ПАРИЖ — ЛЕСТНИЦЫ НА МОНМАРТРЕ — LES ESCALIERS DE MONTMARTRE

 

План Монмартр вокруг базилики

План Монмартра вокруг базилики

Холм Монмартр является очень важным символом Парижа, так же как и Эйфелева башня. Однако, это очень разные символы.
Эйфелева башня — это символ промышленного успеха завоевательной и уверенной в себе Франции 1900 года. Башня была рассчитана на время проведения Всемирной выставки и была сохранена благодаря своему огромному успеху. Вскоре у нее появилось немало недоброжелателей, которые не могли ее терпеть. И это продолжается по сей день.

Монмартр, с другой стороны, — это старое средневековое место. Там есть виноградник, и сбор винограда каждый год становится поводом для праздника, характерного для мест, где виноградная лоза — очень древняя традиция, с языческим акцентом. Но Монмартр также символизирует Париж, благодаря очень специфическому народному аспекту: в 1870 году во Франции, потерпевшей поражение от Пруссии, в период распада второй империи, народное движение за отказ от капитуляции перед пруссаками обеспокоило правительство Адольфа Тьера, удалившееся в Версаль, которое послало войска, чтобы вернуть пушки, хранившиеся на Монмартрском холме.

Против этого выступила толпа, возглавляемая школьной учительницей Луизой Мишель. С этого началась Парижская коммуна. Другие подобные народные восстания произошли в это же время в других провинциальных городах, в частности, в Марселе.
Парижская коммуна потерпела поражение после двух с половиной месяцев борьбы при пособничестве пруссаков, осаждавших Париж.
В последствие на Монмартре была построена базилика Святого Сердца «во искупление преступлений Коммуны». По сей день регулярно проводятся демонстрации в форме петиций с требованием разрушить базилику!
После Первой мировой войны, опубликованная в 1923 году антимилитаристская песня « Красная сопка » (La butte rouge), написанная Монтехусом, ассоциировала погибших в Первой мировой войне, в частности, на холме Бапoм (*1), с 10 000 — 20 000 коммунаров, расстрелянных в 1871 году.

Монмартр, это не только базилика, но и лестницы, по которым можно на нее подняться. Они расположены в 6 различных местах, в основном на юге холма, по направлению к центру Парижа.
Самая длинная — лестница на улице Фoйатье, которая проходит рядом с фуникулером, к западу от парка Луизы Мишель.

Лестница на улице Фойатье, вдоль фуникулера (справа)

Лестница на улице Фойатье, вдоль фуникулера (справа)  1

ЧБ На вершине лестицы Фойатье

На вершине лестницы Фойатье  1

Лестница на улице Фойатье, вид сверху и на город...

Лестница на улице Фойатье, вид сверху и на город…  1

В парке целая серия маленьких лестниц ведет на эспланаду перед Сакре-Кёр. Чуть дальше на запад, на улице Шьяпп, еще две лестницы ведут туда же.

Лестница на улице Шьаппа

Лестница на улице Шьаппа  2

Лестница на улице Шьаппа - высокая часть

Лестница на улице Шьаппа — верхняя часть  2

И еще дальше на запад, на улице дю Кальвер, длинная лестница ведет к площади Тертр.

Лестница с площади Тертр (к юку)

Лестница с площади Тертр (к югу)    4

ЧБ вариант

ЧБ вариант    4

На востоке еще одна длинная лестница ведет по улице Шевалье де ла Барр (*2) к эспланаде.

Лестницв на улице Шевалье де Ля Барр

Лестница на улице Шевалье де Ля Барр  5

Лестница Шевалье де Ля Барр

Лестница на углу эспланады  6

Наконец, на севере, на улице Мон-Сени, длинная крутая лестница ведет вниз к улице Ламарка.

 

Лестница на Улице Мон Сени (к северу)

Лестница на Улице Мон Сени (к северу)  4

(*1) В 1917 году, с 16 апреля по 9 июня, под командованием генерала Нивеля произошло второе сражение на Эсне. Эта наступательная операция закончилась кровавым фиаско. Довольно быстро, среди солдат появились антимилитаристские песни, такие как « Красная сопка » (la Butte rouge) и « Песня Краонн» (la chanson de Craonne). Последняя была особенно репрессирована, ее публикация была запрещена до 1974 года!

На сопке этой, не было ни девчат,
Ни крутых сводников, ни красaвчиков.
Ах, далека была сопка эта от пирожковой мельницы
И от Панама, что — рай среди всех посёлков.

Ой, столько много, пропила сопка эта, красной крови,
Сколько много крови рабочих и крестьян.
Ведь бандиты, кто виновные всех войн
Никогда от них не погибают, убиваются лишь невиновные.

Красная сопка, таково её имя, крещение было однажды утром
когда все, кто карабкался туда, скатил в яр.
Сегодня там виноград, растёт там виноград,
Кто выпьет этого вина, выпьет кровь сотоварищей.

На сопке этой не пировали,
Как в Монмартре, гдe шампанским напиваются без удержки.
Бедняжки, кто оставил малышей,
Распространяли тяжкие вопли.

Сколько выпила слёз, земля эта,
Слёз рабочего люда, слёз крестьянского люда.
Ведь бандиты, кто виновные всех войн
Никогда, никогда не плачут, ибо они — тираны.

Красная сопка, таково её имя, крещение было однажды утром
когда все, кто карабкался туда, скатил в яр.
Сегодня там виноград, растёт там виноград,
Кто выпьет этого вина, выпьет слёзы сотоварищей.

На сопке этой, снова собирают виноград,
Слышны крики и песни.
Девчата и парни тихо шепчут другу другу
Нежные любовные слова, от которых бегут муражки.

Могут-ли они, в безудержных объятиях своих,
Что здесь, где нежно, безумно целуются,
Я слышал, как ночью, раздавались стоны,
И видел малых с разбитой головой.

Красная сопка, таково её имя, крещение было однажды утром
когда все, кто карабкался туда, скатил в яр.
Сегодня там виноград, растёт там виноград,
А я здесь вижу кресты с фамилиями сотоварищей.

(*2) В 1766 году Франсуа-Жан Лефевр де ла Барр, молодой 19-летний дворянин из Аббевиля, был обвинен в богохульстве за то, что не снял шляпу при проходе религиозной процессии. После обвинительного расследования и суда над ним,  был приговор к смертной казни через обезглавливание, а его тело должно было быть сожжено. После апелляции, отклоненной парижским судом, и прошения об амнистии, отклоненного Людовиком XV, он был казнен. Вольтер тщетно пытался добиться его реабилитации. Его реабилитация произошла только после революции.

LES ESCALIERS DE MONTMARTRE

La butte Montmartre est pour Paris, tout comme la tour Eiffel, un symbole très fort. Pourtant ce sont des symboles très différents.
La tour Eiffel est un symbole du succès industriel de la France conquérante et sûre d’elle de 1900. La tour, prévue pour durer le temps de l’exposition universelle a été conservée suite à son immense succès. Mais elle compte très vite, un certain nombre de détracteurs qui ne la supportent pas. Et cela perdure jusqu’à aujourd’hui.
Montmartre, par contre, est un endroit ancien, déjà habité au Moyen Âge . Il y pousse une vigne dont les vendanges sont chaque année l’occasion d’une fête, spécifique aux endroits la vigne est une tradition très ancienne, et accents assez païens. Mais Montmartre est également symbolique de Paris par un aspect populaire très particulier : en 1870, dans la France vaincue par la Prusse, au moment de l’effondrement du second empire, un mouvement populaire de refus de la capitulation devant les Prussiens inquiétait le gouvernement d’Adolphe Thiers, replié à Versailles.Celui-ci envoya des troupes récupérer les canons stockés sur la butte Montmartre. A quoi s’opposa la foule, conduite par une institutrice, Louise Michel. Ainsi commença la Commune de Paris. D’autres soulèvements populaires similaires eurent lieu au même moment dans d’autre villes de province, en particulier à Marseille;
La Commune de Paris fut vaincue après deux mois et demi de combats, avec la complicité des Prussiens assiégeant Paris.
A la suite de quoi la basilique du Sacré Cœur fut bâtie à Montmartre « en expiation des crimes de la Commune ». Il y a régulièrement jusqu’à nos jours des manifestations, sous forme de pétitions, pour demander la destruction de la basilique !
Après la guerre de 14-18, publiée en 1923, une chanson anti-militariste écrite par Montéhus « La butte rouge » associe les morts de la guerre de 14; en particulier ceux de la butte de Bapaume (*1) aux 10 000 à 20 000 communards fusillés en 1871.
Montmartre, ce n’est passablement la basilique, ce sont aussi les escaliers qui permettent d’y grimper. Ils se trouvent en 7 endroits différents, surtout au sud de la butte, vers le centre de Paris.
Le plus long est l’escalier de la rue Foyatier, qui longe le funiculaire, à l’ouest du parc Louise Michel. Dans la parc toute une série de petits escaliers conduisent jusqu’à l’esplanade devant le Sacré Cœur. encore un peu plus à l’ouest, rue Chiappe deux autres escaliers conduisent au même endroit. Et encore plus à l’ouest, rue du Calvaire, un long escalier conduit à la place du Tertre.
A l’est, un autre long escalier mène par la rue du Chevalier de la Barre (*2) lui aussi jusqu’à l’esplanade.
Au nord, enfin, rue du Mont Cenis, un long escalier bien raide descend vers la rue Lamarck.
(*1) En 1917, du 16 avril au 9 juin eu lieu la seconde bataille de l’Aisne sous le commandement du général Nivelle. Cette opération offensive se solda par un fiasco sanglant. Assez rapidement apparurent parmi les soldats des chansons anti-militaristes comme la Butte rouge ou la chanson de Craonne. Cette dernière fut particulièrement réprimée. Sa divulgation fut interdite jusqu’en 1974 !

Sur c’te butte là, y avait pas d’gigolette,
Pas de marlous, ni de beaux muscalins.
Ah, c’était loin du moulin d’la galette,
Et de Paname, qu’est le roi des pat’lins.

C’qu’elle en a bu, du beau sang, cette terre,
Sang d’ouvrier et sang de paysan,
Car les bandits, qui sont cause des guerres,
N’en meurent jamais, on n’tue qu’les innocents.

La Butte Rouge, c’est son nom , l’baptème s’fit un matin
Où tous ceux qui grimpèrent, roulèrent dans le ravin
Aujourd’hui y a des vignes, il y pousse du raisin
Qui boira d’ce vin là, boira l’sang des copains

Sur c’te butte là, on n’y f’sait pas la noce,
Comme à Montmartre, où l’champagne coule à flôts.
Mais les pauv’ gars qu’avaient laissé des gosses,
I f’saient entendre de pénibles sanglots.

C’qu’elle en a bu, des larmes, cette terre,
Larmes d’ouvrier et larmes de paysan,
Car les bandits, qui sont cause des guerres,
Ne pleurent jamais, car ce sont des tyrans.

La Butte Rouge, c’est son nom , l’baptème s’fit un matin
Où tous ceux qui grimpèrent, roulèrent dans le ravin
Aujourd’hui y a des vignes, il y pousse du raisin
Qui boit de ce vin là, boira les larmes des copains

Sur c’te butte là, on y r’fait des vendanges,
On y entend des cris et des chansons.
Filles et gars, doucement, y échangent,
Des mots d’amour, qui donnent le frisson.

Peuvent-ils songer dans leurs folles étreintes,
Qu’à cet endroit où s’échangent leurs baisers,
J’ai entendu, la nuit, monter des plaintes,
Et j’y ai vu des gars au crâne brisé.

La Butte Rouge, c’est son nom , l’baptème s’fit un matin
Où tous ceux qui grimpèrent, roulèrent dans le ravin
Aujourd’hui y a des vignes, il y pousse du raisin
Mais moi j’y vois des croix, portant l’nom des copains.

(*2) En 1766, François-Jean Lefebvre de la Barre, jeune noble d’Abbeville de 19 ans est accusé de blasphème pour ne s’être par découvert au passage d’une procession religieuse. Après une instruction à charge il est condamné à mort par décapitation, son corps devant être brulé. Après un appel rejeté par la cour de Paris et une demande d’amnistie refusée par Louis XV, il est exécuté. Voltaire tentera en vain de le faire réhabiliter. Sa réhabilitation n’interviendra qu’avec la Révolution.

Навигация

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "ПАРИЖ — ЛЕСТНИЦЫ НА МОНМАРТРЕ — LES ESCALIERS DE MONTMARTRE" есть 1 комментарий
  1. Татьяна Бойко-Назарова:

    Cпасибо, Вали, за интереснейший рассказ. Вы открываете для нас истинный Париж и массу информации, неизвестной ранее широкому кругу читателей. Спасибо Вам за экскурс в историю Франции. Отдельная благодарность за прекрасные фото, которыми можно долго любоваться и на которых можно учиться. Благодарю еще раз и жду новых маленьких шедевров, подобных LES ESCALIERS DE MONTMARTRE.

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти