Сад Тюильри в произведениях искусства

Живопись

Музыка

Литература

Филателия

Открытки

Фотография

Сад Тюильри на картинах известных художников

Художники, отдыхавшие в прекрасном парке, вдохновлялись его красотой и сохраняли его образ на своих полотнах. Одно из самых известных изображений сада Тюильри — картина Эдуарда Мане «Музыка в саду Тюильри». Автор запечатлел своих сограждан в субботний день в саду Тюильри. Так проводили свой досуг парижане. Слушали музыку, вели беседы. Кто – стоя, кто – на стульях. Среди пышных природных красот запечатлен сам Эдуард Мане и около 2 десятков его известных современников. Среди них поэт Бодлер, композитор Оффенбах, критик Готье и прочие.

Музыка в Тюильри

Эдуард Мане, «Музыка в Тюильри», 1862

Эдуард Мане, “Музыка в саду Тюильри”, 1862, холст, масло, 76,2 х 118,1 см., Национальная Галерея, Лондон. Передано в дар музею Сэром Hugh Lane в 1917 году.

Картинга была написана в 1862 году. Многие искусствоведы считают это произведение первым, написанным с элементами импрессионизма. К тому же, картина обозначает одну из главных тем всего творчества художника — праздный досуг. На ней изображена толпа парижан, собравшихся на еженедельный концерт в саду Тюильри возле Лувра, хотя сами музыканты оказались вне поля зрения художника, что даёт повод некоторым критикам называть картину незавершённой.

Итак, кто есть кто в светском обществе на картине Эдуарда Мане “Музыка в саду Тюильри”:

музыка в саду тюильри кто есть кто на картине

1. Эдуард Мане (1832-1883).

2. Шамфлери [Champfleury] (1820-1889) – писатель, критик, приверженец направления “реализм” в литературе и искусстве. Одним из первых встал на защиту Мане от критики.

3. Albert de Balleroy (1828–1872) –художник, специализировался на жанровых сценах. Эдуард Мане и Баллерои делили одну мастерскую по адресу: 4 Rue Lavoisier, c 1856 по 1859 г.г.

4. Eugène-Cyrille Brunet (1828–1921) – скульптор, Мане посещал его во Флоренции в 1857 году.

5. Предположительно — Август Мане [AugusteManet] (1797–1862) – отец Эдуарда Мане.

6. Caroline Brunet, née de Pène – жена скульптора Eugène-CyrilleBrunet, Эдуард Мане написал её портрет около 1860-1863 гг.

7. Захария Аструк [Zacharie Astruc] (1833–1907) – художник, журналист, скульптор, композитор и поэт, Мане написал его портрет.

8. Анри Фантен-Латур [Henri Fantin-Latour] (1836–1904) –художник и литограф, стиль — близок к реализму. Совместно с Теофилем Готье, Мане и другими участвовал в Société Nationale des Beaux-Arts – объединении художников для проведения выставок.

9. Valentine Thérèse Lejosne, née Cazalis-Allut – жена Hippolyte Lejosne, в их доме Эдуард Мане познакомился с Шарлем Бодлером и Фредериком Базилем.

10. Шарль Бодлер [Charles Baudelaire] (1821–1867) – поэт, писатель, критик. Познакомился с Эдуардом Мане в 1858 году. Во время написания картины “Музыка в саду Тюильри” Мане и Бодлер большинство времени проводили вместе. Они обязались создать новое искусство и литературу, в которых бы совмещались одномоментные и незыблемые аспекты современной жизни.

11. Теофиль Готье [Théophile Gautier] (1811–1872) – поэт, журналист и критик романтической школы. Был одним и критиков, поддержавших работы Мане в Салоне 1861 года.

12. Исидор Жюстен Северин Тейлор [Baron Isidore Justin Séverin Taylor] (1789–1879) – драматург, художник.

13. Марианн Оффенбах [Marianne Offenbach, née Rindskopf] – жена композитора Жака Оффенбаха.

14. Фредерик Базиль [Frédéric Bazille] (1841–1870) – живописец, один из основателей импрессионизма.

15. Предположительно — Сюзанна Мане [Suzanne Manet, née Leenhoff] (1829–1906) – пианистка, жена Эдуарда Мане.

16. Леон Леенхофф [Léon Koëlla Leenhoff] (1852–1927) – сын Сюзанны Мане, был моделью на многих полотнах Эдуарда Мане.

17. Эжен Мане [Eugénie-Désirée Manet, née Fournier] (1811–1895) – мать Эдуарда Мане.

18. Юджин Мане [Eugène Manet] (1833–1892) – младший брат Эдуарда Мане.

19. Жак Оффенбах [Jacques Offenbach] (1819–1880) – композитор и музыкант, основоположник французской оперетты.

20. Шарль Монжино [Charles Monginot] (1825–1900) – художник, обучался живописи вместе с Тома Кутюр, учителем Эдуарда Мане. Выставлялся в Салоне с 1850 года.

Известны также: «Сад Тюильри» Жана Вюйара, «Площадь Каррузель, сады Тюильри» Камиля Писсарро, «Полдень в саду Тюильри» Адольфа Менцеля и многие другие картины.

В 1876 г. сад появился на картине Клода Моне «Тюильри». Художник любил показать «круговорот незначительных сиюминутных событий». Картина изображает праздник жизни, ярко наполненный солнечным светом. Недаром Моне считается основателем направления «импрессионизм» — передача чувств и эмоций в живописи.

Клод Моне Тюильри, 1876. Париж, Музей Мармоттан Моне 

Les tuileries (étude). Victor Chocquet met en 1876 son appartement à la disposition de Claude Monet. Situé au cinquième étage d’un immeuble du 198, rue de Rivoli à Paris, il offre une vue plongeante sur le jardin des Tuileries qui inspire à Monet quatre peintures. La version du musée Marmottan Monet est la plus accomplie. Elle se distingue par l’équilibre de sa composition. La masse du pavillon de Marsan, à gauche, et la ligne d’horizon placée très haut délimitent le cadre dévolu à la description du parc à la française. Bassins, parterres, bosquets forment le cadre poétique que parachèvent le tracé régulier des allées piétonnes et l’ordonnancement ininterrompu des sculptures. La palette faite d’ocres blonds et de nuances de vert, de bleu et de rose rappelle celle d’En promenade près d’Argenteuil et plus généralement les oeuvres du milieu des années 1870.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/02/Jean-BaptisteLallemand-ChargeDuPrinceDeLambescAuxTuileries12Juillet1789.JPG/800px-Jean-BaptisteLallemand-ChargeDuPrinceDeLambescAuxTuileries12Juillet1789.JPG

Обвинение принца Ламбеска в саду Тюильри. La charge du prince de Lambesc dans le jardin des Tuileries, le 12 juillet 1789, Musée Carnavalet, Жан-Баптист Лаллеман.

Жан-Батист Лаллеман (Jean-Baptiste Lallemand) — французский художник родом из Дижона. Его работы хранятся в нескольких французских музеях, в основном, в Музее изящных искусств Дижона,

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/24/Ludwig_Knaus_-_Promenade_in_den_Tuilerien-G%C3%A4rten_%281855%29.jpg/800px-Ludwig_Knaus_-_Promenade_in_den_Tuilerien-G%C3%A4rten_%281855%29.jpg

Людвиг Кнаус — Прогулка в саду Тюильри (1855)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c8/3_-_Jardin_des_Tuileries%2C_1885%2C_huile_sur_toile%2C_collection_particuli%C3%A8re%2C_67x83.jpg

Сад Тюильри, 1885 г. Шарль Лонгвиль 

Шарль Лонгвиль (1829 —1899 ) — французский живописец и гравер . Всю свою жизнь он был прежде всего морским офицером, но всегда культивировал живопись, рисунок и искусство гравюры.

https://img-fotki.yandex.ru/get/25826/96386024.44e/0_12e050_347d157a_XXL.jpg

Эжен Луи Лами. Въезд невесты герцога Орлеанского в Тюильри 4 июня 1837 года, Eugene Louis Lami (French, 1800-1890)

Принцесса Мекленбург-Шверинская, жена наследника французского престола Фердинанда Филиппа, герцога Орлеанского, сына короля Луи-Филиппа.

Свадьба Елены и Фердинанда Филиппа Орлеанского состоялась 30 мая 1837 года в Фонтенбло. Выйдя замуж за принца-католика, Елена сохранила свою принадлежность к лютеранской церкви. В браке у супругов было двое сыновей

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0f/Maurice_Prendergast_%281858-1924%29_-_The_Tuileries_Gardens%2C_Paris_%281895%29.jpg

Живопись Садов Тюильри, Париж. Морис Пренденгаст

Морис Брэзил Прендергаст (1858 – 1924) — американский художник, писавший маслом и акварелью, учился в Париже. Его изящные пейзажи и сцены современной жизни, отличающиеся мозаичным колоритом, обычно ассоциируются с постимпрессионизмом.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/44/Adolf_Friedrich_Erdmann_von_Menzel_038.jpg/1024px-Adolf_Friedrich_Erdmann_von_Menzel_038.jpg

«После полудня в Тюильри парке» (1867). Адольф фон Менцель. Лондон, Национальная галерея .

А́дольф фон Ме́нцель (1815-1905,) — немецкий художник и иллюстратор, один из лидеров романтического историзма.

Камиль Писсарро, сад Тюильри весенним утром, 1899. Санкт-Петербург, Эрмитаж .

На сады Тюильри Писсарро смотрел из окна своей квартиры на улице Риволи. За партерами и Большим бассейном сада вдали справа видны башни церкви. В то время, когда Писсарро работал над этой серией, на другом берегу Сены строили новый вокзал Орсэ к Всемирной выставке 1900 года. Его высокая крыша видна почти в центре композиции. Сейчас в здании бывшего вокзала расположен Музей Орсэ, где хранится самое большое собрание картин Камиля Писсарро.

Луи Леопольд Буальи. "Политиканы в Тюильрийском саду". 1832.

Луи Леопольд Буальи. «Политиканы в Тюильрийском саду». 1832.

В саду Тюильри под сенью большого дерева группа пожилых мужчин с жадным вниманием слушает последние газетные новости. Каждого из них мастер наделил выразительной позой, жестами и мимикой. Сценка окрашена добродушной иронией. Буальи тщательно и подробно изобразил мужские и женские костюмы, шляпки, цилиндры, трости, стулья, беседки, собачку, детские игрушки. Особенно выразительно трактована художником сцена в левой части картины, изображающая маленькую девочку, прыгающую через скакалку, концы которой держат две девочки постарше. Лишь на первый взгляд кажется, что содержание картины не выходит за рамки описания быта. На самом деле Буальи создал великолепную сцену современных ему парижских нравов, расположив фигуры на открытом воздухе.

Музыка

Сад Тюильри – это прекрасная возможность для всех желающих приобщиться к миру искусства, погрузиться в чарующую красоту великолепного старинного парка с мировым именем. Прочувствовать ушедшую эпоху со всеми ее тайнами и величием можно именно здесь, в уютном зеленом уголке центра Парижа.

В цикле фортепианных пьес М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» третья пьеса посвящена саду: «Тюильрийский сад. Ссора детей после игры».

«Картинки с выставки» М. П. Мусоргского

Пьеса великого композитора М. П. Мусоргского «Тюильрийский сад» широко известна в творческих кругах деятелей искусств и входит в десятку сюит по мотивам рисунков известного художника В. А. Гартмана. Нарисовать рисунок сада Тюильри Гартман решил с множеством детей и нянек, изобразив тем самым бурлящую жизнь центра Парижа. Именно поэтому у картины есть еще и другое название – «Ссора детей после игры». Благодаря двум великим светилам сад Тюильри был навсегда запечатлен в музыке гения и в полотне великого художника.

Прослушать пьесу можно по ссылке

Интересна история создания этой пьесы

Модест Мусоргский был отзывчивым по натуре человеком, поэтому люди к нему тянулись и старались завести с ним приятельские отношения. Одним из лучших друзей композитора был талантливый художник и архитектор Виктор Гартман. Они много времени проводили за разговорами, часто встречались, обсуждая искусство.

Через год после смерти Гартмана, по воле Стасова была организована огромная выставка, включавшая в себя работы талантливого мастера от акварели до работ маслом. Разумеется, Модест Петрович не мог пропустить данное мероприятие.

Выставка имела успех. Художественные работы произвели сильнейшее впечатление на композитора, поэтому он незамедлительно принялся за сочинение цикла произведений. В ту весну 1874 года сочинитель ограничился лишь импровизацией, но уже летом всего за три недели были готовы все миниатюры.

Литература

Писатели о саде Тюильри

Александр Дюма упоминал сад Тюильри в своем романе «Три мушкетера».

Герой романа Франсуазы Саган «Немного солнца в холодной воде» прогуливался по саду Тюильри, но почему-то со скверными мыслями.

Русские путешественники обожали сад Тюильри. Белинский выразил свои восторги в первом же письме из Парижа, напоминая при этом, что он строгий судья и критик:

«Ничто не радовало меня с первого взгляда, даже горы Кавказа; но Париж с первого взгляда превзошел все мои ожидания, все мои мечты. Дворец Тюильри с его площадью, засаженной каштанами, с террасой, откуда видна площадь Согласия (бывшая площадь Революции), ее обелиск и великолепные фонтаны – это все… сказки Шахерезады».

Письмо датируется 1847 годом.

В том же 1847-м (в декабре) Иван Тургенев, живший тогда на бульваре Капуцинок, писал Полине Виардо:

«У нас уже два или три дня погода стоит великолепная. Я совершаю длительные прогулки прежде, чем отправиться на ужин в Тюильри. Наблюдаю за играми детишек, прелестных, как Амуры, и кокетливо приодетых!.. Яркое красное солнце свётит за огромными каштанами, статуями, спящими водами, величественным темно-серым Тюильри, все мне нравится бесконечно, я отдыхаю, я дышу воздухом после дня работы…Боже ты мой, как все же красивы осенние дни!..»

А вот, что пишет о Тюильри 1790 года Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника»

«На большой осьмиугольной площади возвышается статуя Лудовика XV, окруженная белым мраморным балюстрадой. Подойдите к ней и увидите перед собою густые аллеи славного сада Тюльери, примыкающие к великолепному дворцу: вид прекрасный! Вошедши в сад, не знаете, чем любоваться: густотою ли древних аллей или приятностию высоких террас, которые на обеих сторонах простираются во всю длину сада, или красотою бассейнов, цветников, ваз, групп и статуй. Художник Ленотр, творец сего, конечно, искуснейшего сада в Европе, ознаменовал каждую его часть печатью ума и вкуса. Здесь гуляет уже не народ, так, как в полях Елисейских, а так называемые лучшие люди, кавалеры и дамы, с которых пудра и румяна сыплются на землю. Взойдите на большую террасу, посмотрите направо, налево, кругом: везде огромные здания, замки, храмы – красивые берега Сены, гранитные мосты, на которых толпятся тысячи людей, стучит множество карет – взгляните на все и скажите, каков Париж». 

Филателия. Тюильри на марках разных стран


Рас-эль-Хайма, 1970, 10 R. Прибытие Наполеона и Марии-Луизы в Тюильри


ГДР
, 1989, 90 pf. Штурм дворца Тюильри 10 августа 1792 года


Гвинея
, 1989, 1500 fr. Марка издана в блоке. На поле блока — штурм дворца Тюильри 10 августа 1792.


Коморские острова
, 1989, 600 fr. Людовик XVI и восставшие. Марка издана в блоке. На поле блока — штурм дворца Тюильри.


Мадагаскар
, 1989, 5000 fr. Жорж Дантон в клубе кордильеров. Марка издана в блоке. На поле блока — штурм дворца Тюильри 10 августа 1792.

На правой верхней марке в блоке представлена картина Камиля Писсарро «Площадь Карусель и сад Тюильри в Париже. 1900». Оригинал картины в Вашингтоне в Национальной галерее искусств (Коллекция Эйлсы Меллон Брюс).

http://travelreal.ru/wp-content/uploads/2023/02/word-image-79.jpeg

Луиза Буржуа создала несколько массивных стальных пауков. Один из них продан за 40 млн. долларов США на выставке Art Basel в Швейцарии. Другой паук находится в саду Тюильри. В 2010 году Франция посвятила Луизе Буржуа и ее паучихе «Маман» почтовую марку.

В 20 февраля 1961 г. Французское почтовое отделение выпустило марку номиналом 20 сантимов в память об Аристиде Майоле. Марка представляет скульптуру Медитерране (1905 г.). Бронзовая скульптура, высотой 1,03 м, расположена в саду Карусели Тюильри в Париже.

Франция. Марки посвящены парижским садам. Слева — сад Тюильри. Справа — Парк Цветов Париж 2004

Сад Тюильри на открытках

Тюильри, открытка. Париж, парк, грусть. Худ Дейнека. Изд 1974 г. Тир 50 т.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9823/114691520.4b/0_9ff51_e2dd244c_XL.jpg

https://i.pinimg.com/736x/48/ce/d0/48ced09deacdd6ceb5dce3f022db563e.jpg

Франция Париж Сад Тюильри Триумфальная Арка

https://img-fotki.yandex.ru/get/9802/114691520.4b/0_9ff58_bd899c34_XL.jpg

https://images.tuckdb.org/postcards/images/000/082/392/original/2011_05_16_09_25_02.jpg

Тюильри на фотографиях известных мастеров

Альфред Эйзенштадт. Родился в Тчеве в еврейской семье, в 1906 году переехал вместе с семьёй в Берлин. Фотографией увлекался с детства, в 14 лет получил свою первую камеру. В конце Первой мировой войны был призван на службу в артиллерию, в 1918 году получил ранение. В 1920-х годах работал продавцом галантереи, с 1928 года подрабатывал фотографом, в 1929 году начал профессионально заниматься фотографией. В 1935 году эмигрировал из Германии в США, где жил в Нью-Йорке до конца своей долгой и плодотворной жизни. Умер Альфред Эйзенштадт в 1995 году в возрасте 96 лет.

Выражение детей в Парижском кукольном театре в момент убийства злого дракона, сад Тюильри, Париж, 1963 год. Фотограф Альфред Эйзенштадт

Эжен Атже (Eugene Atget) (1857-1927 гг.)

Легендарный французский фотограф, создавший более 10 000 фотографических снимков столицы Франции начала XX века, автор уникального проекта – обширнейшего фоторепортажа «топография старого Парижа».

Клуб Foto.ru

Вертумн, Тюильри

Изис Бидерманас – один из ведущих представителей гуманистической фотографии прошлого века. Его произведения ставят в ряд с такими прославленными французскими мастерами, как Брассаи, Анри Картье-Брессон, Робер Дуано и Вилли Ронни.

Витрины магазинов, набережная, простыни на бельевых верёвках, скрытые лица, карусели, уснувшие на улицах люди – в объективе фотографа целая жизнь. О Париже на своих фотографиях Изис Бидерманас говорил: «Это не современный Париж и не старый, а просто мой». Город, который смог в себя влюбить.

Детский аттракцион. Франция, Сад Тюильри, 1950 год.

Детский аттракцион. Франция, Сад Тюильри, 1950 год.

Жюль Жерве-Куртельмон стал одним из первых мастеров, использовавших автохром, один из старейших процессов цветной фотографии, запатентованный в 1903 году знаменитыми братьями Люмьер. Автохром использовал гранулы картофельного крахмала, окрашенные красной, зеленой и синей краской, в качестве светофильтров, а также сложный процесс проявки, в результате чего получались призрачные «точечные» цветные фотографии.

https://avefrance.com/wp-content/uploads/2020/03/avtohr-foto-parizh-3.jpg

Сад Тюильри начала 20 века. Автохромные фотографии Жюля Жерве-Куртельмона

Уникальные виды Тюильри на старинных фото

Фотографии 1830-х 1840-х годов

1849. Париж. Сад Флёр, Тюильри. Одна из первых фотографий

Фотография: 30 уникальных видов старого Парижа №4 - BigPicture.ru

Регата в Тюильри. В марте 1943-го маленькие парижане запускали белые парусники у берегов водоема Тюильри.

Фотография: 30 уникальных видов старого Парижа №19 - BigPicture.ru

Остатки дворца Тюильри, вид с площади Карусель, 1878 год. Шар, привязанный изобретательным воздухоплавателем Жиффардом, позволял оказаться головой в облаках, он мог вместить около 50 пассажиров и поднимался на высоту почти 600 м.

Фотография: 30 уникальных видов старого Парижа №24 - BigPicture.ru

Влюбленная пара. Влюбленные в саду Тюильри наблюдают за маневрами автомобилей на площади Согласия, март 1952 года.

Фотография: 30 уникальных видов старого Парижа №25 - BigPicture.ru

Авеню дю Буа в 1900-е годы. Авеню дю Буа, созданная Наполеоном, позволяла соединить ось Елисейские поля — Тюильри — Лувр — Риволи с Булонским лесом. Теперь она стала называться авеню Фош.

Фотография: 30 уникальных видов старого Парижа №28 - BigPicture.ru

Осенняя поэзия. Влюбленные одни в целом мире в осенней дымке садов Тюильри, 1945 год.

Небольшое развлечение для маленьких детей. Июнь, 1952 год.

Небольшое развлечение для маленьких детей. Июнь, 1952 год.

Автор Михаил Назаров

Навигация

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Сад Тюильри в произведениях искусства" оставлено 3 коммент.
  1. Татьяна Бойко-Назарова:
  2. Татьяна Бойко-Назарова:

    Спасибо за очень интересный, красивый, информативный рассказ.

  3. Михаил, замечательный материал, СПАСИБО за удовольствие!

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти