Вокруг одной фотографии — 14 Autour d’une photographie

Я начал заниматься фотографией с 1961 года. Cпустя три года, у меня появился аппарат Старт (старший брат «Зенита»), а потом  Exacta Varex II b, которыми я снимал до 1981 года. Затем я «переключился» на японские пленочные камеры фирмы Pentax: LX и Z-1. С 2005 года я снимаю цифровыми Pentax Ist D, K 10 D, K-7, K-5, K-1 и теперь K-1 II.
Когда я менял камеры, объективы оставались прежними, как с пленочными камерами, так и потом с цифровыми. Тем не менее, методом проб и ошибок я подбирал различные объективы. Некоторые оказывались более удачными, другие менее.
В ХХ-ом веке, в большинстве случаев, я занимался документальной фотографией. Но я занимался не только документальной фотографией. Меня также интересовала художественная фотография. С появлением цифровой фотографии за несколько лет я сделал больше черно-белых фотографий, чем за 17 лет пленочных.
В подростковом возрасте я хотел стать фотографом, но потом это у меня прошло. Но моя страсть к фотографии не угасла. Во время своей трудовой деятельности я продолжал заниматься фотографией. Сейчас я на пенсии. Я почти никогда не выхожу из дома без аппарата. Иногда я ничего не фотографирую, камера остается на дне рюкзака. Но когда я выхожу на улицу без фотоаппарата, что редко случается, я всегда жалею об этом. Процесс фотографирования, поиск объектов съемки, композиция, кадрирование, учет света — все это доставляет мне огромное удовольствие.

Экс ан Прованс
В Эксе, как только вы удаляетесь от средневекового города, построенного на месте римского лагеря (см. план 2 ), вы оказываетесь в более «недавней» части, до 17-го века, золотого века, известного как Мазарин, в честь кардинала Мазарина. В 1746 году архиепископ Мишель де Мазарин, младший брат кардинала, получил разрешение Парламента Экса на строительство нового района для дворян и парламентариев. Район был построен на юге от старых оборонительных стен, где сегодня находится Кур Мирабо. Он был назван районом Мазарина или районом Кардинала. (см. план 4)
Большинство особняков в этом районе имели похожий план, вдохновленный римской архитектурой, которая была очень модной в то время при дворе Людовика XIII. На северной стороне участка находилась дворянская резиденция с парадным подъездом и парадной лестницей, ведущей в квартиры. Первый этаж был отведен под офис и слуг. За этим зданием находился сад, а к югу от участка располагались хозяйственные постройки и конюшни, по обе стороны от въезда для карет. Сад часто украшался фонтаном. Этот план остается неизменным и по сей день.
В том же году богатый владелец особняка, расположенного немного дальше на север, на улице Эспариат (см. план 3), построил себе новый особняк, фланкированный четырьмя меньшими, которые образовывали площадь. Площадь получила свое название: фамилию владельца д’Альбертас . В 1862 году в центре площади появился фонтан. Все фасады вокруг площади спроектированы вокруг горизонтальных линий карнизов, разделяющих этажи, и вертикальных линий пилястр, разделяющих окна. Площадь является образцом гармонии, внесена в список исторических памятников в 2000 году.
Эта фотография была снята камерой Pentax K-1 c зумом Pentax FA 20-35/4 при фокусе 28мм

Площадь д'Альбертас - Place d'Albertas

Площадь д’Альбертас — Place d’Albertas

La photographie a été réalisée avec un Pentax K-1 (24 x36 — 36Mp) et le zoom Pentax FA 20-35/4 Al à 28mm

Aix en Provence

A Aix, dès que l’on s’éloigne de la ville médiévale bâtie à la place du camp romain (voir plan — Autour d’une photo 12, chiffre 1), on se trouve dans une partie plus «récente», jusqu’ au XVIIe siècle, à l’époque d’or, dite Mazarin, du nom du cardinal Mazarin. L’archevêque Michel de Mazarin, frère cadet du cardinal obtint en 1746 l’autorisation du Parlement d’Aix de bâtir un nouveau quartier pour le nobles et les parlementaires au sud des anciens murs défensifs, là où est actuellement le Cours Mirabeau. On appela ce quartier quartier Mazarin ou encore quartier Cardinal.( voir plan chiffre 4). Le plan de la plupart des hôtels du quartier étaient de plan similaire, inspiré par l’architecture romaine, très à la mode à cette époque à la cour de Louis XVIII. Du côté nord de la parcelle se trouvait l’hôtel d’habitation noble avec entrée de parade, et grand escalier pour accéder aux appartements. Le rez-de-chaussée étant réservé à l’office et aux serviteurs. Derrière cette bâtisse se trouvait un jardin, et au sud de la parcelle se trouvait les communs et les écuries, de chaque côté de l’entrée des carrosses. Très souvent le jardin était orné d’une fontaine décorative. Ce plan est resté inchangé jusqu’à nos jours.
La même année un riche propriétaire d’un hôtel situé un peu plus au nord, dans la rue Espariat (voir plan chiffre 3 ) fit bâtir un hôtel, flanqué de 4 autres plus petits qui formaient un place. La place prit le nom du propriétaire : d’Albertas. En 1862 fut ajoutée une fontaine au milieu de la place. Toutes les façades autour de la place sont conçues autour des lignes horizontales des corniches qui séparent les étages et de lignes verticales des pilastres qui séparent les fenêtres. La place est un modèle d’harmonie, classé aux Monuments historiques en 2000.

J’ai commencé à photographier en 1961. Trois ans après j’avais un Start (grand frère du Zenit) et un Exacta varex II b, jusqu’en 1981. Par la suite je suis passé aux argentiques japonais de la marque Pentax avec un LX et un Z-1. Depuis 2005 j’utilise des numériques Pentax Ist D, K 10 D, K-7, K-5, K-1 et actuellement un K-1 II. Pendant une certaine période j’ai eu deux boitiers : un gros (voir la liste ci-dessus) et un petit K-x.
Quand je changeais de boîtier les objectifs restaient les mêmes, aussi bien avec les boîtiers argentiques que plus tard avec les numériques. J’ai néanmoins essayé différents objectifs, avec parfois des expériences malheureuses.
Au XXème siècle, la plupart du temps, je faisais de la photo documentaire. Mais je m’intéressais également à la photo artistique. Avec l’avènement du numérique, en quelques années j’ai fait plus de photos en N&B qu’en 17 ans d’argentique.
A l’adolescence, je voulais devenir photographe, puis cela m’a passé. Mais ma passion pour la photo est restée. Durant ma vie professionnelle, j’ai continué à faire de la photo. Maintenant que je suis à la retraite, je ne sors pratiquement jamais de chez moi sans mon appareil photo. Parfois je ne photographie rien, mon boîtier reste au fond de mon sac à dos. Mais lorsque je sors sans mon appareil, ce qui arrive rarement, je le regrette toujours. Le processus photographique : recherche des sujets, composition, cadrage, prise en compte de la lumière, tout cela me procure une grande satisfaction.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти