Я побывал в Турции как раз до пандемии. Ну и что, скажете вы, миллионы россиян побывали в этой стране, валялись на пляжах, пили водку-ракы, смотрели исторические древности… Не спешите с выводами. Здесь можно отдыхать и по-другому. Автор изведал на себе все прелести здешнего экстремального туризма. Впрочем, не все они показались ему прелестями.
Курортный городок Мармарис и его окрестности — красивейшее место Турции. Крутые горы, покрытые соснами, отвесно обрываются в море, распадаясь на многие острова и островки, создавая сказочный уют в каждой бухточке. Белым жемчугом рассыпаны по берегу отели, нанизанные на нитки отличных шоссейных дорог. Здесь наглядно видишь: Турция сегодня делает все, чтобы отдых для гостей стал самым привлекательным, люксовым.
Турецкий курорт Мармарис
Я с группой российских туристов из Москвы остановился в отеле «Летуния», который расположен в двух километрах от города Фетхие.
Отель «Летуния»
Отель этот (5 звезд, All inclusive) очень уютен, весь утопает в роскошном многоцветии и зелени тенистых деревьев. занимает целиком небольшой гористый полуостров, где и созданы поистине райские условия для отдыха: рестораны и бары, открытые все 24 часа, песчаные пляжи, бассейны, тенистые корты и многое другое для разностороннего отдыха. Вечерами на мысе полуострова под сполохи маяка звучит музыка — дискотека до глубокой ночи. Хочешь — танцуй, а хочешь — под шум прибоя любуйся ночными морскими пейзажами, мерцающими невдалеке огоньками города Фетхие, темными силуэтами островов и бухточек, подсвеченными лунной дорожкой и яркими южными звездами.
Однако простое созерцание даже самых удивительных красот и сытая жизнь по системе «все включено» набьет оскомину непоседливому энергичному туристу уже через три-четыре дня. Такому человеку захочется чего-нибудь еще. И это «еще» здесь есть! Непоседе предложат параглайдинг, рафтинг, дайвинг, джип-сафари, спуски в пещеры и подъемы по скальным стенам. Мне захотелось приключений. Для начала я выбрал, как мне казалось, самый «адреналиновый» вид — рафтинг, который заключался в спуске на надувных лодках по горной реке Даламан.
Рафтинг. Как нас мочили
После оформления туристической путевки на рафтинг я узнал, что включен в сборную со всех близлежащих отелей группу, которой предстоит преодолеть маршрут с кодовым названием «Р2». Правда, я так и не узнал доподлинно, что эта аббревиатура обозначала. По всей вероятности, этим зашифровался спуск по большой воде. Как обычно, в конце летнего сезона уровень воды в реке Даламан понижался и маршрут такого спуска обозначался как «Р1». Итак нашей группе предстояло совершить спуск протяженностью в 20 километров с перепадом высот в 400 метров. Здесь есть пороги с первой по пятую категорию сложности. Порог пятой категории не под силу новичкам. Его нам предстояло обойти по берегу. Но один порог четвертой категории всем нам предстояло преодолеть по воде, и это было главной интригой предстоящего сплава.
До верхней точки маршрута все наша группа добиралась на джипах — сначала два часа по относительно хорошим дорогам, а потом еще два часа по горным склонам. По ходу преодолели два перевала. Дорога изобиловала крутыми спусками и подъемами, резкими поворотами, шла над пропастями, местами становясь такой узкой, что здесь едва ли удалось бы разъехаться двум встречным машинам. В ущелье, где шумел бурлящий поток, на прибрежной поляне начались занятия с инструкторами. Большую часть «теории» нам разъясняли, как себя вести, когда лодка перевернется и все окажутся в бурлящем потоке реки. С холодком в сердце мы сделали выводы, что такая ситуация практически неизбежна. Так оно, в общем-то, и вышло: из семи стартовавших вместе с нами лодок четыре перевернулись, а одна из них — даже два раза. Но пока мы внимательно слушали и запоминали команды, которые все члены экипажа должны были беспрекословно выполнять: «вперед», «назад», « всем на левый (правый) борт», ложись» и так далее. Лично мне импонировала лишь одна команда — «ложись». При этой команде надо быстро свалиться с борта в центр лодки, вцепиться во что попало и отдаться на волю случая. Но об этом оставалось лишь мечтать. Рафтинг — серьезная физическая забота. Заранее возненавидел я команду «вперед», услышав которую предстояло грести изо всех сил — только так можно проскочить сложный порог. Каждая лодка вмещает шесть человек. Плюс — инструктор. Нас, дюжину русскоговорящих туристов, стали делить на два экипажа. И тут — новая для меня неожиданность. Шесть молодых здоровых мужиков тут же объединились в один экипаж. А я, как мужчина в возрасте, проявил солидность, а по-существу, просто растерялся и остался в окружении пятерых девушек. При других бы обстоятельствах меня такой поворот событий лишь бы обрадовал. Но достаточно бросить взгляд на стремительные воды Даламана, чтобы перестать чувствовать себя героем-любовником. И даже просто героем. Немного успокоил наш инструктор Гири, который сказал, что хоть и экипаж действительно слабый, но зато он — инструктор самый опытный. Работает здесь уже пять лет и на этом маршруте не переворачивался ни разу. Потом задумчиво добавил, что, возможно, сегодня будет в первый раз.
Кстати, Гири оказался уроженцем Ингушетии, да и другие русскоговорящие инструкторы — также выходцы из кавказских республик бывшего СССР. Приближался момент старта. Все надели каски и спасательные жилеты, взяли по веслу. И перед отплытием… искупались в тихой заводи. Чтобы попривыкнуть. Вода приятно удивила — была не такая уж холодная. Ладно, решил я, ведь «чайники» не тонут. Во всяком случае сразу. Сразу тонут только утюги.
Автор решительно готов к сплаву по реке Даламан.
Наконец отплыли, причем наша лодка оказалась последней в караване. Тут же самая хрупкая девочка забеспокоилась: почему мы плывем последними, а кто же нас всех будет спасать? Гири с тоской в голосе ответил, что он и будет. Река Даламан пробила себе в горах узкое русло, над нами скалы на сотни метров отвесно уходили ввысь. В общем, мне стало окончательно ясно, что дорога домой теперь только одна — вниз по пенным перекатам. До первого порога отрабатывали команды. Все вроде бы получалось. Прошли каким-то чудом первое опасное место. Второе — уже увереннее. И вот он, самый сложный порог — именно тот, четвертой категории сложности. Мы с ужасом видим, как экипаж из крепких парней перевернулся, стали их вылавливать из воды, затем перевернулся другой экипаж. Храбрости нам это не прибавило, каждый мысленно уже готовился к худшему. Вошли в порог, неистово работая веслами. Потом была команда «ложись». И тут же нас подбросило, да так, что какое-то мгновение все летели отдельно от лодки. Но повезло — обратно попадали почти на свои места. Потом нас накрыло водяным буруном, швырнуло, завертело… И вдруг все это сумасшествие осталось позади — вышли после порога на спокойную воду. Мы пристали к берегу, чувствуя себя героями. На радостях стали друг друга обливать водой, молотя по ней веслами, хотя все и так были мокрыми до нитки.
Поплыли дальше преодолевать следующие пороги. Тут мимо нашей лодки пронесло какой-то оранжевый мешок. Он отфыркивался и булькал. Оказалось, это гребец, только что выпавший из другой лодки. Мы его подхватили по всем правилам за спасательный жилет и втащили в лодку. Повеселевший Гири сказал, что такой сплав без лодки называется бодирафтингом, и что это и есть настоящий экстрим.
На нашем сплаве было еще одно сложное место. После порога третьей категории русло речки круто поворачивало почти под прямым углом. При этом бурный поток воды стремительно ударялся об обрывистый берег, образуя, как говорят спортсмены, «карман» или «прижим» с сильным круговоротом воды. На другом берегу реки стояли инструктора и внимательно следили за всеми лодками, преодолевающими этот сложный порог и оказавшиеся в сильном течении «прижима». Я потом уже спросил у Гири, в чем дело. Он ответил, что это самое опасное для жизни спортсменов место, так как если человек выпал из лодки после порога и попал в воду и в этот водоворот, то он самостоятельно из водоворота уже не выберется, а будет под крутым берегом «прижима» словно в бочке кувыркаться по замкнутому кругу. Его может вытащить из этого места только внешняя сила, то есть опытный спасатель на дежурной лодке. К счастью, всем нашим лодкам удалось преодолеть этот роковой «прижим».
На финише всех участников рафтинга ждал обед и просмотр только что отснятого видеофильма про наше приключение. Его снимал оператор-профессионал, который сплавлялся вместе с нами, но на первой лодке. Он с камерой и поджидал других возле самых бурных порогов. Многие моменты фильма шли под аплодисменты. В одно из эпизодах с гордостью я увидел нашу лодку и самого себя в ней среди бушующего потока воды. Было от чего возгордиться!
Параглайдинг. Исповедь труса
Я сделал все, что мог, чтобы отказаться от этого полета. Я с детства боюсь высоты. Для меня колесо обозрения в парке культуры — уже полет высшей категории сложности. А уж висеть на лямочках под узким куполом параплана на высоте около двух тысяч метров! Нет, ни за что! Так я думал в ночь перед полетом. А утром инструктор сказал; «Послушай, все тут летают, и девушки, и дети, чего ты отказываешься». Я устыдился и принял половинчатое решение — решил поехать с нашей группой на старт на гору, там посмотреть на все это своими глазами и потом уже сказать «да», или «нет».
Поездка на гору на открытом джипе по серпантину уже представляла первое испытание на смелость. Но из машины, видимо, еще никто до нас не выпадал, и поэтому водитель привычно гнал, закладывая крутые на большой скорости повороты над обрывами. Наконец приехали к месту старта. Сверху открылся потрясающий вид. И я решил: полечу! Хотя бы ради этой красоты. Обрядили в «сбрую», пристегнули к инструктору (ведь новички в одиночку не летают) и … Быстрые шаги в никуда. Параплан, подхваченный горячими вертикальными потоками воздуха взмыл над пропастью. Потом хорошо помню первые несколько минут полета, когда я смотрел только на свои руки, вцепившиеся мертвой хваткой в ремни — а я смотрел, не разжимаются ли мои пальцы помимо моей воли? Потом краем глаза увидел небо и даже рискнул взглянуть вниз. Там расстилалось бирюзово-синее море с зелеными островами, уходила за горизонт причудливая бахрома побережья, изрезанная сотней заливов, рядом вздымались покрытые соснами горы. Одним словом — красота!Поблизости летели несколько парапланов, вылетевших перед нами. Вдруг один из них сорвался в «штопор»! Но через несколько секунд выровнялся. Оказывается, как мне рассказал потом коллега по имени Павел, это его решил испытать инструктор. Он скомандовал в середине полета: «Тяни правый ремень, еще тяни!». Паша послушно исполнил команду и с усилием стал тянуть… и параплан закружило, как в водовороте. «Впечатление такое, — признавался Паша, — что просто стремительно падаешь. Земля оказалась где-то сбоку, в ушах засвистел ветер. Так продолжалось секунд десять, а казалось, прошло не менее десяти минут». Потом шутник-инструктор выровнял параплан и полет продолжился в штатном режиме. Представляю, что было бы со мной от таких шуточек!
Тем временем мой параплан плавно кружился в небе и приближался к земле. Вот внизу под ногами показалась лагуна. А вот и пляжная полоса для приземления, короткая пробежка по песку, и все кончилось. Да, полет был прекрасен. Правда, еще некоторое время тряслись поджилки, да и в коленях была слабость.
Дайвинг. «Пальцовка» под водой
Погружение под воду с аквалангом — это и спорт, и развлечение, и аттракцион. В уютной, тихой бухточке недалеко от города Фетхие, на борту катера, оборудованного для дайвинга, шел инструктаж для счастливчиков, собравшихся впервые посетить подводное царство. Мокрые акваланги со всеми их трубками, ремнями, кранами, приборами, редукторами таинственно и волшебно блестели на солнце. Сразу было ясно, что дайвинг — дело технически непростое. После обучения инструктор — светловолосый, загорелый гуру — спросил, кто до этого нырял с аквалангом. Оказалось — никто. Возраст новичков из нашей группы — от 10-летнего русского мальчика до старичка-англичанина. Еще — три весьма упитанные немки. Казалось, никакая сила не способна погрузить их ниже поверхности моря. Но, видимо, современный дайвинг продвинулся дальше, чем мне это представлялось, исходя из законов Архимеда. Всем выдали по черному гидрокостюму. Причем и для мальчика, и для толстух нашлись подходящие размеры. Поначалу костюмы были мокрые, холодные и узкие, но уже через пять минут в них было тепло и уютно.
Мы стали разучивать азбуку общения жестами под водой: большой палец кверху — всплытие, он же книзу — погружение. «О’кей» — буква «о» из двух пальцев. «Не хватает воздуха — пальцы на собственном горле. Надели ласты, взгромоздили на спины снаряжение, которое и так оказалось весьма тяжелым, да еще на каждого надели по тяжелому свинцовому поясу.
У автора с аквалангом «ОК», теперь можно опускаться под воду.
И вот мы уже плаваем по поверхности в надутых жилетах и глядим в синюю глубину. Там стаи пестрых рыбешек весело шарахаются от нас — тюленей-переростков, неуклюже загребающих ластами. Но нам вообще-то не до рыбок. Первое погружение как-никак начинается и забот хватает: надо продувать воздух в маске, чтобы выдавливать проникающую под нее воду. Еще — надуваться, зажав нос, чтобы избавиться от неприятного ощущения в ушах (это называется «продувать уши»). А главное — сохранять спокойствие и равномерно дышать. Все время погружения нас подстраховывали несколько инструкторов. Где-то на глубине шесть метров со мной случилось ЧП. С меня вдруг начал соскальзывать свинцовый пояс. Я его судорожно у колен подхватил, попытался самостоятельно в него впихнуться, но ничего не вышло. Тут же подплыл инструктор, стал возиться с моим поясом, наконец посадил его на место и крепко пристегнул. Однако от нервного напряжения дыхание у меня сбилось. Почудилось, что не хватает воздуха, стало непривычно сдавливать грудную клетку… И тут я запаниковал, показал руками инструктору, что у меня проблемы и что всплываю. Он в ответ показал, что у меня все в порядке, но я все равно стал судорожно молотить ногами и руками, пытаясь быстро достичь поверхности моря. Вообще-то ничего стыдного в этом нет, так как такой момент переживают многие «чайники», надо только справиться со своими нервами. Потому что быстро, в панике, всплывать — самое опасное для дайвера. Хорошо, что инструктор придержал меня, и вместе мы поднялись на поверхность, хотя и не так стремительно, как мне хотелось. Я выхватил изо рта загубник, сорвал маску и стал взахлеб глотать свежий, соленый воздух.
На меня с катеров смотрели зрители — свидетели моего бегства с «поля брани». Самолюбие взыграло, и я продышавшийся, снова набрался смелости и вместе с инструктором ушел снова под воду. Нагнали группу. Там в это время все кормили рыб с рук белым хлебом. Гуру-инструктор жестами показал, что теперь надо встать на дно ногами и вообразить, что ты играешь на каком-то музыкальном инструменте. И вот мы, глядя друг на друга, изображали, кто барабанщика, кто гитариста. Потом наш гуру показал забавные фокусы в бутылкой из-под «Пепси». Он вытащил свой загубник и наполнил ее воздухом. А потом подбросил бутылку вверх, слегка закрутив вокруг оси. Она по инерции стала всплывать метра на три-четыре, но затем перевернулась донышком вниз и, выпустив весь воздух, словно бумеранг, возвратилась в руки гуру. Были и другие фокусы. но уж лучше это посмотреть самим.
Горное сафари
По экстрим-программе нам было предложено отправиться в тур на джипах по окрестным горам и посмотреть на дикую природу. Я довольно скептически отнесся к этому предложению, так как до этого побывал в двух туристических поездках на сафари в Кении и Танзании, где мне удалось побывать в нескольких известных заповедниках и посмотреть весь набор африканских животных: слонов, львов, носорогов, жирафов, бегемотов и так далее. Что же можно было ожидать в Турции, мне было даже любопытно. Как я понял, что здесь речь шла о том, чтобы отправиться вглубь гор на внедорожниках и на маршруте познакомиться с той местной флорой и фауной, какой она есть.
Ранним утром меня забрал из отеля джип с открытым верхом. Из других соседних отелей тоже забрали туристов и вскоре из наших машин получился целый караван. Мы выехали за город, свернули прямо в горы. Кончился асфальт и началось наше джип-сафари по горным грунтовым дорогам. Мы вдоволь ощутили свободу и получили свою долю адреналина, передвигаясь то по горным серпантинам до вершин в два с лишним километра, то по узким дорогам в скалах над крутыми обрывами. Мы заехали довольно далеко вглубь в безлюдные места, где даже перестали работать наши мобильные телефоны. С горных перевалов открывалась прекрасная картина побережья Эгейского моря. Совсем невдалеке был виден знаменитый греческий остров Родос. Гид объяснил, что на этот остров с турецкого берега ходят экскурсионные катера и туда можно попасть, если на руках будет шенгенская виза. Кстати вот ее-то у меня с собой и не было, так как в Турции она, казалось, была абсолютно не нужна. После горных вершин весь караван джипов спустился в долину, где была расположена деревня. Там нас ждал хороший обед под тенью огромного платана. Его возраст, со слов гида, около полутора тысяч лет. Затем гид явно распоясался и для пущей важности заявил, что под этим платаном сидел даже сам Александр Македонский. Окружающая публика с восторгом проглотила эту новость, ни чуть не сомневаясь, что это просто фейк. В хозяйстве деревеньки были обычные домашние животные. Но особенным вниманием пользовался обычный ослик, с которым все пытались сфотографироваться — ведь это сафари и ослик тому доказательство. Молодые ребята даже пытались прокатиться на ослике, но быстро отказались от этой затеи, так как, во-первых, ослик сам не захотел этого, во-вторых, он был весь в грязной пыли. Рядом с деревней были развалины старой крепости, но нас туда не повели, сказав что это опасно, так как там среди развалин много змей и скорпионов. Но все-таки нам повезло, так как за деревней на дороге обнаружили местных лесных черепашек. Джипы остановились и каждый мог с ними поиграть и фотографировать без проблем.
После выезда из деревни наши водители устроили экстремальное ралли. Видимо, это было запланировано ими заранее. Как только вся кавалькада выехала в долину, по которой неспешно протекала мелкая, но широкая речушка со многими рукавами. Вот тут-то водители джипов и устроили автогонки — стали резко набирать скорость, опасно, как нам казалось, подсекать друг друга, а потом и вовсе подловили момент и, обгоняя, окатили водой из под колес весь соседний джип, где ехала степенная публика из числа пенсионеров-англичан. Тут поднялся гвалт, джип с подмоченной публикой погнался за обидчиком. Другие джипы тоже решили позабавиться и с большими брызгами стали метаться из стороны в сторону по руслу речушки. Все возбудились и уже не обижались, если их накрывало облако брызг. К тому же было весьма жарко и такая освежающая водная процедура была кстати.
Затем мы спустились к морю в красивое место под названием Патара. Там на сотню метров раскинулся прекрасный песчаный и почти безлюдный пляж. Эта была последняя остановка на нашем маршруте и после купания и отдыха (от автогонок) наша кавалькада возвратилась домой по своим отелям.
В конце нашего визита в Фетхие для нашей группы туристов, которая поучаствовала во всех предложенных организаторами экстремальных мероприятиях, было устроено в качестве бонуса совсем не экстремальное плавание на яхте. Мы проплыли дюжину километров вдоль берега, лавируя между живописными островками, купались в открытом море, загорали и закончили это путешествие на борту яхты фуршетом, танцами с последующим всеобщим братанием.
Веселое путешествие российских туристов на яхте в Эгейском море.
Вот такой пляжный отдых на турецком побережье позволил интересно провести отпускное время и, как говорится, оттянуться по полной, что и желаю всем нашим читателям.
Теперь после всяческого экстрима автору можно и расслабиться.
Автор Федор Склокин
Навигация
Предыдущая статья: ← Кишиневский завод «Мезон» и его парк
Следующая статья: Русские имена в Нидерландах →
- 18♥ (10)
- Австралия (5)
- Азия (313)
- Бутан (1)
- Вьетнам (32)
- Гонконг (16)
- Грузия (1)
- Израиль (9)
- Индия (5)
- Иордания (6)
- Йемен (1)
- Камбоджа (4)
- Киргизия (1)
- Китай (38)
- Малайзия (61)
- Мальдивы (1)
- Непал (2)
- Объединенные Арабские Эмираты (5)
- Саудовская Аравия (3)
- Северная Корея (12)
- Сингапур (17)
- Таиланд (15)
- Тайвань (1)
- Турция (12)
- Узбекистан (1)
- Филиппины (6)
- Южная Корея (64)
- Япония (19)
- Активный отдых (103)
- велосипед (3)
- Горные лыжи (31)
- Горный туризм (12)
- Дайвинг (33)
- Кайтинг-быстрее ветра (2)
- Рыбалка (18)
- Америка (113)
- Антарктида (4)
- Арктика (2)
- Африка (125)
- Алжир (27)
- Египет (89)
- Канарские острова (7)
- Мадагаскар (1)
- Без рубрики (15)
- Аренда авто (1)
- Вести с полей (14)
- Все свое беру с собой (1)
- Горящий тур (2)
- Европа (837)
- Абхазия (1)
- Австрия (8)
- Англия (2)
- Андорра (7)
- Бельгия (5)
- Болгария (9)
- Ватикан (2)
- Венгрия (3)
- Германия (14)
- Греция (3)
- Исландия (4)
- Испания (26)
- Италия (81)
- Мальта (5)
- Молдова (202)
- Монако (2)
- Нидерланды (19)
- Норвегия (5)
- Португалия (1)
- Россия (106)
- Румыния (3)
- Сан-Марино (2)
- Сербия (1)
- Скандинавия (1)
- Словакия (30)
- Украина (67)
- Франция (201)
- Хорватия (2)
- Черногория (1)
- Чехия (27)
- Швейцария (3)
- Швеция (1)
- История науки и техники (7)
- Кулинарная страница (34)
- Ешь, что дают (2)
- Кухни мира (11)
- Приготовь сам (14)
- Литературная страница (144)
- МГУ им. Ломоносова (5)
- Путешествия с юмором (3)
- Творчество наших авторов (133)
- Музыкальная страница (26)
- Музыкальный праздник (12)
- С гитарой по жизни (4)
- Новая Зеландия (1)
- О Луне (7)
- Океания (11)
- Банка Шарлотт (1)
- Гавайские о-ва (1)
- Галапагосские о-ва (1)
- Гуам (1)
- Западное Самоа (1)
- Науру (1)
- Новая Гвинея (1)
- Новая Каледония (1)
- Острова Эллис и Гильберта (1)
- Питкэрн (1)
- Раротонга (1)
- Святая Елена (1)
- Тристан-да-Кунья (1)
- Фунафути (1)
- Путешествие в историю (4)
- Советы по безопасному отдыху (3)
- Фотоклуб (238)
- подводная фотография (16)
- Уроки мастерства (9)
- Фото недели (1)
- фото-миниатюра (12)
- фото-рассказ (109)
- Фотогалерея (59)
- Фототехника (23)