Городские путешественники: Лондон

«Если человек устал от Лондона,
Он устал он самой жизни».
Сэмюэл Джонсон.

Дочь встречала нас в Хитроу, был уже вечер, конец июля. Пока нас терзал паспортный контроль, не так уж долго, но, все-таки, дольше и зануднее, чем в других местах (пытали, когда отправимся восвояси, тут я, наконец, объяснила, что в Лондоне живет наша дочь, муж даже не успел найти билеты в своем айфоне, и нас, слава богу, пропустили), пока из аэропорта ехали на поезде Хитроу – экспресс до вокзала Пэддингтон , пока ждали нужное такси, стало совсем темно. Так что наша первая встреча с Лондоном прошла при свете фонарей, подъезжающих и отъезжающих такси, дочь попутно объясняла, какое такси можно брать в Лондоне, а какое нет, ( из этих объяснений “на ходу” я только поняла, чтобы не запутаться лучше брать black cab, а об остальном просто забыть) суеты с багажом… и все это на фоне бесконечной радости от встречи с Олей, которую мы не видели (кроме как по скайпу) целый год.

DSC02830Мы ехали по вечернему Лондону, пытаясь рассмотреть улицы, мелькавшие дома, предвкушая чудесные десять дней, которые мы должны были провести в этом огромном незнакомом городе, но таком близком нам по романам английских писателей, вот, например, слова героя Ричарда Олдингтона “А вы где живете? – В Хемпстеде. Ужасная дыра и полно старых дев”. Сейчас Хемпстед в списке лучших районов города. Туда мы и направлялись, именно там Оля и Мартин арендовали квартиру. Дом, в котором они живут, находился в состоянии ремонта, ремонтировали фасад, поэтому все наружные стены были завешены сеткой, это мешало рассмотреть, как он выглядит с улицы. Ремонт начался еще весной, но так как работали они ни шатко, ни валко, ( вопреки нашему представлению о том, как должны работать английские рабочие, вбитому в наши головы давно и надежно) ремонт продолжается и по сей день, когда я пишу свои записки, а ведь скоро ноябрь.
Дом построен еще в 19 веке, поэтому потолки в квартире высокие, 3.5 метра, комнаты просторные, только кухня почему-то без окон. Почти все дома на этой улице красного или оливкового кирпича и примерно одинаковой этажности. Лондонцы предпочитают жить в своих маленьких домах с маленьким садиком, поэтому большая часть Лондона застроена малоэтажными домами, на которые есть спрос. В современных высотках в центре города покупают квартиры богатые иностранцы. В недорогих районах малоэтажная застройка из одинаковых домов смотрится довольно уныло, особенно, когда нет зелени. В центре Лондона жить, конечно, и удобнее и интереснее, особенно, если ты тут же работаешь, но очень дорого. На окраинах дома дешевле, но ездить на работу порой приходится очень далеко и дорого. Стоимость проезда вторая статья расходов после расходов на жилье, аренда или ипотека сопоставимы по цене. Очень многие молодые люди арендуют одну квартиру на несколько человек.

В Хемпстеде царит буржуазный уют, но ничего чрезмерного. Это не центр, так называемая, 2ая зона, она довольно обширная, но неоднородная, в нее тоже входят районы разной степени престижности. Есть улицы, где все дома белые, очень нарядно на фоне темной зелени огромных деревьев. Таких улиц много в центре Лондона – белые фасады, узкие кованые балкончики, а есть и вполне просторные, и на каждом деревце в кадке, крона в форме шара или елочки. Или все дома на улице из красного кирпича примерно одной высоты и одного архитектурного стиля, что тоже типично для Лондона. И то и другое очень стильно, кажется, так и надо для этого города, а потом видишь много еще другого, что тоже очень нравится. Многообразие, пожалуй, это слово тоже подходит для Лондона. Да, как ни странно, и многообразие, и однообразие — все это присутствует в Лондоне.

DSC02398Но вернемся к Хемпстеду. Придомовые территории ограждены кирпичными стенами, в основном, невысокими, метра полтора. Да, вот еще одно наблюдение, в Хемпстеде нет собак, ну или почти нет, даму с собачкой встретишь редко. Проходя по улицам, мне всегда казалось, что вот сейчас из этого милого садика раздастся собачий лай, но нет, к тому же, даже встреченные редкие собаки молчат. Как говаривал один наш приятель, правда про Болгарию, что и собаки у них не лают и дети не плачут. Возможно, причина в высоких налогах на содержание собак, это я о их количестве, а не о молчаливости. Например, местный муниципальный налог тем выше, чем респектабельнее улица. Муниципалитет следит за состоянием улиц и фасадов домов, а также из этих налогов содержит социальное жилье. Так что, в Лондоне не собака друг человека, а муниципалитет. В доме, где живут Мартин и Оля, небольшой садик принадлежит квартире, которая расположена в полуподвале, жильцы остальных квартир доступа в этот садик не имеют. Огромные окна не держат тепла, старые рамы не разрешают менять, архитектурный памятник. Можно было поставить внутренние рамы со стеклопакетом, но хозяину это не нужно, а арендаторы не станут вкладываться в чужую квартиру, тем более, лондонцы привыкли жить в прохладе. Каждый раз, входя в комнату, в которой мы жили, у меня было ощущение, что там открыта форточка, хотя форточки в ней вообще не было, а ветер гулял. Форточка была только в одной комнате, правда огромная, но и окна от пола до потолка. Так вот, эта форточка была непроста, она вся состояла из отдельных узких, сантиметров десяти в ширину стекляшек, которые разворачивались, как жалюзи. Соседей в доме немного, когда наши поселились там, Мартин пригласил соседей на вечеринку, познакомиться. Пришел только один сосед, Реймонд, с тех пор он иногда приходит к ним на чай. Ему 80 или больше, но это не мешает им общаться, он никогда не был женат и никогда не работал. Любит рассказывать о своей маме, она обеспечила сыну безбедную жизнь и это позволило ему прожить ее вот так. Но он развлекается, как может, ходит на танцы, еще куда-то.

DSC02414Современный Хемпстед респектабельный жилой район, удобный, тихий, здесь чистый воздух, много зелени. Есть большой парк, не такой ухоженный, как Гайд парк или Green park, почти лес, там также есть пруд, как и во многих других лондонских парках. Местные жители устраивают пикники на берегу или бегают, или катаются на велосипедах. Лондон считается самой зеленой столицей в мире, что похоже на правду. Парки здесь очень простые, нет, есть, конечно, клумбы с цветами или где-нибудь в уголке разместились аттракционы, но основное пространство — это деревья и трава, причем, деревья редко расположены. Мы, кажется, погуляли почти во всех лондонских парках в центральной части города. Везде впечатление простора, огромного куска живой природы посреди города и это здорово. Улицы в Хемпстеде малолюдны, редко кто пройдет навстречу, кроме тех мест, где есть магазины и метро. Немного скучновато, но это на чей вкус, семьям с детьми скорее удобно. Зато в центре круглые сутки толпы народа. Мы наблюдали, как на Оксфорд-стрит после работы люди стоят на улице в очереди, чтобы войти в метро.

DSC02448В Хемпстеде три станции метро, мы пользовались всеми в зависимости от того куда или откуда едешь, у нас были проездные билеты на две зоны, первую и вторую. Из тех станций, что мы видели, только две современные, это Вестминстер, довольно мрачный современный дизайн в фабричном стиле, но просторный с достаточно широкими удобными платформами, переходами и эскалаторами. Станция Canary Wharf тоже современная с простым и функциональным, но более привлекательным дизайном, с эскалатора сразу попадаешь в огромный зал с платформами. Обе эти станции отличаются еще тем, что пути закрыты, раздвижные двери открываются, когда подходит поезд.
Лондонское метро старейшее в мире, возможно, с ним поспорит только стамбульское. Оно действительно похоже на трубу, как называют его лондонцы. Наверное, поэтому и поезда такие, как пули, гораздо ниже и уже наших поездов метро. В час пик, конечно, тесно, но лондонцы, при всем многообразии национальностей и культур, люди очень терпимые и вежливые, они предпочтут извиниться, даже, если это вы их случайно задели. В метро не гнушаются ездить люди из разных социальных слоев, это просто удобнее и быстрее, поэтому, многие не стремятся иметь собственный автомобиль. Платформы в большинстве станций метро, переходы, лестницы, эскалаторы узкие. Переходы порой длинные с поворотами и закруглениями, но мы ни разу не заблудились, благодаря грамотно составленным указателям, в отличие от парижского метро, где как раз легко заблудиться. На одной платформе курсируют поезда нескольких линий, каждая линия имеет свой цвет, на табло указано время, когда подойдет поезд именно вашей линии и на поезде табло с названием линии.

DSC02493Но сначала для знакомства с городом лучше все-таки купить билеты на экскурсионный автобус, это можно сделать в интернете на сайте www.big-bustours.com. Билеты бывают на один день, на два или на три. Автобусы курсируют с 8 до 18 часов, если вы начали свой тур в 12 часов, то можете на следующий день поездить с8 до 12, но для этого при входе нужно на билете отметить начало вашей экскурсии у водителя. Мы этого не знали и потеряли часть нашего экскурсионного времени, а хотели еще поплавать по Темзе, что входит в стоимость билета. Есть синий и красный тур, мы взяли синий, там можно пользоваться аудиогидом на русском языке, очень удобно, нужно только нажать кнопу 7, одноразовые наушники выдают. Из автобуса можно выйти на любой остановке, посетить, к примеру, музей, погулять или пообедать в ресторане, а потом на ближайшей остановке снова сесть в автобус и продолжить экскурсию. Особенно хорошо сидеть на втором этаже впереди, наблюдаешь за улицей, людьми. Интересно, как ловко водитель управляет автобусом, проезжая порой по очень узким улочкам, при этом, ни разу не видели, чтобы кто-то кого-то подсек, очень вежливая езда. И никаких пробок мы ни разу не видели. Но когда закончилась экскурсия, нас поразил вид автобуса, когда мы входили это был абсолютно чистый автобус, а когда выходили вечером, это была мусорная свалка. Такое впечатление, что только мы вдвоем не бросали на пол упаковки, салфетки, пластиковые бутылки и много чего еще.

DSC02456Трафальгарская площадь всегда заполнена туристами, там есть на что посмотреть, сфотографироваться на фоне многочисленных памятников и скульптур. Рядом метро, остановка автобусов, на площади современный бесплатный туалет ( в отличие от туалета в Гайд-парке, не знаю, какого он там века), есть место, где стоят столы со скамейками, люди там располагаются со своими бутербродами. В Лондоне все очень дорого, не каждый турист станет тратиться на ресторан, хотя все кафе, пабы, рестораны, как правило, заполнены.
Лондонцы по пятницам после работы отправляются куда — нибудь посидеть, выпить, пообщаться. Дома в пятницу сидеть у телевизора не принято. В очередную пятницу, Мартин повел нас в итальянский ресторан, все столы были заняты и стояли так тесно, стоял такой гул, что трудно было разговаривать. Кухней нас ресторан не поразил, я заказала равиоли с мясом, но мяса не почувствовала, на мой взгляд наши пельмени вкуснее. А вот обслуживание…, по пути к ресторану, Мартин позвонил туда, забронировать столик, когда мы пришли и нас встретил метрдотель, я подумала, что Мартин, очевидно, завсегдатай этого ресторана, потому что встретились они, как приятели. Оказывается, я ошиблась, метрдотель совсем не знал Мартина, просто у них такая дружелюбная манера общения. Нет вот этой нашей отстраненности, пренебрежительности или наоборот заискивания перед персоналом ресторана ли, кафе или даже водителя автобуса. Хотя, справедливости ради надо признать, сейчас эта наша привычка успешно изживается.

Сити, известный всему миру деловой квартал, здесь совсем другой стиль и в архитектуре, и в одежде людей на улицах, строгий и элегантный. Еще более современно и стильно выглядит новый деловой квартал в восточной части Лондона Canary wharf, квартал расположился на Собачьем острове. Там, кстати, находится лондонская фондовая биржа, по периметру бегущая строка показывает котировки. Мы были там, когда рабочий день уже закончился, но на стоянках еще паслись велосипеды, их хозяева заполнили местные бары, а по эстакаде между небоскребами проезжал поезд без машиниста.
В здании бывшей электростанции теперь Лондонская Галерея модернистского и современного искусства Tate modern. Огромный турбинный холл галереи самый крупный выставочный зал в Лондоне, здесь постоянно проходят различные выставки. К тому же, с верхнего этажа открывается великолепный вид на город, там, кстати, есть ресторан. На эту галерею мы набрели случайно, гуляя по набережной, а может не случайно, ведь мы шли следом за Мартином, возможно, он знал, куда идет. На крыше этого огромного здания огромными буквами написано MARTIN. Мы посмотрели выставку современной живописи, фантасмагория – первое, что приходит на ум. Признаться, хотелось поскорее оттуда уйти, как-то неуютно в этих огромных залах и, возможно, не только мне, людей почти не было. Смотреть сверху на единственного человека пересекающего огромный холл было жутковато.
А вот музей Виктория и Альберт о прошлом, посуда, одежда разных эпох и народов. Людей здесь гораздо больше. Возможно, из-за выставки британского модельера Александра Маккуина. Один из самых успешных и востребованных современных модельеров в мире неожиданно покончил с собой 11 февраля 2010 года. Он стал знаменитым, представив свою коллекцию “Джек – Потрошитель выслеживает своих жертв”. Тоже символично и странно — талант, труд, успех и вдруг смерть…?

DSC02694Лондонцы любят красный цвет, караул в красном возле Buckingham Palace, красные автобусы, говорят, за этот цвет для автобусов проголосовали лондонцы, красные телефонные будки…, может быть, есть что-то еще красное. Да, вот — много улиц из красного кирпича. Кстати, за красные автобусы голосовали не так уж давно, а нам казалось, они всегда в Лондоне были красные. Красная вывеска Hamleys –знаменитый магазин игрушек — все его рекомендовали, и мы пошли туда покупать игрушки для племянников Мартина. Магазин нас разочаровал, тесно, впечатление, что ты попал в забитый игрушками шкаф. Цены странные, например, радиоуправляемая машинка стоит 12 фунтов, батарейки к ней 15 фунтов и пакет 3,5 фунта. Позже в Болгарии мы покупали подобную машинку, по-моему, за 12 евро, а батарейки просто прилагались. Кстати, эти машинки беспроигрышный вариант для подарка детям, их любят и мальчики и девочки.
Проходили мимо знаменитого музея восковых фигур Мадам Тюссо, но не соблазнились. Прошлись по Бейкер стрит, я представляла ее более буржуазной, узкой и загадочной, ан нет, обычная, довольно широкая, совершенно простая улица. Возле музея Шерлока Холмса длинная очередь туристов, рядом магазинчик с сувенирами. В витрине выставлены портреты самых популярных Шерлоков, а самого лучшего, нашего Ливанова, которого даже английская королева наградила, не было. Ну, англичане! Мы, конечно, и так не собирались стоять в очереди, а тут тем более ушли.

DSC02800Оля вытащила нас на блошиный рынок, похож на наши барахолки советских времен, когда они располагались в переулках на окраинах, и продавалось там все, чего не было в магазинах. Лондонская оказалась на симпатичной улице где-то в центре, я даже удивилась, что местные жители разрешают ей тут находиться, но, видно, она им не мешает. На нижних этажах маленьких разноцветных домиков разместились магазинчики с посудой, мебелью, одеждой — забавные витрины, выставленные прилавки с украшениями, можно найти очень симпатичные старинные вещицы, дочь купила чешский браслет, очень милый. Кто-то продает вещи прямо посреди улицы, развесив их на вешалках, стойках. Продается все, даже старые шубы, в состоянии, скажем мягко, очень неважном, я свою, гораздо лучшую, постеснялась отдать украинским беженцам в прошлом году. Трудно представить, кто это может купить. Хотя, в Лондоне может и сойдет, если подобрать стильные аксессуары, здесь народ более раскован в одежде и не боится поразить своим видом.

DSC02504Лондонские мосты визитная карточка города – избитая фраза, но это так. Всего в Лондоне 30 мостов. Мост, который так и называется Лондонский – единственный мост через Темзу до 1750 года, его современный вариант построен в 1973году, довольно обыкновенный, хотя и оживленный и виды с него прекрасные — на реку, на небо с низкими загадочными облаками, на берега со знаменитыми силуэтами. Самый старый мост Вестминстерский, с него открывается вид на Биг Бен. Самый интересный мост Тауэрский, его силуэты нещадно эксплуатируются рекламой, поэтому он всем знаком. Между его центральными башнями внизу разводная часть моста (сейчас мост разводят редко, нам не пришлось наблюдать это действо), а сверху пешеходный мост. Когда въезжаешь на мост, кажется, на тебя наплывает одно здание, ты проезжаешь через его чрево, потом следующее, потом еще, пока не съедешь на берег, где слева расположена знаменитая тюрьма. Есть мост Миллениум – он пешеходный – построен в честь третьего тысячелетия, он самый новый, легкий и изящный. Построили его быстро, но потом пришлось закрыть, он раскачивался в поперечном направлении, люди его даже прозвали шаткий мост, хотя недостаток был исправлен.

Лондон такой огромный и там так много всего, нам удалось посмотреть лишь малую толику, но общее впечатление грандиозного города, в котором каждая эпоха оставила свой след и его огромность не мешает ему быть уютным и удобным для жизни множества очень разных людей.

Автор Lora Kim

Навигация

Предыдущая статья: ←

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти