часов 11 минут. В это мгновенье в ранцах учеников в школах начинают звонить будильники, что повергает неопытных учителей в шок.

Начинаются организационные мероприятия. Они сопровождаются питиём пива под руководством активистов — карнавалистов. В это же время переизбирается карнавальный принц — принц дураков. Его власть ограничивается одним годом. На одном из переизбраний принца мы присутствовали. Столы с напитками, шоу. Галерея портретов предыдущих принцев. Карнавальная традиция уходит в века, но с момента совпадения ее с изобретением фотографии, остались зримые результаты. Принцы в костюмах и без. Молодые и старые. Веселые и грустные. Традиция карнавалов прерывалась на десять лет, связанных с войной. Последний предвоенный принц нашего городка странно похож на Кафку. Что это? Мистика карнавала? Так или иначе, еще раз подтвердилось мое ощущение, что карнавал — признак здоровья нации. Сейчас Германия здорова.

clip_image002

   Ежегодные выборы принца дураков.

clip_image004

   Не обходится без канкана.

clip_image006

   Наконец, новый принц выбран.

В этом году карнавал начинается в «жирный четверг» 11 февраля. Этот день и ночь на пятницу принадлежит ведьмам. В это время все женщины — ведьмы, по определению. К хулиганским традициям карнавала относится дозволенность, чтобы не сказать обязанность, женщине (ведьме) обрезать мужчине галстук, как символ лишения его мужского достоинства. Это делает опасным пребывание в цивильном обличии на этом празднике.

   В те же магические 11 часов 11 минут толпа дураков собирается около здания Ратхауза (Горсовета). Впереди принц. За ним массы, вооруженные канонами. Весёлая полемика принца и бургомистра.

clip_image008

   Принц в шутовском облачении старается переплюнуть соперника в остроумии.

   Несколько выстрелов, запах пороха и испуганный бургомистр сдает ключи от города принцу. Наступает власть дураков до окончания карнавала. Этот символический захват власти, видимо, соответствует «второму Я» (alter ego) масс. Тайное желание кого-то свергнуть и хоть немного «порулить»- реализовано.

clip_image010

      Первый выстрел в сторону Ратхауза.

clip_image012

Мэр нашего городка арестован дураками. Власть свергнута!

clip_image014

   Победа!

clip_image016

Ключ от города у принцессы карнавала 1915 года.

clip_image018

Дураки празднуют победу.

clip_image020

  После коллективного пения народных карнавальных песен все идут пить пиво и праздновать победу.

В попытке воспроизведения карнавала на отечественной почве, в Петербурге, в бытность руководства города В.И. Матвеенко, очень удивили меня некоторые его детали. Во-первых, время проведения карнавала было приурочено не к великому посту, то есть масленице, а ко дню рождения города, то есть, к концу мая. Это уже не карнавал, а в лучшем случае, маскарад. Во вторых, у госпожи Матвиенко, наряженной в костюм с галстуком, кто-то его отрезал галстук. Какое такое мужское достоинство потеряла Валентина Ивановна? В третьих, Смольный никто не штурмовал. Видимо, утратить власть даже на время, даже в шутку, для наших власть предержащих — невообразимо. Достопочтенная госпожа Мэр руководила как дураками, так и умными подданными без их разделения. Тем самым, исчезла главная интрига противостояния. В четвертых, карнавал был сведен только к шествию. Народу была отведена пассивная роль зевак.

   Эти неточности искажают смысл карнавального действа. Ведь карнавал — carnavale в переводе с итальянского, где карнавал зародился, означает «прощай мясо». Это — последние дни перед великим постом. Традиция буйного поведения на карнавале относится к еще более ранним временам римских сатурналий и средневековой мистики. Более поздняя игра в революционные традиции — это уже 18-19 век. Самое активное участие народа — непременное условие карнавала. В отличие от карнавала, маскарад не имеет определённого сценария. Это просто переодевание.

   Венцом карнавала является шествие (Zug). Кажется, что энергия веселья уже не помещается в стенах и выплескивается на улицу. Шествие бывает в «тюльпанное воскресенье» и «розовый понедельник». Практически все без исключения жители — стар и млад, пленники инвалидных и детских колясок — наряжаются, гримируются, оснащаются разными карнавальными причиндалами. Такие шествия проходят через все города и деревни, каждый населённый пункт. Это яркое народное зрелище, продолжается несколько часов.

clip_image022

   Принц и поверженный мэр вместе с непременной Марийхен возглавляют   победное шествие дураков.

   На карнавале можно смеяться над всем. Для этого нужно сбросить с себя спесь возраста, положения, богатства и просто радоваться, удивляться, танцевать, кричать, есть конфеты, пропустить шкалик. Очень даже желательно по — дурацки одеться. Это может быть, как у одной старой дамы, норковая шубка и соломенная шляпка с целым садом цветов, или у тощего молодого человека, крылышки, сделанные из двух одежных вешалок, обтянутых колготками, и длинные усики на голове — он был стрекозой. Очень распространено окрашивание волос в разные невероятные цвета — розовый, фиолетовый, зеленый, а можно и во все сразу. Хорошо нарисовать себе на физиономии цветочки, щетину, клоунский рот, треугольные брови.

clip_image024

      Костюмчик может быть и простенький.

clip_image025

   Скромное обаяние клоунады.

clip_image027

   Начало карнавальной карьеры

clip_image029

   По главной улице с оркестром.

clip_image031

   Многие предприятия демонстрирует свои изделия. Здесь пряники и вафли.

   Сверху в народ летят сладости.

   Аахенский Zug особенно впечатляющий. Шествие длится больше трех часов. Его обычно начинает живописный оркестр в форме какого-то государства какого-то века под руководством тамбурмажора. Барабанный бой и пронзительные флейты. Дальше — кони, величиной с половину слона. Они везут старинные фуры (я не знаю точно, что такое фура, но мне кажется, что она должна выглядеть именно так).

clip_image033

   Битюги размером в половину слона

   Дальше следуют всадники на конях обычной величины, отмеченные изяществом и породистостью. Кони идут танцующим шагом, удивительно угадывая такт музыки. Их сменяют первобытные люди в звериных шкурах, с палицами и каменными молотками. Стада чертей вперемешку с ангелами. Тяжелые трактора и огромные грузовики, задрапированные под старинные крепости, корабли, цветущие сады. Рыцари, пираты, разбойники, садовники кидают в толпу, обрамляющую шествие, цветы и конфеты. Везут старинные пушки на полуистлевших деревянных лафетах. Время от времени эти пушки стреляют. Иногда в шествие вплетаются представители чопорного высшего общества во фраках, бальных платьях, под кружевными зонтиками, с лорнетами. Их сменяют дружно шатающие «подвыпившие» гуляки. Цыгане, менестрели, пейзане, короли, клоуны, заключённые. Каждый со своей музыкой или декорацией. Все, кто может, включая детей, несут мешки или корзины с конфетами, шкаликами, сувенирами, раздавая их по дороге.

Толпа кричит, хлопает, пританцовывает, приветствуя их. В узловых точках маршрута стоят модераторы с музыкальной и звуковой техникой, которые «заводят» зрителей на исполнение популярных песен, мелодий, танцев. Карнавальная традиция имеет свои возгласы, мотивы, песни.

К большому стыду должна сказать, что во время первого карнавала, в котором мы принимали участие, одеты мы были как обычно. Не осознали важности момента, не слились с массами, поленились, в общем, каюсь. Таких зануд было немного. Но вели себя мы пристойно. Как и все, ловили и собирали конфеты, пряники, жвачки, цветы, игрушки и прочие сувениры. Танцевали, хлопали в ладоши, кричали и подпевали. Давали обсыпать себя серпантином и конфетти. Выпили по поднесенной бутылочке ликера (20 мл). Их не бросают в толпу, а выдают в руки.

В качестве зрителей участвует всё население. Оно является объектом конфетометания. Тот, кто не стоит шеренгами вдоль движения процессии, торчит в окнах домов, на балконах. Их тоже атакуют конфетами. Некоторые обитатели высоких этажей для лучшего сбора подвешивают зонтики, ручкой вверх. Зонтики используются и внизу для этой же цели. Вспоминался сеанс черной магии у Воланда, когда разбросанные ассигнации позже превращались в бумажки. Здесь все без обмана — конфеты есть конфеты, цветы есть цветы. Не перестает восхищать просто веселье, просто доброта, просто щедрость, просто удивление — все при ненавязчивой организованности и порядке.

clip_image035

   Нетрадиционное использование зонтов. Что вместительней — зонт или

   мешок?

Во время карнавала можно делать то, что запрещается обычно — горланить, мусорить, в общем, как здесь говорят, «выпускать свинью» (das Swein herauslassen). Действительно, когда заканчивается шествие, улица представляет собой жалкое зрелище — бумажки от конфет, пластиковые пакеты, растоптанные сладости, банки от пива, шкалики, коробки от сувениров… И вот завершение. Примерно в пятнадцатиминутном отрыве от последнего участника шествия, наступает армия мусорщиков, вооруженных метлами и мусороуборочными машинами. Она настолько деловито активна, что меньше, чем через два часа улица приобретает свой обычный пристойный вид.

Карнавал существенно отличается от прежних советских демонстраций своей раскованностью, непринужденностью и непременным желанием показать себя легкомысленным дурачком, а не верноподданным умником. Это необычайно доброжелательное сумасшествие заражает всех участвующих. Карнавалу, как и заседаниям карнавальных объединений, присуща политическая сатира, иногда современная, а, иногда, уходящая в глубь времен. Времена оккупации Рейн-Вестфалии Наполеоном высмеиваются до сих пор. Люди, наряженные во французскую униформу, отдают честь левой рукой — знак сомнительного уважения к оккупантам. Безжалостно высмеиваются современные политики. Их абсолютно узнаваемые фигуры, иногда обнаженные, демонстрируют действия и ситуации явно не одобряемые народом. Особенно ядовитая политическая сатира представляется на карнавале в Кельне.

clip_image037

Пародия на противоестественную коалицию федерального канцлера Германии от Христианско-демократического союз Ангелы Меркель и лидера социал-демократической партии Курта Бека на карнавале 2008 года в Кёльне. Их унылые фигуры стягивает пояс с надписью: «Ещё два года большой коалиции».

Итак, всю вторую половину февраля западные земли Германии пребывают в пароксизме карнавала. По окончании очередного карнавала, тут же начинаются готовиться к следующему. Король умер! Да здравствует король!  

В среду утром во всех церквях начинают звонить колокола. Звон серьезный и убедительный. Он призывает граждан отойти от излишеств и глупостей, взяться за ум, проявить благонравие и благоразумие. Наступает «пепельная» среда, призванная испепелить карнавальный дух и смиренно войти в первый день великого поста.

    В этом очерке я использовала, в основном, фотографии, любезно предоставленные Владимиром Швеммером.  

Автор Маргарита Рупперт

Навигация

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти