Этот фотограф, Жильбер Жибдуни ( Gilbert Gibdouny) с которым мы уже знакомили вас ранее (смотреть), предлагает нам несколько своих работ с комментариями.
1 — СОЗДАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ
В письменном виде «пророчества» Нострадамуса были составлены таким образом, чтобы оставить возможность любой интерпретации для читателя, который им доверяет. Конец света и грядущее неизбежное исчезновение, Апокалипсис, надежда или вера, весь этот подсознательный гаспаччо, умасливающий наши нейроны… Каждый из нас проецирует в красноватый, недифференцированный суп то, что хочет или что может, кошмары или золотые сны…
Точно так же и образ такого рода вовсе не является продуктом случайной ловли на лету. Амбивалентный, он конструируется через визуальную культуру, структурированную тонкими слоями, как луковица, и через понимание эмоциональных и ментальных процессов, которые существуют в нас и в наших современниках. На них основаны методы манипулирования людьми и продажи им всевозможных товаров через пропаганду, выявленные нам богом религии и коммерческую рекламу.
Ангел на перекрестке, юноша в темных очках и жесткое солнце в правом верхнем углу — результат разведки местности, а также некоторой инсценировки и манипуляций с собранными элементами. Для съемки использовалась камера, установленная на штативе и оснащенная 28-мм шифт объективом. Что касается интерпретации изображения, то это зависит от каждого человека… (2001).
2 — МОМЕНТ ПУСТОТЫ
Прогулка по темной улице зимним вечером. Композиция пробуждает взгляд, а резкость кадра и пузырьки на окне подчеркивают эффект густого сырого тумана внутри… (1998)
3 — РАБОЧАЯ ПЛОЩАДКА В ПАРИЖСКОМ МЕТРО
Для иллюстрации такого объекта, как проект по ремонту подземных железных дорог, для специализированной прессы требовалась определенная методика. Важны были три элемента: обстановка, происходящее и рабочие, занятые на работах в ночное время. Необходимо было обновить путь, заменив балласт и шпалы, заменить рельсы, которые имели признаки износа, и выровнять их.
Для этого пассажирские поезда останавливались на большом участке пути с 22.00 до 5.30 утра следующего дня. Отключалось электроснабжение, устанавливались машины, которые должны были выверять размеры тоннеля, и рабочие вступали в гонку со временем. Все это происходило в атмосфере, сильно загрязненной густой пылью и ядовитой вонью дизельного топлива, на котором все работало.
Из трех представленных здесь фотографий две были сделаны во время длительного перерыва среднеформатной камерой Plaubel 6×9 с очень широким углом обзора, установленной прямо на штативе, а портрет рабочих — фотоаппаратом Pentax Spotmatic 24 x 36 с объективом 28 мм и вспышкой. Это были единственные доступные камеры в 1992 году, когда были сделаны эти снимки.
Сегодня с этой задачей справляются цифровые камеры, хотя их рендеринг не является эквивалентным.
4- ДЕТИ
Два способа работы с детьми.
Мальчик на самокате мчится за угол в туман. Вы должны поймать его в действии, как можно лучше подставить его маленький момент счастья. Никакой постановки, никакого попустительства, сплошная импровизация, в которой хороший рефлекс спортивной фотографии говорит сам за себя: результат — плод долгой практики и доли секунды. Нельзя положиться на мотор, чтобы получить нужный снимок в движении: у механики свой ритм, своя каденция, которая не может зафиксировать решающий момент, а только один. Снято на цифровую камеру с 24мм объективом.(2016).
Что касается девочки в костюме феи, выходящей со школьной вечеринки, то она пришла ко мне в студию вместе с мамой, и мы нашли ей то, что заставит ее сверкать. Сложность заключалась в атласном костюме и его мерцании: было очень важно, чтобы ни одна деталь не пропала. И старый добрый ROLLEIFLEX 1956 года выпуска, которому в лаборатории помогла тщательная обработка пленки, прекрасно справился с этой задачей (1989).
5 — АРХАИЗМЫ И ПСИХИКА
Архаичные страхи живут в глубине души взрослого человека, это муки ягненка, боящегося хищника: смятенный плюшевый кролик и гопник. С плюшевым кроликом мы впервые столкнулись возле Музея современного искусства, а с бирюком — гораздо позже, в студии.
Именно с помощью камеры PLAUBEL 6 x 9 Proshift в 1990 году было создано изображение плюшевой игрушки, болтающейся на вершине ступенек. Эта камера, предназначенная для архитектурной съемки, не была распространена во Франции, и ее пришлось искать во Франкфурте-на-Майне. Полностью ручной, непревзойденного качества, настроенный по проверенному пифометру (чутью), он всегда дает наилучшие результаты в тех условиях, в которых я могу его использовать. Его поле зрения наилучшим образом соответствует моим предпочтениям в отношении коротких фокусных расстояний, интеграции действия в окружающую обстановку и улучшения перспективы.
Для создания снимка Croquemitaine (2021) я достал из большой коробки ту самую полноценную студийную комнату, которая у меня всегда есть, тщательно выбрал объекты и осветил их светодиодами. Более того, для глаз и следа крови на руке я беззастенчиво использовал цвет на этом черно-белом изображении.
6 — В ЛОНДОНЕ В 1996 ГОДУ
Пока мой брат и сын посещали Британский музей, задерживаясь перед фризами Парфенона и рассматривая полк египетских мумий, я отправился изучать фотоаппараты, продававшиеся прямо напротив, в магазинах Pied Bull Yard. В этом дворике сосредоточено все самое лучшее и редкое, что можно найти на местном рынке. Я вернулся в Париж с Century Graphic, который невозможно было найти во Франции, — уменьшенной рулонной пленкой 6 x 9 знаменитой американской Speed Graphic. С таким аппаратом ты не просто снимаешь, ты делаешь прислугу, Малыш…
Через несколько месяцев на выставке в Биевре я снова встретил человека, который после некоторого обсуждения продал мне 6 х 9 по разумной цене, и показал ему фотографию его конкурентки. Он громко рассмеялся и довольно едко заметил: «Он похож на кокни-гангстера!
7 — ПРОДАЖА ТОВАРА
Помимо угасающей печатной прессы и фотожурналистики, которая по-прежнему необходима для просвещения людей о том, как наши хозяева управляют миром, разворовывая ресурсы, сохраняя привилегии немногих и демонстрируя абсолютное презрение к трудящимся, основным источником дохода для профессиональных фотографов является реклама и корпоративная деятельность (заказы фирмами). А это означает демонстрацию предлагаемых товаров потребителям, которые еще имеют какой-то доход.
Если в этой области фотосъемка обычно требует больше технического мастерства, чем творческого видения, то это связано с тем, что она, как правило, обрамляется «черновиком», грубым эскизом, нарисованным арт-директором, который зачастую не обладает такой визуальной культурой и графическим талантом, как Алексей Бродович, реализовавший свой талант в журнале мод «Harpers Bazaar», который уже около сорока лет является важнейшим ориентиром для качественных редакционных отделов.
Для двух снимков, иллюстрирующих этот тезис, я был своим собственным ди-джеем, и флакон духов оставил свой радужный след на слайдовой пленке, проявленной в комнате студии (1988). Другой снимок, с красной пишущей машинкой, заполняющей кадр, иллюстрирует вертихвостку «Белой страницы»; он выполнен с помощью цифровой камеры (2018).
8 — ГРАЖДАНЕ ФРАНЦИИ
Франция — особая страна, которая первой в Европе совершила Революцию, чтобы повесить своих князей за фонари и заменить подневольное подчинение и произвол властей Общественным Договором. Совершенно новое Национальное собрание провозгласило отмену привилегий дворянства и духовенства и равенство всех граждан перед законом. Независимо от их происхождения и вероисповедания. Так евреи в этой стране прошли путь от вечных козлов отпущения, припаркованных в гетто, до полноправных граждан Франции.
Естественно, Европа королей, принцев и императоров не выдержала, объявила войну без пощады, и народ взялся за оружие, чтобы защитить эти новые свободы. Марсельеза — маршевая песня совершенно новой армии граждан — стала песней революционеров всех народов, столкнувшихся с репрессиями и тиранией в борьбе против покорности и крепостного права. В Петрограде в 1917 году она стала песней-митингом тех, кто шел на штурм Зимнего дворца.
UN PHOTOGRAPHE PROFESSONNEL FRANÇAIS-Travail de commande et travail personnel
Ce photographe que nous vous avons présenté précédemment nous propose quelques uns de ses travaux commentés.
1- LA FABRIQUE DES IMAGES
Dans le domaine de l’écrit, les « prophéties » de Nostradamus ont été produites de manière à laisser possible toute interprétation du lecteur qui leur accorde quelque crédit. Elles ont été suffisamment bien ficelées par l’auteur pour qu’on puisse y poser ses fantasmes ou ses angoisses, avoués ou refoulés… La fin des mondes et l’inéluctable disparition à venir, l’Apocalypse, l’espérance ou la foi, tout ce gaspacho subliminal beurrant nos neurones… Chacune et chacun y projette ce qu’il veut ou ce qu’il peut, cauchemars ou rêves dorés, dans une soupe rougeâtre et indifférenciée…
De même, une image de ce type n’est pas du tout le produit d’un hasard capté à la volée. Ambivalente, elle se construit au travers d’une culture visuelle structurée en fines couches comme l’oignon et de la compréhension des processus émotionnels et mentaux tels qu’ils existent, en nous comme chez nos contemporains. Ils sont le fondement des méthodes de manipulation des peuples pour leur vendre toutes sortes de marchandises par la propagande, les religions révélées ou la publicité commerciale.
L’ange du carrefour, le jeune homme aux lunettes noires et le soleil dur en haut et à droite sont le produit de repérages, comme d’un peu de mise en scène et de manipulation des éléments ainsi assemblés. Pour l’exécution, j’ai usé d’un appareil monté sur trépied et équipé d’un 28 à décentrement. Quant à l’interprétation de l’image, elle sera ce que chacune ou chacun y mettra… (2001).
2- UN MOMENT DE VACUITÉ
En passant un soir d’hiver dans une rue sombre. Il ne s’agit pas de faire du flou : les maladroits si nombreux en sont tout à fait capables… La composition réveille l’œil, et la netteté du cadre et des bulles sur la vitre souligne l’effet de l’épais brouillard humide régnant à l’intérieur… (1998)
3- UN CHANTIER DU METRO PARISIEN
Ayant pour mission d ’illustrer pour la presse spécialisée un sujet comme ce chantier de réfection de la voie ferrée souterraine, produire des images parlantes a demandé un peu de méthode. Trois éléments parurent indispensables : le décor, ce qu’il s’y fabrique et les travailleurs qui sont engagés la nuit dans cette action. Il s’agissait rafraîchir la voie en changeant le ballast et les traverses, changer les rails qui montreraient des traces d’usure et réaligner le tout.
Pour cela, les trains de voyageurs étaient arrêtés sur une large portion de voie entre 22 h et la première heure du lendemain, à 5 h 30. L’alimentation électrique fut coupée, les machines qui calibreraient la dimension du tunnel furent mise à poste et les travailleurs engagés dans une course contre la montre. Tout cela dans une atmosphère largement polluée par une poussière épaisse engluée dans les relents délétères du gas-oil faisant tourner le tout.
Sur les trois photos présentées ici deux ont été prise en pause longue avec un appareil moyen format Plaubel 6×9 à très grand angle, directement monté sur un trépied, le portrait des travailleuses exécuté avec un 24 x 36 Pentax Spotmatic équipé d’un 28 mm et d’un flash. es appareils étaient les seuls disponibles en 1992, date de la production des images.
Aujourd’hui les numériques peuvent faire l’affaire même si leur rendu ne peut être équivalent.
4- ENFANTS
Deux manières de faire avec les enfants.
Le garçon sur la trottinette fonce dans le brouillard au coin de la rue. Il faut le saisir dans l’action en cadrant au mieux son petit moment de bonheur. Pas de mise en scène, pas de connivence, c’est une improvisation totale dans laquelle parle le bon réflexe dû à la photo de sports : le résultat est le produit d’une longue pratique du métier et d’une fraction de seconde. Il ne faut pas compter sur un moteur pour obtenir la bonne image dans le mouvement : la mécanique a son rythme propre, sa cadence qui ne peut enregistrer le moment décisif, et une seule sera à la hauteur du propos. Elle est prise avec un numérique et un 24 (2016).
Quant à la fillette déguisée en fée et sortant d’une fête à l’école, elle est venue avec sa maman dans mon studio et nous lui avions trouvé de quoi faire de belles étincelles. La difficulté tenait au costume de satin et à ses brillances : il fallait absolument que ne manque aucun de ses détails. Et un bon vieux ROLLEIFLEX construit en 1956, servi au labo par un développement du film aux petits oignons, fit parfaitement l’affaire (1989). enfants
5- ARCHAÏSMES ET PSYCHÉ
Tout au fond de l’adulte survivent les peurs archaïques, l’angoisse de l’agneau craignant le prédateur : :un doudou lapin éperdu et le Croquemitaine. Le doudou fut rencontré au sortir du Musée d’Art Moderne et le Croquemitaine mis en scène bien plus tard en studio.
C’est avec la PLAUBEL 6 x 9 Proshift que fut produite l’image du doudou traînant en haut des marches en 1990. L’appareil, conçu pour les photos d’architectures, n’était pas distribué en France et il fallut aller le chercher à Francfort-sur-le-Main. Entièrement manuel, d’une qualité sans égale et réglé à l’aide d’un pifomètre éprouvé, il me donne toujours le meilleur dans les circonstances où je peux le mettre en œuvre. Son champ correspond au mieux à mon goût pour les courtes focales, l’intégration de l’action dans son décor et la mise en valeur des perspectives.
Pour l’image du Croquemitaine (2021), j’ai ressorti de sa grosse boîte la chambre d’atelier très complète dont je dispose toujours, choisi les objets disposés avec soin et éclairé avec des LED . De plus, pour les yeux et la trace de sang sur la main, j’ai usé sans vergogne sur cette image en noir & blanc de la mise en couleurs.
6- À LONDRES EN 1996
Tandis que mon frère et mon fils visitaient le British Museum, s’attardant devant les frises du Parthénon et passant en revue un régiment de momies égyptiennes, je partis explorer les appareils photo mis en vente juste en face, dans les boutiques du Pied Bull Yard. Dans cette cour est concentré le meilleur et le plus rare de ce que l’on peut trouver sur le marché local. Je revins à Paris avec un Century Graphic introuvable en France, une réduction sur rollfilm 6 x 9 du célèbre Speed Graphic américain. Avec ce genre d’engin, on ne mitraille pas, on fait la bonne, Coco…
Quelques mois plus tard, je revis la foire de Bièvres celui qui m’avait vendu après discussion le 6 x 9 à un prix raisonnable et lui montrai l’image de son concurrent. Elle le fit bien rire, et il eut cette remarque un peu vacharde : « He looks like a cockney gangster ! »
7- VENDRE LA MARCHANDISE
Hors d’une Presse écrite bien malade et du photojournalisme restant indispensable à l’édification des peuples sur la manière dont nos maîtres mènent le monde entre pillage des ressources, le maintien des privilèges de quelques-uns et le mépris absolu des travailleurs, les principales source de revenus pour les professionnels de la photo reste la réclame et le corporate. Et donc la mise en valeur de la marchandise proposée aux consommateurs disposant encore de quelques revenus.
Si, dans ce domaine, l’exercice photographique demande à l’ordinaire plus de technicité que de regard créatif, c’est qu’il est généralement cadré par un « rough », un croquis approximatif dessiné par un directeur artistique n’ayant pas souvent la culture visuelle et le talent graphique d’un Alexei Brodovitch déployant son talent dans le magazine de mode « Harpers Bazaar », référence incontournable des rédactions de qualité pendant une quarantaine d’années.
Pour les deux images illustrant ce propos, j’ai été mon propre D.A., et la bouteille de parfum a laissé sa trace arc-en-ciel sur un film diapositif exposé dans une chambre d’atelier ()988). L’autre, avec la machine à écrire rouge remplissant le cadre, illustre le Vertige de la Page Blanche ; il a été exécuté avec un appareil numérique (2018).
Chacune d‘entre elles a nécessité une assez longue préparation, deux heures en moyenne avant la prise de vues qui, bien évidemment,i n’a demandé qu’une fraction de seconde.
8- CITOYENS DE FRANCE
La France est une contrée particulière qui, la toute première en Europe, fit une Révolution pour pendre ses princes aux lanternes et remplacer la sujétion servile et l’arbitraire du pouvoir par le Contrat Social. Une toute nouvelle Assemblée Nationale déclara l’abolition des privilèges de la noblesse et du clergé, et que tous ses Citoyens seraient égaux devant la loi. Quelles que fussent leur origine ou religion. C’est ainsi que les Juifs passèrent dans ce pays du statut d’éternels boucs émissaires parqués dans le ghetto à celui de Français à part entière.
Bien évidemment, l’Europe des rois, des princes et des empereurs, ne pouvant le supporter, lui déclara une guerre sans merci et le peuple en armes se porta au combat pour défendre ces libertés nouvelles. La Marseillaise, chant de marche d’une toute nouvelle armée de Citoyens, devint le chant de ralliement des révolutionnaires de tous les peuples confrontés à la répression et à la tyrannie dans leur lutte contre la soumission et le servage. À Petrograd en 1917, ce fut le chant de ralliement de ceux qui partirent à l’assaut du Palais d’hiver.
En France comme ailleurs, lorsque les bureaucrates, oligarques et comptables remirent la main sur le pouvoir, ils commencèrent par la liquidation des révolutionnaires, car ceux-là avaient amplement démontré qu’ils pouvaient être dangereux. Et, depuis lors, les réactionnaires n’ont pas désarmé : royalistes, antisémites, courtisans, sicaires en quête de contrats, les cupides et les malfaisants sont loin d’avoir disparu.
Mais quand des crétins ne trouvèrent rien de mieux à faire que de profaner des tombes dans le cimetière juif de Carpentras, cela produisit une manifestation de solidarité extrêmement puissante et remit au goût du jour, dans cette circonstance, la devise gravée dans la pierre des bâtiments de la République : Liberté Égalité Fraternité. (1991)
Навигация
Предыдущая статья: ← День в Венеции. Часть 1. Каналы
Следующая статья: ЗАМКИ во ФРАНЦИИ — 1 СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КРЕПОСТИ →