Буш-дю-Рон — Bouches-du-Rhône

Сен-Реми-де-Прованс, Арль, Монмажур,  Винсент ван Гог  –

St Rémy de Provence , Arles,   Montmajour,  Vincent van Gogh

Прованс – Provence

«А чтобы в этом удостовериться, поезжайте-ка на Юг, увидите сами. Вы увидите страну чудес, где солнце преображает и увеличивает в размерах… Вы увидите…» (А. Доде. «Тартарен из Тараскона»  1872 г.)

Et pour bien comprendre, allez-vous-en dans le Midi, et vous verrez. Vous verrez ce diable de pays où le soleil transfigure tout, et fait tout plus grand que nature… Vous verrez…» (Alphonse Daudet «Tartarin de Tarascon» )

Солнечный Прованс окружают Альпы на востоке, полноводная Рона на западе и  Средиземное море на юге. В древности здесь жили финикийцы и греки, затем, во II веке до н. э., здесь обосновались римляне. В результате Прованс стал одной из наиболее романизированных провинций Галлии.

Надо сказать, что Прованс обязан своим именем древним римлянам. Между у 58 и 51 годами до нашей  он стал частью Нарбоннской Галии. ,Это была одна из первых римских провинций за пределами Апеннинского полуострова, которую древние римляне сначала называли Римской Провинцией (Provincia Romana), потом «Наша провинция» (лат. Provincia Nostra), а затем просто «Провинция» (лат. Provincia). Со временем это наименование трансформировалось в название исторической области современной Франции — Прованс.

В III веке в Прованс пришло христианство. После заката  Римской империи в V веке в Прованс хлынули толпы германских варваров — вестготов и франков. В VIII веке последовало нашествие арабов. С 1032 по 1246 год Прованс входил в состав Священной Римской империи. Все эти века и народы оставили свой след в истории, культуре, архитектуре и местном темпераменте. Жители Прованса говорили на окситанском (провансальском) языке, а в эпоху Средних веков (между XI и XIII) здесь была создана богатая провансальская литература.

В Провансе жил бесстрашный  Тартарен, герой знаменитого романа Альфонса Доде «Тартарен из Тараскона». Здесь написал свои лучшие полотна Ван Гог. 

В настоящее время Прованс  является частью региона  Прованс — Альпы — Лазурный берег (Provence-Alpes-Côte d’Azur), а на территории самого Прованса находятся департаменты Вар ( Var) , Воклюз  ( Vaucluse) и Буш-дю-Рон (Bouches-du-Rhône), а также части Альп Верхнего Прованса  (Alpes-de-Haute-Provence ) и Приморских Альп  (Alpes-Maritimes) . 

1280px-Flag_of_Provence-Alpes-Côte_d'Azur

Герб французского региона Прованс-Альпы-Лазурный Берег. Левая часть – красно-желтый  флаг Прованса.  Автор Фото Diades Dades

 

Наш путь сегодня лежит в департамент Буш-дю-Рон (фр. Bouches-du-Rhône, дословно — «устья Роны», окс. Bocas de Ròse)  Его административный центр — Марсель. В частности, мы посетим небольшие по численности населения, но богатые историей города (коммуны) Сен-Реми-де-Прованс, Арль с  аббатством Монмажур, где творил Ван Гог, и далее Ле-Бо-де-Прованс и Салон-де-Прованс – St. Rémy de Provence,  Arles, Abbaye de Montmajour, Les Baux de Provence , et Salon de Provence.

-02

Часть 1. 

Сен-Реми-де-Прованс — St Rémy de Provence

Сен-Реми-де-Прованс — это  коммуна в департаменте Буш-дю-Рон, туристический и винодельческий район с богатой природой и архитектурой.  Местных жителей  называют  сен-ремуа и сен-ремуаз.

Сен-Реми-де-Прованс  расположен к северу от цепи Альпиль, примерно в десяти километрах от Бо-де-Прованс (к югу от цепи), между Авиньоном (20 км к северу), Арлем (25 км к юго-западу) и Тарасконом (13 км западнее). Тем самым Тарасконом, где жил бесстрашный  Тартарен. 

La commune se trouve au nord de la chaîne des Alpilles, à environ dix kilomètres des Baux-de-Provence (au sud de la chaîne), entre Avignon (20 km au nord), Cavaillon (19 km à l’est), Arles (25 km au sud-ouest) et Tarascon (13 km à l’ouest). La commune fait partie du parc naturel régional des Alpilles.

Гланум — Glanum

Археологический памятник Гланум, Сен-Реми-де-Прованс — Site Archéologique de Glanum, Saint-Rémy-de-Provence

Историю Гланума можно разделить на три основных периода: галльский, период эллинистического влияния и, наконец, римский период.

Основание античного города Гланум на склоне на горе Мон-Госсье (307 м) относится к первому железному веку (VI век до н.э.)

Обзор южной части античного городища Гланум. — Vue d’ensemble de la partie sud du site antique de Glanum. Auteur J YB Devot

Город возник над источником, который давно уже был местом поклонения богу Глану, Это был галльский бог и тройственная богиня, которых в галло-римский период называли Glanicae. Скалы крутых долин Альпий образовали естественные валы, которые в то время служили оборонительным средством. Город значительно развился во II веке до н.э

В VI—V веках до н. э. здесь появился оппидиум (лат. oppidum) — кельтский город-крепость, окружённый рвом и земляным валом), построенный вокруг источника в долине сальенами — галльской народностью. В IV веке до н. э. возле источника был построен храм кельтского бога Гланиса. Поселенцы были в тесном контакте с греками, что повлияло на архитектуру города.  В I веке до н. э. Гланум стал  Римской колонией, пик величия горда пришелся на времена первого римского императора Августа. В 260 году жители покинули   город под натиском германских племен.

Затем разграбленный.  город был заброшен, а его камни использовались для строительства того, что впоследствии стало городом Сен-Реми-де-Прованс. Остатки Гланума исчезли под аллювием, стекающим с соседних Альпий. Он был заново открыт археологами в 20 веке. (Wikipedia))

La ville repose sur plusieurs strates d’occupation, que l’on peut regrouper en trois grandes périodes : période gauloise, période d’influence hellénistique, et enfin période romaine.

De fondation celtique, Glanon (hellénistique Γλανόν1) subit une grande influence grecque. Elle est vouée au dieu guérisseur gaulois, Glanis2, avant d’être Glanum, cité antique de l’Empire romain, sur la commune de Saint-Rémy-de-Provence dans les Bouches-du-Rhône. Elle a connu son apogée à l’époque du premier empereur romain Auguste. Son développement s’est appuyé sur la protection des reliefs des Alpilles, la présence d’une source (sacrée) et le voisinage de la Voie Domitienne.

La ville repose sur plusieurs strates d’occupation, que l’on peut regrouper en trois grandes périodes : période gauloise, période d’influence hellénistique, et enfin période romaine. De fondation celtique, Glanon (hellénistique Γλανόν1) subit une grande influence grecque.

Гланум — руины античного города на территории коммуны Сен-Реми-де-Прованс.   Вид северной части города: форум, бани и жилой район.

Город был ориентирован по оси север-юг. В северном конце был жилой квартал с общественными банями и рынком, в южном — священный квартал с родником и гротом. В центре находился монументальный квартал, форум и общественные здания (базилика, курия, колодцы).

Часть 2.  

По следам Винсента Ван Гога» в Сен-Реми-де-Прованс — Sur les pas de Vincent van Gogh » à Saint-Rémy de Provence

В феврале 1888 года Винсент ван Гог уехал из Парижа, где он не нашел признания,   в Арль.

Небольшой период жизни в Арле (с февраля 1888 по май 1889) стал  самым плодотворным в жизни Ван Гога. Именно В Арле за год с небольшим он написал более 200 картин. Ван Гог любил Арль и связывал с ним свое будущее: он мечтал создать здесь творческое поселение художников — «Мастерскую Юга», которую должен был возглавить Поль Гоген.  Но в Арле здоровье Ван Гога стремительно ухудшалось, что привело к трагическим последствиям. Брат Ван Гога Тео поддерживал Винсента морально и и финансово. В результате в Арле сформировался художественный стиль Ван Гогаь:  «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Ван Гог пытался выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Кроме того, Винсент начал объединять  рисунок и краски,  чтобы полнее передать саму суть местной природы. 

800px-Vincent_Van_Gogh_0013-02

«Художник на пути в Тараскон», август 1888 года, Винсент Ван Гог на дороге у Монмажур. Холст, масло, 48×44 см, бывший музей Магдебурга; предполагается, что картина погибла в огне во время Второй мировой войны.

В начале двадцатого века Ван Гог дал экспрессионистам новый живописный язык, который позволил им выйти за рамки внешнего поверхностного видения и проникнуть глубже в сущность истины. Это сделало Ван Гога первопррходцем искусства модерн.  Не  случайно,  в это же время Фрейд открывал глубины тоже модернового по сути понятия — подсознания. 

At the beginning of the twentieth century Van Gogh gave the Expressionists a new painterly language which enabled them to go beyond surface appearance and penetrate deeper essential truths. It is no coincidence that at this very moment Freud was also mining the depths of that essentially modern domain -the subconscious. This beautiful and intelligent exhibition places Van Gogh where he firmly belongs; as the trailblazer of modern art. (Hubbard, Sue. «Vincent Van Gogh and Expressionism»)

С  февраля 1888 по май 1889 большое количество рисунков и картин Ван Гог сделал в Аббатстве Монманжур, находящемся примерно четырех километрах к северо-востоку от исторического центра Арля.

Монмажур — Montmajour

Аббатство Сен-Пьер-де-Монмажур — бенедиктинское аббатство, основанное в 948 году.. В конце X века Монмажур стал одним из самых богатых аббатств в Провансе. В XI монахи-бенедиктинцы первый памятник аббатства — : Эрмитаж Сен-Пьер. Аббатство Мон-Mажур принимало от 50 до 80 монахов. Монастырь разрастался до начала XVIII века, когда были построен ряд религиозных и военных сооружений.

Bird's-eye_view_of_the_Abbaye_de_Montmajour_with_a_key_to_id_Wellcome_V0012151-02Аббатство в конце XVII века. — L’abbaye à la fin du xviie siècle.

Во время Французской революции 1789 года революции монастырский комплекс был продан как национальное достояние. В 1838 г.  сильно разрушенные строения аббатства  были куплены городом Арль. Во  времена Второй империи (1852-1870) зания были отреставрированы, а    с  1945 года аббатство перешло  в государственную  собственность.  Сейчас  это  один из замечательных памятников города Арля, которой свидетельствует о 8-вековой истории и монастырской архитектуре. Здания, которые вы видите при посещении, были построены и реконструированы между 949 и 1791 годами.

C’est au Xème siècle que les moines bénédictins s’installent sur le Mont Majour. Au XIème siècle, les moines construisent le premier monument de l’abbaye telle que nous la connaissons : l’Ermitage Saint Pierre. L’abbaye de Montmajour accueillait entre 50 et 80 moines. Si elle fait partie des monuments remarquables de la ville d’Arles, c’est car elle est le témoin à elle seule de 8 siècles d’histoire et d’architecture monastique ! Les bâtiments que vous voyez en la visitant ont été construits, remaniés entre 949 et 1791.

Отреставрированные здания аббатства Монмажур в наше время.

Руины де Монмажур. Винсент Ван Гог (1853 — 1890), Арль, май 1888 г. Карандаш, стило розовое и перо. Музей Ван Гога, Амстердам (Фонд Винсента Ван Гога)

The Ruins of Montmajour. Vincent van Gogh (1853 — 1890), Arles, May 1888. Pencil, reed pen and pen and brush and ink, on paper. 31,3 cm x 47,8 cm): Van Gogh Museum, Amsterdam (Vincent van Gogh Foundation)

1266652_orig

Фрагмент картины Винсента Ван Гога 1888 года «Закат на Монмажур»

1024px-Sunset_at_Montmajour_1888_Van_Gogh-02

Закат в Монмажур. Винсент Виллем ван Гог 1888 — Coucher de soleil à Montmajour Vincent van Gogh 1888,

 Это место Винсент  описал  в письме своему  брату Тео ван Гогу: «Вчера, перед закатом, я был на каменистой вересковой пустоши, где растут маленькие кривые дубы; в глубине, на холме руины; внизу, в долине хлеба́. Весь ландшафт во вкусе Монтичелли: предельно романтичен. Солнце бросало на кусты и землю ярко-жёлтые лучи, форменный золотой дождь. Каждая линия была прекрасна, весь пейзаж очаровательно благороден. <…> Земля казалась лиловой, горизонт  голубым. Я принёс с пустоши этюд, он не идёт ни в какое сравнение с тем, что мне хотелось сделать…»

Hier j’étais au soleil couchant dans une bruyère pierreuse où croissent des chênes tres petits et tordus, dans le fond une ruine sur la colline et dans le vallon du blé. C’était romantique, on ne peut davantage, à la Monticelli, le soleil versait des rayons tres jaunes sur les buissons et le terrain, absolument une pluie d’or. Et toutes les lignes etaient belles, l’ensemble d’une noblesse charmante. <…> Les terrains semblaient violets, les lointains bleus. J’en ai rapporté une étude d’ailleurs mais qui reste bien en dessous de ce que j’avais voulu faire.

«Ночное кафе» (фр. Le Café de nuit)

«Ночное кафе» (фр. Le Café de nuit)  «Ночное кафе» — картина, написанная в Арле в сентябре 1888 года м Винсентом Ван Гогом. Его подпись внизу справа. Побывавшая в собственности русского коллекционера Ивана Морозова, эта картина теперь является частью коллекции Художественной галереи Йельского университета в Нью-Хейвене в США.

Le Café de nuit est une peinture réalisée à Arles, en septembre 1888, par le peintre néerlandais Vincent van Gogh. Son titre est inscrit en bas à droite sous la signature. Après avoir été la propriété du collectionneur russe Ivan Morozov, ce tableau fait désormais partie des collections de la Yale University Art Gallery à New Haven aux États-Unis.

Ван Гог хорошо знал «ночную жизнь» и подобные заведения. В своём письме к брату Тео он писал об идее этой картины:

«В „Ночном кафе“ я попытался изобразить место, где человек губит самого себя, сходит с ума или становится преступником. Я хотел выразить пагубную страсть, движущую людьми, с помощью красного и зелёного цвета.»

Картина была названа одним из шедевров Ван Гога и получила высокую оценку критиков. В отличие от импрессионизма, в этой картине художник не восхищается красотой природы или состояния.  Ван Гог передает свои эмоции и чувства, в том числе и с помощью цветового решения. Картина проникнута теплыми цветами с преобладанием жёлтого, который передает душную и прокуренную атмосферу заведения. Зелёный цвет потолка и бильярдного стола скорее передает болезненное ощущение, дополняет картину обилие красного — цвета тревоги и страсти. Стиль, в котором выполнена эта работа Ван Гога, позже будет назван экспрессионизмом.

Красные виноградники La Vigne rouge

Русские любители живописи хорошо знают «Красные виноградники в Арле» (нидерл. De rode wijngaard)

Красные виноградники в Арле. Винсент Ван Гог. Время создания 1888. Размер 75×92,5 см. Холст, масло. Коллекция ГМИИ им. А.С. Пушкина.

La Vigne rouge à Montmajour, connue sous le nom de La Vigne rouge, est une peinture à l’huile du peintre néerlandais Vincent van Gogh, exécutée à Arles en novembre 1888.

В Арле Ван Гог вдохновлялся окружающими пейзажами, видами городской и сельской местности. В ноябре 1888 года он писал своему брату Тео: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался жёлтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — жёлтые отблески заката». В этом же месяце были написаны «Красные виноградники в Арле»,. У Ван Гога этот пейзаж приобретает характер притчи. Люди, собирающие урожай, становятся символом жизни, представленной художником как тяжёлый ежедневный труд..

Впоследствии эта работа была выставлена на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе и куплена за четыреста франков бельгийской художницей Анной Бош. Позже вместе со знаменитым «Ночным кафе» картина была приобретена русским коллекционером Иваном Морозовым. После национализации его собрания экспонировалась в Музее нового западного искусства, ныне в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Постоянные конфликты Ван Гога с окружающими и с приехавшим в Арль Полем Гогеном привели к трагедии. Вечером 23 декабря после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Гогену случайно удалось остановить Винсента.

До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что Ван Гог напал на спящего Гогена, и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь художник отрезал себе мочку уха. По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния; в то же время некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента.

На следующий день, 24 декабря, Винсента ваН Гога отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Гоген спешно покинул  Арль даже не навестив Ван Гога в лечебнице, предварительно сообщив о произошедшем Тео.

294128988_1091161794806801_4870479317691553900_n-02

Место, куда был помещен  Винсент Ван Гог в Сен-Реми-де-Прованс. Hospice Saint-Paul de Mausole Lieu ou Vincent van Gogh à été interné à Saint-Rémy de Provence.

Сейчас, наряду с творениями Пабло Пикассо работы Ван Гога являются одними из первых в списке самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире, согласно оценкам с аукционов и частных продаж.

Продолжение следует

Автор Катрин Минелли. Русский текст Татьяна Бойко-Назарова

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти