Обычно, когда мы думаем о Монмартре, мы представляем себе восточную часть холма, где стоит базилика Сакре-Кёр, площадь Луизы Мишель, которая ведет к базилике от станции метро Анверс (Anvers), и площадь Тертр. Именно таким Монмартр обычно представляется большинству туристов, будь то французы или иностранцы. Надо сказать, что лучший вид на центр Парижа открывается с подножия базилики…
Но Монмартр — это также, и не в меньшей степени, его западная и северная части, от кладбища Монмартр на западе до улицы Орденер на севере.
Именно эту малоизвестную часть мы и собираемся исследовать сегодня.
Отправной точкой стала станция метро Бланш (Blanche) на линии 2. (Линия 2 проходит широкой дугой через север Парижа, от площади Нации на востоке до площади Этуаль на западе. На юге ей соответствует линия 6 (Нация — Этуаль Nation — Etoile).
От площади Бланш — два возможных пути к кладбищу Монмартр: либо через бульвар Клиши, либо по узким улочкам Монмартра. По которым, разумеется, мы пошли. (В тот день нас было трое из Latest & Greatest, дружной группы фотографов, основанной Николя, моим бывшим учеником по русскому языку и выпускником Политехнической школы, и Дидье, бывшим учителем и большим знатоком Парижа.)
Добравшись до кладбища, мы полюбовались им с моста, выходящего на него. Спускаться вниз было бы сложно, да и не то, что мы хотели увидеть. Поэтому мы пошли по улице Дамремон к улице Ламарк, любуясь современными зданиями стиля Османа, которые зачастую более оригинальны и менее повторяются, чем в центральных районах столицы.
Оттуда мы направились на площадь Клода Нугаро, которую некоторые местные жители до сих пор называют площадью Константина Пекюра — либо старые консервативные ворчуны, либо ярые женоненавистники, выступающие против мэра Парижа Анны Идальго (зачастую это одни и те же люди).
Оттуда мы направились на авеню Жюно, удивительную 300-метровую мощеную кривую, засаженную деревьями, где находится всего одно кафе, «Марсел» и агентство недвижимости. Этот проспект излучает странную атмосферу, как будто мы уже не в Париже, как будто ничего не двигается.
Чуть дальше мы сворачиваемся налево, на улицу Жирардон, и спускаемся к «Замку Туманностей (Бруйяр)», названному так (?) из-за испарений, выходящих из источников. Здание и прилегающий к нему парк являются историческими памятниками, но мы не слишком интересовались их расписанием.
За углом стоит бюст поп-певицы Далиды, известной в 50-60-е годы благодаря песне «Bambino», среди прочих песен…
Дойдя до улицы Соль (Ив), мы спускаемся на несколько метров к винограднику на Монмартре. Затем мы поднимаемся обратно на улицу Норвинс и, избегая многолюдной туристической зоны, сразу же сворачиваем направо, к площади Жана-Батиста Клемана, автора популярной песни » Время вишен (Le temps des cerises)».
Оттуда мы идем направо на улицу д’Оршам (Orchampt), где когда-то жила Далида и где когда-то находился самый высокий книжный магазин в Париже, ныне закрытый. Возвращаясь назад, мы выходим на площадь Эмиля Гудо (Emile Goudeau), откуда спускаемся на улицу Аббатств (Abbesses) и одноименную станцию метро.
Для меня это был конец прогулки по малоизвестному Монмартру, который некоторые называют тайным Монмартром.
*1 Линия 2 проходит широкой дугой через север Парижа, от площади Нации на востоке до площади Этуаль на западе. На юге ей соответствует линия 6 (Нация — Этуаль).
*2 В тот день нас было трое из Latest & Greatest, дружной группы фотографов, основанной Николя, моим бывшим русским студентом и выпускником Политехнической школы, и Дидье, бывшим учителем и большим знатоком Парижа.
MONTMARTRE méconnu
Habituellement, lorsque l’on parle de Montmartre, on pense à la partie est de la butte, où se dresse la basilique du Sacré Cœur, le square Louise Michel par lequel on accède à la basilique depuis le métro Anvers et la place du Tertre. Voilà à quoi le plus souvent se réduit Montmartre pour la plupart des touristes, français comme étrangers. Il faut reconnaitre également que c’est du pied de la basilique que l’on a la plus belle vue sur le centre de Paris…
Mais Montmartre c’est aussi, et tout autant sa partie ouest et nord, depuis le cimetière de Montmartre, à l’ouest jusqu’à la rue Ordener, bien au nord.
C’est justement cette partie méconnue que nous allons parcourir aujourd’hui.
Le point de départ était la station de métro Blanche sur la ligne 2.*1
Depuis la place Blanche, pour rejoindre le cimetière de Montmartre, il y a deux itinéraires possibles : soit par le boulevard de Clichy, soit par les petites rues de Montmartre. Ce que, bien sûr, nous faisons.*2 Parvenus au cimetière, nous l’avons contemplé depuis le pont qui le surplombe. Y descendre eut été compliqué et ne correspondait pas à ce que nous comptions voir. Nous prenons donc la rue Damrémont, jusqu’à la rue Lamarck, admirant les bâtisses contemporaines de Haussmman, mais souvent plus originales, moins répétitives que celles des quartiers centraux de la capitale. De là nous rejoignons la place Claude Nougaro, que certains habitants continuent d’appeler place Constantin Pecqueur, vieux grognons conservateurs ou farouches opposants misogynes à la maire de Paris Anne Hidalgo (souvent les mêmes).
De là nous rejoignons l’avenue Junot, étonnante courbe montante pavée de quelques 300 mètres, plantée d’arbres, qui ne compte qu’un café, le Marcel et une agence immobilière. Cette avenue dégage une atmosphère étrange, comme si l’on n’était plus à Paris, comme si rien ne se passait. Un peu plus haut nous bifurquons à gauche dans la rue Girardon, descendant jusqu’au « château des Brouillards », ainsi nommé, dit-on, à cause des vapeurs qui s’échappaient des sources. La bâtisse et le parc attenant, sont classés aux monuments historiques, mais leurs horaires ne nous ont pas souri.
A l’angle se trouve un buste de la chanteuse de variété Dalida, célèbre dans les années 50 et 60 pour « Bambino », entre autres…
Parvenus rue des Saules, nous la descendons sur quelques mètres jusqu’à la vigne de Montmartre. Puis nous remontons jusqu’à la rue Norvins et, évitant la zone touristique surpeuplée, avons prenons immédiatement à droite vers la place Jean-Baptiste Clément, l’auteur de la très populaire chanson « Le temps des cerises ». De là nous faisons un crochet par la rue d’Orchampt, où a habité Dalida, et où se trouvait la plus haute librairie de Paris, désormais fermée. Revenant sur nos pas, nous débouchons sur le square Emile Goudeau, d’où l’on descend vers la rue des Abbesses et la station de métro du même nom.
Là s’est terminé pour moi cette ballade dans Montmartre méconnu que certains appellent Montmartre secret.
*1 La ligne 2 décrit un grand arc de cercle dans le nord de Paris, de la place de la Nation, à l’est, à la place de l’Etoile à l’ouest. Au sud lui correspond la ligne 6 (Nation -Etoile).
*2 Ce jour là nous étions 3 de Latest & Greatest, groupe amical de photographes fondé par Nicolas, ancien élève de russe à moi et ancien élève de l’Ecole Polytechnique et Didier, ancien prof et grand connaisseur de Paris.
Навигация
Предыдущая статья: ← Фото разных стилей: пейзаж, макро, портрет, репортаж и даже «папарацци».
Следующая статья: Осень →
Валя, в Ваших фотографиях (и не только в этом рассказе о Монмартре) замечательно передан настоящий французский, а не «европейский» Париж на туристических открытках. Всегда с удовольствием смотрю Ваши фоторассказы с интересными сюжетами и отличным качеством снимков!
Cпасибо за добрый комментарий.Всегда стараюсь, с ручкой, как и с фотокамерой в руке.