Скульптура сада Тюильри.
Схема и расположение скульптур вокруг восьмиугольного бассейна
В предыдущей части №1 мы обошли и подробно рассмотрели скульптуру вокруг восьмиугольного бассейна. Сейчас мы совершим две радиальные прогулки по стрелкам «А» и «В». Начнем с «А».
Фрагмент схемы юго-западной части сада Тюильри
На юго-западе сада Тюильри находится музей Оранжери (Le Musee de I’Orangerie), который представляет собой картинную галерею, где выставлены работы художников-импрессионистов и постимпрессионистов.
Музей Оранжери
Здание, в котором сейчас располагается музей, построено в 1852 году. Его строгие формы полностью соответствовали парковому стилю того времени и общему с дворцом Тюильри архитектурному ансамблю. Изначально в этой оранжерее планировалось выращивание апельсиновых деревьев (возможно от этого произошло название здания), но на самом деле здание использовалось лишь для проведения городских выставок во время праздничных народных гуляний или для репетиций солдатских маршей.
Музей Оранжери – это сегодня известная картинная галерея Франции, здесь представлена коллекция из 144 работ парижских художников XX века, среди которых можно найти уникальные полотна Моне, Пикассо, Руссо, Модильяни, Матисса, Ренуара и Сезанна.
Жемчужиной музея является серия картин Клода Моне «Кувшинки». Они находятся в круглом зале, где других экспонатов нет. Для посетителей специально поставлены кушетки, на которых можно посидеть, наслаждаясь красотой произведений Моне.
Прежде чем продолжить нашу сегодняшнюю экскурсию, интересно совершить небольшой экскурс в прошлое, так как это непосредственно связано с настоящим.
В 1856 году французский журнал «L’illustration» (Иллюстрасьон) опубликовал любопытный снимок сфинксов перед входом в Оранжери. Вместе со сфинксами в Оранжери были выставлены на всеобщее обозрение немногочисленные трофеи Крымской войны 1853-1855 гг.
Сфинксы из здания Морской библиотеки, вывезенные из Севастополя в числе трофеев и выставленные в Париже в саду Тюильри. С рисунка Ж.-Б.А. Дюрана Браже.
Иллюстрасьон Журналь Универсель был одним из наиболее любопытных периодических изданий Франции 19 века. В этой еженедельной газете публиковались весьма интересные по тем временам статьи. Сотрудники газеты стремились знакомить своих читателей с разнообразными событиями и странами. Корреспонденты газеты бывали в разных концах света, откуда привозили иллюстрированные заметки. Естественно, что значительный интерес читающей публики привлекали репортажи из Османской империи, а также рассказы о Крымской войне, что в определенной мере восполняло желание французов побольше узнать о Востоке.
Я думаю, что 200 лет спустя не только французам, но и многочисленным русскоязычным читателям было бы интересно узнать о тайнах севастопольских сфинксов.
Я перечитал с большим удовольствием книгу Е.Тарле «Крымская война», в которой много написано об «африканском генерале» и французском маршале Pelissier.
Генерал Пелисье — это он привёз трофеи в Париж из Севастополя. Сфинксы находятся во Франции уже более 170 лет и продолжают хранить свою непростую историю. Но теперь мы можем приоткрыть завесу и рассказать об их судьбе.
Севастопольские сфинксы
Севастопольский сфинкс в саду Тюильри в Париже.
Два вывезенных из Севастополя в качестве трофея Крымской войны мраморных сфинкса раньше украшали лестницу Морской Библиотеки, — одного из красивейших зданий в Севастополе. В настоящее время Сфинксы стали музейным экспонатом парковой скульптуры Лувра.
Из краткой информации музея Лувра:
Partie du butin de la guerre de Crimée, saisi par le général Pélissier à la bataille de Sébastopol en 1855 ; les deux sphinges se trouvaient de part et d’autre de l’escalier extérieur de la bibliothèque navale de Sebastopol, la face tournée vers le visiteur ; elles ont été commandées à Carrare en 1845 ; d’abord exposées avec le reste du butin, dans le jardin des Tuileries, derrière l’Orangerie; placées par l’architecte Hector Lefuel à l’entrée Flore du jardin des Tuileries, en contrebas du nouveau pavillon de Flore, côté Ouest, en 1865-1867, sur ordre de Napoléon III ; les deux sphinges se faisant face ; cette sphinge (dite « sphinge Ouest ») a été reculée vers l’Ouest en 1877 pour la création de la rue des Tuileries (actuelle avenue du Général-Lemonnier) ; cette sphinge a été atteinte par des tirs pendant la Libération de Paris en août 1944 (impacts visibles).
«Ранее два сфинкса, заказанные адмиралом М.П.Лазаревым из Каррары в 1845 году, стояли по обе стороны наружной лестницы Военно-морской библиотеки Севастополя. Впервые они были выставлены вместе с остальными трофеями в саду Тюильри в 1865-1867 годах по приказу Наполеона III. Архитектор Гектор Лефуэль разместил их у входа в сад Тюильри ниже нового павильона Флоры, за Оранжереей. Два сфинкса были обращены друг к другу».
Севастопольские сфинксы в Париже. Фотография начала XX в.
Один из них, известный как «Западный сфинкс», был позднее в 1877 году перемещён в западную часть парка для создания улицы Тюильри (ныне авеню дю Генерал-Лемонье). Этот сфинкс был обстрелян во время освобождения Парижа в августе 1944 г, и на нём остались видимые следы обстрела.
Сфинкс Морской библиотеки Севастополя. Сад Тюильри. Париж. (1845 год, каррарский мрамор)
Une sphinge possède un corps de lion et un buste de femme. Un très bel exemplaire se trouve sur un pilier d’une petite entrée du Jardin des Tuileries donnant avenue du Général Lemonnier, au coin du quai des Tuileries.
Второго или «восточного» сфинкса в 1986 г. убрали в запасники Лувра в связи с перестройкой пространства между Тюильри и Лувром. Со временем второй сфинкс будет установлен на свое прежнее место.
Продолжим экскурсию сегодняшнего дня и обратим внимание на скульптуру Родена у входа в Оранжери
Перед входом в Оранжери находится самая известная статуя Родена «Поцелуй»
Скульптуры Огюста Родена
№15. Статуя Родена «Поцелуй» является точной копией оригинальной мраморной скульптуры этого известного скульптора, которая находится в его музее вместе с другими работами.
Она представляет собой искусно созданную из камня обнимающуюся для страстного поцелуя пару, которая выглядит одновременно и эротично, и безгрешно. В руках юноша держит книгу, чем подчёркивает платоничность их отношений с возлюбленной.
У этого произведения потрясающая история. Скульптура Поцелуй изначально носила название Франческа да Римини, в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте.
Роден изобразил в своей скульптуре Франческу и её возлюбленного Паоло. Оба они были представителями знатных родов Романьи – богатых земель современной Италии. Их история так же печальна, как и история Ромео и Джульетты. С одной разницей: они реально существовали (жили в XIII веке). Реально целовались. И, увы, погибли вместе из-за своей любви.
Франческа была замужем за старшим братом Паоло, Джованни Малатеста. Их женили по расчету: этот брак давал возможность укрепить власть в Равенне отцу Франчески.
Джованни был калекой с рождения. Он хромал, был некрасив. Чтобы девушка не сопротивлялась выйти за него замуж, ее ввели в заблуждение. В то время была распространена практика заочного брака. На свадьбу мог прийти и подписать брачный договор за настоящего жениха его представитель.
Таким представителем выбрали младшего брата – Паоло. Он был красив и молод. Конечно, Франческа согласилась выйти замуж за прекрасного юношу. Все родные на свадьбе по настоянию отца девушки «забыли» предупредить ее, что Паоло уже женат на другой, и он лишь представитель ее жениха.
А потом представляете: Франческа приезжает в замок к своему мужу и обнаруживает вместо прекрасного Паоло какого-то неизвестного ей Джованни! Но в Паоло она уже успела влюбиться. Он тоже испытывал симпатию. По этой причине часто навещал брата и его супругу.
Однажды Паоло и Франческа читали книгу о любви Ланселота, рыцаря Круглого Стола и королевы Джиневры, супруги Короля Артура.
Их история так взбудоражила их воображение, что они посмотрели друг на друга и не удержались от поцелуя.
В этот момент в комнату ворвался Джованни. В порыве ревности он заколол обоих своим мечом.
История с книгой придумана Данте. Великий писатель – их современник. Он даже был лично знаком с братом девушки. А историю ее любви и гибели знали в XIII-XIV веках буквально все! Настолько она была поразительна.
Так вот, души Франчески и Паоло он встречает в Аду в своей «Божественной Комедии». Там девушка и рассказывает ему, как они поцеловались, читая книгу о любви рыцаря и королевы.
В 1888 французское правительство заказало Родену первый полномасштабный мраморный вариант Поцелуя для Всемирной выставки, но выставлена на публичное обозрение она была лишь в 1898 г. на Парижском салоне. Скульптура снискала такую популярность, что компания Барбединни предложила Родену контракт на ограниченное количество уменьшенных бронзовых копий. Одна из них находится в саду Тюильри.
Между Оранжери и восьмиугольным бассейном выделена часть территории сада, где разместились другие скульптуры Родена
На переднем плане скульптуры Родена
Статуи Родена
№16. Ева, 1881
Работая над ансамблем «Врата ада», Роден исполнил скульптуры Адама и Евы, каждая из которых стала впоследствии самостоятельным произведением. Родену удалось с поразительным мастерством передать стыдливое смятение и отчаяние, охватившее вкусивший запретный плод героиню.
№17. Медитация или внутренний голос
Эта скульптура Огюста Родена 1886 года также является частью его композиции «Врата ада». Скульптура представляет молодую женщину, положившую голову на правое плечо. Она в ужасе от судьбы, которая ожидает ее в аду.
А если взгляд бросить чуть вдаль, то уже зрители будут в ужасе, увидев шедевр Алена Кирили под названием «Командование».
№18. Скульптурная серия «Командование» (Grand Commandement blanc) — работа французского скульптора Алена Кирили, созданная в 1986 году и установленная в 2000 году в садах Тюильри.
Эта серия различных маленьких белых геометрических форм, которые историки искусства описали как «мистические шрифты» и «абстрактные алфавиты», возвышается на 15-35 дюймов над землей, а отдельные примеры состоят из 90 элементов.
Наверно, не все ещё доросли до понимания смысла скульптурной композиции «Командование», которая считается самой главной и самой важной работой Кирили.
Вернемся теперь к восьмиугольному бассейну и пройдем в противоположную сторону по стрелке «В»
Фрагмент схемы северной части сада Тюильри
На севере парка напротив Оранжери в противоположном конце находится ещё одна галерея — Же де Пом (Galerie nationale du Jeu de Paume), в которой экспонируются работы современных деятелей искусства. В архитектурном плане сооружение повторяет музей Оранжери.
Национальная галерея Жё-де-Пом
Здание было построено по указанию Наполеона III как крытый спортивный зал для игры в мяч, в нём были оборудованы корты. «Же-де-пом» (jeu de paume) в переводе с французского означает «игра ладонью», так как в прежние времена игроки в теннис отправляли мяч в игру ударом ладони. Потом вместо ладоней стали использовать ракетки и возник современный теннис, а название здания сохранилось прежним.
Эта галерея в наши дни считается музеем современного искусства. Постоянной экспозиции тут нет. Время от времени проводятся разные выставки. Основное их направление — современная фотография.
Как музей современного искусства Национальная галерея Жё-де-Пом заработала в 1991 году. Первой её выставкой была экспозиция работ Жана Дюбюфе. После чего выставки в этой галерее стали проходить регулярно. Кроме того, в наши дни в ней постоянно работает аудиовизуальный зал, есть кафе и книжный магазин.
С одной из работ Жана Дюбюфе можно познакомиться в непосредственной близости от галереи Жё-де-Пом (см. схему)
Красавец на маскараде
№ 19. Скульптура «Красавец на маскараде» (1998) Жан Дюбюффе (1901-1985) «Le Bel costumé» de Jean Dubuffet
В северо-западной части Тюильри находится необычная 4-х метровая скульптурная композиция под названием «Le Bel Costume». Скульптура поражает своей оригинальностью. В ней каждый человек найдет свой, никому непонятный смысл, а может и не найдет☺. По этой причине отношение к этому произведению современного искусства неоднозначное.
Автор этой скульптуры — Жан Дюбюффе. Это французский художник и скульптор, который в своем искусстве близок к сюрреализму, но прославило его другое направление. Он считается создателем и основоположником так называемого «сырого» искусства или Арт брют. Это необычное, самобытное направление в живописи и скульптуре. Арт брют не подчиняется эстетическим канонам, а в процессе создания произведений искусства в этом стиле можно использовать любые подручные материалы. Арт брют – это инстинкт, страсть, настроение, безумие.
Представители арт-брют происходят из разных слоев общества, к этому направлению часто относят в т. ч. творческие работы детей, заключенных и психически больных.
Жан Дюбюффе — авангардист, мечтавший стать дураком. Это его высказывание! Как пишет автор, он в детстве прочитал монографию Ганса Принцхорна «Живопись душевнобольных» (1922), которая произвела на него глубокое впечатление.
«Песни, которые горланит девушка, надраивая лестницу, волнуют меня больше, чем искусное пение. У каждого свой вкус. Я люблю немногое. Я предпочитаю зачаточное, необработанное, несовершенное, смешанное. Я больше люблю алмазы не огранённые, в их чистом виде». Жан Дюбюффе. О вкусах не спорят.
Парижская скульптура Le Bel Costume — это типичный результат фантазий Жана Дюбюффе в области Арт брют.
Скульптура была создана в 1998 году после смерти Жана Дюбюффе по его эскизам 1973 года. В Тюильри ее установили в 2000-м. Основным материалом для создания скульптуры стала эпоксидная смола. Это произведение искусства представляет собой абстрактную трехцветную фигуру, скорее всего гуманоида. Кому-то она напоминает жизнерадостного клоуна в шляпе, и кому-то поднимает настроение, кому-то кажется странной, а кого-то заставляется задуматься над смыслом жизни. Есть даже такое мнение, что скульптура «Le Bel Costume» представляет собой символ французского артиста в стиле денди, в костюме арлекина.
Жан Дюбюффе отличается от других скульпторов и художников тем, что он по-иному смотрит на мир! В его работах чувствуется некая притягательная сила, далеко не всем понятная. Именно поэтому вам нужно увидеть хотя бы одну его скульптуру или картину, чтобы понять близко ли для вас его творчество? Для Жана Дюбюффе произведение должно оставаться вопросом, а не давать ответа, оно не должно быть объяснимо.
Если, как утверждается, представители арт-брют происходят из разных слоев общества, часто из заключенных и психически больных, почему бы не украсить такой скульптурой какую-нибудь тюрьму или известную в Париже психушку Сент Анн, на ул. Кабанис в 14 округе Парижа (1414 мест). И пациенты были бы довольны и отдыхающие в Тюильри не испытывали бы отрицательных эмоций, глядя на такое произведение.
Познакомимся с другими скульптурами северо-западной части сада Тюильри
Жаннетт и Аполлон
№ 20. Жаннетт (1951) Поль Бельмондо (1898-1982)
№21. Аполлон (1951). Поль Бельмондо (1898-1982)
Работы Бельмондо продолжают неоклассический академический стиль, ища гармоничные формы с простыми линиями и гладкими поверхностями. Две бронзы, Жаннетт и Аполлон, находятся в садах дворца Тюильри с 1988 года (подарены семьей Бельмондо).
Поль Бельмондо лепил Аполлона с модели своего маленького сына Жан-Поля, родившегося 9 апреля 1933 года. Мальчуган был настолько очарователен, что вдохновленный папаша просто не мог поступить иначе…Жаннетт Бельмондо лепил с горничной Жан-Поля, в которую мальчик был страстно влюблён.
Поль Бельмондо — французский скульптор, профессор Высшей национальной школы изящных искусств, участник Первой мировой войны, отец актёра Жан-Поля Бельмондо. Во время Второй мировой войны сотрудничал с нацистскими властями, входил в группу французских художников-коллаборационистов, пропагандировавших сотрудничество с правительством Виши и с оккупационными немецкими властями. В 1945 году Поль Бельмондо был осуждён за сотрудничество с нацистами; ему в течение года было запрещено продавать свои произведения и организовывать выставки. В 1974 году награждён Орденом Почётного легиона.
Рядом находится еще одно произведение современного искусства под названием «Толпа»
Толпа
№22. Композиция «Толпа». Расположена у лестницы, спускающейся с террас напротив Большого восьмиугольного бассейна.
Автор — британско-французский скульптор Раймон Мазон (Реймонд Мэйсон — Raymond Mason, родился в 1922 году, скончался в 2010 в Париже). Работа «Толпа» (французское «La Foule») из патинированной бронзы была изготовлена в 1963-1967 годы. Во время Великой французской революции в этих местах бушевала толпа, громящая все на своем пути. Видимо, автор решил напомнить посетителям об этих кровавых событиях. Приобретена Национальным Фондом Современного Искусства (FNAC) в 1969 году. Предоставлена Саду Тюильри Национальным Центром Изобразительных Искусств (Centre National des arts plastiques) в 1987 году.
Отдельно стоит выделить статуи, которые находятся в северной части сада и непосредственно связаны с историей Франциии:
В 1910 году впервые две статуи отметили вход политики в сад: памятник Жюлю Ферри работы Гюстава Мишеля и памятник Вальдеку-Руссо работы Лорана Маркеста. Именно в этот же период был установлен памятник сказочнику Шарлю Перро (1908 г.) работы Габриэля Пеша, представляющий собой бюст Перро, окруженный детьми.
№23. Скульптура Пьера Вальдек-Руссо – известного французского политика, которая была установлена в саду в 1909 году;
Этот памятник, состоящий из нескольких скульптур с колоннадой сзади, является одним из самых впечатляющих творений, расположенных в саду Тюильри, и, безусловно, одним из самых красивых. Эта работа была создана французским художником Лораном-Оноре Маркестом в начале 20-го века в честь французского государственного деятеля Вальдека Руссо. французский государственный деятель. Председатель Совета Министров Франции (1899—1902)
№24. Скульптура Жюля Ферри – французского законодателя и политика, установлена на год позже, в 1910 году
Скульптура политика Жюля Ферри, автора законов третьей республики и другие.
№25. Скульптура Шарля Перро – великого писателя-сказочника Франции, установлена в 1908 году. Рядом с ним стоит Кот в сапогах в окружении детей;
С XVIII века сад был, по предложению знаменитого сказочника Шарля Перро, «открыт для всех, кроме лакеев и солдат». Таким образом, Тюильри стал первым во Франции «садом для публики». За мелкую монету тут выдавались напрокат стулья.
На этом мы заканчиваем эту часть экскурсии и возвращаемся к восьмиугольному бассейну.
Продолжение в следующей части 3
Навигация
Предыдущая статья: ← Прогулки по саду Тюильри. Часть 1
Следующая статья: Прогулки по саду Тюильри. Часть 3 →