УЛИЧНАЯ ФОТОГРАФИЯ ИЛИ СТРИТ- ФОТО PHOTOGRAPHIE DE RUE OU STREET-PHOTO

Введение

Название этой статьи уже говорит о чём в ней будет идти речь. У нас во Франции о такой фотографической практике раньше употребляли выражение «уличная фотография», а теперь говорят «стрит-фото». Это наводит на мысль о влиянии США на нашу жизнь! Но не только.
Фотография изменилась, фундаментально изменилась. Я здесь не буду говорить о замене фотокамер смартфонами (сетевыми портабельными телефонами).
Переход от студийного портрета до стрит-фото исходит от глубокого культурного процесса. Европейское общество происходит из многовекового общества, фундаментом которого было дворянство. Несмотря на французскую Революцию, этот фундамент остался живучим. Термин, которым французские дворяне называли «les gueux» (ле гё — нищие) звучит страшно унизительно. Он ещё существует таковым и в некоторых других формах.

А в США нет такого дворянского фундамента. У них, конечно, есть богатые и бедные, но это разница не та, что между дворянином и простым человеком.
Стрит-фото, то есть фотография простых людей, простого люда, появилась там. На мой взгляд, это не случайно!
Разумеется, до появления стрит-фото как такового, были индивидуальности, как Немец Аугуст Сандер, Француз Ежен Атже, Русский Максим Дмитриев или Американец, (урожденный Дат) Жакоб Риис. Hо каким бы ни было их место в истории фотографии, они остались индивидуальностями.

Раньше снимать человека на улице — обозначало задать себе вопрос морального порядка: «Могу ли я сделать это снимок без разрешения фотографируемого лица?» И от ответа на этот вопрос зависел следующий шаг: нажатие на спуск. Теперь дело не в морали, а в деньгах. Люди реагируют на фотографов более резко. Они стали более чувствительно относиться к фотографии, не по моральным соображениям а потому, что фотография такого типа означает возможные деньги, из которых они могут получить свою долю! Я несколько раз сталкивался с такими ситуациями. Конечно, можно задать вопрос: « А почему вы не старались сначала поговорить со своими « моделями ? » Да просто потому, что такие снимки нуждаются в деликатности, в скрытности (*) для того, чтобы зафиксировать жизнь в натуральных условиях, в « своём соку ». Отсюда появились выражения « уловленные, украденные моменты »
(*) скрытность не всегда деликатна…

Через улицу - Париж близ Бобура

Через улицу — Париж близ Бобура

Сидит и ходят - Париж - Вобур утром

Сидит и ходят — Париж — Бобур утром

За столом - Париж - близ Бобура

За столом — Париж — близ Бобура

В саду "Ле Алл" (на месте бывшего "Чрева Парижа") весной - Париж центр

В саду «Ле Алл» (на месте бывшего «Чрева Парижа») весной — Париж центр

Может быть вы помните историю снимка «поцелуя» с Робером Дуано. Одна пара выдумала, что сможет легко заработать немалые деньги от Дуано. Они претендовали, что они — пара влюбленных на знаменитом снимке «Поцелуй», и что они не получили ни копейки за это. Разумеется, они были разоблачены. Но Дуано пришлось раскрыть, что пара влюбленных были профессионалами, что было ему неприятно. И он долго переживал эту историю. С тех пор стало трудно снимать на улице людей в анфас.
Было еще одно судебное дело такого типа, но не с частным лицом, а с домом на острове в Бретоне. Владелец претендовал на денежную компенсацию, потому что фотография его приватного имущества была опубликована в туристическом конспекте департамента. Он проиграл дело, но только при повторном апелляционном рассмотрении.
Значит, заниматься стрит-фото у нас стало труднее.
Поэтому хорошо, что не все люди так реагируют, некоторые сначала удивляются, а когда они спохватываются, снимок уже сделан. Иногда улыбки хватает для того, чтобы не было отказа. Иногда достаточно спросить е-адрес модели и предложить потом отправить файл, это дает возможность снимать без проблем.

Толпа на улице Пьер Леско - Париж центр - В начале весны

Толпа на улице Пьер Леско — Париж центр — В начале весны

 

Кафе-Брассери (пивоварня) на улицк Рамбюто - Париж центр -летом [название "пивоварня" исходит из времен, когда действительно варили пиво на месте. Теперь это значит ресторан со сдержанными ценами.

Кафе-Брассери (пивоварня) на улице Рамбюто — Париж центр -летом
[название «пивоварня» происходит из тех времен, когда действительно варили пиво на месте. Теперь это означает ресторан со сдержанными ценами]

Мужская компания в японском ресторане нв улице Рамбюто (снято Цейсовским полтинником на Пентакс К-1 II- кадрировка на заднем экране)

Мужская компания в японском ресторане на улице Рамбюто (снято Цейсовским полтинником на Пентакс К-1 II- кадрировка на заднем экране)

За ободенным столом. Редко, когда сюжеты так улыбаются...

За обеденным столом. Редко, когда модели так улыбаются…

В настоящее время я нахожусь на стадии снимков, на которых люди — одна часть окружающего мира, без которой этот мир — мёртвая скорлупа.
Чтобы выделить одного человека из толпы, нужен телеобъектив. А снимать телевиком совсем не деликатный поступок. Тем более, что обычный телевик не позволяет снимать издали. А снимать кого-нибудь на расстоянии 5-6 метров с 300-миллиметровым телевиком — исключительно неделикатно! Любой фотоспециалист по телеобъективам вам скажет, что лучше пользоваться 500-600 миллиметровым. Это дает большую свободу в работе. Итак, стрит может во многом походить на фото-охоту. Но это не для меня! Охотиться за красивыми, очаровательными людьми, разумеется в первую очередь за женщинами, не очень-то меня привлекает по многим причинам.
Первая причина: я уже давно покинул фото-охоту на зверей. Не буду я охотиться и на людей.
Вторая причина заключается в уже упомянутом изменении положения.
Третья причина: зачем снимать предпочтительно одиноких людей? Чтобы составить список трофеев?

А снимать на улице с объективом фокуса меньше 70 мм дает возможность не насторожить модель. Мало кто разбирается в углах поля зрения разных объективов. В большинстве случаев «обыкновенный» человек не есть фотограф. Когда он видит фотоаппарат, он понимает/улавливает суть (общее направление) объектива, но не его поле зрения. Редко, когда человек знает, какое поле зрения у того или другого объектива, фокуса которого он даже не представляет. Я встретил несколько (редких) людей, которые уходили в сторону, чтобы не попадать в поле зрения моего объектива. Я всегда думаю о них с почтением.

Колебание на улице Риволи - Париж центр

Колебание на улице Риволи — Париж центр

Уход велосипеда у фонтана невинних (1550) Париж центр весной в полдень)

Ремонт велосипеда у фонтана невинных (1550) Париж центр весной в полдень)

На улице Риволи - снимок с указательными знаками и смартфоном

На улице Риволи — снимок с указательными знаками и смартфоном

Красный буфет предлагает олади и панини - Париж центр

Красный буфет предлагает оладьи и панини — Париж центр

Ну такое позволяет снимать людей не обращая на себя внимания. Также, как двигающийся задний экран дает возможность прицелиться в одну сторону, когда все думают, что ты смотришь в другую сторону. Все это позволяет снимать на улице « деликатно », фиксировать людей в натуральных условиях. Снимать их в реальном мире. Что для меня цель номер один. Меня исключительные моменты не так интересуют, как моменты нашей общей жизни, моменты составляющие её.

Ожидание на переходе на улице Риволи у ратуши.

Ожидание на переходе на улице Риволи у ратуши.

У станции Метро Сен Поль.

У станции Метро Сен Поль.

 

Кафе на площади Бастиллии - Кет Аут

Кафе на площади Бастилии — Кет Аут

Introduction

Le nom de cet article vous indique déjà de quoi nous allons parler. En France, nous avions l’habitude d’utiliser l’expression «photographie de rue» pour désigner cette pratique photographique, mais aujourd’hui nous disons «street-photo». Cela montre l’influence culturelle évidente des États-Unis sur notre vie ! Mais pas seulement.
Le passage du portrait en studio à la photographie de rue/street-photo découle d’un profond processus culturel. La société européenne est issue d’une société séculaire dont le fondement était la noblesse. Malgré la Révolution française, ce fondement a survécu. Le terme par lequel la noblesse française appelait «les gueux» est terriblement péjoratif, et il perdure sous diverses formes.
Aux USA, il n’y a pas de tels fondements basés sur la noblesse. Il y a des riches et des pauvres, bien sûr, mais ce n’est pas la même différence qu’entre un noble et un homme du peuple.
C’est là-bas qu’est apparue la street photography, c’est-à-dire la photo des gens ordinaires, des gens du peuple. À mon avis, ce n’est pas par hasard !
Bien sûr, avant la photographie de rue en tant que telle, il y a eu des individualités comme l’Allemand August Sander, le Français Eugène Atget, le Russe Maxim Dmitriev ou l’Américain (d’origine danoise) Jacob Riis, mais quelle que soit leur place dans l’histoire, ils sont restés des individualités.

La pratique a changé, fondamentalement changé. Je ne parle pas ici du remplacement des appareils photo par les smartphones.
Autrefois, prendre une photo d’une personne dans la rue signifiait se poser la question morale : «Puis-je prendre cette photo sans l’autorisation de la personne photographiée ? «Et de la réponse à cette question dépendait l’acte suivant : appuyer sur le déclencheur. Maintenant, ce n’est pas une question de morale, c’est une question d’argent. Les gens réagissent plus vivement aux photographes. Ils sont devenus plus sensibles à la photographie, non pas pour des raisons morales, mais parce que ce type de photographie est synonyme d’argent possible dont ils peuvent toucher leur part ! J’ai été confronté à ces réactions à plusieurs reprises. Bien sûr, on peut se poser la question suivante : «Pourquoi n’avez-vous pas parlé d’abord à vos modèles ? «Tout simplement parce que de telles images nécessitent de la délicatesse, de la furtivité (*) afin de capturer la vie dans son état naturel, dans «son propre jus». D’où l’expression «moments saisis, moments volés».
(*) la furtivité n’est pas toujours délicate…

Peut-être vous souvenez-vous de l’affaire du baiser avec Robert Doineau. Un couple s’est dit qu’il pourrait facilement gagner beaucoup d’argent sur le dos de Doineau. Ils ont affirmé qu’ils étaient le couple amoureux sur la célèbre photo. «Le Baiser» et qu’ils n’avaient pas reçu un centime pour ça. Bien sûr, ils ont été démasqués. Mais Doineau a dû révéler que le couple d’amoureux était des professionnels, à son grand dam. Et il a eu très mal vécu cette affaire.
Depuis lors, il est devenu difficile de photographier les gens de face dans la rue.
Il y a eu un autre cas de ce type, pas avec une personne mais avec une maison sur une île en Bretagne. Le propriétaire a déposé une demande d’indemnisation parce qu’une photo de sa propriété privée avait été publiée dans une brochure touristique du département. Il a perdu l’affaire, mais seulement en appel.
Il est donc de plus en plus difficile de faire de la photographie de rue chez nous.
C’est donc une chance que tout le monde ne réagisse pas de cette façon. Certains sont surpris, et quand ils se re-saisissent, la photo est prise. Parfois, un sourire suffit pour éviter le refus. Parfois, le fait de demander son adresse électronique au modèle et de proposer d’envoyer le fichier permet de prendre la photo sans problème.
Pour l’instant, j’en suis au stade où les gens sont une partie du monde sans laquelle ce dernier n’est qu’une coquille vide.
Pour dégager une personne de la foule il faut un téléobjectif. Mais photographier avec un téléobjectif n’est pas très discret. D’autant plus qu’un téléobjectif normal ne permet pas de photographier de loin. Prendre une photo de quelqu’un à 5-6 mètres de distance avec un télé de 300 mm est vraiment indélicat ! N’importe quel spécialiste des téléobjectifs vous dira qu’il est préférable d’utiliser un 500-600 mm. Vous avez beaucoup plus de liberté de travail. La photographie de rue peut donc ressembler à la chasse photo. Ce qui n’est pas mon truc ! La chasse aux personnes belles et charmantes, surtout les femmes bien sûr, ne m’attire vraiment pas. Pour de nombreuses raisons.
La première raison : j’ai abandonné depuis longtemps la chasse animalière. Je ne vais me mettre à la chasse aux humains.
La deuxième raison est le changement de situation déjà mentionné plus haut.
Troisième raison : pourquoi shooter préférentiellement les personnes seules ? Pour collectionner les trophées ?

Le fait de faire de la street avec un objectif de moins de 70 mm permet de ne pas attirer l’attention des sujets. Peu de gens comprennent les angles de champ des différents objectifs. La plupart du temps, les personnes «ordinaires» ne sont pas des photographes. Lorsqu’ils voient l’appareil photo, ils saisissent l’axe (direction générale) de l’objectif, et non le champ de vision de celui-ci. Il est rare qu’une personne sache quel est le champ de vision de tel ou tel objectif, dont elle ne connaît même pas la focale. J’ai rencontré quelques (rares) personnes qui se sont écartées pour éviter le champ de vision de mon objectif. Je pense toujours à eux avec respect.
Une telle chose vous permet de photographier les gens sans attirer l’attention sur vous. Tout comme l’écran arrière mobile vous permet de viser dans une direction alors que tout le monde pense que vous regardez dans une autre direction. Tout cela permet de prendre des photos dans la rue de manière discrète, en saisissant les gens dans des situations naturelles. De les photographier dans le monde réel. Ce qui, pour moi, est l’objectif numéro un. Je ne m’intéresse pas tant aux moments exceptionnels qu’aux moments qui composent nos vies.

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "УЛИЧНАЯ ФОТОГРАФИЯ ИЛИ СТРИТ- ФОТО PHOTOGRAPHIE DE RUE OU STREET-PHOTO" оставлено 2 коммент.
  1. Валя, во многом наши точки зрения на уличную фотографию совпадают. Конечно, само понятие «уличной фотографии» значительно шире: сюда входит и архитектура с последующей обработкой (многие снимки выглядят «заваленными» с углом наклона больше, чем у Пизанской башни, что мне очень не нравится), и съемка различных достопримечательностей, и фото, сделанные в любых общественных местах — не только на улице, но и в парке, на пляже и т. п. Уличная фотография бывает документальной, но не ограничивается исключительно документальным жанром. Я бы обязательно добавил, что выделение жанра уличной фотографии в самостоятельное направление фотографии принято соотносить с деятельностью французского идеолога уличной фотографии Анри Картье-Брессона, который впервые сформулировал её основные принципы (прежде всего принцип «решающего момента», англ. decisive moment) Философия и эстетика жанра уличной фотографии выросла из журналистской парадигмы «честной фотографии» (англ. Straight photography), посредством которой фотография отображает сущность как таковую, без применения различных манипулятивных техник (напр.постановка, монтаж и т. д.). В этом плане я очень хорошо понимаю трагедию Роберто Дуано с его знаменитым «поцелуем», о котором ты упоминаешь и рассказываешь о судебном процессе. Было бы нелепо с моральной точки зрения спрашивать разрешения у целующейся пары на этот снимок, а когда история с постановкой вскрывалась, снимок многое потерял. Жаль, конечно, и лучше бы в данном случае этой истории не знать. В последнее время, особенно с появлением цифровой фотографии, съемка скрытой камерой становится основной и определяющей, что позволяет сделать не надуманный, а достоверный снимок и поймать интересный момент из реальной жизни. Вот для этих целей и нужен хороший телевик или поворотный объектив, чтобы не привлекать внимание и не упустить момент!
    С чем я не согласен в твоей позиции, так это в «охоте» за красивыми женщинами:) Ты не за ними охотишься, а за красивым кадром! Почувствуй разницу!

  2. Валя Уврие:

    Я в общем согласен с тобой. В словосочетании «уличная фотография»,слово улица связывается с формой «на улице», то есть всё,что не дома…
    Насчет последних пунктов. К телевику или поворотному объективу можно добавить мобильный задний экран цифровых аппаратов, который дает те же самые преимущества, что и поворотные объективы. Последние, кстати, больше не производятся.

    Я действительно охочусь за красивым кадром. Меня притягивает к интересным женщинам, не особенно ко красивым. Я ОЧЕНЬ ценю цитату певца Жака Бреля [Жак Брель] (который жил в одно время с Жоржем Брассенсом [Жорж Брассенс]… и Булатом Окуджавой)
    У Жака Бреля была такая фраза : » Красив и дурен в одно время !» (Beau et con à la fois !) У него речь идет о мужчине, но это также годится для женщин…
    В самом деле у меня поведения с камерой в руках совсем различаются в зависимости от того, зачем я вышел с фотоаппаратом. Разумеется, я не ограничиваюсь одной темой, но я беру с собой объектив (или объективы) в связи с тем, о чем я думаю, если не намереваю на что-нибудь, когда я собираюсь выйти.
    На французском языке, я очень не люблю термин «охота». Я воспринимаю его точно так, как его употребляет Высоцкий в тексте «Охота на волков»…

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти