ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО ПЕЩЕРЫ КОСУ

- Нет, мы пойдем другим путем - сказала моя подруга, Таня, раскрывая карту Кореи.

Наши мужья, наслаждавшиеся после ужина компьютерами, согласились.

- А куда собственно, мы пойдем, т.е. поедем - поинтересовались они вскоре.

- В пещеру! - обрадовали мы их.

-?

- Потому, что в горах, лесах, на морях и островах Кореи мы уж были. А под землей еще нет.

- И куда же вы хотите? - осторожно спросил Эдуард, Танин муж и предводитель, т.е. водитель, в машине которого мы успешно попадали и к динозаврам, и на Райский остров и в другие райские места.

- Мы нашли очень симпатичную пещеру на туристической карте Кореи, называется она Косу или Госу. Это между двумя национальными парками. Так что, красивые места по дороге нам обеспечены! -продолжала Таня

- А телефон там есть? -насторожился Эдуард

- Да!

Замечу, что без телефона Эдуарду пришлось бы вводить в спутниковый навигатор адрес пещеры на корейском языке. Год назад мы уже пытались вести адрес следов динозавров, в результате чего упорно попадали на центральную площадь какого-то города. Попытки объяснить местным жителям, что мы ищем динозавров, превращались в концерт ансамбля песни и пляски. Корейцам очень нравилось, как мой муж Михаил рычал и вертел головой, изображая динозавра. Но понять наш корейский и карту на английском языке они, как ни старались, не могли. В конце одного из выступлений зрители начали громко топать. Каков вопрос, таков ответ! Корейцы топали долго, радостно и вопросительно. Пока мы не поняли, что таким образом они спрашивают, уж не следы ли динозавров нам, случайно, нужны? Мы радостно захлопали. А благодарные зрители набрали на панели навигатора длинную фразу на корейском языке, означавшую название их знаменитого национального парка с музеями, скульптурами и следами все тех же динозавров..

Тот концерт закончился поздно ночью, и мы решили заночевать в первом попавшемся мотеле этого городка. Потом в Париже на бульваре Вольтера, в отеле, где комната была в два раза дороже, и в пять раз грязнее, меньше и старее, с удобствами не на каждом этаже, мы вспоминали тот корейский мотель рядом с динозаврами, с джакузи, махровыми халатами, скоростным Интернетом и плазменным ТВ в каждой комнате. И тогда уже парижская современность с ее романтикой mon petit, показалась мне следами динозавров. Но Париж и динозавры остались в прошлом году, а в этом нас ждали новые приключения.

И вот, рано утром Эдуард берет из Интернета подробную карту и по привычке прорабатывает маршрут. Таня набирает на панели навигатора телефон пещеры и набивает багажник машины русской едой. Я прошу мужа не выступать и не спорить с навигатором. И все мы отправляемся в пещеру Косу.

Как мы узнали из справочников, пещера Косу (Госу) находится на самом юге провинции Сhunggheongbuk-do (North Chungcheong Province ) в юго-восточной части - Sobeaksan National Park. Это известный своей красотой и стариной район Даньянг. Исторических, природных и архитектурных памятников, внесенных в Национальный реестр Кореи там больше 20-ти. Пещера Косу значится в этом реестре под номером 265. А ее адрес: Chungcheongbuk-do, Danyang-gun, Danyang-eup, Gosu-ri. Телефон 043-423-30-71.

Вооруженные такими знаниями, мы выехали из Сувона сначала по дороге 50, потом 55, затем свернули на 5-ю. Число "5" и в Корее считается счастливым. И нам повезло как с дорогами, так и с погодой. Дороги в Корее отличные везде, даже в сельской местности им может позавидовать любая московская. Нам везло с трафиком. Это благодаря Эдуарду, который взял на своей фирме Samsung один свободный день в счет летнего отпуска. Так что мы выехали, не в субботу, как корейцы, а в пятницу, когда дороги еще свободны от жаждущих отдохнуть. Более того, в пещере мы тоже оказались совершенно одни, т.к. попали в нее вечером.

Было, конечно, страшновато, вспоминались сцены из фильмов о пропавших под землей туристках, типа французского "По ту строну полуночи". Вообще, спелеология и пещеры меня никогда не привлекали. Еще в детстве я боялась спускаться в погреб бабушкиного дома. Да в Москве на переходах в метро в час пик мне всегда было не по себе. А тут какая-то неизвестная пещера, наверное, там сыро, грязно, темно и холодно. Но нельзя же все время только цветами любоваться.  Надо для сравнения увидеть нечто противоположное, думала я. И тут я увидела такое!

Но взгляните сначала Вы.

clip_image002

Вдоль этих стен, которым около 150 000 лет, начинался наш спуск в пещеру Косу

Это были не молочные реки с кисельными берегами, как в русских народных сказках. И не сладкий торт, залитый медом, вареньем и сливками, как в кондитерских. И не реклама воздушных шелков и тяжелого бархата , как в современных сказках, т.е. в дорогих магазинах. Это жилище пещерного человека. Кажется, там осталось его тень. Во всяком случае, в глубине тел костер. Но это уже был современный костер.

Основной грот пещеры Косу длиной 1 700 м был исследован Спелеологическим Обществом Кореи в 1973. Стены основного грота, образованные сталагнатами, т.е. сросшимися сталактитами и сталагмитами, напоминали сказочный лес.

clip_image004

Сказочный лес сталагнатов пещеры Косу

Напомню, что сталактиты, в переводе с греческого "натёкший по капле". А сухим языком науки - это хемогенные отложения в карстовых пещерах, свешивающиеся с потолка в виде сосулек, соломинок или бахромы.

clip_image005

Сталактиты пещеры Косу

А со дна карстовых пещер навстречу сталактитам растут другие натёчные минеральные - сталагмиты. Сталагмиты имеют форму конусов или столбов.

clip_image006

Сталагмит пещеры Косу

Сталагмит напоминает каждому свое. Мне, этот выросший из мрака сталагмит, напомнил акулу, неожиданно возникшую передо мной в Таиланде пару лет тому назад. Муж тогда был в восторге, а я заработала ластами, что было сил. Что касается силовых методов, этот поднимающийся сталагмит напомнил мне еще и ракету, которую недавно запустила Северная Корея. Но термины "сталактит" и "сталагмит" были введены в литературу в 1655 году датским натуралистом Оле Вормом.

Успокоив себя научными терминами, мы спускались все глубже. Над нами была толща горных пород. И вдруг стены расступились. Мы оказались в новом подземном царстве. Это был гигантский зал, его можно было бы называть рыцарским, будь он хотя бы на несколько тысяч лет моложе. А стройные стены, образованные сталагнатами, напоминали трубы величественного орг'ана, если, конечно, существуют музыкальные инструменты двадцатиметровой высоты.

clip_image007

Сталагнаты подземного зала пещеры Косу

Казалось, сверху несутся фуги Баха, но это были солнечные лучи в ареоле водяной пыли.

clip_image008

Луч солнца в подземном царстве

Откуда в пещере солнечный свет? Пещера Косу извивается в толще горы, от ее подземных корней, которые ниже уровня моря. до вершины горы. Ее длина 1 300 м. Входы, выходы и также подземные залы пещеры располагаются на высоте от 160 до 200 м над уровнем моря, этот 40-метровый перепад высот соответствует высоте современного многоэтажного дома. И вот, из верхних входов в определенное время в пещеру проникают лучи солнечного света. Возможно, в доисторические времена они были первыми солнечными часами, а освещаемые ими места считались святыми, как, например, у друидов?

Мы углублялись в пещеру, она разветвлялась, Основные гроты пещеры Косу были открыты в 1976, 1983, 1986 годах. Исследования продолжаются.

- Жутко там, наверное? - спрашивали потом на сайтах те, кто не был в Корее?

- Нет - отвечала я честно.

В других пещерах бывает сыро и мрачно. Но в Косу было так красиво, что не страшно. И потом, это же Южная Корея, так что, даже в пещере, нам не грозили ни грязь, ни темнота. Мы шли по сверкающим мостикам с перилами из нержавеющей стали.

clip_image009

Вверх по лестнице, идущей вниз

Влажность, правда, была большая, объектив камеры запотевал. Но зато не жарко, круглый год в пещере держится температура 15 С. А летом наружи 35 С. Так что, в пещере весь год можно было ходить в легкой тигровой шкурке.

Название пещеры Косу уходит корнями в голубь веков, когда входа в пещеру был скрыт зарослями высокой и жесткой травы, а косили ее грубыми каменными ножами. Это примитивные орудия каменного века нашли у входа в пещеру. Вы помните, что каменным веком, точнее веками, называют доисторический период развития человечества. Доисторическим он считается потому, что в то время человечество еще не умело (или не хотело) писать и регистрировать все подряд, как в наше время. Потом началось историческое летоисчисление, т.е. записывание и переписывание истории. Короче, возникли гуманитарные науки. А в каменных веках науки были только прикладные. Доисторические люди не умели писать, но умели жить в любых условиях.

В этих условиях дети каменных веков не сидели за партами, а свободно бегали, ходили с родителями на рыбалку, охотились на диких зверей и не боялись оценок, тестов и экзаменов. А их бедные родители не могли выйти в Интернет, поэтому сидели вечерами у костра. Они не могли даже послать СМС в соседнюю пещеру. И чтобы узнать "кто, что, где, когда, зачем и почему" добыл, они вынуждены ходить друг к другу в гости. Бедные доисторические люди! Без письменности им приходилось не только самим говорить, но и слушать детей, друзей, и вообще понимать язык природы.

Как они могли так жить столько веков подряд, в пещерах, без удобств, без головной боли и аллергии? Да и откуда им было это взять, если сидели они на минеральной воде, проходящей не через современный фильтр, а сквозь вековые каменные своды, и очищенной таким образом ото всех бактерий? Они даже рекламу косметики не читали. Поэтому купались они в термальных источниках без мыла. Правда, вода в этих источниках была такой мягкой и целебной, что мыло и кремы изобретать им не было нужды. Бедные доисторические люди! Они даже слово "экологически-чистый продукт" на мамонте не могли написать, не говоря уж рыбах, травах и диких фруктах.

Зато теперь, через 100-200 км любой современный человек может попасть в конце рабочей недели на доисторическую родину, чтобы зайдя в пещеру, забыть свой офис. Телефон, правда, его и там достанет. Но там, в доисторических условиях человек может подышать нормальным прохладным воздухом без электрического увлажнителя и кондиционера. Доисторические жители об этом тоже не знали. Они просто сидели на берегу чистого подземного озера и считали свою пещеру дворцом.

clip_image011

Подземный Дворец Анчанг Хйонг

Сталагнаты, как мощные колоны, поддерживают каменные своды Дворца Анчанг Хйонг. Над ними целая гора, из ее недр впадает в озеро подземная река. Многих пугает снимок этого поземного дворца. Некоторым он напоминает пасть дракона. Но Драконы в этих краях - милейшие и создания, типа наших ангелов. А вот символ семейного уюта - Кот здесь по-прежнему ассоциируется с нечистой силой. Наверное, потому, что настоящие Чертовки всегда царапались и мурлыкали, когда им надо.

Ну а любители мюзиклов могут вспомнить "Призрак Оперы". Зловещее подземное озеро и грязная подземная река, были описаны Гастоном Леру в романе 1910 и показанные в известной экранизации мюзикла "Призрак Оперы" в 2004 году. Мрачное озеро, как Вы помните, находилось в подвалах Гранд Опера а центре Парижа.

clip_image012

Подземное озеро. Кадр из фильма "Призрак оперы" 2004 г.

А одна из скал в пещере Косу действительно напоминала смертельно-бледную маску Призрака Оперы, притаившегося над золотом под темными сводами.

clip_image013

"Призрак оперы" пещеры Косу. Возраст примерно 150 000 лет.

По-моему, искусство, в лучшем случае, лишь копирует природу. Возможно, складки древних сталактитов подсказали художникам и роскошь театрального занавеса, и тяжесть ниспадающих драпировок?

clip_image015

Сталактитовый занавес пещеры Косу.

В отличие от театрального мира озеро и подземная река в пещере Косу были не только настоящими, он и красивыми. И очень чистыми. (Кажется, я начинаю понимать спелеологов.)

Но пора вспомнить химиков и напомнить вам механизм образования этой красоты.

Сталактиты образуются за счет отложения минералов, в основном карбоната кальция, т.е. соли угольной кислоты CaCO3.Карбонат кальция является главной составной частью известняка, мела и мрамора. Минеральная вода, содержащая т углекислы газ CO2 просачивается внутрь карстовой пещеры и на своем пути растворяет известняк, состоящий почти на 100% из карбоната кальция CaCO3.

В толще горы происходит химическая реакция, в результате которой образуется водный раствор бикарбоната кальция Ca(HCO3)2.

CaCO3(s) + H2O(l) + CO2(aq) = Ca(HCO3)2(aq)

Раствор бикарбоната кальция продолжает просачиваться сквозь толщу горы вниз, пока не достигнет потолка пещеры. Там внутри пещеры, в присутствии воздуха начинается обратная реакция, в результате которой и происходит отложение твердого карбоната кальция в том месте, где капля раствора Ca(HCO3)2 попала на воздух. Так растут сталактиты, состоящие в основном из CaCO3

Ca(HCO3)2(aq) = CaCO3(s) + H2O(l) + CO2(aq)

Реакции пишутся быстро, но сталактиты растут медленно, со средней скоростью 0,13 мм в год. В тех пещерах, куда просачивается быстротекущая вода с высоким содержанием растворенного в ней карбоната кальция и углекислого газа, сталактиты растут быстро, со скоростью 3 мм в год. Но даже в таких пещерах характерное время роста сталактитов измеряется десятками и сотнями лет.

Сталактиты придают скалам карстовых пещер самую фантастическую форму и окраску. Цвет сталактита о зависит от примесей содержащихся в водном растворе бикарбоната кальция Ca(HCO3)2(aq).

Но это бывает не в каждой пещере. Во-первых, пещера должна быть карстовой, т.е. сложенной из сравнительно легко растворимых в воде горных пород. Например, из гипсов, известняков, мраморов, доломитов, каменной соли. Во-вторых, нужен своеобразный рельеф местности. Для карста характерны отрицательные формы рельефа, т.е. кары, колодцы, шахты, провалы, воронки, слепые карстовые овраги, А для развития карстового процесса необходимы следующие условия: а) наличие ровной или слабо наклонной поверхности, чтобы вода могла застаиваться и просачиваться внутрь по трещинам; б) толща карстующихся пород должна иметь значительную мощность; в) уровень подземных вод должен стоять низко, чтобы было достаточное пространство для вертикального движения подземных вод. Поэтому карстовых пещер значительно меньше, чем обычных.

Кода я писала этот рассказ, ко мне заглянула Йен.

-Ой, такие же пещеры есть у нас во Вьетнаме! - воскликнула она.

- Только они запушены и не оборудованы так, как в Корее - добавила она с грустью.

- Но пещера Тьен Сон в 2003 году была внесена в реестр ЮНЕСКО. Может, это поможет ее сохранить - вздохнула Йен с надеждой.

Получается, что для сохранения доисторической красоты нужны современные технологии, приносящие деньги государству, которое ценит прошлое и думает о будущем. А жители таких стран могут легко найти доисторическую родину, оборудованную по последнему слову техники. Если, конечно будут использовать письменность и, спустя 6000 лет после ее возникновения, смогут написать название доисторической пещеры на панели спутникового навигатора. Новое тысячелетие приносит свои плоды.

clip_image016

Фантазия Природы - синие, белые и золотые сталактиты.

В пещере Косу сейчас открыто более 120 различных групп сталактитов и сталагмитов, превосходящих своей артистичностью работы многих современных скульпторов. Например, там есть Скала Лев, Скала Осьминог, Скала Орел и даже Скала Дева Мария. Некоторым из моих русских друзей Подземный Дворец Анчанг Хйонг напомнил открытую пасть дракона. Но Скалу Дракона - Защитника Пещеры Косу мы встретили дальше.

clip_image018

Золотые крылья Дракона - Защитника Пещеры Косу.

И, действительно, мы почувствовали себя уверенней под защитой его золотых крыльев. Как я уже писала, Дракон в Корее - это доброе создание, а кот для корейцев хуже Черта. Скал, похожих на котов, мы не встречали, но таинственные птицы спускались к нам из темноты.

clip_image019

Призрак птицы.

Мы шли все дальше, и Карстовая пещера Косу продолжала раскрыть нам свои тайны. Я забыла написать, что слово карст происходит от немецкого Karst, и вошло в спелеологию от названия известнякового альпийского плато в Словении. Карст означает совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот. Но, когда сами стены глядят на тебя из вечности огромными, понимающими глазами, научные термины меркнут.

clip_image021

Всевидящее око.

Каких только форм, округлых, мягких, острых, резких, нежных и трагических не создала по каплям вода в течение тысячелетий. Воде, как и скульптору, надо время. И чтобы никто не мешал.

clip_image023

Доисторическая скульптура.

Мы понимались все выше, кулуар становился все уже, все темнее. И вдруг пред нами открылся зал сказочной красоты, он был просто роскошным. В его центре высилась простая скала.

clip_image024

Скала Любви

Вокруг нее вилась лестница, и чем выше мы понимались тем больше понимали название этой скалы - Скала Любви. Это была не монолитная стела, как в сказках, заканчивающихся свадьбой. Это было вечное стремление друг к другу. Стремление через пустое пространство непонимания и отчужденности. Стремление Ромео к Джульетте, одиноких отцов к растущим детям. И в это пространство веками капает слеза. Простите, это капает вода, чистая как слеза. Вода капает из сталактита на поднимающийся ему навстречу сталагмит. И так они растут оба. Пройдут века и они соединятся. А пока это вечная песня без слов, понятная еще доисторическому человеку.

Но слова в пещере были. Они были на выходе. Ими я и хочу закончить свой рассказ.

clip_image026

Оглянитесь на прощание

Автор Татьяна Бойко-Назарова

Другие работы автора вы можете посмотреть здесь: http://travelreal.ru/tatyana-nazarova

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО ПЕЩЕРЫ КОСУ" оставлено 3 коммент.
  1. Карина Батьковна:

    Очень понравилась статья !
    Невероятное путешествие !
    Ведь в основном мы гуляем по обычным
    достопримечательностям, музеям, паркам,
    а тут оказаться в такой приятной пещере !
    Не забываемое впечатление !

    • Татьяна Бойко-Назарова:

      Спасибо, Карина, что присоединились к нашему путешествию. В Корее очень мало художественных музеев, т.к. исторически основным видом искусства у них была каллиграфия. Иероглифы ханча умельцы пишут широкими танцевальными движениями кисти, это действительно искусство. Но это уже в прошлом, а начиная с конца 20 века благодаря генерал-президенту Пак Джон Хи в Южной Корее основными приоритетами стало образование, технические науки, промышленность, вежливость и здоровы й образ жизни. Поэтому в каждом парке Южной Кореи есть музей науки, где дети начиная с 3-х лет могут провести своими ручонками любой эксперимент из области магнетизма, оптики, механики и т.д. Это особый вид воспитания. Но нам это и так известно, поэтому мы искали необычны с точки зрения европейца места. Рада, что вам с нами было интересно. До новых встреч и приключений!

  2. Карина Батьковна:

    Танечка, милая, я совершенно случайно узнала, что вы мне оказывается написали ! Вам надо отвечать на Лиру, чтоб ответ ваш мог до меня дойти. Отсюда ответ ко мне не поступает.

    Мне очень очень понравилось интересное для меня ваше дополнение, про музеи где дети могут не в теории, а на практике, на собственном опыте узнать физические законы нашей планеты.
    Для меня это потрясение.

Оставить свой комментарий

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2018    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти