ОСВОБОЖДЕНИЕ ПАРИЖА в 1944 ГОДУ — La libération de Paris en 1944

После поражения Франции в июне 1940 года Париж был оккупирован нацистами. Помимо экономического значения Франции для нацистской Германии, своей сельскохозяйственной и промышленной продукцией для нужд рейха, Париж пользовался особым авторитетом. Это была единственная побежденная столица, которую Гитлер посетил не только для того, чтобы насладиться реваншем за 1918 год.

Вскоре во Франции стали возникать движения сопротивления. Уже 21 августа 1941 г. Пьер Жорж, ставший впоследствии полковником Фабьеном, дважды выстрелил в офицера Кригсмарине на станции метро «Барбес-Рошешуар».

Высадка союзников в Северной Африке дала объективный сигнал о приближении освобождения Франции, но мало что изменила в повседневной жизни оккупированной страны…

Когда 6-го июня 1944 г. произошла высадка в Нормандии, все изменилось для всех: 4266 транспортных и 277 боевых кораблей прибыли в полном составе к побережью Нижней Нормандии и высадили 130 тыс. человек на 35 км пляжей, прикрываемых 10 тыс. самолетов. Немцы были совершенно удивлены. Англичане провели отличную кампанию дезинформации, заставив Гитлера поверить, что нападение планируется в Па-де-Кале, где Ла-Манш наиболее узок. У немцев не было самолетов, чтобы противостоять этому вооруженному натиску мощных англо-американских ВВС, будь то американские истребители-бомбардировщики «Тандерболт», британские «Тайфуны» или «Темпесты», вооруженные 8 тяжелыми 12,7-мм пулеметами и 8 тяжелыми ракетами, или двухмоторные тактические бомбардировщики «Мародеры», «Митчеллы», «Бостоны» или «Москито», причем последние были быстрее немецких истребителей…

Сендерболт в бомбардоровочном варианте - с 2 мя 250 кг. бомбами и допольнительним резервуаром горючего.

Тендерболт в бомбардировочном варианте  с 2-мя 250 кг. бомбами и дополнительным резервуаром горючего.

Тайфун идет на присадку - обратите внинамание на размер двух пушек на крыле...

Тайфун идет на посадку — обратите внимание на размер двух пушек на крыле…

Темпест на боьшой высоте - он же эволюция Тайфуна - мощнее, быстрее, берет высоту быстрее и лучше....

Темпест на большой высоте — он же эволюция Тайфуна — мощнее его, быстрее и набирает высоту быстрее и лучше….

Американский бомвардировчик Б 26 Мародер с "наступительными полосами"

Американский бомбардировщик Б 26 Мародер с «наступательными полосами»

Американский Бомбардировчик-ночной истребитель А20 Хавок / Бостон в бомбардировочном варианте

Американский Бомбардировщик-ночной истребитель А20 Хавок / Бостон в бомбардировочном варианте

Английский бомвардировчик американского производсвтва Б25 Мичель с "наступительными полосами"

Английский бомбардировщик американского производства Б25 Мичель с «наступательными полосами»

Английский бомбардировчик - развечик-истребитель - Де Хавилланд Москито с "наступительными полосами"

Английский бомбардировщик — разведчик-истребитель — Де Хавилланд Москито с «наступательными полосами»

Французское население было воодушевлено, несмотря на трудности, которые еще предстояло пережить, и бои, которые возвращались на родину. Все организации сопротивления мобилизовались, чтобы помешать вермахту вести боевые действия.
Высадка в Париже, конечно, произвела свой отзвук: вскоре появились баррикады. Риски, которые это влекло за собой, а именно: вероятный ответный удар немецких частей, на почти полностью лишенных тяжелой техники отряды сопротивления и их вероятное уничтожение. Поэтому Париж нужно было взять как можно быстрее.

Стреляют на немецких солдат ручным пулеметом типа Брен: один прицеливается, другой держит обойми...

Стреляют  немецких солдат ручным пулеметом типа Брен: один прицеливается, другой держит обойму…

Бойцы сопротивления, стреляющие на оккупантов из-за парапета недалеко от префектуры и реки Сены

Бойцы сопротивления, стреляющие  оккупантов из-за парапета недалеко от префектуры и реки Сены

Бойцы сопротивления на стороже. Обратите внимание на разнообразие вооружения и одежды: Винтовки разные, автомат шмайссер - немецкий...

Бойцы сопротивления настороже. Обратите внимание на разнообразие вооружения и одежды: Винтовки разные, автомат шмайссер — немецкий…

Немецкие легкие танки Сомуа (захваченные у побежденной французской армии в 1940 м г.) потрулируют в воставщем Париже до 23 го августа 1944 го г.

Немецкие легкие танки Сомуа (захваченные у побежденной французской армии в 1940- м г.) патрулируют в восставшем Париже до 23-го августа 1944 г.

Парижане, рассматривающие брошенный танк "пантера" у решеток Люксембургского сада к концу августа 1944 го г.

Парижане, рассматривающие брошенный танк «пантера» у решеток Люксембургского сада к концу августа 1944-го г.

Де Голль, также высадившийся в Нормандии, встретился с Эйзенхауэром, главнокомандующим союзническими силами, чтобы попросить его разрешить 2-й бронетанковой дивизии генерала Леклерка совершить марш на Париж. Эйзенхауэр быстро согласился. 2-я бронетанковая дивизия двинулась на Париж из Рамбуйе двумя отдельными колоннами: одна с запада, через Трапп и Версаль, чтобы создать отвлекающий маневр, другая с юго-запада, через Туссюс-ле-Нобль, Жуи-ан-Жозас, Виллакублей, третья — по национальной дороге 20, через Лонжюмо, Масси, Антони, Френ…
Последняя колонна под командованием капитана Дронна столкнулась с сильным сопротивлением у Антони и Френа, после чего вошла в Париж через Порт д’Итали и около 9 часов вечера достигла отеля де Виль.
9-я рота (La Nueve) состояла в основном из бывших испанских республиканцев, бежавших во Францию в 1938 году. Большинство из них, когда им удалось выбраться из лагерей для интернированных, где они содержались во Франции, вступили в Иностранный легион, чтобы продолжить борьбу с тем, кого они считали одним и тем же врагом — фашизмом.
Эта деталь объясняет названия некоторых танков и полугусеничных машин 2-й ДБ: Гвадалахара, Тэруель, Брцнете, Эбро, Сантандер (Guadalajara, Teruel, Brunete, Ebre, Santander)-… которые можно увидеть на некоторых фотографиях.

Дорога от высадки в Нормандию до Парижа через Аленсон, Рамбуйе, Антони...

Дорога от высадки в Нормандию 1/08/44 г. до Парижа через Аленсон, Рамбуйе, Антони… и до Австрии 30/04/45 г.

 

Детали продвижения в 24 ое августа 1944 го г.

Детали продвижения  24-ого августа 1944 г.

 

В 1943 году американцы планировали не включать чернокожих в состав войск, которые должны были высадиться в 1944 году. Это относилось и к чадцам Леклерка. Поэтому в состав его войск были включены 2 тыс. испанцев. Поначалу отношения между этими испанскими республиканцами, в основном анархистами и коммунистами, и генералом Леклерком де Отеклоком, аристократом и глубоким католиком (в то время еще не говорили традиционалистом), были несколько холодными, но вскоре они научились уважать друг друга.

Идут по центральной улице Масси танк Шерман и халф-трак 2 ой Танковой дивизий Леклерка

Идут по центральной улице Масси танк Шерман и халф-трак 2 ой Танковой дивизий Леклерка

Танк M10 Вольверин ( противотанковый) 2ой ТД в центре Парижа

Танк M10 Вольверин ( противотанковый)      2 ой Танковой дивизии  в центре Парижа

 

Солдаты 2й Танковой Дивизии Леклерка разоружают пленных немцев у решеток Люксембургского сада. Справа француз носит матроскую бескозырку.

Солдаты 2 ой Танковой Дивизии Леклерка разоружают пленных немцев у решеток Люксембургского сада. Справа француз носит матросскую бескозырку.

Анри Рол-Танги, руководит отряды сопротивления ФФИ в. Париже. 19 го августа 44 г. Париж восстаёт, город покрывается баррикадами.

Анри Рол-Танги, руководит отрядами сопротивления ФФИ в Париже 19 го августа 44 г. Париж восстаёт, город покрывается баррикадами.

Де Голл и Леклерк делают смотр 2 ую Танковую Дивизию в Париже 25 го августа 1944 г.

Де Голль и Леклерк делают смотр 2 -ой Танковой Дивизии в Париже 25-го августа 1944 г.

Когда 2-я бронетанковая дивизия вошла в Париж, генерал фон Шольтиц через два дня капитулировал, а генерал Леклерк принял его капитуляцию.
После победы вклад испанцев в освобождение был забыт по причинам, которые считались «респектабельными» в то время, но гораздо менее респектабельными несколько десятилетий спустя. Теперь уже нет необходимости щадить чувства диктатора Франко…

Краткая историческая (и техническая) справка о танке Шерман
Танк «Шерман», который часто считают «не выдающимся», был основной американской средней бронемашиной. Он уступал немецким «Пантере» и «Тигру», а также советским Т-34 и ИС-2. Но он был модифицирован англичанами, которые заменили короткую 75-мм пушку на длинноствольную 76-мм «семипаундер» с гораздо большей начальной скоростью и назвали его Файрфлай. В Нормандии в 1944 году именно Firefly уничтожил «Тигр» Виттмана, нацистского бронетанкового аса, имевшего ошеломляющий счет (130 танков и 130 самоходных орудий!).

Проблема «очков» нацистских летчиков хорошо известна.

Во всех вооруженных силах, в особенности, воздушных силах Второй Мировой Войны правила награждения (подтверждения) побед в боях были строго регламентированы, вплоть до драконовских. Наиболее драконовскими они были в Советском Союзе:
— подтверждение из трех различных источников:
самим летчиком — другим летчиком — наблюдателем на земле.
Легко понять, что зачастую это трудновыполнимо.
В других ВВС достаточно было заявление лётчика!

У нацистов подход был совсем другой: в интересах пропаганды, морального духа армии и населения они гонялись за высокими показателями. Они же были супермены …
Например, при наземной бомбардировке аэродрома, когда одним проходом было повреждено (или уничтожено) 10 самолетов, в зачет шли 10 сбитых самолетов! Самолеты того времени редко оснащались фотопулеметами, сбивание самолетов стало нацистским национальным видом спорта…

В результате у некоторых немецких летчиков на счету было от 200 до 300 сбитых самолетов, а то и больше, причем подавляющее большинство из них, конечно, на русском фронте. Всего у них было больше 100 летчиков с более 100 побед … Проблема в том, что если сложить все эти показатели, полученные на Востоке, то получится сумма, превышающая все самолеты, имеющихся или произведенные в то время в СССР!

Конечно, эти астрономические цифры оправдываются ужасающей репутацией, которая приписывается подготовке советских летчиков. Но эта репутация была подделана нацистами. Советская тактика ведения боя была явно не придумана с целью высоких счетов. Свободную охоту советские летчики начали практиковать лишь к концу войны. В подавляющем большинстве случаев в воздухе преобладала практика прикрытия наземных операций с воздуха.

Майор Иван Кожедуб самый "результативный" союзный ас лёчик в конце 2 ой Мировой Войны -

Майор Иван Кожедуб самый «результативный» союзный ас лётчик в конце 2 ой Мировой Войны —

Но это не помешало Кожедубу, советскому асу с 62 победами (в том числе над истребителем Messerschmidt 262), в самом конце войны два американских «Лайтнинга», принявших его Ла-7 за Focke-Wulf 190, напали на него, и в считанные минуты он сбил их.  Эти две победы не были засчитаны ему советским командованием по дипломатическим соображениям.

Исключительный случай: Ханс-Иоахим Марсель
Ганс-Иоахим Марсель родился в Берлине в 1919 г. в семье гугенотов французского происхождения и с ранних лет увлекся авиацией. В 1938 г. он вступил в Люфтваффе. Быстро став вундеркиндом, он начал свою военную карьеру во время битвы за Британию с августа по октябрь 1940 года. На его счету 7 побед. Во время Второй мировой войны 5 побед в воздухе делали летчика асом.
Но у него были проблемы с дисциплиной на земле и в воздухе, где он не соблюдал ограничений второго пилота. В декабре 1940 г. он был направлен в Ливию. Его начальник, Эдуард Нойманн, сказал о нем тогда: он будет либо недисциплинированным летчиком, либо отличным летчиком.
Он стал отличным летчиком, но ненадолго. Он довел до совершенства метод стрельбы с разворота, который все летчики считали крайне сложно реализовать, к которому он добавил способность поражать цель с очень малым количеством боеприпасов. Но его карьера оборвалась 30 сентября 1942 г., когда на тропическом Me 109G-2, на котором он совершал свой первый вылет, отказал двигатель. Когда его кабина наполнилась дымом, он выбрался из нее, но его задел хвост самолета и он упал на землю, как камень.
На его счету 158 побед. По этому поводу британский майор Роберт Тейт отметил, что процент претензий Марселя составлял 65-70% и что 50 его побед не могли быть проверены. Он также указал, что число немецких побед, объявленных 1 сентября 1942 г., составило 26, в том числе 17 у Марселя, в то время как потери, зафиксированные RAF, составили 20 самолетов!
Историк Стефан Бэнгей в другом месте отметил, что военная ценность марсельских побед была очень низкой, поскольку в них участвовали почти исключительно истребители, а не бомбардировщики, в то время как Роммель приписывал свое поражение в Эль-Аламейне британским бомбардировщикам. Все британские бомбардировщики, сбитые в этот период, были сбиты зенитным огнем.
И последняя деталь о Марселе: похоже, что он не испытывал симпатий к нацизму. Он был приглашен на прием, на котором присутствовали высшие нацистские руководители, включая Гилтера. Марселю предложили сыграть на фортепиано. Сыграв «Письмо к Элизе» и поразив хозяев, он начал играть свинг, хотя не мог не знать, что нацизм запрещал эту «дегенеративную» музыку. Гитлер в ярости покинул зал. Больше никаких последствий для Марселя не было.

La LIBERATION de PARIS EN 1944

Après la défaite de la France en juin 1940, Paris a été occupée par les nazis. En dehors de l’importance économique que représentait le France pour l’Allemagne nazie, par sa production agricole et industrielle au profit du reich, Paris jouissait d’un prestige spécial. C’est la seule capitale vaincue qu’Hitler est venu visiter, pas seulement pour savourer sa revanche sur 1918.

Assez rapidement les faits de résistance sont apparus en France. Ainsi le 21 août 1941 Pierre Georges qui deviendra le colonel Fabien abat de 2 balles un officier de la Kriegsmarine au métro Barbès-Rochechouart.

Le débarquement allié en Afrique du nord permet objectivement de sentir que la libération du territoire français se rapproche, mais cela ne change pas grand chose au quotidien du pays occupé…

Lorsque survient le débarquement en Normandie le 6 juin 1944, tout change pour tout le monde : 4266 navires de transport et 277 navires de guerre arrivent en force en face des côtes de Basse Normandie, y débarquent 130 000 hommes sur 35 km de plages, couverts par 10 000 avions.
Les allemands sont complètement surpris. Les Britanniques ont très bien monté leur désinformation, faisant croire à Hitler que l’attaque était prévue dans la Pas de Calais, là où la Manche est la plus étroite.
Assez rapidement la tête de pont s’élargit, les allemands n’ont pas d’avions à opposer à cette marée armée, à la puissante aviation anglo-américaine, aussi bien chasseurs-bombardiers Thunderbolt américains, que Typhoons ou Tempests britanniques, armés de 8 mitrailleuses lourdes de 12,7mm et de 8 roquettes lourdes, ou les bombardiers tactiques bimoteurs Marauders, Mitchell, Bostons ou Mosquitos, ces derniers étants plus rapides que les chasseurs allemands…
La population française est soulevée d’enthousiasme, malgré les privations qui durent encore et les combats qui reviennent chez eux. Toutes les organisations de la résistance se mobilisent pour contrarier la capacité ce combattre de la Wehrmacht.
Dans Paris aussi, bien sûr, le débarquement a des conséquences : des barricades ne tardèrent pas à apparaître. Les risques que cela comportait, c’est à dire la réponse allemande sur des unités pratiquement complètement dépourvues de matériel lourd et le probable anéantissement de la résistance. Il fallait donc au plus vite investir Paris.
De Gaulle, qui avait lui aussi débarqué en Normandie, rencontra donc Eisenhower, pour qu’il autorise la 2e DB du Général Leclerc à marcher sur Paris. Assez rapidement, Eisenhower accepta. La 2e DB se lance sur Paris à partir de Rambouillet en 2 colonnes distinctes, l’une à l’ouest, par Trappes et Versailles, pour faire diversion, une autre plein sud par Toussus le Noble, Jouy en Josas, Villacoublay, et une troisième par la Nationale 20 , Longjumeau, Massy, Antony, Fresnes…
Cette dernière colonne, commandée par la capitaine Dronne eut à affronter de forts nids de résistance Antony et à Fresnes, avant d’entrer dans Paris par la Porte d’Italie, pour finalement parvenir à l’Hôtel de Ville vers 21h.
La 9e compagnie (La Nueve) était principalement composée de combattants républicains espagnols réfugiés en France en 1938. La plupart d’entre eux, lorsqu’ils purent sortir des camps d’internement où les avaient internés la France, s’engagèrent dans la légion étrangère pour continuer à combattre ce qu’ils considéraient comme le même ennemi, le fascisme.
Ce détail explique les noms de certains chars et half-tracks de la 2 DB : Guadalajara, Teruel, Brunete, Ebre, Santander… que l’on peut apercevoir sur certaines photos.

En 1943, les Américains ayant prévu de ne pas intégrer de noirs dans les troupes prévues pour débarquer en 44. Ce qui s’appliquait également aux tchadiens de Leclerc. D’où l’intégration de 2000 espagnols. Au début, les rapports entre ces républicains espagnols, anarchistes et communistes principalement, et le général Leclerc de Hautecloque, aristocrate et très catholique (on ne disait pas traditionaliste à l’époque), furent quelque peu froids, mais ils apprirent rapidement à s’apprécier.
L’entrée dans Paris de la 2e DB amena en deux jours à la reddition de général Von Choltitz, reddition reçue par le général Leclerc.
Après la victoire, l’apport des Espagnols à la libération sera escamoté, pour des raisons « respectables » à un moment donné, nettement moins quelques décennies plus tard. Il n’est plus nécessaire de ménager Franco désormais…

Petite note historique (et technique)
Le char Sherman
Le char Sherman, souvent considéré comme « pas extraordinaire », était le principal blindé américain. Il était effectivement inférieur aux Panther et Tigre allemands, ainsi qu’au T-34 ou au JS-2 soviétiques. Mais modifié par les britanniques, qui remplacèrent son canon de 75mm court par un 76mm sixpounder à canon long à vitesse initiale de l’obus bien supérieure, et rebaptisé Firefly, C’est d’ailleurs un Firefly qui, en Normandie, a détruit en 1944 le tigre de Wittmann, l’as des blindés nazi, qui affichait des scores faramineux (130 blindés et 130 automitrailleuses !)

Le problème des « scores » des aviateurs nazis est connu.

Dans toutes les forces armées et particulièrement dans les forces aériennes de la Seconde Guerre Mondiale, les règles d’attribution (de confirmation) de victoires en combat étaient très règlementées, voire draconiennes. Les plus draconiennes étant les soviétiques :
— attestation par 3 sources différentes : par le pilote lui-même, par un autre pilote, par un observateur au sol.
Il est facile de comprendre que c’était souvent difficilement possible.
Dans les autres forces aériennes l’observateur au sol n’est pas nécessaire.
En ce qui concerne les nazis, le pouvoir avait intérêt, pour des raisons de propagande, de moral des armées et de la population à proclamer des scores importants. Les allemands étaient des surhommes !
Ainsi une opération de mitraillage au sol d’un aérodrome où une rafale avait endommagé (ou détruit) 10 avions pouvait être créditée de 10 appareils abattus ! Les avions de l’époque étaient rarement équipés de mitrailleuses photographiques, faire du score était un sport national nazi…

C’est ainsi que certains pilotes allemands ont totalisé des palmarès oscillant entre 200 et 300 avions abattus, voire plus, dont l’énorme majorité, bien sûr sur le front russe.La Luftwaffe comptait plus de 100 pilotes avec plus de 100 victoires … Le problème c’est que quand on additionne tous ces scores obtenus à l’est, on obtient un total supérieur à tous les avions produits par l’ URSS à l’époque !

Ces chiffres astronomiques se justifient bien sûr par la réputation épouvantable attribuée à la formation de pilotes soviétiques. Or cette réputation a été forgée de toutes pièces par les nazis. Les tactiques de combat soviétiques étaient mauvaises pour les scores, c’est évident. Les soviétiques n’ont pratiqué la chasse libre que tardivement. La pratique aérienne très largement dominante était la couverture aérienne des opérations au sol.
Ce qui n’a pas empêché Kojedoub, as soviétique aux 62 victoires (dont un Messerschmidt 262 à réaction), attaqué à la toute fin de la guerre par 2 Lightnings Us qui l’avaient pris son La-7 pour un Focke-Wulf 190, de les descendre en quelques minutes. Lesquels deux victoires ne lui ont pas été créditées par le commandement soviétique, diplomatie oblige.

Un cas exceptionnel : Hans-Joachim Marseille
Né à Berlin en 1919 dans une famille huguenote d’origine française, se passionne très tôt pour l’aviation. Il rejoint la Luftwaffe en 1938. Très vite considéré comme un prodige, i a commencé sa carrière militaire pendant la bataille d’Angleterre d’août à octobre1940. Il obtient 7 victoires. Ce qui faisait de lui un as; pendant la Seconde Guerre Mondiale 5 victoires aérienne faisait d’un pilote un as.
Mais il a des problèmes de discipline sol comme en vol, où il ne respecte pas les contraintes de second pilote. Il est envoyé en Libye. en décembre 1940. Son supérieur, Eduard Neumann dit de lui à l’époque : il sera soit un pilote indiscipliné, soit un grand pilote.
Il sera un grand pilote, mais brièvement. Il a mis au point une méthode de tir en virage, jugée comme extrêmement difficile à mettre en œuvre par tous les pilotes, à laquelle il ajoute la capacité à faire mouche avec très peu de munitions. Mais sa trajectoire prendra fin le 30 septembre 1942, à cause d’une panne de moteur avec le Me 109G-2/ tropicalisé, sur lequel il faisait sa première sortie. Lorsque son cockpit est envahi de fumée il s’ en extrait, mais il heurte la queue de son avion et tombe au sol comme une pierre.
Il était crédité de 158 victoires.

A ce sujet le major britannique Robert Tate note que le taux de revendication de Marseille est de 65 à 70% et que 50 de ses victoires ne peuvent pas être vérifiées. Il indique également que les victoires allemandes annoncées le 1er septembre 1942 sont de 26, dont 17 pour Marseille, alors que les pertes recensées par la RAF sont de 20 appareils ! Ce qui pose problème
L’historien Stephan Bungay indique ailleurs que la valeur militaire des victoires de Marseille est très faible, car elles concernent presque exclusivement des chasseurs et non des bombardiers, quand Rommel attribue sa défaite de El Alamein aux bombardiers anglais. Tous les bombardiers anglais abattus à cette périodes l’ont été par la DCA.
Dernier détail concernant Marseille, il semble bien qu’il n’ait éprouvé aucune sympathie pour le nazisme. Invité à une réception en présence des plus hauts dirigeants nazis, dont Hilter? Marseille fut invité à jouer du piano. Après avoir interprété « La lettre à Elise » et impressionné ses hôtes, il se mit à jouer du swing, alors qu’il ne pouvait ignorer que le nazisme avait banni cette musique « dégénérée ». Hitler, furieux, a quitté la salle. Sans plus de conséquence pour Marseille.

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти