По дорогам и городам Эльзаса

Эльзас (Alsace) — историческая область на востоке Франции, ограниченная с восточной стороны Рейном, который является естественной франко-немецкой границей, а с запада – невысокими отрогами Вогезов. Вогезы во Франции и Шварцвальд в Германии – это с геологической точки зрения единый горный массив, сформировавшийся в одно время. Рейн, особенно могучий в послеледниковый период, прорезал этот горный массив и сформировал широкую долину. А люди соседних стран раздали названия природным объектам, так, как это им было удобно.

clip_image002

Где-то здесь в Эльзасе, в Вогезах, за горным хребтом, покрытым облаками, находятся истоки реки Мозель. Он протекает по территории Франции и Германии и впадает в Рейн у Кобленца.

Здесь же Вогезах, в этих живописных местах, располагался концлагерь нацистских времён, который нам показали немецкие экскурсоводы из института Густава Стреземанна. Концлагерь, превращённый сейчас в музей, свидетельство преступного прошлого гитлеровского режима. Смотреть экспонаты этого музея, такие как лагерная виселица, без содрогания нельзя.

В программу нашей поездки входило посещение трёх городков, в которых сохранился собственный средневековый облик и архитектурный стиль, характерный для всего Эльзаса. Такой облик свойственен и для соседней Лотарингии и немецкой Франконии. Это – фахверки, церкви с высокими колокольнями, крепостные стены. Крыши репрезентативных зданий часто покрыты разноцветной черепицей, создавая характерные эльзасские узоры и орнаменты.

Оберне.

Первый на нашем пути был небольшой городок Оберне (Obernai), расположенный в 20 километрах от Страсбурга. Принято считать, что отсюда начинается Эльзасская винная дорога, которой гордиться вся Франция. Но она гордится не только производимыми там винами, но и сохранившимися на этом пути историческими достопримечательностями.

Среди символов Оберне, как, впрочем, и других городков Эльзаса, – аисты. Их гнёзда можно увидеть на крышах и шпилях домов. Фотографировать птиц снизу нелегко. Следы жизнедеятельности аистов часто существенно портят архитектурные объекты, которые они выбрали для своих гнезд.

clip_image004

Гнёзда аиста на крышах и шпилях – символ Эльзаса.

Старый город Оберне сотни лет назад обнесен толстой крепостной стеной с многочисленными башнями. Внутри крепостной стены расположился средневековый город из фахверковых домиков с красочными витринами магазинов на первых этажах. Все улочки города выводят на главную «Рыночную» площадь, где возвышается колокольня, находится здание старинной ратуши и фонтан с изображением св. Одилии – покровительницы города.

clip_image006

clip_image008

Двойная крепостная стена с оборонительными башнями опоясывает старый город. Внутренняя стена имеет длину 1400 метров. В крепостной стене на все четыре стороны света смотрят городские ворота.

clip_image010

clip_image012

Синагога, встроенная в крепостную стену. Первые упоминание о еврейском населении Оберне встречаются в 1215 году. Это здание было построено в 1876 году на деньги членов еврейского сообщества Оберне.

В старой части города на стене – мемориальная доска, объясняющая название площади. Это имя Андре Неэра еврейского философа — экзистенциалиста, уроженца Оберне. Он был профессором Страсбургского университета, во время фашистской оккупации скрывался, много сделал для взаимного понимания христиан и евреев.

clip_image014

Городская площадь названа в память еврейского учёного и философа Андре Неэра.

clip_image016

clip_image018

clip_image020

Почти весь город состоит из фахверковых домов. Исключения составляют только крепостные сооружения, церкви и общественные здания.

clip_image022

Фахверком застроена и центральная «Рыночная» площадь.

clip_image024

Символ города, колокольня Каппельтурм. Она имеет высоту 60 метров. Колокольня — единственное, что сохранилось от часовни Пресвятой Богородицы, построенной в конце XIII века. Верхняя галерея с башенками около шпиля была добавлена в 1596 году.

Сейчас колокольня Каппельтурм выполняет три функции: собственно колокольня города, смотровая башня и часть капеллы — часовни. Справа от колокольни — торец здания мэрии.

clip_image026

Городская мэрия (Hotel de Ville), построенная в XIV веке. Тогда там был городской суд. В 1848 году здание было расширено в неоклассическом стиле, а фасад декорирован росписями.

clip_image028

Фонтан Одилии – святой покровительницы Эльзаса. Он был установлен перед зданием мэрии в 1904 году. Одилии приписывалось удивительное умение исцелять от слепоты, что нашло отражение в деталях фонтана: книга с изображением глаз человека.

Одилия приехала в Эльзас и в VII веке основала монастырь, ставший процветающим. Она была аббатисой и умерла в монастыре в 720 году. После смерти ее причислили к лику святых. Вокруг её монастыря постепенно возник средневековый городок, облик которого угадывается по многим сохранившимся от средневековья улицам и сооружениям.

clip_image030

Такие паровозики используются туристами для осмотра города.

clip_image032

А посмотреть есть что! Изящный балкон из эпохи ренессанса.

clip_image034

Но в такую средневековую улочку паровозик, конечно, не поедет.

clip_image036

Оформление дверей подчёркивает возраст дома — 1558.

clip_image038

А это уже — современная жизнь города. Так оформлен пешеходный переход вблизи школы.

clip_image040

Церковь святых Петра и Павла в неоготическом стиле была построена на месте бывшей готической церкви, снесенной в 1867 году.

clip_image042

Витражи церкви.

clip_image044

Фреска в церкви. Св. Одиллия исцеляет слепых.

clip_image046

Шарль-Эмиль Фреппель (1827-1891) епископ города Анже, уроженец Оберне. Он известен выступлениями против аннексии Эльзаса Германией в 1870 году.

В городе существует лицей — колледж его имени, популярный во всей Франции. Памятник установлен перед церковью на средства горожан.

clip_image048

«Колодец шести ведер» — так его называют. Это изящное сооружение выполнено в стиле эпохи ренессанс в 1579 году. Оно украшено тремя коринфскими колоннами, поддерживающими крышу, и барельефами на библейские темы.

clip_image050

Это здание Зерновой биржи. Оно было построено в 1554 году в стиле ренессанс с отдельными готическими элементами. Для здания характерны многочисленные окошки в три этажа под крышей и изящный рисунок фахверка. Теперь здесь расположен ресторан, где предлагают традиционные эльзасские блюда.

Кольмар.

Следующий город на нашей дороге был старинный Кольмар – фактически главный город провинции Эльзас, он же административный центр департамента Верхний Рейн. Кольмар для туристов это город – праздник.

Его название происходит от латинского слова «Колумбариум» — голубятня. Первое письменное упоминание Кольмара относится к 823 году. Права города он получил позже, при императоре Фридрихе Барбаросса. История города – это история Эльзаса, пограничного района между Францией и Германией, в течение столетий не раз переходившего от французов к немцам и обратно. Мой интерес к Кольмару был в значительной степени обусловлен тем, что в прошлые два посещения города мне так и не удалось посмотреть старинный «Изенгеймский алтарь» работы великого художника позднего средневековья Матиаса Грюневальда. Сохранилось не более десятка произведений этого мастера, из которых некоторые я видела в старой Пинакотеке Мюнхена и в церкви небольшого франконского города Ашаффенбурга.

clip_image052

Въезжающих в Кольмар встречает «Статуя Свободы» (фото из окна автобуса). Ведь её автор скульптор Фредерик Огюст Бартольди (1834-1904) родом из Кольмара. Это уменьшенная авторская копия его знаменитой скульптуры «Свобода, несущая свет миру».

В Нью-Йорке, где установлена сама статуя, она имеет высоту 46 метров и состоит из трехсот медных пластин. Бартольди изобразил Свободу в виде женщины в ниспадающих одеждах, с факелом в поднятой правой руке. В левой руке она держит плиту, на которой нанесена дата принятия американской Декларации независимости. Голову женщины венчает корона с семью зубцами, символизирующими семь частей света. Позировала скульптору его жена, поэтому эльзасцы любят подчеркивать, что факел американской свободы был зажжен эльзасской женщиной.  Конструкцию мощной металлической опоры и каркаса для Нью-Йоркского монумента разработал будущий создатель Эйфелевой башни Александр Гюстав Эйфель.

Ранние произведения Бартольди были предназначены родному городу, о чём свидетельствуют многочисленные скульптурные работы на улицах Кольмара.

clip_image054

Например, скульптура — фонтан в честь генерала Швенди, жившего в XVI веке и сражавшегося в Венгрии против турок (он был и посланником императора Карла V во Франции). Швенди ценят в родном городе на только как генерала, но и за то, что он привез в Эльзас токайскую виноградную лозу из Венгрии. Из ее плодов он впоследствии создал собственный сорт эльзасского токайского вина. Поэтому в правой руке генерал держит не оружие, а саженцы винограда.
clip_image056

Увлечённость молодого Бартольди фонтанной скульптурой видна и на площади Шести Чёрных Гор, в центре которой установлен фонтан с фигурой Иоганна Россельмана. Россельман — народный герой, староста (прево) Кольмара в XIII веке. Он возглавил ополчение жителей, отстаивавших сохранение статуса вольного имперского города, независимого от Страсбургского епископства. На этой площади во время боя за свободу Кольмара Россельман был смертельно ранен.

clip_image058

Известная достопримечательность Кольмара — «Дом голов» был построен в 1609 году для богатого дворянина Антона Бургера. Известность этому дому принесли более сотни барельефов и скульптур людей с искажёнными страстями физиономиями. Установленная в XX веке на самом верху статуя – тоже работа Бартольди.

clip_image060

Представленная на салоне в Париже в 1902 году эта бронзовая скульптурная группа работы Бартольди представляет собой аллегорию Юстиции, Патриотизма и Свободы. Принципы, которые олицетворяют эти три фигуры, обеспечивают и поддерживают благополучие земного шара. Скульптура была установлена в 1909 году в Кольмаре во дворе дома — музея Бартольди.

Это только некоторые скульптурные композиции Бартольди, которые нам удалось увидеть в этот раз.

clip_image062

Памятная доска на доме ещё одного знаменитого уроженца города Кольмар, художника и гравёра Мартина Шонгауэра, жившего в XV веке, автора знаменитой картины «Мадонна в беседке из роз». Эту картину, как и его же алтарь Орли, нам удалось посмотреть в музее «Унтерлинден»

Прогулка по Кольмару.

clip_image064

Основная застройка города – фахверк, живописный, ярко окрашенный, уютный, иногда с балконами и балюстрадами, часто украшенный резными фигурами. Скверы, окна домов украшены цветами. Они тоже, вместе с архитектурой, создают праздничное настроение.

clip_image066

Бородач на углу дома – это торговец сукном, в руках у него деревянная мерная линейка.

clip_image068

Площадь Старой Таможни, которая несколько веков назад была средоточием торговой и политической жизни города.

А вот и сама Старая таможня при подходе к одноимённой площади с одной из боковых улиц.

clip_image070

Здание Старой таможни с цветной черепичной крышей было построено в 1480-ом году.

В его первом этаже располагались склады, куда купцы и торговцы складывали свои товары, чтобы заплатить таможенный сбор. Только после этого можно было начинать торговлю. А на втором этаже здания заседал магистрат.  clip_image072

Эльзасский аист и следы его жизнедеятельности на этой замечательной крыше. Видимо, аистам в Европе позволено больше, чем голубям.clip_image074Манекен Пис установлен на боковом фасаде здания Суда высшей инстанции. Бельгийцы преподнесли в 1922 году копию «Писающего мальчика» в дар городу Кольмар на четвертую годовщину освобождения города, в память о тех испытаниях, которым подвергались бельгийцы и эльзасцы во время немецкой оккупации в годы Первой мировой войны.

clip_image076

Это известное в городе здание построено в стиле Ренессанс в 1537 году для владельца серебряных рудников Людвига Шерера. Первый этаж с аркадами — из камня, верхние этажи – деревянные с галереей, украшенной росписями с изображением христианских добродетелей и библейских сюжетов. Этажи дома, как это было принято в то время, соединяет винтовая лестница, расположенная в восьмиугольной башне слева. В 1840 году особняк приобрел и отреставрировал Франсуа-Ксавье Пфистер, чьё имя и носит дом сейчас.

clip_image078

Поблизости находится дом Керна, построенный в 1597 году. Дом назван в честь бывшего директора газового завода, который владел особняком в начале XX в. Этот дом менее известен, чем другие постройки Кольмара, такие как дом Пфистера или Дом с головами, но очень удачно дополняет ренессансный ансамбль этой части города. Архитектура этого шестиэтажного здания, причисленного к историческим памятникам национального значения, типична для немецкого ренессанса, особенно щипец (разновидность мансарды) с завитками, дополненными маленькими обелисками.

Средневековые города не могли обойтись без блюстителей законов: трибунала и тюрьмы. Эти здания сохранились в Кольмаре и функционируют до сих пор по прямому назначению.

clip_image080

Трибунал (Высокий Суд) и сегодня исполняет свои судебные обязанности.

clip_image082

Как и эта городская тюрьма.

clip_image084

Типичное для Кольмара шутливое оформление вывески мясной лавки. Сама лавка, когда-то принадлежащая братьям мясникам, уже не существует, а вот вывеска по-прежнему на месте. У основания вывески святой Антоний – покровитель свинопасов; на консоли – два брата-мясника, а наверху девочка, пасущая гусей. Св. Антоний в Кольмаре пользуется особым почитанием.

А основное место для закупки провизии — это, конечно, Крытый Рынок.

clip_image086

clip_image088

Крытый рынок Кольмара снаружи и внутри. Это уже постройка ХХ века с применением металлических конструкций.

Особую прелесть придают Кольмару реки. Цветы на парапетах по берегам, умелое регулирование уровня для поддержания судоходства и создания видимости наполненности русла, мостики, редко где можно встретить такое бережное отношение к малым водным объектам. Здесь реки – настоящее ювелирное украшение города.

Кольмар расположен на реке Лош, притоке Илля (в Страсбурге впадает в Рейн). В пределах города в него впадают Ложельбах и река Фешт. Все они дают воду для наполнения каналов Рейн-Рона и Рейн-Марна.

clip_image090

clip_image092clip_image094Река Лош судоходна. Раньше здесь жили рыбаки и кожевенники. Теперь ремесла, загрязняющие воды ликвидированы. Квартал, который тянется вдоль реки, называют Маленькая Венеция.

Для нас наиболее интересным объектом в этот раз в Кольмаре был знаменитый Изенгеймский алтарь, находящийся в музее Унтерлинден в помещении капеллы Доминиканской церкви. Туда, нам в этот раз удалось попасть.

Создатель алтаря немецкий художник северного Возрождения Маттиас Грюневальде. Алтарь вначале предназначался для монастыря ордена антонитов в Изенгейме, в 20 км от Кольмара. Этот орден исторически занимался врачеванием. Во времена насаждения атеизма французскими революционерами алтарь переместили в Кольмар. В течение веков сведения об авторе алтаря и о его произведениях стерлись из памяти людей. Исследователи по крупицам восстанавливали историю. Сейчас написаны многочисленные труды об Изенгеймском алтаре, его авторе и других работах Грюневальде, которые раньше приписывались другим авторам.

clip_image096

Главное строение доминиканской церкви.

clip_image098Капелла доминиканской церкви, в которой находится музей «Унтерлинден».

Алтарь, по существу, живописная книга со многими страницами. В разные моменты года открывались створки (развертки), посвященные темам благовещения, рождества, распятия, положения во гроб. Все они необыкновенно выразительны и имеют совершенно разную эмоциональную тональность.

clip_image100

 Главная алтарная развёртка — Распятие.

Темный фон, натуралистическое изображение уже мертвого Христа с изуродованным телом. Эмоциональные фигуры матери Христа Мари и Марии Магдалины. Назидательная фигура Иоанна Предтечи с жертвенным агнцем. Иоанн не мог присутствовать при распятии, потому что был задолго до того обезглавлен. Современные искусствоведы видят в этой части алтаря черты экспрессионизма и с этим нельзя не согласиться.

clip_image102

В центре открытого алтаря первой развёртки размещался деревянный короб с многофигурной композицией. Авторство резьбы приписывается эльзасскому резчику Николасу Хагенауэру. Работа выполнена примерно в 1500-1505 годах.

В центре на троне восседает св. Антоний, покровитель монастыря. Монахи этого монастыря лечили и содержали больных, в том числе больных чумой, гангреной, «Антоньевым огнем», проказой. Святому Антонию крестьянин преподносят синью. В те времена специально для монастыря в каждой деревне выращивали свиней для питания больных и монахов. Слева и справа св. Августин и св. Иероним. Эта часть алтаря открывалась только в день св. Антония, 17 января. clip_image104Совсем другой эмоциональный характер носит развертка Рождество. Она и другая ее часть Благовещение открывались в предрождественское время. Эти изображения искусствоведы интерпретируются как импрессионистические.

От третьей развёртки сохранилась изображение посещения св. Антонием Павла Отшельника (Павла Фивейского) – справа, и картина «Искушение св. Антония» — слева.
clip_image106

«Посещение св. Антонием Павла Отшельника» исполнено философским спокойствием. «Искушение св. Антония» напоминает своей сюрреалистичностью картины Иеронима Босха.

Подробно с историей, описанием, деталями, символикой и изобразительными средствами Изенгеймского алтаря Матиаса Грюневальде можно познакомиться, например, набрав в Интернете адрес: http://www.mishanita.ru/2010/07/07/8722/

clip_image108

Витражи капеллы доминиканской церкви, в которой демонстрируется Изенгеймский алтарь.

Помимо алтаря Грюневальде в музее экспонируется более ранний алтарь Изенгеймской церкви — «Алтарь Орлье» работы М. Шонгауэра (1470 — 1475 гг.), уроженца Кольмара. Орлье — настоятель монастыря ордена антонитов в местечке Изенгейм. Он заказал М. Шонгауэру этот алтарь для церкви монастыря. Впоследствии он был заменён алтарём работы М. Грюневальда.

Ниже приводятся фотографии обеих сторон алтаря Орлье.

clip_image110

Панно «Благовещение». Справа Дева Мария. Слева ангел, принёсший благую весть.

 clip_image112

 Сцена Рождества. Слева св. Антоний. Справа Дева Мария.

Здесь же в музее хранится самая знаменитая картина М. Шонгауэра.

clip_image114

 Мартин Шонгауэр. «Мадонна с младенцем в беседке из роз».

В музее Унтерлинден хранятся также несколько работ великих живописцев эпохи Ренессанса, таких, например, как одна из авторских версий картины Лукаса Кранаха «Меланхолия».
clip_image116

Лукас Кранах Старший. «Меланхолия» (1532).

Собрание музея Унтерлинден уникально. Я показала только некоторые произведения великих художников эпохи немецкого Ренессанса. Их в музее немного, но они вполне представительны для живописи средневекового европейского искусства.

Реквиер.

Этот игрушечный и уютный городок собрал в себе всё самое привлекательное, что можно встретить в маленьких эльзасских городках. Как и положено любому средневековому городу он обнесён крепостной стеной с башнями и городскими воротами.

clip_image118

Над воротами в город сохранилось подъемное устройство для моста.

clip_image120

Башня «Dolder» осталась от городских укреплений 1291 года.

clip_image122

Мощная стена крепости с указанием ее возраста.

clip_image124

С внешней стороны, городской стены башня выглядит более суровой и настороженной.

clip_image126
clip_image128

Реквиер один из главных центров виноделия на винной дороге Эльзаса. Об этом напоминают эти винные бочки возле городской крепостной стены.
clip_image130

clip_image132 Окраинные улочки Реквиера упираются в виноградники.

Обращает на себя внимание главное административное здание Реквиера.

clip_image134

clip_image136

Здание мэрии (Hotel de Wille) Риквира в неоклассическом стиле было построено в 1809 году. Старое здание было снесено в 1789 году. И, конечно, это одно из немногих в городе сохранившихся каменных зданий.

А это здание имеет необычный облик.

clip_image138

Оказывается, оно называется «Старый Замок». Возведен Замок в 1540 году, однако во времена французской революции здание было национализировано и с 1861 г. в нем находилась городская школа.

clip_image140

 Главная улица носит имя генерала де Голля.

clip_image142

clip_image144

clip_image146

Боковые улочки Реквиера тихи и пустынны.

clip_image148

 Один из средневековых городских колодцев.

clip_image150

В средние века в таких деревянных городках часто возникали пожары. Этот современный городской гидрант обеспечивает более надежную противопожарную защиту, чем средневековые колодцы.

clip_image152

 Такие арки очень характерны для многих городков Эльзаса.

clip_image154

 Весь город состоит из фахверков.
clip_image156

Не исключение и здание городской почты.

 В центре города можно видеть разнообразные фахверковые дома во всей цветовой палитре.

clip_image158

clip_image160

clip_image162

clip_image163

clip_image165

 Многоцветие Эльзасских фахверков напоминают детские рисунки.

clip_image167

clip_image169

Большинство этих фахверков – отели, рестораны, кафе. В одном из таких заведений мы приятно посидели.

Так мы завершили своё небольшое путешествие по дорогам и городам Эльзаса.

Маргарита Рупперт.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти