СТРАНА УТРЕННЕЙ СВЕЖЕСТИ. Часть 3-1.

Корейские дневники

Путешествие в Южную Корею

(29.05.2003-29.05.2004)

Повесть в трех частях

Часть 1. Первая неделя

1.1 Дорога

1.2 Квартира

1.3 Работа

1.4 Еда

1.5 Магазины

1.6 Места, где лежат хорошие вещи

1.7 Первые выходные: корейская баня и поездка на море

1.8 13 июня!

1.9 Экскурсия на EXPO "World LED" в Сеул

1.10 Один день без желаний!

Часть 2. Первый месяц

2.1 Не все, что корейское, значит отличное!

2.2 О ценах, и не только о них

2.3 Покупка монитора

2.4 Портрет корейской девушки

2.5 Погода

2.6 О Дайджоне

2.7 Музей науки

2.8 КАИСТ

2.9 Библиотека

2.10 Велопробег по Дайджону

Часть 3. Первый год

3.1 Интернет

3.2 Флаг и национальные праздники

3.3 Немного правды о политике

3.4 Секс по-корейски

3.5 Свастика

3.6 Уголок России в далекой Корее

3.7 Национальный Парк Кирьянсан

3.8 Бразильский карнавал

3.9 Симпозиум КАIST-KYOTO или еще раз о бане

3.10 Женьшеневый фестиваль

3.11 Спорт

3.12 Отпуск

3.13 Грибы

3.14 Рыбалка

3.15 Тайфун "Маэми"

3.16 Воскресная авантюра

3.17 Вечер балета

3.18 Ужин в 5-звездочном отеле

3.19 Интернациональный день

3.20 Октябрь- открытие купального сезона

3.21 Операция "красный бантик"

3.22 Фестиваль красоты и здоровья

3.23 Конференции, презентации, банкеты.....

3.24 Сафари!

3.25 Чудодейственная сила пирамиды

3.26 Конджу и Пуё - 2 древние столицы Кореи

3.27 В гостях у мадам Lee

3.28 О кулинарии

3.29 О половой жизни

3.30 Горные лыжи

3.31 Рождество

3.32 Физфак в Корее

3.33 Новый 2004 год!

3.34 Музей искусства

3.35 Рестораны новые - проблемы старые!

3.36 Список оригинальных вещей

3.37 Большой выброс

3.38 8 марта!

3.39 Весна в Корее

3.40 Из серии "Нарочно не придумаешь"

На какой станции нам выходить?

Free for foreign tourists

Шутка с водкой

3.41 Hiking (ходьба пешком или бродяжничество)

3.42 О Юпитере и Луне

3.43 Сеул. Императорский дворец Кёнбоккун

3.44 Долгий путь к музею Валюты

3.45 О Сеуле и Корее

3.46 Сеул и памятники архитектуры

3.47 Основные достопримечательности Кореи

Заключение. Корейцы, какие они?

Продолжение

3.1 Интернет

   Интернет не является достоянием Кореи, но я благодарен корейцам за то, что они так разумно подошли к решению этого вопроса. Во-первых, почему-то корейцам и в голову не пришло подсоединяться к Интернету через телефон и модем! У них прямая линия и в каждом доме вместе с телефонной розеткой есть интернетовская розетка. При этом не загружается телефон и скорость передачи по отдельной линии во много раз выше и она такая, что нам и не снилась. Они, например, вообще не знают, что такое ZIP и зачем мы зипируем программы и файлы. Любые объемы проходят в считанные секунды! Главная причина популярности Интернета - его дешевизна. А платят они за него около 15-20 долларов в месяц. Опять же если сделать перерасчет цена/зарплата, получается, что для россиянина это было бы 4 рубля в месяц при неограниченном пользовании. Кто откажется, если разовый проезд в метро или троллейбусе стоит дороже?

   Корея - страна, во-первых, маленькая (500 км в длину, 250 км в ширину), во-вторых, богатая (душевой ВНП примерно 11 тыс. долларов), в-третьих, густонаселенная (около 450 чел./км - по плотности населения уступает только Бангладеш). Все это, а также высокоразвитая электронная промышленность и пристрастие корейцев ко всяким электронным штучкам делают эту страну идеально подходящим местом для бурного развития электронных коммуникаций в целом и Интернета - в частности. Статистика корейского рынка телекоммуникаций выглядит впечатляюще. В том же Интернете я прочитал, что на конец 2000 года в Корее на 46 млн. человек имелось 27 млн. сотовых телефонов и около 35 млн. компьютеров. Сейчас эта цифра наверно значительно больше.

   В 1995 году корейское правительство пришло к выводу о том, что Интернет является стратегически важной отраслью и, следовательно, нуждается в государственной поддержке - и юридической, и финансовой. В те времена основным лозунгом в стране была "глобализация" - всемерное встраивание Кореи в мировую экономику и выход страны на просторы Большого Интернета. Так Интернет стал приоритетным направлением, и результаты не заставили себя долго ждать. (Для сравнения, в Северной Корее доступ к Интернету имеет только узкий круг высших чиновников, а для среднего северокорейца недостижимой мечтой остается старый добрый телефон).

   Особенность корейского Интернета - его "модерновость" и высокая техническая оснащенность. Устаревшую технику корейцы выбрасывают с такой же беспощадностью, с какой они разбирают старые, (то есть простоявшие больше 25 лет) дома и отправляют на переплавку старые, (то есть проездившие больше 6 лет) автомобили.

   В 2000 году правительство подарило ВСЕМ учителям Республики Кореи школ первой, второй и третьей ступени личные персональные компьютеры последних моделей! За счет государства компьютеры были установлены в КАЖДОЙ классной комнате ВСЕХ сельских и городских школ. До 15% ВНП в бюджете начала нового тысячелетия вкладываются в науку и образование, что является абсолютным высшим показателем в мире. Президент страны ВСЕМ лучшим ученикам КАЖДОГО класса КАЖДОЙ школы подарил самые современные персональные компьютеры и оплатил на 5 лет вперед их расходы по доступу в Интернет!

   Ну а возможности Интернета безграничны - и это знают все, кто в какой-то мере с ним сталкивался. Только ленивый не найдет то, что ему нужно. Кроме информации Интернет - это жизнь, иногда виртуальная, а чаще реальная! Особенно это чувствуется вдали от дома своего. Сейчас невозможно себе представить общение без электронной почты, а всего десяток лет тому назад ее еще не было совсем. Аудиосвязь, когда можно по компьютеру разговаривать, как по обычному телефону, видеоконтакты (при этом еще и видеть собеседника) - это все стало сегодня реально, доступно и бесплатно, если не считать небольших затрат, связанных с покупкой наушников, микрофона и ВЕБ-камеры. По компьютеру можно почитать все русские газеты, посмотреть десяток телевизионных программ на русском языке, так как корейский спорт, рыбалка и секс (эти каналы понятны без перевода) уже поднадоели. Кроме чисто русских каналов, можно посмотреть украинское ТВ, грузинское и эстонское. Если добавить круглосуточное online телевидение Франции, Англии, Германии, Италии, Испании и других европейских стран, не говоря уже о Японии и Китае, то скучать не приходится. Резко ворвавшись в жизнь современного человека, компьютерные технологии целиком изменили наше стандартное представление об окружающем нас мире. С появлением же в сетевом пространстве музыкальных композиций, видеоклипов (включая целые фильмы) и программного обеспечения у пользователей появилось желание обмениваться друг с другом экспонатами электронного искусства. Пиком такого желания "качать и быть качаемыми" стало появление так называемых "пиринговых" сетей (технология peer-to-peer, в переводе с англ. - означает "равноправный обмен"). Таким образом, появилась возможность загрузки файлов, размещенных на дисковых накопителях незнакомых членов сети, которые, в свою очередь, одновременно получают возможность загружать информацию с вашего компьютера. Благодаря эффективности и уникальности технологии peer-to-peer уже несколько сотен миллионов "интернет-менял" со всех точек земного шара активно пользуются этой системой и число их сегодня увеличилось на единицу.

3.2 Флаг и национальные праздники

   За первые два месяца моего пребывания в Корее вместе со всем прогрессивным человечеством я отметил 2 корейских праздника:

   6 июня -- День памяти павших. Посвящен памяти павших в боях воинов, отмечается в день подписания перемирия, положившего конец Корейской войне 1950-1953 гг (подробнее об этом в следующем параграфе) и

   17 июля -- День конституции. Праздник посвящен годовщине опубликования южнокорейской конституции в 1948 г.

   Эти дни естественно не рабочие и улицы городов украшены многочисленными флагами

kartinki24ru_flagi_south-lorea

clip_image001

   Кроме этих праздников в корейском календаре есть еще несколько красных дат, которые мне предстоит отметить:

   1-2 января -- Новый год по западному (солнечному) календарю.

   1-й, 2-й, 3-й дни 1-й луны -- Новый год по традиционному лунному календарю (по западному календарю обычно попадает на первую половину февраля или на конец января)

   1 марта -- годовщина массовых демонстраций под лозунгом возвращения Кореи независимости, которые произошли в 1919 г.

   5 апреля -- День посадки деревьев. В этот день многие жители страны принимают участие в работах по озеленению своих районов, высадке леса в горах.

   5 мая -- День детей.

   8-й день 4-й луны -- День рождения Будды (обычно май)

   15 августа -- День возрождения. Годовщина Освобождения страны от японского колониального правления (1945 г.).

   15-й и 16-й дни 8-й луны -- праздник поминовения предков и осеннего урожая Чхусок (обычно сентябрь или октябрь).

   3 октября -- День основания государства. Посвящен годовщине основания государства Древний Чосон. Событие это, по традиционной хронологии, якобы произошло в 2333 г. до н. э.

   25 декабря -- Католическое и протестантское Рождество.

3.3 Немного правды о политике

   Полвека назад, 27 июля 1953 года, завершилась трехлетняя война в Корее. В этот день в местечке Пханмунджом вблизи 38-й параллели было подписано соглашение о прекращении огня. Об этом событии из истории я знал не очень много. Во-первых, в то время я был маленький и тогда политикой не интересовался вообще, да и о Корее, наверно, еще ничего не знал. А когда стал старше, то правда о корейской войне почему-то от нас тщательно скрывалась. Официально Советский Союз никакого участия в этой войне не принимал, так во всяком случае записано в нашей истории. Значительно позже стали просачиваться в прессе сообщения о том, что оказывается многие граждане Советского Союза были награждены боевыми медалями и орденами за участие в войне, в которой мы не участвовали!? А 22 русских летчика стали Героями Советского Союза! Любопытно получается. Здесь та же история написана по-другому и я с этим столкнулся совсем недавно. На улице часто подходят незнакомые люди иногда помочь, если видят, что испытываешь какие-то трудности, иногда просто поговорить, особенно это свойственно корейцам старшего поколения. Некоторые из них вполне прилично говорят по-английски. Когда узнают, что я из России вспоминают русские слова из своего арсенала 50-летней давности. Они-то мне и поведали много интересного, а потом я уже прочитал в "Сеульском вестнике" статью, выдержки из которой мне хочется привести:

   "Корейская война началась 25 июня 1950 года неспровоцированной агрессией Северной Кореи, возглавлявшейся коммунистическим лидером Ким Ир Сеном, против Южной Кореи, во главе которой стоял президент Ли Сын Ман. Последний получил свой пост в результате выборов, пусть и не вполне демократичных. Ким Ир Сен же был назначен советской военной администрацией и за время своего почти полувекового правления на проведение свободных выборов так и не пошел. Северокорейская агрессия была предпринята при поддержке и с одобрения Советского Союза. Ким Ир Сен и Сталин рассчитывали, что им удастся быстро оккупировать Корейский полуостров, до того как успеют эффективно вмешаться американцы. Кроме того, не исключалось, что США вообще не будут ввязываться в войну между двумя Кореями, а предпочтут отдать полуостров, как не представляющий жизненной важности для американских интересов, под власть коммунистов. И действительно, подобные настроения были в Соединенных Штатах довольно сильны. Госсекретарь Дин Ачесон 12 января 1950 года заявил, что США исключили Южную Корею из своего "периметра обороны". Это заявление, возможно, сыграло свою роль в провоцировании северокорейской агрессии.

   Но Сталин и Ким Ир Сен просчитались. Администрация президента Гарри Трумэна твердо придерживалась курса на "сдерживание коммунизма" и немедленно санкционировала отправку в Корею американских войск. По инициативе США Совет Безопасности ООН в отсутствие советского представителя принял резолюцию, призывающую государства - члены ООН использовать свои войска для отражения агрессии. В Корею были переброшены американские войска, составившие основу войск ООН. Кроме того, сюда направили свои контингенты Великобритания, Турция, Бельгия, Греция, Колумбия, Индия, Филиппины и Таиланд. Австралия выделила несколько военно-морских судов и эскадрилью истребителей, а Канада, Нидерланды и Новая Зеландия направили к корейским берегам отряды ВМФ.

   Американская авиация сразу же завоевала господство в воздухе, а флот - на море. С помощью американских соединений южнокорейцам удалось удержать плацдарм на юге полуострова в районе Пусана. После того как 15 сентября 1950 г. американцы высадили большой морской десант в порту Инчхон, северокорейская армия на юге оказалась в окружении и была в основном уничтожена. Американские и южнокорейские войска пересекли 38-ю параллель и развернули наступление к китайской границе. 19 октября был взят Пхеньян, а 27 октября американские войска вышли на реку Ялуцзян, разделявшую Китай и Корею. После этого Мао Цзэдуном с санкции Сталина послал в Корею китайские регулярные войска под названием "китайских народных добровольцев". СССР же в ноябре 1950 года направил для поддержки Ким Ир Сена 64-й истребительный корпус, который сражался в небе Северной Кореи и Северного Китая. Советским летчикам было категорически запрещено перелетать линию фронта, чтобы, не дай Бог, не попасть в плен. Ведь официально СССР непосредственного участия в войне не принимал. Но китайские и северокорейские войска целиком снабжались советским вооружением, боевой техникой и боеприпасами. И разумеется, без одобрения Сталина ни Ким Ир Сен, ни Мао Цзэдун не смогли бы тогда и пальцем пошевелить, а не то что начать войну на Корейском полуострове.

   Вскоре умер Сталин, и новое советское руководство решило, что с давно зашедшей в тупик корейской войной пора кончать.

   Общие потери армий сторон в корейской войне погибшими составили, по приблизительным оценкам, около 2 млн человек. Из этого числа более 1 млн приходится на потери китайской армии. Армия Северной Кореи потеряла вдвое меньше - около полумиллиона человек. Вооруженные силы Южной Кореи недосчитались примерно четверти миллиона человек. Потери американских войск составили более 34 тысяч погибшими (без небоевых потерь сухопутных сил) и 103 тысячи ранеными. Всего через корейскую войну прошло около 5,8 млн американцев. Войска других государств, сражавшихся под флагом ООН, потеряли погибшими несколько тысяч человек. Не менее 600 тысяч человек приходится на убитых и раненых мирных жителей Северной и Южной Кореи. Советские авиационные части в ходе войны безвозвратно потеряли 335 самолетов. При этом погибли 120 летчиков. Всего же потери советских войск в Корее, включая наземный персонал, в том числе расчеты зенитной артиллерии, составили 282 убитыми, 12 умершими от ран и 21 умершими от болезней. Всего в корейской войне участвовало более 26 тысяч советских военнослужащих. По утверждению советского командования, они сбили в воздушных боях 1097 американских самолетов. Еще 212 были сбиты огнем зенитной артиллерии. Эти данные являются очевидно завышенными. Ведь по американским послевоенным данным, авиация США и их союзников в корейской войне потеряла 1986 самолетов, из них только 1041 в результате действий противника, а 945 - вследствие аварий. Если учесть, что часть потерь американцы понесли в схватках с китайскими и северокорейскими летчиками, они никак не могли потерять 1309 самолетов только от действий советской авиации и ПВО. По американской оценке, авиация США и союзников уничтожила в ходе войны 976 самолетов противника. Небоевые потери, учитывая низкий уровень подготовки китайских и северокорейских летчиков, наверняка значительно превышали эту цифру.

   Практически война закончилась вничью. Стороны вернулись примерно к тем же позициям, с каких начались боевые действия тремя годами ранее. Никто из тех, кто подписывал перемирие в Пханмунджоме, не думал, что закладывает долгосрочную мину под международную безопасность. Шансов превратить в обозримом будущем перемирие 1953 года в полноценный мирный договор практически нет."

Борис Соколов

28.07.2003

3.4 Секс по-корейски

   Раз уж я начал цитировать "Сеульский Вестник", мне хочется привести выдержки из еще одной статьи на тему, которая многих заинтересует и может оказаться любопытной, так как хочется узнать, чем же корейцы отличаются от нас в этой области.

   "Корейцы и секс... Тема, наверное, столь же неисчерпаемая как, скажем, "русские и секс" или "китайцы и секс". И тем не менее, кое-что о специфике корейского отношения к этой важной части человеческой жизни я рассказать попытаюсь.

   Начну, наверное, с того, что Корея, как и другие страны Дальнего Востока - это общество традиционно пуританское. Конечно, сейчас на Западе в большой моде китайские эротические трактаты, однако мода на все эти публикации обманчива. В своем большинстве эротические сочинения, получившие сейчас такую популярность у западной публики, были связаны с даосской традицией и появились они в сравнительно ранние эпохи китайской истории, где-то до Х века. В более поздний период (примерно с XIV в.), когда в Восточной Азии восторжествовали неоконфуцианские воззрения, эти сочинения в самом Китае, не говоря уж о еще более пуританской Корее, воспринимались как порнография и беспощадно преследовались властями (при достаточно единодушной, заметим, поддержке общественного мнения). Составление и издание "непристойных писаний" было в Китае времен династий Мин и Цин (XIV-XIX вв.) наказуемо. Такая же ситуация существовала и в Корее, правящая элита которой в XVII-XIX вв. считала свою страну более конфуцианской, чем сам Китай.

   В целом корейские обычаи требовали от женщины сохранения девственности до брака и абсолютной верности своему мужу после свадьбы. Мужчина в старой Корее мог погулять и завести любовницу на стороне, это никак не осуждалось, но практически вести себя так мог только весьма обеспеченный мужчина. "Нормальные" женщины - что девицы, что замужние - обычно не стремились к романам. Это было, во-первых, не так просто - женщины в городах не могли ходить по улице без сопровождающего мужчины, а в доме они обычно не покидали "женской половины", куда были вхожи только их близкие родственники. Во-вторых, сексуальные похождения женщин резко осуждались общественным мнением, да и были уголовно наказуемы (виновницу полагалось отлупить палками, да и ее любовнику за соблазнение "приличной женщины" грозило такое же наказание). Поэтому объектами любовных похождений в старой Корее были в основном куртизанки - ки-сэн, а к ним мог подступиться только человек с немалыми деньгами... Таким образом, на практике некоторая свобода сексуальных связей существовала только для дворян, в распоряжении многих из которых были, вдобавок, и их крепостные.

   Во многом былой пуританизм сохраняется и сейчас. Сексуальная революция происходит и в Корее, но идет она довольно медленно. На улице корейского города по-прежнему остается редкостью целующаяся парочка (Китай после Кореи выглядит совершенно разнузданно - целуются на каждом углу). Супружеская измена в Корее до 1994 года была уголовно наказуемой, за нее оба виновника могли попасть в тюрьму, хотя на практике этот закон после 1980 г. практически не применялся. Необычным остается в Корее и такое совершенно нормальное для стран Запада явление, как совместное проживание без формальной регистрации брака. Встречается этот "гражданский брак" (термин, конечно, неточный, но в России закрепившийся) здесь либо среди маргинализованных низов, либо, наоборот, среди богемной верхушки, которая в своем стиле жизни активно подражает Западу.

   По данным проведенного несколько лет назад исследования, средний возраст, в котором корейские мужчины вступают в первую сексуальную связь, составляет 20,6 для студентов и 20,2 для рабочих. Это существенно позже, чем в развитых западных странах (да и в России). По данным другого исследования, проведенного среди столичных студентов и студенток, доля тех, кто уже имел сексуальные связи, среди них составляет 11,7% (мужчины) и 8,7% (женщины). Не очень много, и, вдобавок при этом добрачный секс воспринимается именно как добрачный, то есть предшествующий браку и допустимый только между молодыми людьми, которые решили пожениться, но пока не могут сделать этого в силу своего статуса (например, в Корее категорически не принято вступать в брак до окончания вуза). В особой степени такой подход характерен для молодежи, относящейся к средним слоям. В 1992 г. 72% опрошенных сеульских студенток заявили, что никогда не вступят в половые отношения с человеком, за которого они не намерены выходить замуж. Еще одна характерная черта Кореи - распространенность здесь проституции (среднестатистический корейский мужчина имеет дело с проституткой в 25 раз чаще, чем среднестатистический немец!). Это, кстати, - тоже показатель силы старой пуританской морали, ведь в странах, где сексуальная революция победила, проституция почти исчезла.

   Перемены, конечно, происходят. Этому способствует всё - от голливудских фильмов до женской эмансипации и, соответственно, уничтожение вековой "двойной морали" (что для мужчины нормально, для женщины - недопустимо). Однако эти перемены идут довольно медленно. Пока - медленно.

А. Ланьков "Сеульский вестник"

   Вот так, а свое мнение по этому вопросу я выскажу чуть позже. Хотя некоторые личные наблюдения могу привести сразу. Несмотря на то, что Корея - страна конфуцианская и, следовательно, внешне весьма пуританская, район "красных фонарей" в Дайджоне (как впрочем, и в других городах), действительно, существует. Более того, он обведен по периметру красной краской - линия шириной около метра и в середине что-то по-корейски написано. Наверно, "семь раз подумай, а потом шагай!". Никаких других запретительных знаков нет.

14

На территории района насчитал несколько церквей, причем на первом этаже церкви расположен бордель, выкрашенный в ярко красный цвет. Удобно - можно сразу же подняться на второй этаж и отпустить грехи. Все злачные заведения начинают работать с 18 часов, а до этого можно спокойно походить и пофотографировать. В 18 часов зажигается реклама, и в окошечках появляются корейские красавицы. Вид у них довольно странный. Во-первых, все одеты и в каждом борделе своя униформа. Больше всего мне понравились красотки в ночных рубашках и в белых шапочках - точно палата 6! Из каждого окошечка выглядывают человек по 10, не то, что в Европе - у каждой свой персональный стеклянный домик! Кроме того, еще одно отличие и не в пользу Азии. В Париже или в Амстердаме клиенту всегда рады, мило улыбаются, подмигивают, манят пальчиком, а здесь как будто тебя не замечают, стоят как восковые фигуры в музее мадам Тюссо или Грэвен, даже обидно. Складывается впечатление, что они переживают тяжелые времена и у них явно безработица, клиентов почти нет. Не берусь судить строго - может первое впечатление слишком поверхностное и ошибочное, и все на самом деле не так плохо, но в Европе лучше!

3.5 Свастика

clip_image002

   Некоторые названия и главы моего повествования могут показаться странными. Почему именно на них пал мой выбор? Но на самом же деле странного ничего здесь нет. Право автора писать о том, о чем хочешь, и что тебя удивляет в Корее. В частности, меня удивило и во всяком случае, было непривычно видеть на улицах Дайджона такое обилие свастики. Наверно потому, что у нас этот символ считается скорее запретным, чем просто нежелательным, так как он в первую очередь ассоциируется с фашизмом и нацисткой Германией и ее символикой.

   А что означает он в Корее? Сначала я его увидел на домах, потом на флагах, потом на рекламе и рядом какие-то корейские надписи. Мое любопытство росло по мере того, где встречался этот знак. Наконец, когда я его увидел на борделе, а потом в храме, пришлось обратиться к истории и друзьям за поддержкой. Ходячая энциклопедия Изя Нутов так ответил на мой вопрос:

"Что касается свастики - символ очень древний. Есть два вида свастики: крючья направлены либо влево, либо вправо, то есть, данное крючковатое колесо может катиться только в одну сторону - либо по солнцу, либо против. В одну сторону свастика это символ добра, в другую - символ зла. Гитлеровская свастика - символ зла. Свастикой отделывались уборы русских князей (символ добра). Свастика включена в орнаментовку денег Временного правительства (керенки)."

   На самом деле нацистская свастика развернута под 45 0 по отношению к тем логотипам, что приведены выше и, действительно, колесо у арийцев вращается против часовой стрелки. Я пересмотрел все свои фотографии с изображением свастики и убедился, что на всех изображениях в Корее (в том числе и на борделях) свастика символизирует добро и ничего общего с нацизмом не имеет!.

   А теперь цитата из Интернета:

   "В религиоведении эмблема свастики закреплена преимущественно за буддизмом, так же как clip_image003
(крест) за христианством, C (полумесяц) за исламом, шестиконечная звезда за иудаизмом, знак АУМ за индуизмом и т.д. Однако её значение сейчас гораздо шире. Свастика является одним из самых мощных средств визуального воздействия в истории человечества. С чисто графической точки зрения, ни один другой логотип не является настолько удачным как свастика. Чистые геометрические линии свастики позволяют легко различить этот символ с любой дистанции, при любом размере знака. Вращающийся квадрат, образуемый свастикой, позволяет создать иллюзию движения, ее края легко врезаются в любую поверхность, на которой она появляется. До преобразования свастики в государственный символ нацистской Германии, она широко использовалась в оккультистских талисманах, научных символах, эмблемах гильдий, архитектурных украшениях и военных регалиях. Она символизировала свет, бога света, молний, дождя, воды. Она считается старейшим арийским символом, и была принята в качестве знака, символизирующего жизнь в джайнизме. Свастика появлялась на отпечатках ступней Будды, выдолбленных на скалах Индии, она обозначала Юпитера у римлян и Тора у скандинавов. Предполагается, что она имеет связь с символом лотоса у египтян и персов. Она изображена в городе мертвых Кобан на Кавказе, на монументах богинь Геры, Деметры, Астарты. Корни свастики уходят глубоко в историю человечества. В 1874 году доктор Генрих Шлиман открыл изображения свастики во время раскопок гомеровской Трои. Позднее он проследил эволюцию изображений свастики в цивилизациях Микен, Вавилона, Тибета, Греции, Ашанти (Золотой Берег Африки), Газы, Лапландии, Парагвая и Малой Азии. В галло-романский период свастика (гаммадион) изображалась на алтарях друидических культов. В Англии и Шотландии она известна как филфот (fylfot) и также часто применялась в религиозных ритуалах (следы кельтского влияния). Однако, наиболее серьезная метаморфоза свастики началась в конце 19 века, когда оккультные националистические общества в Германии вдохнули в свастику новое, мистическое значение. Открытия Шлимана, сравнимые по оказанному на умы воздействию разве что с полетом человека в космос, позволили создать фундамент для теории о связи германской нации с древними индоарийскими цивилизациями Малой Азии и Востока. Свастика как древнейший арийский символ стала символом связи времен и расовой общности с героями эпосов Гомера. Сотрудник Шлимана Евгений Бурнов в своих трудах утверждал, что свастика никогда не была принята евреями в качестве символа. Хотя позднейшие археологические раскопки обнаружили изображения свастики в синагогах середины 6 века, но в целом, индоарийская волна расселения и связанное с ней употребление свастики хронологически минует территорию поселения семитских народов. Свастика также была обнаружена в реликвиях некоторых народов доколумбовой Америки, предположительно мигрировавших из единого с "западной" ветвью источника. Как именно происходило расселение этой уникальной диаспоры, сохранившей свастику в качестве объединяющего символа, до сих пор является предметом многочисленных исторических исследований. Гитлер самостоятельно создал дизайн многих плакатов и эмблем партии с использованием мотивов свастики. Он изменил направление вращения свастики, придал ей более динамичную форму, наклонив рисунок на 45 градусов, а также поместил ее в белом круге на красном фоне. Для Гитлера благоприятное сочетание цвета и формы были неразрывно связаны с идеологией. Так, всего за несколько лет свастика трансмутировалась из оккультного символа в национальную эмблему. После поражения Германии в 1945 году по программе денацификации запрещение свастики стало абсолютным. Все германские флаги с изображением свастики были конфискованы, любое использование свастики было запрещено и объявлено нелегальным. Запрет (согласно статьям закона или сложившимся общественным нормативам) во многих странах Европы на публичный показ свастики значительно усилил в послевоенный период силу свастики как мифологического и символического знака. Иное отношение к свастике сегодня в странах Юго-Восточной Азии, Индии и Китае. Там этот традиционный знак продолжает восприниматься по-прежнему, для этих обществ контекст свастики в связи с нацистской Германией не имеет никакой актуальности".

   Вот и ответ на вопрос.

3.6 Уголок России в далекой Корее

   Оказывается и здесь в далекой Корее есть надписи на русском языке! Недавно меня познакомили с профессором Кимом. Эта фамилия в Корее звучит также часто, как Иванов в России. Но этот профессор отличается от остальных корейских Кимов тем, что очень любит Россию и русских. Кроме этого, как оказалось, - это звезда первой величины в области ракетостроения Кореи! И вот однажды он пригласил нас, немногих русских, работающих здесь, посмотреть его лабораторию и пообщаться. Он хорошо понимает русский язык, так как давно и тесно сотрудничает со многими московскими институтами, часто бывает в России, знает русские обычаи и традиции, пьет "Столичную" и курит непременно "Беломор-Канал"! И нам было не менее интересно посмотреть его ракеты и отдохнуть на природе. Чинамский Университет, где он работает, находится недалеко на сопредельной от КАИСТа территории, и мы решили идти пешком по лесу, преодолев небольшой перевал. Водку, вино и прочие закуски забросили туда предварительно на машине. Лаборатория его называется "НАДЕЖДА" и эта надпись большими русскими буквами видна издалека! Домик стоит в горах и со всех сторон окружен лесом, поэтому он больше напоминает дачу, чем научное учреждение. Тем не менее, и сюда подведен Интернет и внутри пульт управления оснащен современными приборами и оборудованием. После краткого знакомства (профессор Ким представил нам свою жену, тоже профессора одного из корейских университетов) и после осмотра ракетного комплекса, не нарушая русских обычаев и явно нарушая технику безопасности, развели костер прямо на космодроме и начали готовить шашлыки. Правда, огонь потребовался только для того, чтобы раскалить привезенные угли, а дальше все было как у нас. Еще одним исключением была корейская водка, слабая и сладкая, поэтому только из соображений приличия ее отдегустировали и после этого перешли к настоящей (профессор оказался большим ее знатоком и ценителем) и сразу возникло полное взаимопонимание. Как оказалось, корейцы знают и любят многие русские песни и романсы, особенно цыганские, и стали просить нас спеть. Нашлась гитара, а Наташа и Олег, хорошо играют и поют. Остальные, включая корейцев, стали подпевать, и получился экспромтом очень неплохой концерт самодеятельной песни. Самая популярная из русских песен в Корее - это "Журавли", ее здесь все очень любят. Ну и, безусловно, "Подмосковные вечера" и "Надежда" - это как гимн местной лаборатории. Вечер пролетел незаметно, и осталось впечатление, что мы как будто побывали дома.

22

3.7 Национальный Парк Кирьянсан

   Редкое сочетание отсутствия света (профилактика сетей), отсутствие дождя + выходной, ускорили давно запланированное посещение парка Кирьянсан. Это национальный заповедник, кусочек дикой природы в окрестностях Дайджона. В переводе с корейского, "кирьян" означает цыплята, так как контуры гор вокруг напоминают по форме множество цыплят.

   Дорога на автобусе заняла около часа, и я попал в царство леса, горных ручьев с чистейшей водой и ...большого скопления народа - у корейцев каникулы! Проводят они их своеобразно. Половина из них располагается у ближайшего ручья, выбирают плоский камень, расстилают привезенную подстилку, выкладывают на нее провиант, опускают ноги в воду и кайфуют весь день. Другая половина корейцев одета спортивно в кроссовках с рюкзачком за плечами и со складной палочкой для лазания по горам. Они разбредаются по ущельям и карабкаются к вершине. Изучив карту местности, я тоже пошел в горы. Первый километр дорога асфальтирована, по ней можно проехать на машине, но въезд машинам запрещен, вокруг много магазинчиков с разными сувенирами, ресторанами и небольшими закусочными. Дальше идет вымощенная тропа, достаточно широкая, которая приводит к буддийскому монастырю. Это настоящий дворец в горах с очень красивой и необычной архитектурой. Вход в него через специальные ворота, которые по преданию очищают человека. Внутри на достаточно большой территории расположены несколько пагод, вспомогательные постройки, кельи, где живут монашки (это женский монастырь). Всего их в этом монастыре 150 человек. В парке можно встретить много скульптурных изображений Будды в разных позах. Мое любопытство и общительность помогли мне познакомиться с двумя монашками, которые сделали для меня приятное исключение, пригласили к себе в гости и показали монастырь не только снаружи, но и изнутри. К моему большому удивлению в кельях, где они живут, я увидел современные компьютеры, подключенные к Интернету! И это высоко в горах! Как они мне объяснили, они используют их для набора и верстки книг о буддизме и их монастыре. Несколько книг и мелких сувениров местного производства они мне подарили. Потом мы вместе медитировали за корейским чаем. Как они его заваривали и что при этом приговаривали, мне неведомо, но чай напоминал зеленый, может быть с какими-то добавками трав. Пили из маленьких чашечек, сидя на полу, подсунув ноги под себя. 2-х часовая беседа прошла в теплой и непринужденной обстановке и мы расстались друзьями. Буддистом я еще не стал, но узнал от них много интересного для себя.

   После посещения монастыря продолжил путь в горы. Тропа стала значительно уже, но везде мощеная и в трудных местах навешаны перила, так что подниматься удобно. Во многих местах, особенно у ручья, встречал множество пирамид, сложенных из плоских камней. Мне интуитивно показалось, что это какой-то хороший обычай или символ и на всякий случай я тоже сложил небольшую пирамидку. Уже на обратном пути, когда познакомился с несколькими корейцами, полюбопытствовал у них, что это значит. Не ручаюсь за достоверный перевод, но смысл уловил в том, что когда складываешь пирамиду, надо загадывать желания и они сбудутся. И кроме того это символизирует добро. Я остался удовлетворен таким объяснением. Добрался до красивейших водопадов и сделал несколько снимков. К сожалению, времени оставалось не так много, и до вершины дойти не успел, но надо что-то оставить и для следующего раза. А приду я сюда еще обязательно!

28

3.8 Бразильский карнавал

   Я не ошибся, действительно, бразильский карнавал в Корее! Жизнь здесь бьет ключом. Если недавно я описывал впечатления об уголке России в Корее, то сегодня могу утверждать, что побывал в Рио-де-Жанейро! Да не просто в Рио, а на знаменитом бразильском карнавале. Афишу о том, что он состоится в Дайджоне, я видел давно, и даже успел о ней забыть, но неожиданный телефонный звонок напомнил мне об этом. Дело в том, что вчера мне позвонили из общества любителей черного хлеба (здесь есть и такое общество) и сообщили, что привезли настоящий бородинский хлеб, заказанный в Пусане специально для русских, и удобно будет встретиться на Экспо, и совместить передачу хлеба с походом на карнавал. Предложение было с благодарностью принято, и мы договорились о встрече. Сегодня праздник - День возрождения Кореи и Годовщина Освобождения страны от японского колониального правления (1945 г.). Как и любой национальный праздник - это красный день календаря и нерабочий день, поэтому мы встретились пораньше, чтобы успеть до концерта осмотреть еще и Экспо-парк.

24

Конечно, даже за целый день осмотреть такой огромный парк и такое обилие аттракционов просто невозможно, поэтому мы ограничились экспозицией, посвященной науке. Восковые фигуры самых известных ученых и изобретателей были расставлены на специальной аллее и рядом с ними их опыты или факты биографии, прославившие их. Галилей стоит рядом с Пизанской башней, Архимед выходит из ванны, Эйнштейн на качелях символизирует относительность, а сэр Ньютон, естественно сидит под яблоней, на которой навешены восковые яблоки. Все это сделано очень красиво и впечатляет. Рядом искусственные водопады, много цветов и даже целые композиции из цветов в форме самолета, машины, различных фигур, почти как на выставке в Монреале. Проходим мимо кинотеатра, который занесен в книгу рекордов Гиннеса, как кинотеатр с самым большим в мире экраном.

25

Незаметно подходим к большой эстраде, где состоится бразильский карнавал, и устраиваемся на лужайке, так как сидячие места давно заняты. В 19 часов, когда здесь темнеет, вспыхивают прожекторы и на сцене появляется бразильская эстрадная группа, исполняющая современные шлягеры, чтобы подготовить публику к главному событию - фестивалю самбы. Некоторые песни исполняются на корейском языке, и это заводит публику. Наконец, начинается сам карнавал. Под звуки самбы выходят на сцену очень симпатичные шоколадного цвета бразильянки, с голыми попами, слегка прикрытыми перьями, что явно шокирует корейских женщин. Но не будут же они одеваться, чтобы соблюсти корейские обычаи, все должно быть именно так, как в Бразилии! Одна группа сменяет другую, и темп танца становится все быстрей и быстрей. Я привык в Молдавии к быстрым танцам, особенно в исполнении Жок, но такого темперамента я не видел никогда. Еле успевал щелкать аппаратом и снимать то видео, то обычные снимки. Израсходовал 2 комплекта аккумуляторов, но и снимки зато получились классные! А бразильцы тем временем исполнили Ламбаду и стали вытаскивать на сцену корейцев и пытались обучить их своему искусству. Все это вызывало дружный смех и публике явно нравилось. Самое красивое они оставили под конец. Это карнавальные костюмы. Заключительный танец они исполнили с бразильскими флагами в таких немыслимых нарядах, что и представить себе трудно. Впечатления на всю оставшуюся жизнь! Одно дело смотреть такой фестиваль по телевизору и совсем другое ощущение видеть все это своими глазами и чувствовать себя определенным образом сопричастным к этому событию. Наверно, действительно, существует какая-то таинственная аура присутствия. На несколько часов я перенесся из далекой Кореи в еще более далекую Бразилию! Сбылась моя давнишняя мечта увидеть бразильский карнавал, но никогда бы не подумал, что это будет в Корее! У кого будет возможность заглянуть в Интернет, маленький кусочек с этого сказочного фестиваля самбы можно увидеть на этом сайте: http://www.riosamba.co.kr/movie/samba-300k.asf

  26

Карнавал закончился, а праздник продолжался. По выходным и праздничным дням в Экспо-парке включаются музыкальные фонтаны. Зрелище это тоже очень необычно. Вокруг фонтанов амфитеатром спускаются ступени, которые заполняются тысячами зрителей. Фонтаны красиво подсвечены. Исполняется последовательно несколько мелодий: одна из классической музыки, другая - популярный эстрадный хит, а третья -корейская национальная песня. К светомузыке добавляются еще 2 стихии - вода и огонь. На них можно смотреть бесконечно, и все это объединено в едином танце - эффект потрясающий! Под заключительные аккорды музыки, игры света и воды, небо расцвечивается изумительным по красоте фейерверком! Достойное заключение сегодняшнего праздничного дня.

27

3.9 Симпозиум КАIST-KYOTO, или еще раз о бане

   Симпозиумов в КАИСТе проходит много и это не удивительно - ведь недаром он считается городом науки. На днях состоялся очередной международный корейско-японский симпозиум университетов-побратимов КАИСТа и Киото. Причем симпозиум проходил прямо в нашем здании, так как был посвящен проблемам Materials Science. В основном среди участников были корейские и японские студенты, но в Японской делегации было и несколько профессоров. Шеф меня с ними познакомил, и я с удовольствием принимал участие вместе с ними в экскурсиях и осмотре лабораторий, так как многого я еще не видел сам, и мне это было не менее интересно, чем японцам. Сам симпозиум прошел по стандартной схеме - устные доклады, постеры и экскурсии в заключительный день. Обратил внимание на подготовку студенческих постеров. С обеих сторон, как корейской, так и японской, использовано самое последнее оборудование, и все работы выполнены на наноуровне. Сами плакаты и оформление тоже вызывают восхищение. Стенды размером 1х1,5 метра распечатаны на специальных цветных принтерах и ламинированы. Для сравнения вспоминаю доклады молдавских академиков, часто нарисованные от руки на 3-4 листочках формата А4.

   В заключительный день студенты устроили спортивные соревнования по футболу, а профессорам предложили автобус и поездку в горы. Форма одежды спортивная, так как предстояло восхождение. Нам дали гида-корейца из числа местных преподавателей, но как оказалось впоследствии, он был направлен оргкомитетом в горы первый раз в своей жизни и не только не знал маршрута, но и его полноватая комплекция была явно не для гор. Нас привезли в знакомый уже мне Кирьянсан и дальнейшее руководство группой я взял на себя, так как наш гид выдохся после первого километра и попросил, чтобы мы его здесь оставили, и обещал нас ждать на этом же самом месте. Японцам очень хотелось покорить корейскую вершину, и они почти побежали бегом. Как я их не пытался угомонить, ничего из этого не вышло. Скоро они поняли сами свою ошибку, но было поздно - сил на дальнейшее восхождение уже не хватило, и было принято решение спускаться. Второй раз вершина осталась мной не покоренной, значит приду сюда еще раз. Кстати, корейская пирамидка, которую я сложил здесь в прошлый раз, уцелела, и мое желание исполнилось очень быстро!

   После гор предстояло омовение в горячих радоновых источниках, и нас привезли в одну из лучших гостиниц Spapia, где рядом со спальным комплексом расположен термальный комплекс. Мне было интересно сравнить, чем он отличается от того, где я был в один из первых дней, и какие будут впечатления на этот раз. Надо сказать, что в основном все повторилось, хотя некоторые отличия все же были. Бассейнов с горячими источниками было меньше, всего 2 с разной температурой 42 и 52 градуса и один большой холодный. Зато было много индивидуальных ванн с множеством отверстий, из которых били струи воды. Получался сплошной массаж, так как в ванной можно было ворочаться и любые части своего тело подставлять под множество струй. Температуру и напор можно регулировать нажатием соответствующих кнопок. Когда массаж надоедал, можно его просто отключить и спать в воде или пребывать в состоянии блаженства. В этой бане в отличие от прошлой, было 2 сауны, одна напоминала русскую парилку с влажным паром и сравнительно невысокой температурой, а вторая финская сауна с сухим паром и температурой около 100 градусов. Еще одно отличие заключалось в том, что при отдыхе на топчанах, вместо музыки, включались мощные прожекторы и согревали обычным или красным светом. Если добавить, что стены в мужском отделении были расписаны картинами с голыми кореянками, совершающими омовение (наверно, в женском зале на картинах изображены мужики), то при красных прожекторах это напоминало несколько иное заведение. В любом случае эти горячие источники рекламируются во всех проспектах и безусловно их надо увидеть своими глазами и прочувствовать всеми фибрами души и тела!

3.10 Женьшеневый фестиваль

   Женьшеневый фестиваль в Корее уже стал традиционным и в этом году он проводился в 23 раз. По традиции фестиваль проходит в женьшеневой столице Кореи в городе Гэмсан. На открытие фестиваля опять же по традиции приглашаются корейским правительством дипломатические представители всех стран, аккредитованных в Корее и иностранные специалисты, работающие в разных корейских городах. Для участия в фестивале нужно было подать заявку, а дальше корейцы сами выбирали, кого пригласить. В одном из писем Аня Сидорова спрашивала меня, как мне удается попасть в нужное время и в нужное место. Отвечаю искренне - не знаю. На правах иностранца я подал заявку в КАИСТе, и попал в число 70 приглашенных от нашего университета. Всего из Дайджона из разных университетов было приглашено 200 человек. В основном китайцы и индийцы (их здесь работает больше всего), но были и представители многих других стран, включая такие экзотические, как Непал, Бразилия и Молдова. Подали 5 автобусов, и мы поехали в Гэмсан, который находится сравнительно недалеко от Дайджона, около 40 километров. По дороге всем участникам раздали пригласительные проспекты, лэйблы с напечатанными фамилиями и странами участников и библию на корейском языке. Город Гэмсан сравнительно небольшой, но именно здесь находится больше всего женьшеневых плантаций и предприятий по его переработке. В центре города расположен музей женьшеня, с него мы и начали нашу экскурсию. Всех разделили на небольшие группы и каждой группе выделили экскурсовода. Для китайцев экскурсия была на китайском языке, а я попал вместе с другими представителями национальных меньшинств (несмотря на то, что представлял такую страну, как Россия, правда в единственном числе) в англоязычную группу.

   Раньше о женьшене я знал только, что это корень жизни, а сегодня мои знания существенно пополнились, в частности, я узнал много интересного о применении женьшеня в Корее. Женьшень в Корее можно купить во всех мыслимых видах: женьшеневый чай, всяческие женьшеневые настойки, сушеный женьшень, вяленый женьшень, женьшень в сиропе и т.д., даже женьшеневый шоколад и женьшеневые леденцы (все это нам давали пробовать в музее и на фестивале). Ну и, конечно, знаменитую женьшеневую водку (ее давали на банкете). Литровая бутылка с плавающим в ней огромным корнем, если покупать ее в магазине, обойдется в 8 - 10 $. Небольшое лирическое отступление для любителей алкогольных напитков. Из местных алкогольных достопримечательностей, которые продаются в Корее, есть и менее известные водки, но более популярные среди корейцев. К примеру, рисовая или картофельная 22-градусная водка Soju (о ней я уже написал свое мнение раньше). Есть и еще одна совсем уж диковинная водка Adder. На этикетке написано, что содержимое является ликером. Не верьте. Во-первых, потому, что корейцы не очень-то разбираются в водках, они вообще спиртное не пьют, во всяком случае, в нашем понимании слова "пить"; а во-вторых, содержится в бутылке такое, что нашему человеку только в белой горячке может привидеться - натуральный зеленый змий (иногда, правда, желтый). Странные они все-таки, эти корейцы и умом их не понять: едят собак, червей, гусениц, личинок, медуз, пьют змей... Мне один знакомый рассказывал, что в Сеуле в ресторане можно даже заказать блюдо из небольших живых рыбок, которых приносят в миске с водой. Корейцы их заглатывают живьем и запивают водкой. Какое-то время пока не сдохнут они в желудке шевелятся и вызывают повышенный аппетит и острые ощущения. Ну а теперь ближе к женьшеню. Этот самый женьшеневый корень в бутылке у них - как заспиртованный уродец в кунсткамере. Кстати, большая часть экспонатов в музее именно из них и состоит. Хотя корейцы уверяют, что сама природа указала человеку на этот чудодейственный корень, сотворив его по образу человека. Поэтому ему и дано название "женьшень", что в переводе означает "человек-корень": и чем больше он похож на человека, тем больше его ценность.

   Цвет корня снаружи - желто-белый или светло-коричневый, на изломе - белый. Запах слабый, специфический; вкус сладковато-горький. Такой же вкус и цвет и у водки. А действие (возвращаясь к водке) - чудодейственное, хоть градусов в ней 25, не более (об этом чуть позже)! Из многочисленных легенд о женьшене мне больше всего нравится эта: ударит молния в прозрачную воду горного источника, источник уходит под землю, а на его месте вырастает корень жизни - женьшень, который таит в себе силу небесного огня. Другие говорят, что произошел он от тигра и красной сосны (см. фото), потому-то, мол, имеет сверхъестественную силу и умеет превращаться в дикого зверя и даже человека. Вот такие метаморфозы. Можно считать, конечно, что все это - легенды, пустые, ненаучные фантазии. Однако вот химический состав женьшеня изучен давно, но тем не менее попытки получить аналог искусственным путем пока не имели успеха. Известно, что в тканях корня находятся различные углеводистые соединения (сахар, жиры, смолы), имеет он ценный минеральный состав - много фосфора, калия, кальция и магния... И еще кучу всяких полезных для здоровья веществ. Но какие из них таят в себе целебные свойства, за которые женьшень был издревле наречен "даром богов", "эликсиром бессмертия", "солью земли" и прочими высокими названиями, - науке пока не известно...

   Женьшень является также традиционным лекарственным средством Кореи. В прошлом здесь считалось, что после приема лекарства из дикого женьшеня человек на 3 дня лишается сознания (после вчерашнего вечера частично такое явление наблюдается), затем в течение месяца чувствует телесное и душевное недомогание (пока тоже такой фактор имеет место быть), и только после этого здоровье его восстанавливается: цвет крови улучшается, и все тело становится замечательно крепким (посмотрю и проверю на себе так ли это!). С этого времени он не рискует более заболеть, способен прожить до 90-100 лет и может совершенно не бояться холода и жары. Сами корейцы болеют мало. И вообще считают, что все болезни - от слабого ума. Потому что ежели у человека сильный ум, так этот ум победит и слабости тела, и все свойственные телу болезни.

   А теперь цитата из медицинского справочника:

   "В Корее женьшень применяется в качестве тонизирующего средства, при заболеваниях легких, для поддержания жизненного тонуса. Сок женьшеня хорошо утоляет жажду, предохраняет от психических расстройств, улучшает зрение, в том числе цветовую чувствительность. Женьшень активизирует психическую и физическую деятельность человека, снимает усталость. Он быстро заживляет раны и используется для профилактики опухолей и инфекционных заболеваний, так как повышает содержание в организме иммуноглобулина и лимфатических клеток. Улучшает функции эпителия. Целевым назначением используется при заболеваниях дыхательного центра, сердечной сосудистой системы и при нарушениях половой функции. Женьшень входит в состав традиционного  корейского средства "сенмексан", применяемого при лечении ишемических болезней сердца (Ли Ун Сук, 1991); является важной составной частью лекарственных средств "сипчжондэбого" (в котором присутствуют также корни астрагала, пиона, дудника многообразного, кора коричного дерева, корневище атрактилиса и др. и который применяется в качестве кроветворного и укрепляющего средства при анемии, туберкулезе легких, слабости после перенесения болезней, сердечной недостаточности) и "кэсонкореинсамбоянальяк" (тонизирующее средство, используемое при анемии, половом бессилии, сахарном диабете). В опытах на животных выявлена способность водных и спиртовых вытяжек женьшеня уменьшать вред, наносимый клеткам, а особенно молекулам ДНК, гамма-лучами (Kim et al., 1993, опять Ким!). Женьшень является одним из наиболее известных лекарственных растений восточной медицины. На протяжении тысячелетий он использовался человеком для излечения самых разнообразных  недугов и для поддержания жизненных сил в старости. К настоящему времени диапазон его применения расширился. Дикие и культивируемые формы, биотехнологическое сырье и промышленные препараты вошли в необозримый арсенал женьшеневой терапии".

31

   Хватит о музее, впереди нас ждет дегустация женьшеневых блюд на приеме у губернатора. Фамилия его оригинальностью не отличается, как всегда это был очередной мистер Ким. Наши 5 автобусов подрулили к ресторану, где уже были накрыты столы, и губернатор Ким лично всех нас встречал у входа и жал руку. Повторяю, в делегации Дайджона было 200 человек. Сначала сели произвольно, и я устроился вместе с проф. из Катманду, который интересно рассказывал о Непале и Эвересте. Вдруг по мегафону объявили, что мне следует пересесть и занять место в президиуме рядом с губернатором. Это было неожиданностью для меня, но так как пригласили еще 10 человек, то особого значения я этому факту не предал, а напрасно, так как последствия оказались совершенно непредсказуемые. Сначала официальная церемония открытия, речь губернатора на корейском языке с кратким переводом на английский, потом слово дали его заместителям и только после этого началась сама трапеза. Губернатор английского языка не знал, и мы с ним общались через переводчика, который сидел напротив. Он предложил мне сначала выпить с ним женьшеневого вина, которое он сам разливал в свой стакан, а я его стакан держал. Я выпил, оказалось вкусно, во всяком случае, это было самое вкусное из корейских вин, которые я до этого дегустировал. Потом мне переводчик говорит, что по корейскому обычаю теперь губернатор должен держать свой стакан, а я ему наливать. Труда не составило, выпили еще раз. Получилось что-то на брудершафт в корейском исполнении. Когда принесли после острых корейских закусок огромную чашку с супом из женьшеня и курицы, стало немножко легче. Периодически мы с губернатором угощали друг друга вином, и я ему рассказывал о молдавских винах и о Криковских подвалах. По-видимому, на него это произвело впечатление (или на корейцев, которые за этим наблюдали), так как отношение ко мне со сторону корейцев после этого несколько изменилось. Как только мы вышли из ресторана, ко мне приставили кореянку (на этот раз симпатичную) с огромным зонтом (без дождя здесь не бывает). Она торжественно несла зонт, и как я не пытался ей объяснить, что я и сам могу держать зонт, она мне его не отдала, сказав, что ей дали ответственное поручение. После обеда нас повезли на женьшеневый ликерочный завод. Особого впечатления он не произвел, но очередная дегустация понравилась. Далее в программе было посещение одной из плантаций, где мы своими глазами увидели, как выращивают и выкапывают корень женьшеня. Более того, нам дали белоснежные перчатки и предложили самим поучаствовать в этом процессе. Под непрекращающимся дождем это была не лучшая идея, но по нескольку корней выкопать успели. До торжественного дипломатического приема и ужина оставалось еще 2 часа, и корейцы строго следовали программе. Даже, несмотря на дождь, танцы состоялись, правда, в плащах. Для зрителей были сооружены навесы, а танцоры изображали сбор урожая и еще что-то. Мне это очень напоминало танец дикарей с копьями, барабанами, корзинами на головах, было необычно все это видеть в цивилизованной стране, но, тем не менее, интересно. При этом разносили и угощали всех какой-то незнакомой мне корейской пищей. Отказываться было неудобно и пришлось заглатывать понемножку все, что предлагали. Активированный уголь к счастью не понадобился. После этого шоу нашу группу по известным только корейцам мотивам разделили на 2 части: 4 автобуса (160 человек) отправили обратно в Дайджон, а пятый автобус в составе 40 человек повезли на представительский прием.

   В 18 часов нас привезли в банкетный зал. Эта история заслуживает отдельного описания. Не знаю, сколько всего там было народу, но кроме делегации из Дайджона было много представителей из Сеула, Пусана и других более мелких городов. Длинные ряды столов уже были сервированы и на столах стояли таблички, где какой делегации размещаться. Кроме этого впереди стояло несколько круглых столов сервированных отдельно для высоких чинов. Среди них выделялся первый президентский стол, украшенный цветами. Я вместе со всеми направился к отведенным нам местам, но в этот момент ко мне подошли корейцы во фраках, взяли вежливо меня под руки и повели в другую сторону. Сначала я ничего не понял, но когда они подвели меня к президентскому столу, и я там увидел табличку, на которой крупными буквами красовалась моя фамилия и зарезервированное для меня место, я удивился еще больше. Мой знакомый губернатор и организатор этого фестиваля, представил меня членам корейского правительства, ректорам университетов и израильскому послу в Корее, который тоже сидел за этим столом со своей послихой Сарой. Я медленно выходил из состояния шока, так как, несмотря на большое количество спиртного выпитого в этот день, все это было наяву, а не во сне. Как в последствии оказалось, за вторым столиком по соседству сидела делегация России из Сеула во главе с Генеральным консулом Российской Федерации, и все внимательно наблюдали за происходящим. Об этом я узнал позже, а пока я мирно беседовал с ректорами, отвечал на их вопросы, обсуждал с Сарой проблемы советских евреев в Израиле и беззаботно выпивал и закусывал вместе с корейским правительством. Сначала выступил с приветственным словом сам губернатор и хозяин фестиваля, потом члены правительства, потом Израильский посол предложил тост за интернациональную дружбу. Кто же будет возражать против дружбы, если тебя на халяву кормят и поят! Наконец образовалась в трапезе некая пауза и, улучив подходящий момент, ко мне подошел Генеральный консул России в Пусане Цупиков Вячеслав Парфенович. Вежливо представившись, он вручил мне свою визитную карточку и сразу сказал, что вся российская делегация уже больше часа не может разгадать загадку, что это за незнакомая им личность с табличкой Россия Назаров (про Молдову я не упоминал) сидит за первым столом. Я честно сказал, что сам не знаю, кто распорядился посадить меня сюда, может я олицетворял демократию в Корее или изображал простой народ, но мой искренний ответ его явно озадачил и он почувствовал какой-то подвох. На всякий случай консул предложил мне посетить Пусан с дружеским визитом в удобное для меня время, и его предложение было с благодарностью принято. А в это время за нашей беседой с любопытством наблюдали остальные члены российской делегации. Наверно они были озадачены еще больше и явно не знали как себя вести в отношении меня и, увидев, что Генеральный консул обменивается со мной визитками, решили сделать на всякий случай то же самое. Ко мне выстроилась очередь, только вместо верительных грамот мне стали вручать свои визитные карточки. В частности, свою карточку мне предложил Генеральный представитель торговли в Южной Корее Владимир Бахтин из Сеула и другие. Вот и ответ на вопрос, что значит оказаться в нужное время в нужном месте!

32

3.11 Спорт

Без спорта здесь нельзя. Сидячий образ жизни, как известно, ни к чему хорошему не приводит. А возможностей в КАИСТе хоть отбавляй, на любой вкус, начиная от прогулок и пробежек по специально отведенным в лесу тропинкам, до активного занятия спортом в многочисленных секциях. Я уже писал о том, что наиболее популярны здесь теннис и футбол, много стадионов с хорошо оборудованными кортами и площадками. Велосипед тоже можно отнести к занятиям спортом, и хотя я на нем здесь уже проехал больше, чем за все предыдущее время, я его отношу скорее к средству передвижения. Большой футбол мне уже не по возрасту, а вот теннисную ракетку я приобрел и с удовольствием по утрам играю. Когда нет партнера, играю у стенки, однако часто корейцы приглашают сыграть с ними вместе, и я принимаю их приглашения. Перед тем, как ввести мяч в игру, подающий отвешивает поклон. Принимающий ответствует также почтительным поклоном. Второй вид спорта, который мне очень нравится – это плавание. Совсем недалеко от дома есть прекрасный крытый 25 м. бассейн. Для тех, кто был со мной в Румынии, будет понятно, если я его сравню с оздоровительным комплексом в Предяле. Также есть сауна, несколько мелких бассейнов, большой тренажерный зал со всевозможными тяжестями, снарядами и прочими приспособлениями для накачивания мускул. Для преподавателей и студентов отводится специальное время. Например, преподавательское время ежедневно с 17 часов и это после работы очень удобно. Народу немного, места хватает всем. В сауне я часто парюсь один, так как русских здесь практически нет, а у корейцев она особой популярностью почему-то не пользуется.

Ну, и конечно, самым приятным для меня является то, что здесь можно заниматься горнолыжным спортом – в 40 минутах езды от Дайджона расположен горнолыжный курорт Муджу, куда я зимой обязательно съезжу и напишу об этом отдельную главу.

Продолжение в части 3-2

Автор Михаил Назаров

Полностью книгу о Южной Корее можно приобрести на нашем сайте:

Hardcover Book MockUp-Kor

СТРАНА УТРЕННЕЙ СВЕЖЕСТИ

Книга написана в форме дневников по свежим впечатлениям о работе и жизни в Южной Корее в хронологическом порядке. Книга состоит из трех частей: Первая неделя, Первый месяц и Первый год. Не удивительно, что по объему они все разные. Конечно, самые яркие и сильные впечатления – это самые первые. Все новое, все необычное. Затем ко многому привыкаешь и уже не удивляешься, как в первый раз. Все самое интересное, что мне удалось увидеть за первый год в свободное от работы время, я постарался изложить в данной книге. Приглашаю всех моих друзей в путешествие по Южной Корее. 

Цена  книги 100 рублей 

Навигация

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2022    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти