МАЛЕНЬКИЕ ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ МУЗЕЯ им. ПОМПИДУ В БОБУРЕ — PETITES VARIATIONS sur LE MUSEE POMPIDOU à BEAUBOURG

Идея строительства нового Музея современного искусства * в этой части Парижа была в свое время хорошо воспринята.
Исключительная возможность представилась в связи с разрушением неблагоустроенного квартала к западу от улицы Рамбуто в центре Парижа!
*, Официальное название которого — СNAC (НЦИK = Национальный Центр Искусства и Культуры)

Но городские власти Парижа планировали построить на этом месте большую публичную библиотеку. В феврале 1970 г. президент Помпиду предложил объединить эти два проекта и создать крупный культурный центр, подобный тому, который с большим успехом был создан в Нью-Йорке. На самом деле это решение было принято Помпиду на заседании малого совета 11 декабря 1969 года. Совет Парижа дал свое согласие 23 декабря.
К нему должен был добавиться Центр промышленного творчества. Затем, в 1971 году, Помпиду добавил Центр музыкального творчества Пьера Булеза, который он согласился вернуть во Францию после того, как покинул ее в 1966 году.
В августе 1970 года была создана группа из примерно десяти человек, которая должна была определить точную форму общественного учреждения. В июле 1971 г. жюри, созданное для выбора проекта из 681 представленного, выбрало проект архитекторов Ренцо Пьяно (Италия), Ричарда Роджерса (Великобритания), Джанфранко Франкини (Италия)…

Западный фасад с эскалатоами

Западный фасад с эскалаторами

Очередь летом...

Очередь летом…

Когда макет был обнародован, среди «значимого» общества, т.е. буржуазии в самом широком смысле этого слова, т.е. прежде всего консерваторы Франции, разразился скандал, не уступающий по масштабам скандалу вокруг Эйфелевой башни. В ход пошли самые разные названия — от «Нотр-Дам де ля Туйотери» до «газовой башни» и «авангарда». Музей был торжественно открыт 31 января 1977 г., а 2 февраля — для посетителей, и с самого момента открытия его успех стал серьезной пощечиной для критиков. Это был успех и библиотеки, и медиатеки, и музея.
Со временем все привыкли к этому зданию, которое остается оригинальным образцом архитектуры XIX века, за исключением района Horloge, расположенного к северу от музея.
Несомненно, «Бобур» нельзя фотографировать так же, как архитектуру предыдущих столетий, вплоть до начала XX века. Это становится ясно даже после беглой фотосессии, требующей более пристального взгляда на объект, чем простое посещение музея, так это то, что архитекторы были озабочены не только дизайном музея, но, возможно, даже в большей степени его расположением на имеющемся участке.

Экстренные лестницы

Экстренные лестницы

Несущие стальные структуры

Несущие стальные структуры

Вход В "тубусы" эскалаторов западного фасада, ведущих в ресторан

Вход В «тубусы» эскалаторов западного фасада, ведущих в ресторан

Эскалаторы в Тубусе - в дали слева - Сакрэ Кьёр

Эскалаторы в Тубусе — вдали слева — Сакрэ Кёр

Вид на запад Парижа с верхного тубуса

Вид на запад Парижа с верхнего тубуса

Вместо того, чтобы поставить его прямо посреди участка, чтобы им любовались, они расположили его на восточном краю земли, установив на этой стороне как можно больше технического оборудования: циркуляцию потоков газа и жидкости, энергии. Поскольку они не скрыты, их раскрасили в соответствии с их назначением и обозначили как таковые.
Западный фасад выходит на большое пустое пространство — площадку, которая плавно спускается с естественного уровня на уровень минус 1, вровень с холлом, из которого распределяется доступ в различные части мультикультурного центра. С внешней стороны фасада, защищенной от внешних воздействий плексигласовыми трубами, эскалаторы ведут на вершинную террасу, откуда открывается вид на весь Париж, чуть менее удачный, чем с башни Сен-Жак, но зато бесплатный.

С XVII по XX век архитектура стремилась скрыть все, что не было красивым, декоративным, «благородным», что считалось неполноценным, техническим или промышленным. Архитектура второй половины XX века отдала свои благородные буквы — даже язык имеет вездесущее подсознание — тому, что было промышленным и эффективным, и сделала его видимым. Такая эволюция все еще не всем по вкусу — достаточно посмотреть на реакцию на Луврскую пирамиду и Большую библиотеку…

Экспонат в одном из нижних выста-вочных залов музея - за окном площадь Старвинского и церковь Сен Мерри

Экспонат в одном из нижних выставочных залов музея — за окном площадь Старвинского и церковь Сен Мерри

На трерьем этаже музея - выставочный зал с картиной Сони Делонэ и мебель 30х годов - Справа шэзлонг Шарлотта Перриан, которая работала с Ле Корбюзе

На третьем этаже музея — выставочный зал с картиной Сони Делонэ и мебель 30х годов — Справа шезлонг Шарлотта Перриан, которая работала с Ле Корбюзье

Внутреннее пространство музея гораздо более «классическое», поскольку цель игры здесь — сосредоточить внимание на экспонатах. Лишь отсутствие некоторых подвесных потолков напоминает об ультрасовременном духе этого места.

Большой палец - гигантская скульптура артисиа Цезарь - стояла перед музеем в 2018м г.

Большой палец — гигантская скульптура артиста Цезарь — стояла перед музеем в 2018м г.

Молодой ротозей стоит у музей - на столбике написано "я существую" ( j'existe)

Молодой ротозей сидит у музея — на столбике написано «я существую» ( j’existe)

На этиз столбиках жаже спят...

На этих столбиках даже спят…

На севере Музея построили новый квартал " часа" (de l'horloge)

На севере Музея построили новый квартал » часов» (de l’horloge)

C восточной стороны музея стоит вся техническая часть сооружения, вдоль улицы Рамбюто. Вдали - Нотр Дам и Пантэон

C восточной стороны музея находится вся техническая часть сооружения, вдоль улицы Рамбюто. Вдали — Нотр Дам и Пантеон

Напротив музея, через площадь, чередуют брассери (пивоварни) и кафэ

Напротив музея, через площадь, чередуются брассери (пивоварни) и кафе

Бобур — это еще и прилегающая территория, площадка у подножия прозрачных труб, ставших логотипом культурного учреждения. Это и типично парижские брассери, которые его окружают, и кафе, и сувенирные лавки, не столь броские, как в других местах, и лоточники, расположившиеся на земле по всему периметру площадки.

На улице Рамбюто завтракают испанские туристы...

На улице Рамбюто завтракают испанские туристы…

Обедают Парижане в забегаловкой: предлагают бутерброды, хот-дог, блины...

Обедают Парижане в забегаловке: предлагают бутерброды, хот-дог, блины…

Иностранцы ищут свою дорогу на смартфоне

Иностранцы ищут свою дорогу на смартфоне

Здесь же находится Институт исследований и координации акустики и музыки IRCAM, расположенный на площади Стравинского, к югу от музея. В его центре находится большой бассейн, украшенный передвижными музыкальными автоматами. Здесь же находится огромная фреска с изображением Сальвадора Дали, которого некоторые сюрреалисты переименовали в анаграмму Авида Доллар! (Алчный к Доллару).

Площадь и фонтан Стравинского

Площадь и фонтан Стравинского на фоне церкви Сен Мерри

Сальвадор Дали проит школьников не шуметь!

Сальвадор Дали просит школьников не шуметь!

Недавняя роспись недалеко от музея

Недавняя роспись недалеко от музея

Автопортрет

Автопортрет

И, наконец, Бобур — это есть близость с Форумом де Халль, на западе, и с районом Марэ, на востоке.
Более привлекательного места для туристов и не придумаешь!

В заключении, в 1997 г. в центре был проведен капитальный ремонт, в результате которого Рензо Пьяно увеличил общую площадь внутренних помещений на 8 тыс. м². Во время работ были организованы выставки в других помещениях, которые за 27 месяцев посетили более 2 500 000 человек!
В день открытия Бобура 1 января 2000 г. его посетили 80 000 человек!

PETITES VARIATIONS sur LE MUSEE POMPIDOU à BEAUBOURG

L’idée de construire un nouveau musée d’Art Moderne* à cet endroit de Paris fut bien reçue à l’époque.
* , dont l’appellation officielle est CNAC (Centre National d’Art et de Culture)
L’opportunité, exceptionnelle, s’est présentée avec la destruction d’un îlot insalubre à l’ouest de la rue Rambuteau en centre Paris !
Mais sur ce terrain était prévue parla ville de Paris une grande bibliothèque publique. Le président Pompidou proposa en février 1970 de réunir les deux projets en un grand centre culturel du type de celui créé à New-York avec un grand succès. La décision fut en réalité prise par Pompidou en conseil restreint le 11 décembre 1969. Le conseille Paris donna son accord le 23 décembre.
Devait y être adjoint le Centre de Création Industrielle. Puis en 1971 Pompidou y rajouta le Centre de Création Musicale de Pierre Boulez, qui acceptait de revenir en France, qu’il avait quittée en 1966.
Dès août 1970 avait été créée une équipe d’une dizaine de personnes qui devait déterminer la forme exacte de l’établissement public. En juillet 1971, le jury prévu pour sélectionner le projet parmi les 681 présentés, retint celui des architectes Renzo Piano (Italie),Richard Rogers (GB), Gianfranco Franchini (Italie)…
Quand la maquette fut rendue publique, démarra un scandale aussi énorme que pour la tour Eiffel parmi la société « qui comptait », c’est à dire la bourgeoisie sens large, c’est dire tout ce que la France comptait de conservateurs. Les noms d’oiseaux les plus variés fusèrent, de « Notre Dame de la tuyauterie », à « l’usine à gaz », à « la verrue d’avant-garde ». Le musée fut inauguré le 31 janvier 1977 et ouvert au public le 2 février, et dès l’ouverture, le succès fut une sérieuse claque pour les critiques. Ce succès concernant la bibliothèque, la médiathèque, comme le musée.
Avec le temps tout le monde s’habitua à cette bâtisse qui reste originale au milieu d’une architecture du 19e siècle, exception faite du
quartier de l’Horloge, au nord du Musée et qui lui est contemporain du musée.

Ce qui est indubitable, c’est que Beaubourg ne se photographie pas comme l’architecture des siècles précédents, jusqu’au début du 20e siècle. Ce qui apparait nettement, après une séance photo même rapide, qui oblige à observer plus attentivement le lieu qu’une simple visite au musée, c’est que les architectes ne se sont pas seulement préoccupés de la conception de musée, mais peut-être encore plus de sa position sur le terrain disponible.
Plutôt que de le poser au beau milieu de la parcelle pour le faire admirer, ils l’ont installé sur le bord est du terrain en mettant de ce côté le maximum des équipements techniques : circulation des flux gazeux et liquides, des énergies. Comme elles ne sont pas cachées, elles ont été colorées selon leur fonctionnalité, étant identifiées comme telles.
La façade ouest, elle, fait face à un grand espace vide, le parvis qui descend en pente douce du niveau naturel au niveau moins 1, à la hauteur du hall d’où se distribuent les accès aux différentes parties du centre multiculturel. A l’extérieur de la façade, protégés des intempéries dans des tubes de Plexiglas, grimpent des escalators qui conduisent à la terrasse sommitale, d’où l’on peut admirer tout Paris, un peu moins bien que de la tour Saint Jacques, mais gratuitement.
L’architecture, du 17e au 20e siècle, cherchait à dissimuler tout ce qui n’était pas beau, décoratif, « noble », considéré comme inférieur, opérationnel, technique, industriel. Celle de la deuxième partie du 20e siècle qui donne ses lettres de noblesse -même la langue a un inconscient omniprésent- à ce qui est industriel, efficace et le rend visible. Une telle mutation n’est toujours pas du goût de tout le monde, il suffit devoir les réactions à la pyramide du Louvre et à la Très Grande Bibliothèque…

Les espaces intérieurs du Musée sont beaucoup plus « classiques », car le but du jeu y est que l’attention soit concentrée sur les objets exposés. Seule l’absence de certains faux plafonds rappelle l’esprit ultra-contemporain du lieu.

Beaubourg c’est aussi les alentours, le parvis au pied de cette façade aux tubes transparents qui sont devenus logo de l’établissement culturel. Ce sont les brasseries si typiquement parisiennes qui l’entourent, les cafés, les boutiques de souvenirs, un petit peu moins attrape-nigauds qu’ailleurs et ses vendeurs à la sauvette étalés au sol tout autour du parvis.
C’est également l’IRCAM, l’Institut de Recherche et de Coordination Acoustique et Musicale, situé sur la place Stravinsky, au sud du musée. En son centre se trouve un grand bassin agrémenté d’automates mobiles et musicaux. Ainsi qu’une immense fresque murale représentant Salvador Dali que certains surréalistes avaient rebaptisé de son anagramme Avida Dollar !

Et enfin, bien sûr, c’est la proximité, à l’ouest, du Forum des Halles, et à l’est, du Marais. On ne peut rêver écrin touristique plus précieux !

Enfin pour conclure, en 1997, le centre est réformé en profondeur, Renzo Piano accroit la surface intérieure totale 8000 m2. Pendant les travaux sont organisées des expositions extérieures qu’attirent plus de 2 500 000 visiteurs en 27 mois !
Le jour de la réouverture de Beaubourg le 1er janvier 2000, 80 000 visiteurs affluent !

Навигация

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2025    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти