Вокруг одной фотографии — 6 Autour d’une photographie

Я начал заниматься фотографией с 1961 года. Cпустя три года, у меня появился аппарат Старт (старший брат «Зенита»), а потом Exacta Varex II b, которыми я снимал до 1981 года. Затем я «переключился» на японские пленочные камеры фирмы Pentax: LX и Z-1. С 2005 года я снимаю цифровыми Pentax Ist D, K 10 D, K-7, K-5, K-1 и теперь K-1 II.

Когда я менял камеры, объективы оставались прежними, как с пленочными камерами, так и потом с цифровыми. Тем не менее, методом проб и ошибок я подбирал различные объективы. Некоторые оказывались более удачными, другие менее.

В ХХ-ом веке, в большинстве случаев, я занимался документальной фотографией. Но я занимался не только документальной фотографией. Меня также интересовала художественная фотография. С появлением цифровой фотографии за несколько лет я сделал больше черно-белых фотографий, чем за 17 лет пленочных.

В подростковом возрасте я хотел стать фотографом, но потом это у меня прошло. Но моя страсть к фотографии не угасла. Во время своей трудовой деятельности я продолжал заниматься фотографией. Сейчас я на пенсии. Я почти никогда не выхожу из дома без аппарата. Иногда я ничего не фотографирую, камера остается на дне рюкзака. Но когда я выхожу на улицу без фотоаппарата, что редко случается, я всегда жалею об этом. Процесс фотографирования, поиск объектов съемки, композиция, кадрирование, учет света — все это доставляет мне огромное удовольствие.

Снимок был сделан на 5-й авеню на светофоре. В центре сюжета — посыльный на велосипеде. В то время для француза это было удивительно. Но на Манхэттене много курьеров, доставляющих срочную почту и небольшие посылки. Они используют fixies, то есть велосипеды с одной фиксированной звездочкой, без свободного колеса. Вы должны крутить педали с той скоростью, с которой хотите ехать. Чтобы затормозить, нужно замедлить ход педалей. Это очень атлетично. Разумеется, у этих велосипедистов впечатляющие ноги. Большинство из них — высокие афроамериканцы. Они втискиваются в поток в поток машин и вылетают из него, как акробаты, при этом довольно спокойно относятся к правилам дорожного движения. Им платят за их работу. Они олицетворяют собой Большое яблоко, прозвище Нью-Йорка.

Нью-Йорк — это мечта фотографа, но одновременно и настоящая фотоловушка. Город полностью меняется в зависимости от времени и погоды. И я представляю себе, что это значит, когда меняется время года. Я уехал на месяц в Соединенные Штаты, включая 2 недели в Нью-Йорке, остальные 2 недели планировал провести между Вашингтоном, Чикаго и Бостоном. Я взял с собой то количество пленок с 36 экспозициями, которое, по моему мнению, было необходимо. За 4 дня на Манхэттене я «сжег» все. К счастью, в то время фотопленка в США была намного дешевле, чем во Франции. Я выкупил то, что мне было необходимо для покрытия затрат пленок на поездку. Когда я вернулся во Францию, проявка всех моих пленок обошлась мне в эквиваленте 1000 евро!

Для справки, я взял с собой камеру Pentax LX, объективы SMC 18mm/3.5, MC 16mm/2.8 (Zenitar fisheye), плюс камеру Horizon 202 по просьбе Manfrotto France. (Я участвовал в качестве консультанта в экспортных соглашениях с КМЗ. Фотографии должны были использоваться для кампании по запуску камеры на Западе.)

Unephoto-A002-2.jpg

Эта фотография была сделана в Нью-Йорке — Манхэттене в июле 1991 года с помощью Pentax LX с ручной SMC 18/3.5 и пленки Velvia 50.

Cette photo a été faite à New York — Manhattan en juillet 1991, avec un Pentax LX et un SMC 18/3,5 manuel et une pellicule Velvia 50.

Le cliché a été pris dans la 5e Avenue à un feu tricolore. Le sujet central est un coursier à vélo. A cette époque pour un Français c’est étonnant. or ils sont très nombreux à Manhattan, ils livrent des courriers et des petits colis urgents. ils utilisent des fixies, c’est à dire des vélos avec un seul pignon fixe, sans roue libre. Il faut pédaler à la vitesse où l’on veut rouler. Pour freiner il faut ralentir les pédales. C’est très athlétique. Et ces coursiers ont des jambes impressionnantes. La plupart d’entre eux sont de grands afro-américains. Ils se faufilent entre les voitures comme des acrobates, avec un respect assez souple du code de la route. Ils sont payés à la tâche. Ils sont emblématiques de la Grosse Pomme, le surnom de New York.

New York est un rêve pour les photographes, un vrai piège à photos. La ville change complètement selon l’heure et le temps qu’il fait. Et j’imagine selon les saisons. J’étais parti pour un mois aux Etats-Unis, dont 2 semaines à New York, les autres 2 semaines prévues entre Washington, Chicago et Boston. J’avais emporté le nombre de pellicules de 36 poses qui me semblait nécessaire. En 4 jours à Manhattan, j’avais tout « brulé ». Pourtant je ne mitraillais pas, c’était le temps de l’argentique… Heureusement à cette époque, aux Etats Unis les pellicules étaient beaucoup moins chères qu’ en France. J’ai racheté ce qu’il fallait pour couvrir le séjour. Au retour en France le développement de toutes mes pellos m’a coûte l’équivalent actuel de 1000 € !

Pour mémoire j’avais emporté mon boîtier, un 18mm/3,5, un 16mm/2,8 (Zenitar fish-eye) et un boitier Horizon 202 à la demande de Manfrotto France. j’avais participé en tant que consultant aux accords d’exportation en cours avec KMZ. Les photos devaient servir à la campagne de lancement de l’appareil en Occident.

J’ai commencé à photographier en 1961. Trois ans après j’avais un Start (grand frère du Zenit) et un Exacta varex II b, jusqu’en 1981. Quand je changeais de boîtier les objectifs restaient les mêmes, aussi bien avec les boîtiers argentiques que plus tard avec les numériques. J’ai néanmoins essayé différents objectifs, avec parfois des expériences malheureuses.

Au XXème siècle, la plupart du temps, je faisais de la photo documentaire. Mais je m’intéressais également à la photo artistique. Avec l’avènement du numérique, en quelques années j’ai fait plus de photos en N&B qu’en 17 ans d’argentique.

A l’adolescence, je voulais devenir photographe, puis cela m’a passé. Mais ma passion pour la photo est restée. Durant ma vie professionnelle, j’ai continué à faire de la photo. Maintenant que je suis à la retraite, je ne sors pratiquement jamais de chez moi sans mon appareil photo. Parfois je ne photographie rien, mon boîtier reste au fond de mon sac à dos. Mais lorsque je sors sans mon appareil, ce qui arrive rarement, je le regrette toujours. Le processus photographique : recherche des sujets, composition, cadrage, prise en compte de la lumière, tout cela me procure une grande satisfaction.

Valia Ouvrier

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Вокруг одной фотографии — 6 Autour d’une photographie" есть 1 комментарий
  1. Татьяна Бойко-Назарова:

    Отличный снимок! Афроамериканец придает ему динамику и экзотику. И замечательное воспоминание о фотопленках. Даже в середине 60-х «цветная фотопленка» была целым состоянием! Она создавала фотографу имидж, как сейчас владельцу дорого автомобиля А проявка пленок в ателье, по крайней мере в СССР, была ударом не только по карману, но и по нервам. Каждый раз, отдавая пленку в проявку, я, атеистка, молила а бога, что бы растворы проявителя и закрепителя были свежими, и на пленку не испортили. Но время было интересным, как и ваши фото-рассказы.

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти