Вагон Сталина и вагон Мао Цзэдуна.
Каждого гостя КНДР знакомят с Международной выставкой дружбы между народами, этой мировой сокровищницей работ талантливейших мастеров планеты. Сувениры из золота и серебра, сложнейшие ажурные скульптуры из слоновой кости, изделия прикладного искусства, посуда, мебель, исторические реликвии отражают разнообразие культур и традиций, обычаев разных стран и народов.
Выставочный комплекс состоит из двух зданий, выполненных в корейском национальном стиле, буквально высеченных в скалах. Павильон подарков Ким Ир Сену представляет собой шестиэтажное здание площадью 28 тысяч квадратных метров. Монументальное строение снаружи кажется миниатюрным за счет того, что основные залы глубоко уходят в скальную породу. Сразу же привлекает внимание насыщенный изумрудный цвет черепичной крыши с изогнутыми линиями. На верхней площадке, где туристы отдыхают после экскурсии, потрясенные увиденным зрелищем, хорошо видны изящные росписи пилястров, рельефная лепнина из азалий, магнолий, цветков кимирсенхва.
Начиная с 1945 года, Президенту КНДР Ким Ир Сену и нынешнему руководителю страны Ким Чен Иру вручено почти 270 тысяч подарков из более чем 180 стран. Первый был из СССР – от генералиссимуса Сталина. Он передал Ким Ир Сену бронированный пассажирский вагон, который и по сей день остается самым крупным и самым тяжелым, около 60 тонн, подарком. Вагон Сталина, сшитый мощными заклепками, стоит в одной сцепке с дарственным вагоном от Мао Цзэдуна. Китайский вагон несколько уступает по размерам, зато отличается внешней отделкой, металлической инкрустацией.
Подарки Владимира Путина скромнее сталинских. Владимир Владимирович передал Ким Чен Иру несколько охотничьих ружей и другие сувениры, не отличающиеся гигантизмом. На вопрос, где находится конюшня, в которой содержатся племенные дарственные скакуны, – орловские рысаки, подарок Путина к 61-летию Ким Чен Ира, ответа никто не дал.
И совсем уж простыми выглядят презенты бывшего Президента США Джимми Картера и бывшего госсекретаря. США Мадлен Олбрайт. Это четырехгранные высокого качества горного хрусталя вазочки, наподобие тех, в которых у нас к чаю подают мед или варенье.
На Выставке множество самых разнообразных сувениров из Республики Корея. Несмотря на противоречия между Севером и Югом на Корейском полуострове, отдельные фирмы и организации с Юга передали немало подарков Президенту КНДР Ким Ир Сену и нынешнему лидера страны. Так, фирма «Хендэ» передала Ким Чен Иру свой самый лучший легковой автомобиль.
Запомнились портреты Ким Ир Сена, написанные художниками Японии. На портретах у Президента Северной Кореи настолько обаятельная улыбка, что ее впору признать «улыбкой номер один всего мира». Японские умельцы создали уникальную восковую фигуру Ким Ир Сена, вполне достойную быть представленной в знаменитой галерее мадам Тюссо в Эдинбурге, Экскурсоводы утверждают, что, если на Выставке возле каждого экспоната остановиться на одну минуту, то по всем залам без сна и отдыха придется беспрерывно бродить около трех лет. Трудно себе подобное вообразить, но и опровергнуть невозможно, ведь никто еще не решился на сей эксперимент.
Русский летчик по имени Сяо Линь.
В истории российско-северокорейских отношений есть страницы, которые только сейчас появляются из зоны секретности. К государственной тайне в СССР приравнивалось участие в Корейской войне 1950 -1953 годов советских асов. О сражениях, о тайных страницах той войны поведал китайский летчик из России Сяо Линь. Он же – Сергей Тимофеевич Тюрин, полковник авиации в отставке, 74-летний ветеран Корейской войны, мощный, гренадерского роста, с военной выправкой, с прекрасной памятью. Беседа с ним состоялась весной 2003 года во Владивостоке. Он был одним из тех, кто полвека назад воевал в качестве летчика-истребителя на стороне КНДР. В небо над Корейским полуостровом он поднимался на своем истребителе МиГ-15 с китайских аэродромов Аньдунь, Аньшань, Мукден и других, расположенных недалеко от китайско-корейской границы.
В архивной справке Министерства обороны Российской Федерации значится: «Тюрин Сергей Тимофеевич Сергей – старший лейтенант, старший летчик 913-го истребительного авиационного полка, 1927 г. рождения. Русский, член КПСС с октября 1947 г. В Советской Армии с 16 июля 1945 г. Награжден медалью «30 лет Советской Армии и Флота». За время пребывания в правительственной командировке с июля 1952 г. показал себя грамотным офицером-летчиком. Самолет МиГ-15 пилотирует отлично. За период боевых действий в качестве ведомого летчика совершил 100 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев. В проведенных воздушных боях обеспечил своему ведущему, капитану Асееву, сбить 1 и подбить 1 самолет противника. 19 февраля 1953 г. в воздушном бою его ведущего атаковал самолет противника. Старший лейтенант Тюрин решительными действиями отбил атаку от своего ведущего и спас ему жизнь. 23 мая 1953 г. старший лейтенант Тюрин при заходе на посадку был атакован парой Ф-86 противника. В этом тяжелом воздушном бою он показал образец выдержки, самообладания и отличного умения пилотирования самолета на низкой высоте. Все попытки пары Ф-86 сбить его оказались безуспешными».
Сохранился и наградной лист к Указу, вышедшему 4.06.1954 г., по которому Сергей Тимофеевич Тюрин награжден орденом «Красной Звезды».
Вот что он рассказал о событиях полувековой давности.
«В Приморье я попал в 1949 году после окончания училища, служил в Спасске в составе истребительного полка ПВО. 25 июня 1950 года наш полк подняли по тревоге, объявив, что началась война на Корейском полуострове между Севером и Югом. С этого дня мы стали с воздуха вести круглосуточное патрулирование советско-китайской границы. Вскоре прибыло пополнение, триста третья авиационно-истребительная дивизия с новыми реактивными самолетами МиГ-15.
Летом 1952 года, когда в Корее шли ожесточенные бои, в полк приехала группа генералов из Москвы. Сообщили, что нам предстоит выполнять интер национальный долг, помочь северокорейскому народу в его битве против империалистов. Нас выстроили на плацу. Разговор был короткий. Дело добровольное, кто согласен – шаг вперед. Почти весь полк сделал этот выбор, но несколько человек остались стоять на месте. Об их судьбе никто больше никогда ничего не слышал. Вскоре мы отправились в служебную командировку, которая длилась один год десять дней.
Из Спасска прибыли на станцию Пограничная. Здесь добровольцев ждал китайский эшелон. Нам принесли китайскую форму, куртку цвета хаки, скроенную как френч Мао Цзэдуна, брюки темно-синего цвета и темно- коричневые сапоги, выдали по пистолету ТТ. Советская военная форма и документы были сданы на хранение. Каждого нарекли китайским именем, которое подтверждалось удостоверением. Так я стал Сяо Линем.
В районе станции Гродеково эшелон пересек границу, мы оказались в Китае. На аэродромах Мукдена и Аньшаня нас ждали МиГи с корейскими опознавательными знаками. После месяца напряженных летных тренировок и адаптации к китайским условиям огласили приказ: приступить к выполнению боевой задачи! С воздуха нам предстояло прикрывать крупную электростанцию в районе Аньдуна и большой железнодорожный мост через реку Ялунцзян, которая связывала Китай и КНДР. Через нее шли поставки из СССР в КНДР военной техники. Эти места, контролируемые советскими летчиками, американцы прозвали «Долиной МиГов». Мост и электростанция были дня них вожделенными объектами бомбежки. Здесь постоянно шли ожесточенные бои.
В самом начале Корейской войны летчикам запрещали в воздухе говорить по-русски. Мы русскими буквами на планшетах писали корейские слова и фразы, с помощью которых должны были держать между собой связь и предупреждать друг друга об опасности. Планшет крепился на правом колене. Если бы этот приказ выполнялся, многие полегли бы на Корейском полуострове. В бою счет идет на секунды, понятно, что пилоты в воздухе забывали про «шпаргалки» и объяснялись простым и выразительным русским языком. Но надо отметить, что ко времени вступления нашей эскадрильи в войну неразумный приказ об использовании слов и фраз на корейском языке отменили.
Южнее 38 параллели советским асам запрещалось летать, как и проникать в воздушное пространство над Желтым морем, чтобы не быть сбитыми там и не попасть в руки противника. Иной раз мы, отбив атаку на электростанцию и мост, начинали преследовать американцев. Но они, осведомленные о приказах, срочно отступали в сторону моря, советским машинам приходилось поворачивать обратно. И уже американцы гнались вслед за нами.
Летчики США воевали на поршневых самолетах, которые значительно уступали советским реактивным МиГам по скорости и вооружению. У нас стояло по три пушки с калибром снарядов 37 и 23 миллиметра. Они давали залпы одновременно с нажатия одной гашетки. Если снаряд попадал в самолет противника, тот разваливался на куски. Потери авиации в это время были один к десяти, мы сбивали десять американских самолетов, те – один наш.
Зачастую в воздушных боях с обеих сторон сходилось по сотне самолетов. Кутерьма под небесами стояла неимоверная. Истребители гонялись друг за другом от самой земли до высоты пятнадцати тысяч метров. На стороне Юга воевали боевые части отборных американских пилотов. Они были достойными противниками и умелыми воздушными бойцами. Но проигрывали на своих поршневых самолетах, а впоследствии и на реактивных «Сейбрах». Когда «Сейбры» прибыли на Корейский полуостров, потери американской авиации уменьшились, но все же на каждый сбитый советский самолет приходилось два сбитых «американца».
Высокие тактико-технические характеристики МиГов разжигали желание противника заполучить боевую машину. Американцы разбрасывали листовки, предлагая 100 тысяч долларов тому, кто пригонит им МиГ. Затем ставки повысились до миллиона долларов. Но они так и не получили нашу машину, советские летчики оставались верны присяге. А вот «Сейбр» нам достался. Его подбил мой однополчанин.
Пилоты США подписывали контракт на 100 боевых вылетов. За каждый сбитый МиГ им плюсовались сразу десять вылетов и вручалось высокое денежное вознаграждение. Не знаю, кто из американских асов имел лучший результат в боях с нами. У нас же самый результативный летчик сбил 23 американских самолета. На втором месте был пилот, поразивший 20 самолетов противника.
Американские летчики свои самолеты расписывали совершенно неожиданными картинками. Однажды меня атаковал «Сейбр», на «брюхе» которого красовалась обнаженная женщина, показывающая язык. Первоначально к американцам, бывшим союзникам по антигитлеровской коалиции, мы относились лояльно. Но когда они стали расстреливать из пулеметов катапультировавшихся летчиков, спускавшихся на парашютах, когда добивали безоружные МиГи, заходившие на посадку без единого патрона и грамма горючего, они стали для нас настоящими врагами.
Однажды мы в паре с товарищем возвращались с боевого задания, я уже отключил пушки, выпустил шасси. И тут из-за облаков навалилась пара «Сейбров». Они сбили моего друга почти у самой взлетной полосы. После этого один американский самолет ушел в сторону, другой решил расправиться со мной. Мой МиГ-15 с выпущенным шасси представлял прекрасную мишень. Я быстро втянул внутрь самолета колеса, резко повернул вправо и стал набирать высоту, выжимая всю мощь из реактивного двигателя. Мне пришлось бросать самолет то в крутое пике и нестись почти над самой землей, то набирать предельную высоту, недосягаемую для американца. Перегрузки колоссальные, отбивался я на пределе человеческих возможностей. А тут еще стали «лупить» зенитки. Огонь такой, что сложно было предугадать, кого собьют первым. Погоня за мной началась метрах в двухстах над землей. На высоте три тысячи метров я сумел оторваться от противника. Едва пришел в себя, тревожно замигала лампочка, в баках кончилось горючее. Сел я на «честном слове». Приземлился, а выйти не могу, силы покинули. Из кабины меня вынесли на руках.
Такие перегрузки не могли выдержать китайские и корейские летчики. Их кормили гораздо хуже, чем советских пилотов. В воздушных боях, не имея сил выполнить фигуру высшего пилотажа, чтобы увернуться от врага, они часто проигрывали. Наши специалисты говорили Мао Цзэдуну, что пилотам необходимо усиленное питание. Великий кормчий отвечал, что из-за недостатка продуктов в Китае он и сам мало ест. Советские военспецы замечали, что он ходит по земле, здесь никаких перегрузок не бывает. Летчики же каждый день поднимаются в небо, полуголодные пилоты гибнут сами, теряют боевые машины. Доводы подействовали, у летчиков появилась калорийная пища.
Нас же кормили так, что вряд ли сам Сталин питался лучше. В обед на выбор несколько блюд как первого, так и второго, на ужин частенько готовили поросенка или утку по рецептам китайской кухни. Платили советским асам немало – четыре миллиона юаней в месяц. За миллион мы могли купить себе штатский костюм, что в те времена в Советском Союзе считалось настоящей роскошью. В одном из китайских местечек мы жили во дворце маньчжурского императора. Во внутреннем дворике был бассейн, а внутри – помещения со всеми условиями для комфортного отдыха. Правда, отдыхать удавалось редко, практически все время мы проводили в воздухе. Иной раз за сутки совершали по пять-шесть боевых вылетов.
В редких увольнениях мы с вожделением смотрели на дочерей белоэмигрантов, живших в Китае. Русские девушки ходили в шортах, в блузках с соблазнительно открытыми плечами. Но в этих увольнениях нас всегда сопровождали китайские военные с огромными маузерами, увитые пулеметными лентами. И если вдруг сутенер успевал произнести: «мадам надо?», китайские охранники гнали их взашей. Строго блюли нравственность пилотов и собственные контрразведчики, которых мы сильно недолюбливали. Они опасались, что кто-либо из нас, соблазненный девушками, убаюканный мирной жизнью, переметнется к противнику. Меры предосторожности были во всем, даже по малой нужде летчики ходили с охраной из трех вооруженных человек. Советские и китайские эскадрильи стояли рядом, но боевым пилотам двух стран общаться запрещалось. По окончании командировки нас наградили как советскими, так и китайскими орденами».
Девушка с картины, где танцуют форели.
Сонгонбуман, что в переводе означает «место взлетающих журавлей», находится на середине пути от Пхеньяна до Кэсона. Подъезжая к рыбоводческой ферме, расположенной в Сонгонбумане, насчитала не менее двадцати журавлей, являющихся в Корее символом долголетия. После съезда с основной трассы асфальт закончился, едем по грунтовке.
Полчаса крутимся в лабиринте глухих бетонных стен. Когда дорога приводит на возвышенность, видим, что забором окружены жилые поселения, внутри – одноэтажные барачного типа строения, к которым ведут аккуратные дорожки. Останавливаемся у гранитной плиты, на которой начертаны слова, произнесенные Ким Чен Иром 11 июля 2001 года при посещении фермы. Рядом строится беседка в корейском стиле для экскурсионного обзора, пейзаж внизу, действительно, необычный. В зеркальной глади двадцати водных площадок отражаются плывущие облака. Прямоугольники-бассейны, общей площадью двадцать гектаров, разделены дорожками.
На ферме, которую обслуживают 120 работников, разводят сазана, карпа, форель. Стадо форели – самое крупное, более тридцати тысяч голов. Крупные рыбины достигают трех килограмм. Рыбоводческая ферма поставляет в год пятьдесят тонн форели.
Между бассейнами тянутся зеленые насаждения, выше человеческого роста, укрепленные изгородью. Тыкву, которая здесь росла, уже собрали, бахчевые используются как добавка в рационе свиней, уток и гусей, которых также разводят в этом кооперативе.
С ведром корма подошла молодая работница, внешне схожая с портретом на картине. Оказалось, что это и есть героиня, изображенная на полотне, девушка по имени Сон. Именно она кормила форель, когда на ферму приехал Ким Чен Ир. Было это ранним утром. Показав рыбоводческое хозяйство, руководителя страны решили развлечь и продемонстрировать, как резвится форель. Сон стала разбрасывать корм. Одна или две рыбешки лениво высунули головы на поверхность, а потом опять ушли под воду. Девушка заволновалась. Любимый руководитель ее успокоил, они еще спят, ведь всего пять часов сорок минут.
Художник, видимо, решил подправить реальность и нарисовал, как радостно «танцует» форель, взбивая целый фонтан воды.
Гостеприимные хозяева сожалели, что у нас мало времени на экскурсию, которая могла бы завершиться знатной ухой. Мы отшутились, что еще только утро, и мы были совсем, как те ленивые рыбы.
Тигр в полосатом камуфляже.
Обезьяны – природные циркачи. Но то, что выполняла в пхеньянском зоопарке горилла по кличке Чесон, никто из нас в цирке не видел. Для начала Чесон на перекладине крутил «солнце», затем на кольцах делал крест, стойку и другие гимнастические упражнения. После этого соскочил на поляну и стал выполнять сальто назад. Горилла все делала легко, несмотря на солидный вес килограммов под сто. И все серьезно, без кривляний.
Пхеньянский зоопарк – любимое место корейской детворы. Ребятишки ходили вместе с нами от вольера к вольеру и готовы были без конца позировать, с удовольствием фотографируясь. Пхеньянский зоопарк считается одним из самых крупных в мире, его площадь около трехсот гектаров. В зоопарке около четырех тысяч различных животных четырехсот видов. В огромном океанариуме плавают рыбы, им еженедельно меняют воду, доставляя цистернами пятьдесят кубометров свежей морской воды. Олени, фазаны, павлины, слоны, шимпанзе, змеи, птицы содержатся в естественных условиях. Ухаживают за обитателями вольеров зоотехники, которых готовят в училище при зоопарке. В его системе есть научно-исследовательский институт. В выходные дни зоопарк посещают до 40 тысяч человек.
Нас в первую очередь заинтересовали хищники в полосатом камуфляже, в России их называют амурскими, а в Стране утренней свежести – корейскими тиграми. Смотрительница тигров, без страха входящая к ним в клетки уже в течение тридцати лет, рассказала, что в неволе тигрицы принесли шестерых малышей. Их выходили, а потом расселили по другим зоопаркам планеты.
Когда-то единые географические границы России, Китая и Кореи позволяли тиграм, леопардам, оленям и кабанам свободно перемещаться между тремя странами. О временах царствования дикой природы писал в середине XIX века известный русский исследователь Николай Пржевальский, посетивший Приморье и Корею.
Ныне преградой для перемещения зверей стали границы, опутанные колючей проволокой. А самую большую опасность для тигров и других обитателей дальневосточной тайги, конечно же, представляет цивилизация как таковая, безжалостно теснящая хозяев лесных урочищ. В 30-х годах прошлого столетия на земле обитало приблизительно 100 тысяч тигров, теперь их насчитывается шесть-восемь тысяч. В горах Сихотэ-Алиня –300-400 полосатых хищников.
Сто лет назад жителям Приморья, Маньчжурии и Кореи приходилось отстреливать тигров, нападавших на домашних животных. Приморский предприниматель, а затем житель Кореи известный охотник Юрий Янковский пополнял на Корейском полуострове свои охотничьи трофеи, занимался сбором научных коллекций и защищал корейских крестьян от набегов диких кабанов и тигров.
Сегодня тигр может быть потерян в фауне Кореи, Китая и России. За его шкуру и кости браконьеры получают по пять-семь тысяч долларов. В народной медицине китайцы и корейцы раньше использовали всю тушу зверя, от усов до хвоста. Чтобы сохранить традиции народной медицины, в Китае пошли по пути создания тигриных ферм.
В Корее тигр – священный зверь, однако в дикой природе живого хищника видели на Корейском полуострове в последний раз в 1922 году. Неужели лесной владыка останется только на гербе Приморья, в корейских сказках, на картинах художников да в зоопарке?
Окончание в следующей публикации. Не пропустите.
Автор Ольга Мальцева
Чтобы быть в курсе всех наших новостей, приглашаем Вас
путешествовать вместе с нами: http://travelreal.ru/puteshestvuem-vmeste
Навигация
Предыдущая статья: ← Вальс с Ким Чен Иром — часть 9
Следующая статья: Вальс с Ким Чен Иром — часть 11 →
- 18♥ (10)
- Австралия (5)
- Азия (313)
- Бутан (1)
- Вьетнам (32)
- Гонконг (16)
- Грузия (1)
- Израиль (9)
- Индия (5)
- Иордания (6)
- Йемен (1)
- Камбоджа (4)
- Киргизия (1)
- Китай (38)
- Малайзия (61)
- Мальдивы (1)
- Непал (2)
- Объединенные Арабские Эмираты (5)
- Саудовская Аравия (3)
- Северная Корея (12)
- Сингапур (17)
- Таиланд (15)
- Тайвань (1)
- Турция (12)
- Узбекистан (1)
- Филиппины (6)
- Южная Корея (64)
- Япония (19)
- Активный отдых (103)
- велосипед (3)
- Горные лыжи (31)
- Горный туризм (12)
- Дайвинг (33)
- Кайтинг-быстрее ветра (2)
- Рыбалка (18)
- Америка (113)
- Антарктида (4)
- Арктика (2)
- Африка (125)
- Алжир (27)
- Египет (89)
- Канарские острова (7)
- Мадагаскар (1)
- Без рубрики (15)
- Аренда авто (1)
- Вести с полей (14)
- Все свое беру с собой (1)
- Горящий тур (2)
- Европа (837)
- Абхазия (1)
- Австрия (8)
- Англия (2)
- Андорра (7)
- Бельгия (5)
- Болгария (9)
- Ватикан (2)
- Венгрия (3)
- Германия (14)
- Греция (3)
- Исландия (4)
- Испания (26)
- Италия (81)
- Мальта (5)
- Молдова (202)
- Монако (2)
- Нидерланды (19)
- Норвегия (5)
- Португалия (1)
- Россия (106)
- Румыния (3)
- Сан-Марино (2)
- Сербия (1)
- Скандинавия (1)
- Словакия (30)
- Украина (67)
- Франция (201)
- Хорватия (2)
- Черногория (1)
- Чехия (27)
- Швейцария (3)
- Швеция (1)
- История науки и техники (7)
- Кулинарная страница (34)
- Ешь, что дают (2)
- Кухни мира (11)
- Приготовь сам (14)
- Литературная страница (144)
- МГУ им. Ломоносова (5)
- Путешествия с юмором (3)
- Творчество наших авторов (133)
- Музыкальная страница (26)
- Музыкальный праздник (12)
- С гитарой по жизни (4)
- Новая Зеландия (1)
- О Луне (7)
- Океания (11)
- Банка Шарлотт (1)
- Гавайские о-ва (1)
- Галапагосские о-ва (1)
- Гуам (1)
- Западное Самоа (1)
- Науру (1)
- Новая Гвинея (1)
- Новая Каледония (1)
- Острова Эллис и Гильберта (1)
- Питкэрн (1)
- Раротонга (1)
- Святая Елена (1)
- Тристан-да-Кунья (1)
- Фунафути (1)
- Путешествие в историю (4)
- Советы по безопасному отдыху (3)
- Фотоклуб (238)
- подводная фотография (16)
- Уроки мастерства (9)
- Фото недели (1)
- фото-миниатюра (12)
- фото-рассказ (109)
- Фотогалерея (59)
- Фототехника (23)