ЖИТЬ на ВОДЕ — VIVRE sur L’EAU

Парижанам, возможно, чуть меньше туристам (и все же) легко заметить, что вдоль берегов Сены пришвартовано довольно много баржей, которые, кажется, находятся там постоянно. Действительно, во французской столице и ее окрестностях есть несколько зон, где предлагаются причалы. То есть места, где могут быть пришвартованы корабли. Как и во всех портах. Эти объекты в основном расположены в:
Клиши, Леваллуа, Сюрэн, Булонь, вниз по течению от Парижа, а также в Париже между Эйфелевой башней и площадью Согласия, затем вверх по течению от Иль-де-ла-Сите, Аустерлицского вокзала и Берси. Так кто же такие люди, живущие на воде в Париже и его окрестностях? Можно их разделить на три категории.

РЕЧНИКИ
Это профессионалы в области транспортировки товаров по сети каналов, построенных во Франции, начиная с 18 го века. Они работают и живут на баржах, которыми управляют. Большинство этих барж в настоящее время являются самоходными баржами типа Фрейсине (Freycinet). То есть речные баржи размером 38,50 м х 5,05 м, грузоподъемностью от 300 до 350 тонн.
Это соответствует максимальным размерам, допускаемым большинством шлюзов французских каналов. Это может показаться довольно солидным, но тем не менее, это скромно по сравнению со стандартом рейнских барж, грузоподъемность которых составляет от 2 500 до 10 000 тонн!
Стандартная планировка баржи Фрейсине — это маневровая каюта с жильем на корме и еще одна каюта для детей на носу. Таким образом, между ними остается стапель площадью около 150 м2.

Баожа Фрейсине полностью нагруженная

Баржа Фрейсине полностью нагруженная

Баржа Фрейсине пустая

Баржа Фрейсине пустая

Перевозки из Гавра в Конфлан обычно осуществляются на баржах большего размера, чем баржи Фрейсине, длиной 78 — 79 м и шириной 6 — 7 м, а то и больше, грузоподъемностью 720 — 1000 т.

Три типа баржи, слева направо: большая речная (70 х 9 m), фрейсине (40 х 5 m) и баржа среднего типа (60 х 7 m)

Три типа баржи, слева направо: большая речная (70 х 9 m), фрейсине (40 х 5 m) и баржа среднего типа (60 х 7 m)

Фламанская баржа "Аак" - Бокова киль -мобильна, она, при надобности, позволяет подержать стабильность баржи

Фламандская баржа «Аак» — Стандартный габарит -меньше  18 m. Боковой киль -мобильный, он, при надобности, позволяет поддержать стабильность баржи

Баржа речня - длинее и шире баржи "Фрейсине", с форсштевенью по выше.

Баржа речная — длиннее и шире баржи «Фрейсине», с форштевнем (носом) выше.

Нефтенная баржа- танкер, регистрированная в Гавре (где находится крупный нефтеперерабатывающий комлекс в Гонфревиль Л'Орше.

Нефтяная баржа- танкер, зарегистрированная в Гавре, где находится крупный нефтеперерабатывающий комплекс в Гонфревиль Л’Орше.

Носовая часть баржи-танкера

Носовая часть баржи-танкера

баржа-танкер

Баржа-танкер

Один моряк-речник объяснил мне, что навигация с этими большими баржами предназначена на реках, но все еще возможна на северных каналах, шлюзы которых принимают их размеры.
Маленькая деталь: размеры шлюзов рассчитаны на длину барж, без учета руля. Поэтому, когда баржа вошла в шлюз, нужно сложить руль перпендикулярно баржевой оси, чтобы он не был поврежден закрытием ворот шлюза! Первоначально баржа была просто пассивным судном, которое тянули волы или лошади.

Все французские каналы оснащены буксирными дорожками, которые позволяли тянуть эти баржи на живой тяге. Затем, к концу 50-ых годов баржи стали моторизованными и превратились в самоходные баржи. В 60-ом году Першеронские и Булоньские лошади покинули каналы и пахоту, их заменили на ипподроме чистокровные породы. Другие времена, другие обычаи…

КОНФЛАН СЕНТ ОНОРИН
является столицей навигации на внутренних водных путях Франции. Город расположен в 25 км по прямой от Парижа вниз по течению Сены, в месте слияния её с рекой Уаза. А по извилинам Сены — 70 км.
Уаза позволяет осуществить судоходство к северо-востоку Франции, по Самбре, затем по Мёзу к Северному морю, до большой дельты между Антверпеном и Роттердамом. Вилка канала Уазы, канал Сен-Квентин, ведет к Шельде, которая течёт до той же дельты.

синий цвет = судоходные реки зелёный цвет = судоходные каналы светло-зелёный = неупотребляемые реки светло-фиолетовый цвет = неупотребляемые каналы

синий цвет = судоходные реки
зелёный цвет = судоходные каналы
светло-зелёный =неиспользуемые реки
светло-фиолетовый цвет =неиспользуемые каналы

Из Гавра глубоководные грузовые суда, которые могут это сделать, следуют в Руан, где их грузы перегружаются на баржи, и те следуют в Конфлан, а некоторые из них в Генневилье.

Когда баржи на причале, или в шлюзе, их руль сложен, чтобы его защитить от повреждения.

Когда баржи на причале или в шлюзе, их руль сложен, чтобы его защитить от повреждения.

Тритон 25 - толкающий буксир

Тритон 25 — толкающий буксир

МОРЭ СЮР ЛУЭН
Выше по течению от Парижа находится эквивалент Конфлана, где река Луэн соединяется с Сеной. Отсюда Орлеанский канал, Сена и чуть выше река Йонна обеспечивают связь с Роной. Таким образом, речная сеть переплетается по направлению к югу.

Городок Морэ сюр Луен - старинный центр

Городок Морэ сюр Луэн — старинный центр

Морэ сюр Луен - Бургундские Ворота

Морэ сюр Луэн — Бургундские Ворота

Морэ - Церковь Рождественской Богоматери с берегов реки Луен

Морэ — Церковь Рождественской Богоматери с берегов реки Луэн

Морэ - река Луен, несудоходное русло

Морэ — река Луэн, несудоходное русло

Церковь Рождественской Богоматери

Церковь Рождественской Богоматери

Центральый неф церкви

Центральный неф церкви

Слияние Луена слева в Сену справа

Слияние Луэна слева в Сену справа

Фрейсине в причале в Луене

Фрейсине в причале на Луэне

Некоторые баржи, их довольно мало, могут пересечь Париж и подняться к Марне или к Мор сюр Луэн, чтобы пройти по Орлеанскому каналу. Однако, поскольку уровень воды в Луаре сильно меняется зимой и летом, его использование очень ограничено.
В целом, экономическая тенденция заключалась в гонке за немедленной прибылью, что поощряло предпочтение быстрых автомобильных перевозок железнодорожным и водным. Эти даже представлялись как старомодные… Только сейчас, в контексте глобального потепления, мы осознаем, что автомобильный транспорт гораздо больше загрязняет окружающую среду, чем речной. Например, для перевозки 1 т груза на грузовике с полуприцепом требуется 15 л.с. мощности двигателя, тогда как для перевозки 1 т груза на барже Фрейсине требуется всего 1 л.с. мощности двигателя… Но экономика «прямого потока», которую позволяет автомобильный транспорт, даёт избежать складирования и предполагает максимальную рентабельность…

ТОРГОВЦЫ
представляют очень маленькую часть активных жителей на воде. Это касается только внутреннего Парижа. Вдоль набережных расположено несколько коммерческих предприятий. Это рестораны, ночные клубы, бассейн Жозефины Бейкер на Сене, а также места для проведения вечеринок, которые можно взять напрокат. Заведений немного, но некоторые из них стали символами столицы, подобно Эйфелевой башне, как например, «Батофар», у подножья очень Большой Библиотеки им. Франсуа Миттерана.

Баржи-рестораны на уровне Лувра

Баржи-рестораны на уровне Лувра

Найтклуб "Батофар" (Плавучий маяк), на Вокзальной набережной, у подножия Очень Большой Библиотеки.

Найтклуб «Батофар» (Плавучий маяк), на Вокзальной набережной, у подножия очень Большой Библиотеки.

ЧАСТНИКИ
Это люди, которые выбрали постоянное проживание на барже. Такое явление наблюдается в основном в морских портах, т.е. на побережье. Но оно существует и в Париже, в самом широком смысле этого слова. Это места, указанные выше: от Аньера до моста Исси-ле-Мулино в Париже, затем до Конкорда, и в меньшей степени до нижней оконечности острова Иль-де-ла-Сите. На этих якорных стоянках баржи размещаются в два ряда, редко в три. Это означает, что баржи типа Фрейсине устанавливаются на длительный срок. Вы не перемещаете баржу длиной в 40 м и шириной в 5 м, когда нужно для этого переместить 3 или 4 другие соседние баржи! Независимо от типа жилья, переезд никогда не бывает простым делом, но в данном случае это  сложное дело…
Жилая площадь Фрейсине составляет 190 м2. Получается очень просторная квартира. Вы можете найти предложения переоборудованных Фрейсине от 300 000 до 600 000 €. Это означает большие инвестиции. Размещение в Париже стоит в среднем 1000 € /месяц. С другой стороны, недостроенный Фрейсине можно найти за 60 000 €. А размещение за пределами Парижа, например, в Лонгёй, стоит €1300/ год. Это означает, что «экономически слабых» владельцев Фрейсине, вероятно, немного. И среди владельцев фламандских барж (Aak — 19 м x 4м), по крайней мере в Париже, их не так много.

Баржи по обеим сторонам Сены, чуть высше площади Согласия

Баржи по обеим сторонам Сены, чуть выше площади Согласия

Вид на речной автобус и левый берег реки Сен, через озеленённой террас баржи. швартованной на правом берегу.

Вид на речной автобус и левый берег реки Сены, через озеленённую террасу баржи, пришвартованной на правом берегу.

Но легко понять привлекательность жизни в большой квартире с террасой с деревьями, на берегу реки и в самом центре города. Факт остается фактом: количество барж, установленных в Париже, в целом довольно мало по отношению к населению столицы и близлежащих к Парижу городов, где пришвартованы баржи. Это места, где все еще функционирует забытый аспект жизни: медлительность, основополагающий компонент навигации на барже.

♦♦♦♦♦

Il est assez facile pour les Parisiens, peut-être un peu moins pour les touristes (et encore) de remarquer que le long des berges de la Seine sont amarrées d’assez nombreuses embarcations qui semblent être là à demeure. Effectivement la capitale française et ses environs comportent un certains nombre de zones où sont proposés des anneaux. C’est à dire des emplacements où l’on peut amarrer de navires. Comme dans tous les ports. Ces emplacements se répartissent principalement à
Clichy, Levallois, Suresnes, Boulogne, en aval de Paris, et dans Paris entre la tour Eiffel et la place de la Concorde, puis en amont de l’île de la Cité, à la hauteur de la gare d’Austerlitz et de Bercy.
Qui sont donc ceux qui vivent sur l’eau à Paris et dans ses environs ?
On peut en distinguer trois catégories.

Les MARINIERS. Ce sont des professionnels de la navigation de transport sur le réseau de canaux qui parcourent la France depuis le XVIII e siècle. Ils travaillent et habitent sur les péniches qu’ils conduisent. La plupart de ces péniches sont actuellement de automotrices de type Freycinet. C’est à dire des péniches fluviales de 38,50m x 5,05m pour un emport de 300 à 350 tonnes. Ce qui correspond au gabarit maximal permis par la structure des canaux français. Cela peut sembler important, mais c’est modeste comparé au standard des péniches rhénanes dont l’emport est de 2500 tonnes!
L’aménagement par défaut d’une péniche Freycinet est d’une cabine de manœuvre avec un logement à l’arrière et d’une autre cabine pour les enfants à l’avant. Ce qui laisse entre les deux une cale d’environ 150m2.

Le transport du Havre à Conflans se fait généralement avec des péniches plus grandes que les Freycinet, de 78 à 79 m de longueur et de 6 à 7 m de largeur, donc d’un emport de 720 à 1000 t.
Un marinier m’a expliqué que la navigation avec ces barges plus grandes est conçue pour les fleuves, mais reste possible sur les canaux du nord, dont les écluses acceptent leur gabarit.
Petit détail concret: les dimensions des écluses sont calculées pour la longueur des péniches, gouvernail non-compris. Donc, quand une péniche est engagée dans l’écluse, il faut rabattre son gouvernail perpendiculairement à son axe pour qu’il ne soit pas endommagé par les portes de l’écluse !

A l’origine une péniche est simplement une barge inerte, tirée par des bœufs ou des chevaux. Les canaux français sont tous dotés de chemins de halage qui permettaient la tractions animale de ses barges. Puis les barges ont été motorisées et sont devenues des péniches automotrices. Les percherons et les boulonnais ont quittés les canaux et les labours, remplacés sur les champs de courses par les pur-sang. Autres temps, autres mœurs…

CONFLANS SAINTE HONORINE
est la capitale de la batellerie française. La ville est située à 25 km à vol d’oiseau en aval de Paris, au confluent de la Seine et de l’Oise. L’Oise permet la navigation vers le nord de la France, jusqu’à la Sambre, puis la Meuse jusqu’à la Mer de Nord, dans le grand delta entre Anvers et Rotterdam. Une bifurcation du canal latéral de l’Oise, le canal de Saint Quentin remonte vers l’Escaut qui rejoint le même delta.
Depuis le Havre, les cargos de haute mer qui le peuvent remontent jusqu’à Rouen, où leur cargaisons sont transbordées sur des péniches qui remontent jusqu’à Conflent, puis éventuellement Gennevilliers.

MORET sur LOING
En amont de Paris, se trouve l’équivalent amont de Conflent, là ou le Loing, canalisé rejoint la Seine. De là part le canal d’Orléans, la Seine et un peu plus haut l’Yonne permettent la liaison avec le Rhône. Ains se tisse le réseau fluvial vers le sud.

Certaines péniches, assez peu nombreuses, peuvent traverser Paris et remonter juqu’à la Marne ou à Moret sur le Loing pour emprunter le canal d’Orléans. Cependant comme La Loire voit de fortes variations de son niveau d’eau entre l’hiver et l’été, son utilisation est très limitée.
De façon générale, la tendance économique a été de privilégier les transports rapides, dans une course à la rentabilité immédiate. En favorisant le transport aérien et routier, au détriment du rail et du fluvial qui ont même été présentés comme ringards… Ce n’est que maintenant, dans le contexte du réchauffement climatique que l’on s’aperçoit que le transport routier est beaucoup plus polluant que le transport fluvial. Ainsi il faut 15cv de puissance moteur pour transporter 1 t de fret sur un camion semi-remorque, alors qu’il faut faut seulement1cv de puissance moteur pour transporter 1t de fret sur une péniche de type Freycinet… Mais l’économie à flux tendu que permet le transport routier évite les stocks et implique une rentabilité maximale…

Les COMMERCANTS
C’est une toute petite frange de l’activité sur l’eau. Elle ne concerne que Paris intra-muros. Il existe quelques établissement commerciaux installés le long des quais. Ce sont des restaurants, des night-clubs, la piscine Josephine Baker en eau de Seine, des lieux de fête à louer. Les établissements sont peu nombreux, mais sont devenus pour certains d’entre eux des symboles de la capitale, au même titre que la tour Eiffel, comme le Batophar.

Les PARTICULIERS
Ce sont des gens qui ont choisi d’habiter de façon permanente sur une péniche. Ce phénomène se retrouve surtout dans les ports maritimes, donc sur les côtes. Mais il existe également à Paris, au sens large du terme. Ce sont les sites indiqués plus haut: d’Asnières à la hauteur du pont d’Issy les Moulineaux à Paris, puis à la hauteur de la Concorde, et dans une moindre mesure à la pointe aval de l’île de la Cité. Ces lieux d’ancrage accueillent des péniches sur deux rangées, rarement trois. Cela implique des péniches de type Freycinet installées pour des périodes de temps long. On ne déplace pas une péniche de 38,5 m x 5,05m, quand pour cela il faut en déplacer 3 ou 4 autres! Quel que soit le type d’habitat, déménager n’est jamais une affaire simple…
Une Freycinet offre une surface habitable de 190m2. Ce qui fait un très spacieux appartement. On trouve des offres de Freycinet aménagées de 300 000 à 600 000€. Ce qui signifie un gros investissement. Un emplacement dans Paris coûte en moyenne 1000 €. Par contre une Freycinet non aménagée se trouve à 60 000 €. Et un emplacement hors Paris, à Longueuil par exemple, coûte 1300 € par an. Ce qui signifie que l’on ne trouve très probablement que peu « d’économiquement faibles » parmi les propriétaires de Freycinet. Probablement pas beaucoup plus parmi les propriétaires de péniches flamandes (Aak), à Paris tout an moins.
Mais on comprend facilement l’attrait que peut exercer le fait d’habiter un grand appartement avec terrasse arborée, au bord d’un fleuve et au cœur d’une ville. Toujours est-il que le nombre de péniches installées dans Paris est globalement assez faible au regard de la population de la capitale et des villes proches de Paris où se trouvent amarrées des péniches. Se sont des lieux où fonctionne encore un aspect oublié de la vie: la lenteur, composante fondamentale de la navigation en péniche.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти