Прогулки по саду Тюильри. Часть 4

Тюильри-3д

Скульптура сада Тюильри. Часть 4

Аллея Дианы

Продолжение нашей экскурсии по центральной части парка пройдет по аллее Дианы (см. схему), которая пересекает парк перпендикулярно главной аллее с севера на юг от улицы Риволи до набережной Сены. Первый вопрос, который возник у меня и может возникнуть у читателя, почему так названа аллея? Самый простой ответ заключается в том, что аллея так названа в честь богини охоты Дианы (по римской мифологии), скульптура которой установлена на этой аллее у улицы Риволи.

Другая более романтическая версия связана с историей сада и с Дианой де Пуатье. На свете было много красивых женщин, все они, впрочем, как и любая женщина вообще, мечтали, чтобы о них слагали стихи, песни. А вот о красоте Дианы де Пуатье слагали целые легенды, которые дошли до наших дней. Память об этой женщине сохранилась в течение пятисот лет, все проходит в этой жизни, а тайна ее обаяния привлекает нас до сих пор.

Любовный треугольник: Екатерина Медичи, Генрих II Валуа и Диана де Пуатье

В истории немало известных фигур, которые надолго остались в памяти людей из-за каких-то своих неразгаданных тайн. И чем дальше уходят они от нас вглубь истории, тем таинственнее кажутся. Попробуем немного приподнять завесу тайны над историей Генриха Валуа и Дианы де Пуатье.

В возрасте 14 лет Генриху пришлось жениться. Его женой стала Екатерина Медичи, по приказу которой впоследствии был построен дворец Тюильри и разбит сад, по которому мы сегодня совершаем экскурсию. История утверждает, что невеста обожала красивого жениха, но он оставался к ней равнодушен, что и неудивительно. Екатерина никогда не была красавицей, толстая, неуклюжая, с глазами навыкате. А Генрих по-прежнему любил Диану, с которой познакомился в 12 лет, и в отличие от Екатерины, она была сказочно хороша. Другие исследователи считают, что их роман начался еще до свадьбы Генриха и Екатерины. Возможно, и так, нам остаётся только гадать. Также некоторые историки пишут, что Екатерина не только была в курсе романа своего мужа, но еще и подглядывала за ними. Впрочем, это было в те годы почти в порядке вещей. Радости, разумеется, ей это не приносило. Королева любила мужа всю жизнь и всячески пыталась привлечь его внимание, но единственное в чем она преуспела, родила ему 10 детей. Но и рождение детей не изменило отношения Генриха ни к жене, ни к любовнице. Их роман продолжался больше 20 лет, до самой смерти Генриха. Официальная фаворитка (на французском Maîtresse en titre) до самого конца оставалась единственной его любимой женщиной и имела на него огромное влияние. Генрих продолжал носить цвета Дианы (чёрное и белое), и монограмму DH – Диана/Генрих, осыпать её драгоценностями, подарками и знаками внимания. В 1548-ом году король даровал Диане титул герцогини де Валентинуа и приказал построить для неё дворец Ане. Другим, гораздо более известным обиталищем фаворитки стал замок Шенонсо. Расставаясь даже ненадолго, король писал многочисленные страстные письма своей возлюбленной и советовался с ней по всем вопросам. Начиная с 1550 года, Диана де Пуатье заправляла работой всех королевских служб, ведала смещением и назначением должностных лиц. Такого могущества сумела впоследствии достичь только маркиза де Помпадур при Людовике XV.

В честь Дианы устраиваются пышные празднества, балы, турниры и охоты. Художники часто изображают королевскую maîtresse en titre в образе античной Дианы, богини-охотницы. Диана увековечена на многих портретах и в скульптурных произведениях. Жан Гужон изобразил ее в виде торжествующей обнаженной охотницы, обнимающей шею таинственного оленя.

Статуя Дианы. (Жан Гужон)

В Лувре есть знаменитая Картина Жан-Оноре Фрагонара (1732 -1806) «Генрих II и Диана в мастерской Жана Гужона». Холст, масло. Лувр, Париж

Диана де Пуатье спускается по лестнице.

На картине «Диана де Пуатье в мастерской Жана Гужона»  Жан-Оноре Фрагонар изобразил скульптора, работающего над «Дианой д’Ане» в присутствии Дианы де Пуатье. Гужон также придал лицу своей статуи сходство с портретом знаменитой фаворитки, а её «античная» прическа напоминает прически дам XVI века. Наиболее знаменита работа Жана Гужона, не раз изображавшего обнажённую Диану, под названием «Диана Ане» (La Diane d’Anet), по названию замка Ане, или «Фонтан Дианы» (Fontaine de Diane), созданная для Дианы де Пуатье в качестве фонтана в её замке. Обнажённая богиня изображена с луком, обнимающей за шею оленя, как и в «Нимфе Фонтенбло» работы Бенвенуто Челлини. 

Королева Екатерина ненавидела соперницу, но молчала и делала вид, что всё в порядке. Внешне они всегда оставались в дружеских отношениях, Диана де Пуатье даже воспитывала королевских детей. Говорят даже, что Генрих не раз помышлял о разводе, но его отговорила Диана де Пуатье. Всё изменилось в один миг. 30 июня 1559 года король участвовал в рыцарском турнире, что тогда было в порядке вещей. Но по несчастной случайности обломок копья вошёл ему глубоко в глаз. Генриха унесли с поля окровавленного, и к сожалению, медицина оказалась бессильна. Король Генрих умер. 

Королева была безутешна, но горе не помешало ей отобрать всё подаренное бывшей фаворитке. К счастью, месть не пошла дальше, и Диана удалилась в своё поместье — замок Шенонсо.

Вот такая история Дианы де Пуатье, и мы можем предположить, что в названии аллеи Дианы тесно переплетаются обе версии древнеримской скульптуры Дианы охотницы (фр. La Diane de Versailles, Diane chasseresse) и реальной Дианы де Пуатье.


А теперь познакомимся поближе со скульптурой Дианы Версальской или Дианы с оленёнком, установленной в парке Тюильри.

Диана с оленёнком

№46. Диана Версальская или Артемида, богиня охоты. Статуя также известна как Диана с оленёнком (Diane à la biche). Гийом Кусту (1677-1746).

Статуя находится в начале аллеи Дианы у входа с улицы Риволи.

Оригинал статуи Дианы Версальской, или Дианы-охотницы, или по греческой мифологии Артемиды — это мраморная статуя I или II вв. до н. э., воспроизводящая произведение древнегреческого скульптора, предположительно, Леохара (ок. 325 г. до н. э.). Артемида одета в тунику или хитон, который носили в Древней Греции. Правой рукой она готовится извлечь из колчана стрелу, левая покоится на голове сопровождающего её оленёнка. Голова повёрнута вправо, в сторону вероятной добычи. Скульптуры такого типа известны археологам по раскопкам в Лептис-Магне и Анталье. Статуя была подарена папой Павлом IV королю Генриху II с намёком на его метрессу, Диану де Пуатье, и установлена королём в саду Фонтенбло. Генрих IV велел перевезти статую в «галерею древностей» Лувра; в Фонтенбло её заменила качественная бронзовая копия. Ещё одну копию Людовик XIII отослал английскому королю в Виндзорский замок.

Людовик XIV перенёс «Диану», как лучшее произведение античной скульптуры во Франции, в Версальский дворец. Придворный скульптор Гийом Кусту сделал с неё копию для дворца в Марли. В 1798 году скульптура вернулась в Лувр, где и находится по сей день, а копия установлена в саду Тюильри.

Аллея Дианы сравнительно небольшая, на ней установлены 4 скульптуры, и пройти её можно в любом направлении. Если мы начали с улицы Риволи, то пройдем по аллее до набережной Сены. Следующая статуя на нашем пути – это Юлий Цезарь. Скульптура установлена на пересечении аллеи Дианы с главной аллеей.

Юлий Цезарь

№45. Юлий Цезарь (1688-1694). Jules César d’après l’antique, statue en marbre par Ambrogio Parisi (1676 — 1719) — Installée au jardin des Tuileries (Paris, 1er arrond.) en 1800.

Информационная табличка, расположенная на постаменте статуи Юлия Цезаря. В отличие от некоторых других статуй, в табличке нет слова «муляж», (по-французски означает «отливка»), а можно видеть только инвентарный номер, MR 2099, что может говорить о подлинности скульптуры.

Тем не менее, парижская скульптура очень напоминает древнеримскую

Статуя Юлия Цезаря на форуме в Риме

На обеих фотографиях изображена статуя Юлия Цезаря со свитком или жезлом в левой руке и что-то похожее на камень в правой руке, и, как можно видеть, он одет в доспехи в традиционном стиле, типичные для римских воинов.

Гай Юлий Цезарь — великий оратор, полководец, политик, литератор и верховный жрец Древнего Рима, живший приблизительно в 100 – 44 гг. до н.э. В начале 44 года до н. э. Цезаря объявляют пожизненно диктатором. Образу диктатора поклонялись как святому божеству. Цезарь становится властелином римского государства, наделённым чрезвычайными полномочиями. Юлий имел право самостоятельно заключать мир, начинать военные действия и распоряжаться государственным бюджетом. Благодаря его правлению, республика стала великой державой. Многие знают, что русское слово «царь» и немецкое «кайзер» происходит от имени Цезарь, оно стало символом могущества и власти!

Его личность как диктатора была неприкосновенна, в его честь называют месяц июль, возводятся храмы, проводятся игры, воздвигаются статуи, одну из которых мы видим в парке Тюильри на пересечении с аллеей Дианы. В Тюильри две статуи Юлия Цезаря. Первая статуя, работы Николя Кусту, установлена в самом начале главной аллеи у ортогонального бассейна, и с ней мы познакомились в первой части нашей экскурсии.

Пройдя вперёд несколько метров, за главной аллеей мы видим статую Геркулеса или Геракла (по греческой мифологии)

Геркулес Фарнезе

№43. Геркулес Фарнезе (1670-72), мрамор, работа Джиовани Комино

Оригиналом является Древнегреческая бронзовая скульптура, работы Лисиппа 2-й половины IV в. до н. э.

Копия iii века нашей эры была обнаружена в 1546 году в руинах бань Каракаллы. Внесенная в коллекцию Фарнезе, сейчас она хранится в Национальном археологическом музее Неаполя.

Мраморная копия Геркулеса Фарнезского или Отдыхающий Геракл сделана Джованни Комино в Риме с 1670 по 1672 год и установлена первоначально в парке Со (Со или Sceauх находится на середине пути из Парижа в Версаль) в 1686 году, затем она появилась в саду Тюильри с 1793 по 2010 год. После этого она вернулась в Со, а копия с неё осталась в Тюильри.

Скульптура изображает древнегреческого героя Геракла (у римлян Геркулес), опирающегося на палицу, поверх которой накинута шкура Немейского льва. В правой руке, отведённой за спину, Геракл держит три яблока, это позволяет предположить, что скульптор запечатлел героя после совершения его двенадцатого подвига — похищения яблок Гесперид.

Из всех двенадцати подвигов Геракла самым сложным оказался последний. Эврисфей, царь богатых золотом Микен, которому Геракл был обязан служить, послал его добыть три золотых яблока из сада титана Атласа, державшего на плечах небесный свод. За садом присматривали его дочери Геспериды. (Геспери́ды- персонажи древнегреческой мифологии, именовавшиеся по отцу Вечерней Звезды – Гесперу). Яблоки эти росли на золотом дереве, выращенном богиней земли Геей в подарок Гере к её свадьбе с Зевсом.

Много приключений пришлось пережить герою, прежде чем он нашёл могучего Атласа. Тот согласился отдать ему волшебные яблоки, если Геракл подержит за него небесный свод.

Богиня Афина дала ему сил, и герой взгромоздил на свои плечи неимоверную тяжесть. Атлас принёс яблоки и предложил самому отнести их в Микены, но Геракл разгадал его хитрость. Понял герой, что Атлант хочет навсегда оставить его здесь, держать небеса. 

Герой попросил титана подержать свод, пока он сделает подушку себе на плечи, и когда титан встал на своё место, взял у него яблоки и направился к Эврисфею.

Эврисфею яблоки были не нужны, он ведь надеялся, что Геракл не сумеет их добыть и сгинет где-нибудь во время бесплодных поисков. Поэтому царь вернул герою яблоки, а тот принёс их в жертву своей покровительнице, богине Афине-Палладе. Афина же отдала их Гесперидам и золотые яблоки навсегда остались в божественном саду.

Тема отдыхающего героя в расслабленной, меланхоличной позе нетипична для классического периода, когда героев и богов изображали экспрессивными и триумфальными, демонстрирующими силу и величие. Данное обстоятельство подтверждается подписью на статуе: «Гликон из Афин сделал».

Следующая и последняя статуя на аллее Дианы – это Флора

Флора

№44. Флора Фарнезе (1676). В саду Тюильри установлена в 1798 году. Работа скульптора Антуана Андре. La statue en pierre de Flore Farnèse date de 1676. Son auteur est Antoine André (1669-1710). В 2010 году оригинальный мрамор был заменен копией. Оригинал выставлен в Парке Со.

Статуя представляет древнее божество Италии — Флору Фарнезе, которая наблюдала за цветением цветов весной.

Флорой Фарнезе называется римская мраморная статуя — копия с греческого бронзового оригинала. В период правления папы Павла III Фарнезе (1534 — 1549) она была найдена в римских термах императора Каракаллы и украсила собой палаццо Фарнезе в Риме, а в 1786 году была перевезена в Неаполь.

Предполагают, что первоначальная греческая статуя изображала Афродиту. Римская копия, формально повторив первоначальный вариант, названа Флорой. Это богиня — покровительница цветов, культ которой был распространен на территории древней Италии.

Легкие одежды струящимися складками обнимают фигуру прекрасной девы, подчеркивая совершенство форм ее тела и скрывая от нескромных глаз самое сокровенное. В руке Флора держит цветы — постоянный атрибут этой богини в искусстве, дополняющий ее образ.

Продолжение экскурсии по саду Тюильри в следующей части.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти