Эйфелева башня и женская ножка

Когда-то очень давно во времена Советского союза, Армения, как, впрочем, и Молдавия, и другие ныне независимые страны, входили в состав СССР. В Армении было знаменитое Армянское радио, которому можно было задавать вопросы. Я помню один из вопросов. Что общего у Эйфелевой башни с женской ножкой? Армянское радио подумало и ответило: чем выше, тем больше дух захватывает!

Очень правильный ответ, но он неполный. Давайте проанализируем его с научной точки зрения.

Начнём с того, как устроена женская ножка, а точнее её бедренная кость, и что общего между ними, т.е. бедренной костью и Эйфелевой башней.

https://faktodrom.com/i/0000k0005Ov20gw/maxresdefault.jpg

На первый взгляд кажется, что это совершенно разные вещи: одна — часть нашего тела, другая — символ Парижа. Однако их объединяет удивительный принцип: обе конструкции созданы для максимальной прочности при минимальном весе. Как природа и инженерия используют один и тот же подход? Давайте разберёмся.

В основу конструкции Эйфелевой башни положены принципы строения скелета человека. Оказывается, бедренная кость и Эйфелева башня имеют общую структурную особенность — эффективное распределение нагрузки. Оба объекта используют принцип минимизации массы при сохранении прочности.

Когда взялись за инженерные расчеты металлического строения, ориентировались на труды немецкого палеонтолога Германа фон Майера. Он описал строение бедренной кости и объяснил, почему она не ломается под весом человека. Бедренная кость — одна из самых прочных костей в организме, способная выдерживать большие нагрузки. Её структура состоит из плотной наружной части и пористой внутренней, которая содержит трабекулы — мелкие костные перекладины. Эти перекладины расположены таким образом, чтобы распределять вес и нагрузку наиболее эффективно, что позволяет кости выдерживать большое давление без избыточной массы.

Эйфелева башня, спроектированная Гюставом Эйфелем, также построена по принципу прочности и лёгкости. Башня сделана из железных балок, которые образуют ажурную, открытую структуру. Это позволяет ей выдерживать ветер и другие внешние силы без утяжеления конструкции. Как и в случае с бедренной костью, нагрузка распределяется через треугольные и арочные элементы, что придаёт конструкции большую устойчивость. Колебания башни во время бурь не превышают 15 см. Эйфелева башня не особо страдает от ветра. Даже самый сильный ветер, случившийся в Париже (примерно 180 км/ч), отклонил верхушку башни лишь на 12 см. Значительно сильнее на неё действует Солнце: солнечная сторона башни расширяется от жары так, что верхушка отклоняется в сторону на 18 см.

Таким образом, и бедренная кость, и Эйфелева башня демонстрируют природу и инженерию в действии: оба используют сложные геометрические формы для того, чтобы с наименьшей массой достигать максимальной прочности. Как оказалось, принцип, подсказанный природой, оправдал себя и в архитектуре.

Теперь это полный ответ на поставленный вопрос об Эйфелевой башне и женской ножке!

В заключение я приведу известные многим факты об Эйфелевой башне, а также несколько интересных деталей, которые могут быть знакомы не всем.

Эйфелева башня (фр. Tour Eiffel) — сооружение, названное в честь своего создателя Гюстава Эйфеля, построенное на Марсовом поле в Париже в 1889 году. Её строительство было приурочено к Всемирной выставке 1889 года и к 100-летию Великой французской революции. Первоначально она служила аркой на входе на Всемирную выставку.

Сегодня Эйфелева башня — это самая посещаемая достопримечательность в мире. Со дня открытия она успела принять более 250 млн. гостей!

Однако, первоначальное отношение к ней было неоднозначным.  

Известно, что в 1887 году 300 писателей и художников (среди них Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан и композитор Шарль Гуно) направили протест в адрес муниципалитета, характеризуя конструкцию как «бесполезную и чудовищную», как «смехотворную башню, доминирующую над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба», добавляя: «На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающейся над городом, как чернильная клякса».

Больше всего терпеть не мог Эйфелеву башню Ги де Мопассан, поскольку он полагал, что она изуродовала облик его любимого Парижа. Однако чуть ли не ежедневно он приезжал пообедать в ресторане этой самой ненавистной Эйфелевой башни. Когда однажды писателя спросили, почему он так поступает, Мопассан ответил:

— Это единственное место в Париже, откуда саму Эйфелеву башню не видно!

А знаете ли вы, что фотографировать Эйфелеву башню ночью и выкладывать снимки в социальные сети, оказывается, нельзя. За вечернее фото башни можно сесть в тюрьму и надолго.

Фотографировать башню в дневное время можно совершенно беспрепятственно, что все туристы и делают. Но стоит помнить, что освещение башни было признано отдельным предметом искусства. Впервые освещение на Эйфелевой башне было включено в день её открытия в 1889 году. Тогда оно состояло из 10 тыс. газовых фонарей, двух прожекторов и установленного на верхушке маяка, свет которого был окрашен в синий, белый и красный — цвета национального флага Франции. В 1900 году на конструкциях «Железной дамы» появились электрические лампы. А нынешнее золотистое освещение впервые было включено 31 декабря 1985 года. В 1925 году Андре Ситроен разместил на башне рекламу, названную им «Эйфелева башня в огне». На башне было установлено около 125 тысяч электрических лампочек. Одно за другим на башне вспыхивали десять изображений: силуэт Эйфелевой башни, звёздный дождь, полёт комет, знаки Зодиака, год создания башни, текущий год и, наконец, фамилия Ситроен. Эта рекламная акция продлилась до 1934 года, а башня была самым высоким местом для рекламы в мире. Последний проект по освещению был разработан дизайнером по свету Пьером Биду, и в течение 70 лет (до 2055 года) авторские права будут принадлежать ему, поэтому делать снимки подсвеченной Эйфелевой башни официально является нарушением. Авторские права во Франции нарушать нельзя. Публикация фотографий на всеобщее обозрение в социальных сетях может обернуться штрафом. Для того чтобы обнародовать снимки, надо получить разрешение управляющей компании Société d’Exploitation de la Tour Eiffel. В противном случае законодательство государства предусматривает суровое наказание за нарушение прав на интеллектуальную собственность — до 5 лет заключения и до € 0,5 млн штрафа. Правда, пока французские суды еще ни разу не сталкивались с делами в отношении туристов, размещающих в соцсетях селфи на фоне ночного Парижа, поэтому запрет действует скорее всего только на бумаге. 

На башню ведут лестницы и лифты. Во время открытия башни, когда не было лифтов, Эйфель с делегацией поднимался к ее вершине около часа. Им пришлось преодолеть 1 710 ступеней. До верха дошли не все, часть гостей предпочла остаться на нижних уровнях.

В 1889 году, когда строительство башни было закончено, Эйфель обустроил себе квартиру на третьем ярусе башни на высоте больше 300 м. В ней он, по-видимому, никогда не ночевал, а лишь принимал некоторых «престижных» гостей (в частности, Томаса Эдисона). В настоящее время квартира превращена в зону технических помещений, однако кабинет Эйфеля воссоздали в первоначальном виде и открыли для посещения. В нём выставлены восковые скульптуры Гюстава Эйфеля, его дочери Клэр и Томаса Эдисона.

Квартира Гюстава Эйфеля

Над первым уровнем башни можно увидеть 72 фамилии. Так решили сохранить память об ученых, чьи работы так или иначе помогли создать главную французскую достопримечательность.

В 1929 году вклад Гюстава Эйфеля в историю Парижа решили увековечить. Бюст инженера туристы и сейчас могут увидеть около одной из опор знаменитой башни.

Сам Эйфель говорил о себе: “I ought to be jealous of the tower. She is more famous than I am.”    «Я должен завидовать башне. Она более известна, чем я».~ Gustave Eiffel

Есть известное выражение, что всегда найдётся человек, который испортит фото⁠⁠:)

Автор Михаил Назаров

Навигация

Предыдущая статья: ←

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Эйфелева башня и женская ножка" оставлено 2 коммент.
  1. Татьяна Бойко-Назарова:

    Спасибо за отличный рассказ. Очень живо и интересно!

  2. В.Копцев:

    Интересная история об Эйфелевой башне. Как по-разному её воспринимали современники и что взято за основу её конструкции. Оказывается, женская ножка служит не только для того, чтобы её можно было потрогать и желательно повыше, но и строить высокие железные башни. Впечатлён рассказом и его испорченным снимком. Смотришься хорошо, и даже эта громоздкая башня не помешала сюжету, а наоборот, смотрится даже более выразительно на твоём фоне. Спасибо автору за интересный и познавательный рассказ.

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2025    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти