“…Saudi Arabia is a private car-oriented society, and has one of the world’s highest per capita fuel consumption in the transportation sector…” http://www.ecomena.org/tag/saudi-arabia/
Вместо предисловия
…Давно руки мои не касались каляма и чернильницы, потому что заняты они были посохом странствий и полным хурджуном забот… Однако, Альхамдулиллах, отложил я в сторону этот неопустошаемый мешок и отпустил перо красноречия гулять по пергаменту памяти…
Да, пишу я сейчас из благословенной Джедды, города, который находится совсем близко от Благородной и Лучезарной Мекки, в которую нам, неверным, вход, въезд и влет воспрещен (а так же в Просвященную и Блистательную Медину)! Но пусть перо красноречия укротит свою прыть, а журавли-мысли покинут многоголосую, пеструю и запутанную, как клубок ниток из веблюжьей шерсти, стаю и выстроятся в свой обычный порядок, Иншалла!
Автомобиль не роскошь, а лишь средство передвижения – эта крылатая фраза как нельзя лучше соответствует стилю жизни в Саудовской Аравии. Ну как иначе перемещаться из точки А в точку Б, если совершенно отсутствует система общественного транспорта, если вдоль улиц не проложены тротуары, если солнце палит нещадно большую часть года и большую часть суток. Бедному пешеходу некуда податься! Если хочешь добраться до супермаркета или до рынка – садись в свой автомобиль. Или вызывай такси.
Даже гастарбайтеры с самыми скромными доходами стараются купить какую-нибудь развалюху и, подвязав проволочкой бампер, весело носятся по дорогам. Квалифицированные иностранные специалисты обеспечиваются автомобилями от организации или получают ежемесячную доплату для аренды или его покупки. Некоторые фирмы обеспечивают проезд до места работы на автобусах.
Железный конь пришел на смену флегматичному верблюду. Любая саудовская семья имеет автомобиль. Обеспеченная саудовская семья имеет как минимум два автомобиля. На одной глава семьи добирается до рабочего места, другая используется домочадцами для повседневных нужд. Женщинам в Саудовской Аравии водить автомобиль запрещено, поэтому при отсутствии брата, сына, или племянника (любого родственника мужского пола), достигшего возраста получения прав, семье приходится нанимать водителя по вызову (не очень дорого, кстати) или пользоваться такси.
В потоке автомобилей преобладают «японцы» и «американцы», естественно огромные джипы, «корейцы» и «китайцы» в лице Geely. Таксиcты любят Hyundai Accent (в России это Solaris) – за его юркость и дешевизну. «Европейцы» встречаются реже. В последнее время набирает популярность Renault Duster.
Иностранец первые три месяца имеет право ездить с международным водительским удостоверением, но если он задерживается в стране на более долгий срок или прибывает изначально по рабочей визе, то должен получить саудовские водительские права. Сначала оформляется местное удостоверение личности, оно же разрешение на пребывание в стране – Икама, затем — водительское удостоверение, привязанное к Икаме.
Мне помогала моя организация – спонсор, поэтому получение прав заняло всего два часа. Коллега-саудиец отвез меня в специальное учреждение – огромное здание «школы водителей», переполненное людьми всех возрастов и национальностей, снующих туда-сюда. Коллега общался с чиновниками, заполнял множество бумаг, судя по всему не в первый раз – я только подписывал, платил деньги, проходил проверку зрения, сообщал свою группу крови…
Потом был короткий практический экзамен, где было необходимо доказать, что ты умеешь трогаться с места, притормаживать в нужных местах и парковаться у обочины. Экзаменатор ставит оценку (я получил «алеф», что значит «отлично»), бумаги сдаются в очередное окошко, и через 15-20 минут пластиковая карточка водительского удостоверения с фотографией готова! Конечно, это все при условии, что имеешь иностранные права. Если прав нет, то проходи полный курс обучения (на арабском языке!).
Как Икама, так и водительские права привязаны к номеру мобильного телефона, поэтому сообщения о нарушениях правил дорожного движения и о размере штрафа приходят на мобильник в виде СМС. В любой момент на сайте Министерства Внутренних Дел можно проверить информацию о наличии неоплаченных нарушений по номеру своей Икамы.
Все для блага автомобиля – прежде всего дешевый бензин (0.60 Риала за литр 95-го, 0.45 Риала за литр 91-го, 1 доллар = 3.75 Риала). Вода в супермаркете стоит дороже! На заправках орудуют рабочие: слушают заказ, открывают крышку бензобака, заливают бензин, получают деньги – из автомобиля можно не выходить. Поставить новую шину в одной из многочисленных мастерских обойдется от 200 до 300 риал вместе с шиной. Для сравнения — свежая курица в супермаркете – от 15 до 18 Риал; килограмм яблок — от 5 до 8 Риал; 3-4 лепешки — 1 Риал.
Города пронизаны широкими магистралями, которые пересекают перекрестки либо посредством туннелей, либо по эстакадам. Встречные полосы разделены широкими участками с газонами, пальмами или бетонными парапетами. Скорость на таких магистралях от 80 до 100 км/ч. (максимальная разрешенная скорость на загородных магистралях – 120 км/ч). Указатели максимальной скорости как правило с индо-арабскими цифрами. По краям магистралей идут вспомогательные дороги – 2-3 полосы, на которые можно переместиться с основной и далее свернуть на перекрестке или нырнуть внутрь квартала – максимальная скорость на таких дорогах от 60 до 40 км/ч.
Везде щиты с информацией на арабском и английском языках (например, улица им. Принца Маджида налево, свернешь направо – попадешь в район Аль Азизия, поворот на Медину следующий), обычных дорожных знаков очень мало. Кое-где, особенно за загородных магистралях, стоят автоматические системы определения скорости и фиксации нарушителей – о наличии таких систем оповещает специальный щит на обочине.
Встречные полосы разделены почти на всех дорогах, нет разделения только на улицах, где дома только с одной стороны. Разворот возможен либо на перекрестке, либо на специально оборудованных, но весьма редко встречающихся разрывах в бордюрах. Перекрестков со светофорами не очень много, в основном на основных дорогах, которые не упрятаны в тоннели или не подняты на путепроводы. Некоторые перекрестки контролируются автоматическими камерами фиксации нарушений. Как правило, разрешен поворот направо на красный свет, если не создается помехи движению. Там, где это запрещено, висят специальные объявления, составленные красивой арабской вязью.
Система магистралей и вспомогательных дорог, полос для поворотов и разворотов может быть весьма сложной. Дороги постоянно перестраиваются и перекрываются, образуются новые потоки, напоминающие порой бутылочные горлышки…
Если необходимо в рабочий день достичь какого-нибудь места в городе, где я еще не бывал, то после изучения карты я сначала совершаю пробную поездку для разведки пути утром в пятницу, когда поток автомобилей минимален — народ в основном сидит по домам в предвкушении пятничной полуденной молитвы. Тем более, что все супермаркеты в пятницу закрываются в 10:30 на достаточно длительный период.
Наилучшее время для передвижения по городу – первая половина дня пятницы в священный месяц Рамадан. В это время ваш автомобиль будет очень одиноким на городских дорогах, и только полицейские форды-крокодилы в укромных местах будут поджидать беспечную жертву, превысившую скорость. … Полиция появляется также в часы пик в наиболее напряженных местах – судя по всему вид мигалок на крышах должен дисциплинировать.
Территория, прилегающая к фасадам домов, предназначена прежде всего для парковки. При отсутствии свободных мест автомобили могут ставиться в два или три ряда. Шопинг-моллы имеют обширные парковки и объемистые подземные гаражи, но и они бывают забиты во время активного шопинга и развлечений – вечер четверга и пятницы. Развлечения: прогулка по широченным коридорам шопинг-молла с периодическим заглядываем в бутики, посиделки в кафе, под звонкое верещание детских зон «активного отдыха», прекрасно оборудованных своеобразных Дисней-лендов…
Местный стиль вождения я бы определил как крайне эгоистичное стремление водителя как можно быстрее достичь цели своей поездки, презирая помехи этому увлекательному процессу, – напор и маневр! По статистике наибольший процент аварий обеспечивает именно превышение скорости. Такое понятие, как «безопасная дистанция», большинство водителей здесь презирает. Те водители, у кого главная задача добраться до нужного места наиболее грамотным образом, рассматриваются как досадная помеха. Мало кто двигается длительное время по одной полосе, пытаются обогнать или объехать по весьма опасной кривой медлительный, по их мнению, автомобиль. В пробках, однако, стоят спокойно, только некоторые пытаются втиснуться в образовавшийся разрыв между автомобилями на соседней полосе. Поворачивать налево могут неожиданно из крайней правой полосы и наоборот, не включая поворотник. Мелкие царапины и вмятины на бампере и боках автомобиля бедой не считаются (шрамы украшают мужчину?). Таксисты — самые «отвязанные» водители – ведь время – деньги! Берегись также вездесущих грузовиков и подростков за рулем. А так же редких пешеходов, которые пытаются перебегать широкие магистрали с интенсивными потоками машин, даже если приходится долго ждать на разделительных полосах – на все воля Аллаха! И просто необходимо знать часы пик, во время которых число автомобилей в определенных местах увеличивается стократно и лучше в это время сидеть дома!
Час пик на одной из центральных магистралей в Джедде (фото из газеты «Arabnews»)
Дороги в Джедде в пятницу утром
Готовится дорожная перестройка….
Старый город
Самый высокий флагшток и самый большой флаг в мире
Ну здесь все понятно….
http://kaustcssa.org/index.php/life/vehicles/98-buyingcar
— Фильм продолжался всего 8 минут…
— Они вырезали все сцены, где женщина водит автомобиль…
—
Автор Владимир Соколов
Навигация
Предыдущая статья: ← Повседневная Сицилия
Следующая статья: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФОТОКАМЕРА ИЛИ IPHONE →
- 18♥ (10)
- Австралия (5)
- Азия (313)
- Бутан (1)
- Вьетнам (32)
- Гонконг (16)
- Грузия (1)
- Израиль (9)
- Индия (5)
- Иордания (6)
- Йемен (1)
- Камбоджа (4)
- Киргизия (1)
- Китай (38)
- Малайзия (61)
- Мальдивы (1)
- Непал (2)
- Объединенные Арабские Эмираты (5)
- Саудовская Аравия (3)
- Северная Корея (12)
- Сингапур (17)
- Таиланд (15)
- Тайвань (1)
- Турция (12)
- Узбекистан (1)
- Филиппины (6)
- Южная Корея (64)
- Япония (19)
- Активный отдых (103)
- велосипед (3)
- Горные лыжи (31)
- Горный туризм (12)
- Дайвинг (33)
- Кайтинг-быстрее ветра (2)
- Рыбалка (18)
- Америка (113)
- Антарктида (4)
- Арктика (2)
- Африка (125)
- Алжир (27)
- Египет (89)
- Канарские острова (7)
- Мадагаскар (1)
- Без рубрики (15)
- Аренда авто (1)
- Вести с полей (14)
- Все свое беру с собой (1)
- Горящий тур (2)
- Европа (837)
- Абхазия (1)
- Австрия (8)
- Англия (2)
- Андорра (7)
- Бельгия (5)
- Болгария (9)
- Ватикан (2)
- Венгрия (3)
- Германия (14)
- Греция (3)
- Исландия (4)
- Испания (26)
- Италия (81)
- Мальта (5)
- Молдова (202)
- Монако (2)
- Нидерланды (19)
- Норвегия (5)
- Португалия (1)
- Россия (106)
- Румыния (3)
- Сан-Марино (2)
- Сербия (1)
- Скандинавия (1)
- Словакия (30)
- Украина (67)
- Франция (201)
- Хорватия (2)
- Черногория (1)
- Чехия (27)
- Швейцария (3)
- Швеция (1)
- История науки и техники (7)
- Кулинарная страница (34)
- Ешь, что дают (2)
- Кухни мира (11)
- Приготовь сам (14)
- Литературная страница (144)
- МГУ им. Ломоносова (5)
- Путешествия с юмором (3)
- Творчество наших авторов (133)
- Музыкальная страница (26)
- Музыкальный праздник (12)
- С гитарой по жизни (4)
- Новая Зеландия (1)
- О Луне (7)
- Океания (11)
- Банка Шарлотт (1)
- Гавайские о-ва (1)
- Галапагосские о-ва (1)
- Гуам (1)
- Западное Самоа (1)
- Науру (1)
- Новая Гвинея (1)
- Новая Каледония (1)
- Острова Эллис и Гильберта (1)
- Питкэрн (1)
- Раротонга (1)
- Святая Елена (1)
- Тристан-да-Кунья (1)
- Фунафути (1)
- Путешествие в историю (4)
- Советы по безопасному отдыху (3)
- Фотоклуб (238)
- подводная фотография (16)
- Уроки мастерства (9)
- Фото недели (1)
- фото-миниатюра (12)
- фото-рассказ (109)
- Фотогалерея (59)
- Фототехника (23)
Необычайно интересно! Introduction — чистый арабеск.
А в мусульманской Малайзии все женщины за рулем, точнее рулями, т.к. муж и на одной машине может до работы доехать. А ей, бедняжке, пред работой надо еще всех детей по школам развозить, а школы разные, приходится служанок за рули сажать. Но самое опасное малазийское время на дорогах — пятница с 12 до 15, когда мужчины локализованы в мечетях для особо-длинной молитвы. Причем, в пятницу мечети должны быть первыми попавшимися, а своими районными, где и Мулла давно знаком, и соседи по молитве свои люди, есть о чем и с кем поговорить, пока женщины и дети не мешают. Отдохнув в своей мечети, мужчины плавно переходят домой и коротают время за едой в ожидании очередной длинной пятничной молитвы в 17 часов. В это благостное время женщины свободны, и у них Шоппинг, Шоппинг, Шопинг! А потом леди из магазинов и офисов, а служанки с детьми из школ, несутся домой к помолившимся в тишине мужчинам. Так что, юго-восточная женщина за рудем– это стихийное бедствие. В Саудовской Аравии это понимают, и женщины рулят только дома. Но легче ли от этого мужчинам?
Мне кажется, что мужчины Саудовской Аравии за рулем автомобиля пытаются разнообразить свою довольно размеренную и, скажем прямо, скучную жизнь, встряхнуться, получить дозу адреналина — ну как дети в Лунапарке или Диснейленде. Ведь других развлечений-то и нет…