Париж. Сад Тюильри и его история

Сад Тюильри (французский: Jardin des Tuileries) — один из старейших парков мира, созданный Екатериной Медичи в качестве сада при дворце Тюильри в 1564 году. Для общественности парк стал доступен лишь после Французской революции с 1799 года.

Парк украшают скульптуры разных временных эпох – от Средневековья и до современности.

Тюильри признан лучшим парком, который выполнен в стиле «а-ля франсез».

 

История сада

Сад Екатерины Медичи

Королева Франции с 1547 по 1559 год; супруга Генриха II, короля Франции из династии Валуа. Будучи матерью троих сыновей, занимавших французский престол в течение её жизни, она имела большое влияние на политику Королевства Франции. Некоторое время управляла страной в качестве регента. Самая могущественная женщина Европы XVI века. 

В июле 1559 года, после смерти своего мужа, Генриха II, королева Екатерина Медичи решила покинуть свою резиденцию Hôtel des Tournelles, расположенную в восточной части Парижа, недалеко от Бастилии. Вместе со своим сыном, новым королем Франции Франсуа II, другими своими детьми и королевским двором она переехала во дворец Лувр. Пять лет спустя, в 1564 году она заказала строительство нового дворца, недалеко от Лувра, от которого он будет отделен частными отелями, церквями, монастырями и хосписом Quinze-Vingts возле Порт-Сент-Оноре.

Для этой цели Екатерина купила землю, в то время находившуюся за стенами Парижа в западной его части. Участок был ограничен с юга Сеной, а с севера — предместьем Сент-Оноре. С 13 века на этой территории располагались фабрики по производству плитки, которые назывались tuileries (от французского tuile, что означает «плитка»). Камни, необходимые для строительства, привозились на плоту с другого берега Сены из каменоломен на улице Вожирар. Улица, по которой тянулись повозки со строительным материалом, до сих пор носит название дю Бак (улица Плота).

Дворец Тюильри в Париже

Дворец Тюильри составлял единый дворцово-парковый комплекс с Лувром.

Сад планировался частью дворца Тюильри. Поскольку королева-мать была итальянкой, то и сад был спроектирован в итальянском стиле — он включал 6 аллей по длине и 8 по ширине. Екатерина поручила ландшафтному архитектору из Флоренции Бернару Палисси создать сад итальянского Возрождения с фонтанами, лабиринтом, гротом и украшенный фаянсовыми изображениями растений и животных.

Сад Екатерины Медичи представлял собой замкнутое пространство длиной пятьсот метров и шириной триста метров, отделенное от нового дворца переулком. Он был разделен на прямоугольные секции шестью аллеями, и секции были засажены лужайками, цветочными клумбами и небольшими группами из пяти деревьев, называемыми квинконами, и что более практично, с огородами и виноградниками.

Сад Тюильри был самым большим и красивым садом Парижа в то время. Екатерина использовала его для роскошных королевских торжеств в честь послов королевы Англии Елизаветы I, а также для гостей ее дочери Маргариты де Валуа («Королева Марго»), состоявшей в браке с Генрихом Наваррским, более известным как Генрих IV, король Франции и Наварры.

Сад Генриха IV

Король Франции с 1589 года, король Наварры с 1572 года, под именем Генрих IV. Первый представитель дома Бурбонов на французском престоле, старший выживший сын первого принца крови, герцога де Вандом Антуана де Бурбона и королевы Наварры Иоанны III д’Альбре, лидер гугенотов в заключительный период Религиозных войн.

Король Генрих III (1551-1589) был вынужден бежать из Парижа в 1588 году, и сады пришли в упадок. Его преемник Генрих IV (1553–1610) и его садовник Клод Молле восстановили сады, построили крытую аллею для прогулок по всей длине сада и параллельную аллею, засаженную тутовыми деревьями, где он надеялся выращивать тутовых шелкопрядов и начинать шелковый путь. Он также построил прямоугольное декоративное озеро размером 65 на 45 метров с фонтаном, снабжаемым водой от нового насоса под названием La Samaritaine, который был построен в 1608 году на Пон-Нёф. Пространство между дворцом и бывшим рвом Карла V было превращено в «Новый сад» (Jardin Neuf) с большим фонтаном в центре. Хотя Генрих IV никогда не жил во дворце Тюильри, который постоянно ремонтировался, он все же использовал сады для отдыха и физических упражнений.

Сад Людовика XIII

Король Франции и Наварры с 14 мая 1610 года из династии Бурбонов; сын Генриха IV и Марии Медичи.

В 1610 году, после смерти отца, Людовик XIII стал новым владельцем садов Тюильри в возрасте девяти лет. Это стало его огромной детской площадкой — он использовал ее для охоты и содержал зверинец. На северной стороне садов Мария Медичи построила школу верховой езды, конюшни и крытый манеж для тренировок лошадей.

Когда король и двор отсутствовали в Париже, сады превращались в место удовольствия для знати.

В 1630 году открытая часть парка в западной части сада между Лувром и дворцом Тюильри, где находился ров со старыми городскими стенами, была превращена в партер с цветочными клумбами и дорожками. Этот партер стал своего рода игровой площадкой для аристократии. Дочь Гастона Орлеанского и племянница Людовика XIII, известная как Великая мадемуазель, держала там двор, и он стал известен как «Партер Мадемуазель». Однако в 1652 году «Великая мадемуазель» была изгнана из замка и сада за то, что поддержала восстание против своего кузена, молодого Людовика XIV. Людовик XIV приказал превратить территорию в большой плац по случаю рождения его первенца, и партер стал местом для впечатляющего кругового конного променада знати, медленно объезжавшей эту часть сада. Он стал известен как «Карусель» и это название сохранилось до сих пор.

Сад Людовика XIV и Ленотра

Король Франции и Наварры с 14 мая 1643 года по 1 сентября 1715 года.

Когда Людовику XIV было всего пять лет, он, гуляя в саду Тюильри, посмотрел в лужу. Там было отражение солнца. «Я — солнце, Я- солнце!» — закричал мальчик и с тех пор его все звали «Король-Солнце».

Новый король быстро навёл порядок в садах Тюильри. Его архитекторы, Луи Ле Вау и Франсуа д’Орбэ, наконец, завершили реставрацию дворца Тюильри, превратив его в настоящую королевскую резиденцию.

В 1664 году королевский суперинтендант Кольбер поручил ландшафтному архитектору Андре Ленотру переделать весь сад.

Памятник Ленотру в саду Тюильри

Андре Ленотр был внуком Пьера Ленотра, одного из садовников Екатерины Медичи, а его отец Жан также был садовником в Тюильри. Он сразу же начал преобразовывать Тюильри во французский сад в стиле, который он впервые разработал в Во-ле-Виконте и усовершенствовал в Версале, основанный на симметрии, порядке и перспективе.

Сады Le Nôtre были спроектированы таким образом, чтобы их было видно сверху, из здания или с террасы. Он убрал улицу, разделявшую дворец и сад, и заменил ее террасой с видом на клумбы, окаймленные низкими изгородями из самшита и усыпанными цветами. В центре клумбы он разместил три декоративных озера с фонтанами. Перед центром первого фонтана он заложил Большую аллею, которая простиралась на 350 метров. Он построил ещё два других переулка, обсаженных каштанами по обе стороны, и пересек эти три основных магистрали небольшими аллеями, чтобы создать отсеки, засаженные разнообразными деревьями, кустарниками и цветами.

На южной стороне парка, рядом с Сеной, он построил длинную террасу под названием Terrasse du bord-de-l’eau (Терраса на берегу), засаженную деревьями, с видом на реку. Вторую террасу он построил на северной стороне с видом на сад, и назвал её Terrasse des Feuillants (Терраса Фельянов). Терраса получила название по имени находившегося рядом монастыря фельянов, основанного в 1587 г. 

На западной стороне сада, рядом с современной площадью Согласия, Ленотр построил два пандуса в форме подковы Fer á Cheval и две террасы с видом на восьмиугольное озеро (Bassin Octogonal) диаметром 60 м и, соответственно, 70 м от угла до угла, с одним 12-метровым фонтаном в центре и дополнительными мощными водными струями от каждого угла к центру. Террасы обрамляют западный вход в сад и обеспечивают еще одну точку обзора, чтобы увидеть сад сверху.

Ленотр хотел, чтобы его величественная перспектива от дворца до западной части сада продолжалась за пределами сада. В 1667 году он построил план проспекта с двумя рядами деревьев по обе стороны, которые продолжались бы на запад до нынешнего перекрёстка с Елисейскими полями.

Ленотр и его сотни каменщиков, садоводов и землеройщиков трудились над садами с 1666 по 1672 год. Однако, в 1682 году король, разгневанный на парижан за сопротивление его власти, покинул Париж и переехал в Версаль.

В 1667 году по просьбе известного автора «Спящей красавицы» и других сказок Шарля Перро сад Тюильри был открыт для публики, за исключением нищих, «лакеев» и солдат. Это был первый королевский сад, открытый для публики.

Сад Тюильри в 18 веке

Людовик XV

Король Франции c 1 сентября 1715 года из династии Бурбонов. Его царствование — одно из самых длительных в мировой истории, второе во французской истории по продолжительности после его прадеда, предыдущего короля Франции Людовика XIV. Оно характеризуется расцветом французской культуры, так называемой эпохой рококо, но его многолетнее правление ознаменовалось постепенным упадком экономики и нарастанием напряжённости в стране.

После смерти Людовика XIV пятилетний Людовик XV стал владельцем сада Тюильри. Сад, заброшенный почти сорок лет, был приведен в порядок. В 1719 году две большие конные скульптурные группы La Renommée (справа) и Mercure (слева) скульптора Антуана Койсевокса были привезены из королевской резиденции в Марли и помещены у западного входа в сад.

Другие статуи Николя и Гийома Кусту, Корнеля ан Клев, Себастьяна Слодза, Томаса Реньодена и Койсевокса были размещены вдоль Центральной аллеи (Grande Allée). В западной части сада через ров был установлен поворотный мост, чтобы облегчить доступ в сад. При создании площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) был создан грандиозный вестибюль, ведущий в сад, хотя вход в северную часть сада, до строительства улицы Сент-Оноре Наполеоном, был перекрыт жилыми домами, монастырями и частными садами.

Некоторые праздники, например, 25 августа — день святого Луи, отмечались в парке концертами и фейерверками. Знаменитый первый подъем на воздушном шаре, наполненным водородом, был совершен из сада 1 декабря 1783 года Жаком Александром Сезаром Шарлем и Николя Луи Робертом. Король Людовик XVI наблюдал за происходящим с башни. Среди толпы зрителей был семидесятисемилетний Бенджамин Франклин, посол Соединенных Штатов во Франции. Воздушный шар и пассажиры благополучно приземлились в Несль-ла-Валле, в тридцати одной миле от Парижа.

Первый полет воздушного шара, наполненного водородом, из сада Тюильри 1 декабря 1783

(Для справки: во многих источниках интернета указывается, что с территории сада Тюильри был запущен первый в мире воздушный шар. Это не так. Первый воздушный шар без пассажиров был запущен братьями Монгольфье 5 июня 1783 года. Посмотреть на это чудо собрались едва ли не все жители городка Анноне. В других многочисленных источниках сообщается, что из сада Тюильри состоялся успешный запуск наполненного горячим воздухом воздушного шара с пассажирами, организованный братьями Этьеном и Жозефом Монгольфьерами. Это тоже не так. Запуск шара братьев Монгольфье с пассажирами (овца, утка и петух) состоялся 5 сентября 1783 года из Версаля).

В конце 18 века в парке разместили небольшие продуктовые лавки, а стулья можно было арендовать за небольшую плату. Общественные туалеты были добавлены в 1780 году.

Сад во время французской революции

6 октября 1789 года, когда началась Французская революция, король Людовик XVI и его семья были против их воли доставлены во дворец Тюильри. После неудачной попытки короля бежать из Франции надзор за семьей усилился. Королевской семье разрешили гулять по парку во время фестиваля, организованного в честь новой французской конституции, когда аллеи парка были освещены пирамидами и рядами фонарей. Дворец оказался объектом ненависти народа, восставшего против королевской власти. Когда революция приняла более радикальный оборот, 10 августа 1792 года толпа ворвалась во дворец, король был заключен в тюрьму, а королевские швейцарские гвардейцы преследовались по саду и были убиты. В конце концов королевская чета оказалась под арестом в собственной резиденции, и вскоре была казнена на площади между дворцом и Лувром. Даже в эти ужасные времена симметрия сыграла на руку палачам — гильотина стояла на самом видном месте.

Гильотина перед дворцом Тюильри

После отстранения короля от власти и казни королевской семьи Тюильри стал Национальным садом (Jardin National) новой Французской Республики. В 1794 году новое правительство поручило восстановление садов художнику Жаку-Луи Давиду и его шурину, архитектору Августу Шеваль де Сен-Юбер. Они задумали сад, украшенный римскими портиками, монументальными крыльцами, колоннами и другими классическими украшениями. Проект Давида и Сен-Юбера так и не был завершен. Все, что осталось сегодня, — это две экседры — полукруглые низкие стены, увенчанные статуями у двух прудов в центре сада.

Хотя проект Давида не был завершен, большое количество статуй из королевских резиденций было доставлено в сады для демонстрации. Сад также использовался для проведения революционных праздников и фестивалей. 8 июня 1794 года Робеспьер организовал в Тюильри церемонию в честь Культа Высшего Существа. Этот культ должен был стать государственной религией новой Французской республики и заменить римский католицизм. 

Церемония культа Высшего Существа в Национальном саду (Тюильри), 1794 г. Ceremony of the Cult of the Supreme Being in the National Garden (Tuileries), 1794

После гимна, написанного по этому случаю, Робеспьер поджег манекены, представляющие атеизм, амбиции, эгоизм и ложную простоту, обнажив статую Мудрости.

Русские путешественники обожали сад Тюильри. Белинский выразил свои восторги в первом же письме из Парижа, напоминая при этом, что он строгий судья и критик:

«Ничто не радовало меня с первого взгляда, даже горы Кавказа; но Париж с первого взгляда превзошел все мои ожидания, все мои мечты. Дворец Тюильри с его площадью, засаженной каштанами, с террасой, откуда видна площадь Согласия (бывшая площадь Революции), ее обелиск и великолепные фонтаны – это все… сказки Шахерезады».

Письмо датируется 1847 годом.

В том же 1847-м (в декабре) Иван Тургенев, живший тогда на бульваре Капуцинок, писал Полине Виардо:

«У нас уже два или три дня погода стоит великолепная. Я совершаю длительные прогулки прежде, чем отправиться на ужин в Тюильри. Наблюдаю за играми детишек, прелестных, как Амуры, и кокетливо приодетых!.. Яркое красное солнце свётит за огромными каштанами, статуями, спящими водами, величественным темно-серым Тюильри, все мне нравится бесконечно, я отдыхаю, я дышу воздухом после дня работы…Боже ты мой, как все же красивы осенние дни!..»

А вот, что пишет о Тюильри 1790 года Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника»

«На большой осьмиугольной площади возвышается статуя Лудовика XV, окруженная белым мраморным балюстрадой. Подойдите к ней и увидите перед собою густые аллеи славного сада Тюльери, примыкающие к великолепному дворцу: вид прекрасный! Вошедши в сад, не знаете, чем любоваться: густотою ли древних аллей или приятностию высоких террас, которые на обеих сторонах простираются во всю длину сада, или красотою бассейнов, цветников, ваз, групп и статуй. Художник Ленотр, творец сего, конечно, искуснейшего сада в Европе, ознаменовал каждую его часть печатью ума и вкуса. Здесь гуляет уже не народ, так, как в полях Елисейских, а так называемые лучшие люди, кавалеры и дамы, с которых пудра и румяна сыплются на землю. Взойдите на большую террасу, посмотрите направо, налево, кругом: везде огромные здания, замки, храмы – красивые берега Сены, гранитные мосты, на которых толпятся тысячи людей, стучит множество карет – взгляните на все и скажите, каков Париж». 

Сад Тюильри в 19 веке

В 19 веке сад Тюильри был местом, куда обычные парижане приходили отдыхать, встречаться, прогуливаться, наслаждаться свежим воздухом, зеленью и развлекаться.

Художники, отдыхавшие в прекрасном парке, вдохновлялись его красотой и сохраняли его образ на своих полотнах. Одно из самых известных изображений сада Тюильри — картина Эдуарда Мане «Музыка в саду Тюильри», на которой среди пышных природных красот запечатлен сам автор и около 2 десятков его известных современников. Среди них поэт Бодлер, композитор Оффенбах, критик Готье, художник Фантен-Латур, драматург Исидор Тейлор и прочие.

Музыка в Тюильри

Эдуард Мане, «Музыка в Тюильри», 1862

Эдуард Мане, “Музыка в саду Тюильри”, 1862, холст, масло, 76,2 х 118,1 см., Национальная Галерея, Лондон. Передано в дар музею Сэром Hugh Lane в 1917 году.

Следующей знаковой фигурой для сада Тюильри в 19 веке был Наполеон Бонапарт  (1769 –1821).

Император французов в 1804-1814 и 1815 годах, полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства, один из наиболее выдающихся деятелей в истории Запада.

Наполеон Бонапарт переехал во дворец Тюильри 19 февраля 1800 года, незадолго до того, как провозгласил себя императором, и начал делать улучшения, соответствующие императорской резиденции. Наполеон Бонапарт счел Тюильри подходящим местом для хранения завоеванных сокровищ. Его главным дополнением к дворцово-садовому комплексу стала Триумфальная арка Карусель в большом внутреннем дворе между дворцом Тюильри и Лувром, построенная по образцу триумфальной арки Септимия Севера в Риме и предназначенная для торжественного входа в его дворец и большой плац-парад, где Людовик XIV проводил свою Карусельную процессию.

В саду Тюильри устраивались парады и смотры императорской гвардии.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e6/Hippolyte_Bellang%C3%A9_-_Un_jour_de_revue_sous_l%E2%80%99Empire_-_1810.jpg/1024px-Hippolyte_Bellang%C3%A9_-_Un_jour_de_revue_sous_l%E2%80%99Empire_-_1810.jpg

Императорский смотр у новой Триумфальной арки Карусели, построенной Наполеоном в 1810 году.

В 1801 году Наполеон приказал построить новую улицу вдоль северной окраины Тюильри, через пространство, которое было занято школой верховой езды и конюшнями, построенными Марией Медичи, а также частными садами аристократов, монастырей и религиозных орденов, которые были закрыты во время революции. Эта новая улица также стала частью Terrasse des Feuillants, на которой располагались кафе и рестораны. Новая улица, окруженная аркадами с северной стороны, была названа rue de Rivoli в честь победы Наполеона в 1797 году.

Так выглядит сегодня Эспланада Фейянов вдоль улицы Риволи

Наполеон внес несколько изменений в интерьер сада. Он продолжал использовать сад для военных парадов и отмечать особые события, в том числе проход своей собственной свадебной процессии 2 апреля 1810 года, когда он женился на эрцгерцогине Марии-Луизе Австрийской.
После разгрома наполеоновских войск, русские солдаты и казаки в 1814 вошли в Париж. Некоторое время на территории сада Тюильри находился лагерь русских войск. Казакам сад понравился, и они постоянно здесь гуляли и, конечно, по русско-французской «традиции» делали «буар». Пребывание в саду казаков было запечатлено в рисунках австрийского художника Опица.

Париж. Сад Тюильри и русские казаки

Казаки в саду Тюильри — Les cosaques au Jardin des Tuileries

В 1830 году после непродолжительной революции новый король Франции Луи-Филипп (1773 –1850) стал владельцем Тюильри. Он хотел иметь частный сад в Тюильри, поэтому часть сада перед дворцом была отделена забором от остальной части Тюильри. Небольшой ров, клумбы и восемь новых статуй скульпторов того времени украсили новый частный сад.

С 1852 года следующим владельцем сада стал Наполеон III

Шарль Луи́ Наполео́н Бонапа́рт (фр. Charles Louis Napoléon Bonaparte), именовавшийся Луи-Наполеон Бонапарт (Louis-Napoléon Bonaparte), позже – Наполеон III (Napoléon III;  1808 — 1873) —  французский государственный и политический деятель, первый президент Второй Французской республики с 20 декабря 1848 по 1 декабря 1852, император французов с 1 декабря 1852 по 4 сентября 1870.

В 1852 году, после очередной революции и недолгой Второй республики, новый император Луи Наполеон стал владельцем сада. Он расширил свой частный заповедник в саду дальше на запад до перекрёстка север-юг, пересекавшего большой круглый бассейн, таким образом он включил в свои владения два маленьких круглых бассейна. Он украсил свой новый сад клумбами с экзотическими растениями и цветами и новыми статуями. Благоустройство сада Тюильри завершилось постройкой Оранжереи (I’Orangerie) в 1853 году и павильона для игры в мяч «Же-де-Пом» (Jeu de Paume) в 1861 году. Они расположены симметрично и внешне повторяют друг друга.

Музей Оранжери (Le Musee de I’Orangerie)

Le Musee de I’Orangerie

Здание, в котором сейчас располагается музей, построено в 1852 году. Его строгие формы полностью соответствовали парковому стилю того времени и общему с дворцом Тюильри архитектурному ансамблю. Изначально в этой оранжерее планировалось выращивание апельсиновых деревьев, но на самом деле здание использовалось лишь для проведения городских выставок во время праздничных народных гуляний или для репетиций солдатских маршей.

Напротив Оранжери находится галерея Жё-де-Пом.

Национальная галерея Же-де-Пом

Здание было построено по указанию Наполеона III как крытый спортивный зал для игры в мяч, в нём были оборудованы корты. «Же-де-пом» (jeu de paume) в переводе с французского означает «игра ладонью», так как в прежние времена игроки в теннис отправляли мяч в игру ударом ладони. Потом вместо ладоней стали использовать ракетки и возник современный теннис, а название здания сохранилось прежним.

Гибель дворца Тюильри

В 1870 году император Луи Наполеон был разбит и взят в плен пруссаками, а Париж стал ареной восстания Парижской Коммуны. Когда армия прибыла и сражалась за город, коммунары намеренно сожгли дворец Тюильри, а также попытались сжечь Лувр.

Вид дворца Тюильри во время пожара 24 мая 1871 года

О восстановлении дворца не шло и речи, ведь общественность считала, что символ монархии не должен существовать. Руины не сносили до 1883 года. Пустое место дворца между двумя павильонами Лувра стало частью сада.

 В 1898 году в саду Тюильри проходил первый парижский автомобильный салон.

Post for the 1893 Salon d’Automobile in the garden

Сад в 20 веке

В конце 19 и в начале 20 века сад Тюильри был наполнен развлечениями для публики; акробаты, кукольные театры, киоски для лимонада, маленькие лодки на озерах, прогулки на ослах и киоски с игрушками. Сад также служил долгие годы местом проведения крупных общественных мероприятий, таких как банкет, устроенный во время Всемирной Парижской выставки 1900 года 22 сентября 1900 года в честь двадцати двух тысяч мэров Франции, который проходил в саду под большими шатрами.

В далеком 1900 году во время 2-ой Олимпиады в окружении скульптур и растений на территории сада Тюильри проводились соревнования по фехтованию.

Мир в саду был прерван Первой мировой войной 1914 года; статуи были окружены мешками с песком, и в 1918 году в сад упали два немецких артиллерийских снаряда дальнего действия.

В годы между двумя мировыми войнами теннисный корт Jeu de paume был превращен в галерею, а его западная часть использовалась для демонстрации серии картин Клода Моне «Кувшинки». Оранжерея стала художественной галереей современного западного искусства.

Во время Второй мировой войны Jeu de paume использовался немцами как склад для искусства, которое они украли или конфисковали.

Освобождение Парижа в 1944 году сопровождалось ожесточенными боями в саду. Картины Моне «Кувшинки» были серьезно повреждены во время битвы.

До 1960-х годов почти все скульптуры в саду датировались 18-м или 19-м веком. В 1964–65 годах Андре Мальро, министр культуры президента Шарля де Голля, удалил статуи XIX века, окружавшие площадь Карусель, и заменил их современными скульптурами Аристида Майоля.

Музеи сада Тюильри

Музей Оранжери – это известная картинная галерея Франции, здесь представлена коллекция из 144 работ парижских художников XX века, среди которых можно найти уникальные полотна Моне, Пикассо, Руссо, Молильяни, Матисса, Ренуара и Сезанна.

Жемчужиной музея являются серия картин Клода Моне «Кувшинки». Они находятся в круглом зале, где других экспонатов нет. Для посетителей специально поставлены кушетки, на которых можно посидеть, наслаждаясь красотой произведений Моне.

Национальная галерея Жё-де-Пом (Galerie nationale du Jeu de Paume) 

Эта галерея в наши дни считается музеем современного искусства. Постоянной экспозиции тут нет. Время от времени проводятся разные выставки. Основное их направление — современная фотография.

Как музей современного искусства Национальная галерея Жё-де-Пом заработала в 1991 году. Первой её выставкой была экспозиция работ Жана Дюбюфе. После чего выставки в этой галерее стали проходить регулярно. Кроме того, в наши дни в ней постоянно работает аудиовизуальный зал, есть кафе и книжный магазин.

В 1994 году в рамках проекта Большого Лувра, запущенного президентом Франсуа Миттераном, бельгийский ландшафтный архитектор Жак Вирц переделал сад Карусели, добавив лабиринты и низкие живые изгороди, исходящие от триумфальной арки на площади.

В 1998 году при президенте Жаке Шираке в саду были размещены произведения современной скульптуры Жана Дюбюффе, Анри Лоренса, Этьена Мартена, Генри Мура, Жермен Рихье, Огюста Родена и Дэвида Смита. В 2000 г. добавлены работы ныне живущих художников; в их число вошли работы Магдалены Абаканович, Луизы Буржуа, Тони Крэгга, Роя Лихтенштейна, Франсуа Моррелле, Джузеппе Пеноне, Анн Рошетт и Лоуренса Вайнера. В то же время был добавлен еще один ансамбль из трех работ Даниэля Дезеза, Эрика Дитмана и Эжена Додень, названный Prière Toucher (Молитвенное прикосновение).

Сад в 21 веке

В саду в настоящее время находятся террасы, статуи и вазы, музеи, часть руин дворца Тюильри, аллеи, фонтаны, пруды, цветники, газоны, детская площадка, рестораны и кафе, места для прогулок и отдыха.

В начале 21 века французские ландшафтные архитекторы Паскаль Крибье и Луи Бенеш работали над восстановлением некоторых ранних черт сада Андре Ленотра. Растительная коллекция парка сейчас состоит из более чем 3000 экземпляров, привезённых сюда со всего света.

В наши дни в саду Тюильри проходят народные гулянья в честь взятия Бастилии, вернисажи, открытые выставки современного искусства, органные концерты. Ежегодно в садах Тюильри устанавливается открытая летняя площадка, где проводится Неделя высокой моды. На подиуме Тюильри показывают модные коллекции сезона лучшие дизайнеры Европы – Франции, Италии, Англии, Бельгии.

сад т.ильри, мода

Неделя высокой моды в Париже, сад Тюильри

13 июня в парке проходят народные гуляния, которые посвящены дню взятия Бастилии. Официальная программа праздника представляет собой серию балов – больших и малых. На вечерний большой бал 13 июля съезжаются танцоры со всего мира, атмосфера здесь непринужденная, расслабленная.

В 1993 году в саду Тюильри на время карнавала установили колесо обозрения с высотой подъёма кабин 43 м

Колесо считается одной из самых красивых достопримечательностей современного Парижа, поскольку оснащено красивыми мерцающими фонарями, которые зажигаются в ночное время, а также предоставляет возможность увидеть французскую столицу с высоты птичьего полета.

Колесо обозрения в парке Тюильри при ночном освещении

В среднем в год на колесе обозрения катается около 300 тысяч человек. Туристы говорят, что с него можно видеть весь Париж от Эйфелевой башни до Монмартра, и это зрелище поистине потрясающее.

Новое появление колоссальной металлической конструкции в окружении исторических кварталов центра Парижа вызвало как восторженные отзывы, так и многочисленные критические высказывания. Впрочем, для Парижа — это типичная история. Также многие парижане выступали сначала против Эйфелевой Башни, против Бобура, Пирамиды Лувра и Колонн Бюрена, а потом признали их за шедевры.

Споры продолжаются, а Колесо крутится!

Общий вид сада Тюильри

Статуи сада Тюильри

Музей множества скульптур, именно так можно обозначить уникальный парковый комплекс. Жемчужиной парка Тюильри стала точная копия знаменитой статуи Родена «Поцелуй». Сад украшают скульптуры из бронзы Огюста Николя Каэна в виде животных. Скульптуры Аристида Майоля перевезли в Тюильрийский сад после гибели их создателя в автокатастрофе. Двадцать статуй Майоля стали ценным приобретением для национального парка. Здесь можно полюбоваться огромной статуей паука известного скульптора Луизы Буржуа, Мраморным Сфинксом из России, скульптурой Кота в сапогах Шарля Перро и статуей Доброго самаритянина Франсуа Сикара. Статуи сада Тюильри особенно подчеркивают его великолепие, создавая потрясающую картинку для общего оценочного восприятия.

Об этом подробно в следующей части рассказа о Тюильри

Вход на территорию сада, к радости посетителей, свободный и не требует финансовых вложений.

Histoire du jardin des Tuileries

Le jardin des Tuileries se trouve en plein centre de Paris, entre le Louvre et la place de la Concorde.

L’idée de créer un jardin à cet endroit revient à la reine Catherine de Médicis. Au XV e siècle cet endroit était en bordure de Paris, s’y trouvait une décharge, encore appelé un dépotoir, et une carrière d’argile, dont on faisait des tuiles, à l’époque plaques plates de terre cuite. De là vient le nom du palais de Tuileries et du jardin attenant.

En 1564 Catherine de Médicis, native de Florence, se fit construire un nouveau palais avec jardin dans le style florentin — huit allées dans la largeur et six dans la longueur. Le projet visuel fut réalisé par Bernard Palissi. L’aspect initial présentai des massifs floraux, disposés en damier et des plates bandes avec des légumes.

Le jardin actuel est d’une structure différente, chaque jardinier du nouveau monarque l’ayant remodelé selon la volonté du nouveau maître. Si Louis XIV a utilisé le jardin comme domaine de chasse, dès 1667, sous la direction de l’architecte André Lenôtre, le jardin prit son apparence actuelle.

Le jardin des Tuileries, l’un des parcs les plus anciens du monde, a été créé en 1564. Il a été ouvert à tous après la Révolution en 1799.

Alors que Louis XIV, âgé de 5 ans, se promenait dans le parc, il regarda dans une flaque et aperçut le reflet du soleil. « Je suis le soleil, je suis le soleil ! » s’écria-t-il. A compter de ce jour on l’appela « Le Roi Soleil ».

Le parc est décoré de statues de différentes époques — du Moyen Âge à nos jours.

Les Tuileries sont considérées comme le meilleur exemple de parc « à la française ». Sa végétation est constituée de plus de 3000 plantations, rapportées de tous les coins du monde.

En 1900 eurent lieu les jeux de la IIe Olympiade (nom des jeux olympiques à cette époque) dans la cadre de l’Exposition Universelle de Paris. Les épreuves de fleuret eurent lieu dans le parc des Tuileries.

Le 1er décembre 1783 c’est du jardin des Tuileries que décolla le premier ballon dirigeable gonflé d’hydrogène, réalisé par Jacques Charles et Nicolas Louis Robert. Louis XVI suivait l’évènement depuis une tour. Parmi la foule se trouvait un américain de 77 ans, Benjamin Franklin, ambassadeur de Etats Unis d’Amérique. Le ballon et ses passagers atterrit sans encombre à Nesle la Barre, à 40 kilomètres de Paris.

[Sur de nombreux site Internet il est indiqué du jardin des Tuileries décolla le premier ballon au monde. C’est inexact. La premier ballon sans passager fut réalisé par les frères Mongolfier le 5 juillet 1783. En français de tels ballons s’appellent montgolfières. Ce premier ballon fut lancé à Annonay, près d’Auxerre. Pour assister à ce lancement pratiquement toute la population du bourg s’était rassemblée… Nombre de ces e-sources indiquent également qu’un ballon gonflé à l’air chaud avec des passagers fut lancé des Tuileries par les frères Mongolfier. C’est également inexact. Ce lancement eu bien lieu le 5 septembre 1783, mais de Versailles, avec des animaux à bord.]

Puisqu’il est question de ballons: La première photographie aérienne, depuis un ballon, fut faite par Félix Nadar en 1858 au dessus du Petit-Clamart, non loin de Bièvres, où se trouve actuellement le Musée Français de la Photographie.

Bonaparte emménagea au palais des Tuileries le 19 février 1800, peu de temps avant de se proclamer empereur sous le nom de Napoléon. Très vite il commença à y faire des aménagements. La principale fut la construction de l’arc de triomphe du Carroussel, sur le modèle de l’arc de Septime Sévère à Rome, sur la place séparant le Louvre des Tuileries. Cet arc de triomphe devait marquer l’accès solennel à son palais et servir de place pour les parades militaires, là où Louis XIV avait fait sa procession du Carroussel.

C’est là et dans le jardin des Tuileries que se faisaient les parades et les revues de la garde impériale.

Napoléon fit faire des modifications au jardin lui-même. Il continua d’utiliser le jardin pour les parades militaires et les festivités d’évènements particuliers. Comme par exemple la procession pour ses noces, le 2 avril 1810, avec la duchesse Marie Louise d’Autriche.

Après la défaite des troupes napoléoniennes, les soldats russes et les cosaques, entrés dans Paris en 1814, campèrent dans la jardin des Tuileries, qui plut beaucoup aux cosaques. Ce séjour fut immortalisé par le peintre autrichien Olitz.

En 1898 se tint dans la jardin des Tuileries le premier salon automobile de Paris.

Le 13 juillet au soir, à l’occasion de la fête nationale du 14 juillet, anniversaire de la prise de la Bastille, ont lieu des bals populaires dans toutes les villes de France, devant toutes les casernes de pompiers, le plus grand d’entre eux se tenant aux Tuileries, où convergent des danseurs de tout Paris. L’atmosphère y est décontractée et festive.

Автор Михаил Назаров

Французский текст Валя Уврие

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Париж. Сад Тюильри и его история" оставлено 3 коммент.
  1. Ветров Валерий:

    Миша, очень интересное и почти фундаментальное исследование истории знаменитого парка (сада) Парижа. Вот прогуливались (было время) по этому парку и не знали, сколько тут происходило событий и кипело страстей!… Что касается приставки «король-солнце» к имени Людовика 14-го, то история с лужей, в которой отразилось Солнце, попавшее в глаза маленького Луи-короля, — это, скорее всего, красивая сказка. Хотя и другие (даже исторически обоснованные) гипотезы на счёт такого прозвища короля тоже признаются спорными. Так или иначе, но в целом правление Людовика 14-го было вполне успешным, поэтому его титул «Король-Солнце» никого особенно и не смущал.

  2. Татьяна:

    Спасибо, Миша! Погрузил в богатую историческую хронику Тюильри! Интересно-познавательно! Французское путешествие пятилетней давности живо всколыхнулось в памяти, это и близлежащие места ожили и заиграли новыми красками…

  3. Vladislav:

    Краткая экскурсия по саду Тюильри и его история со дня основания в 1564 году несомненно вызывает интерес. Наряду с описанием истории его создания и реконструкции в различные периоды автор знакомит нас ещё и с его сменяющими друг друга владельцами, коронованными особами. По сути освещая краткую историю королевской династии Франции. А воспоминания известных русских писателей, людей повидавших немало парковых ансамблях России и Европы, служат дополнительным свидетельством его удивительной красоты. Жаль, только, что был варварски уничтожен дворец Тюильри, этот уникальный памятник архитектуры, судя по сохранившимся картинам, так красиво сочетавшийся с парком. Осталась только одна его часть, дающая представление о его былом величии. Представленные в описании картины знаменитого сада наглядно демонстрируют уникальность и красоту этой старинной жемчужины Парижа. И в заключении хочется выразить признательность автору за его интересное описание знаменитого сада, позволившее узнать многое о парковом комплексе Тюильри, неразрывно связанного с историей Франции и Парижа.

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти