Петронас — Petronas Twin Towers
В конце XX века был построен самый высокий воздушный мост в мире. На высоте 170 м от земли он связал две самые высокие башни того времени Петронас: 88 этажей, 452 метра. Это было в 1998 году. Правда, в 2004 г. пальма первенства по высоте небоскребов перешла к Тайпей-101, 508 метров. Но и этот 101-этажный небоскреб столицы Тайваня уже скоро перестанет считаться самым высоким, это произойдет сразу же после завершения строительства Дубайской башни (Бурдж Дубай), 164 этажа 818,9 метра. Кстати, 17 января 2009 г. Бурдж Дубай уже достиг заявленной высоты 818 метров. Но никакого воздушного моста в Тайпее нет, а в Дубае не будет. Новые башни-небоскребы поднимаются в гордом одиночестве, не желая связывать себя ни с какими «братьями-близнецами». Похоже, в XXI веке эгоизм будет еще выше.
Кстати, генеральным подрядчиком Дубайской башни выступает строительное подразделение южнокорейской компании Samsung, которое с 1992 по 1998 год участвовало в строительстве вышеупомянутых башен-близнецов. Правда, Samsung тогда строил только одну из башен, а вторую в это время возводили его вечные конкуренты японцы. Таким образом, восточная мудрость заказчика участвовала в повышении производительности труда. Но соперники трудились так быстро, что одна из башен оказалась на метр выше другой, но в среднем они поднялись над тротуаром до уровня 452 м.
Но Вы, наверное, уже видели эти башни в фильме 1999 года Entrapment, в русском прокате «Западня». Там очаровательно-спортивная Катрин Зета-Джонс под руководством вечного Шона Коннери, т.е. Джеймса Бонда, проникала в одну из башен-минаретов для того, чтобы согласно западным традициям украсть золотую китайскую маску, которая временно оказалась в хранилище одного из международных банков, расположенных в этой башне. Это напоминало известный старый фильм «Как украсть миллион». Только в «Западне» произведение искусства принадлежало не хозяйке, участвующей в воровстве для спасения репутации семьи, а Британскому музею. Да и стоила маска не 1 миллион, а 8 миллиардов US$. Оставим далеко не лучший сценарий этого фильма на совести Шона Коннери, который был одновременно и Джеймс Бондом, и продюсером. В таких фильмах всегда должен быть бег с препятствиями среди какой-нибудь арматуры, в подвале, или на крыше. Но Коннери для спасения своего фильма выбрал не крышу, а воздушный мост. Причем, не просто мост, а самый высокий в мире — Skybridge. Давайте и мы на нем остановимся.
Этот высотный мост длиной 58 м является двухэтажным, он весит 750 тонн и заключает в себе последние достижения инженерной мысли. Создали его южно-корейцы, Kukdong Engineering & Construction. Но в фильме об этом не упоминается. Вообще там корейцы «ну, тупые», у них-то и крадет золотую маску изящная любительница-воровочка методами перешагивания через лазерные лучи, запудривания оптики и прочим, рассчитанным на зрителя, прогуливавшего уроки физики. А уникальный воздушный мост, чудо современной науки и техники, созданный этими корейцами, показан в фильме лишь для того, чтобы по нему пробежали герой-продюсер и его молодая подружка. Похоже, к старости мания величия становится еще выше.
В фильме «Западня» охрана моста, разумеется, не умела быстро бегать. Юная воровка успела прыгнуть куда-то с моста, чтобы, пролетев 170 м, выйти целой и невредимой из какого-то люка на асфальт у подножья башен под шум празднования Нового Года 31 декабря 1999 г. Это был Миллениум и те, кто любит не воровать, а создавать, смотрели не вниз, а в верх, на самые высокие небоскребы в мире. Ведь в фильме снимались не только старый Шон Коннери, но и новые башни-близнецы Петронас (Petronas Twin Towers), находящиеся в столице Малайзии Куала-Лумпур. Это их связал знаменитый воздушный мост на высоте 41 и 42 этажей, это у них по 88 этажей и высота 452 метра, это башни-близнецы Петронас в 1998 году были самыми высокими зданиями в мире.
И, согласно сценарию фильма «Западня», эти самые высокие и современные здания, чудо инженерной мысли, преспокойно ограбили всего два человека: старый Джеймс Бонд и его молодая подруга-любительница. «Мечты, мечты, где ваша сладость?» Похоже, только в кинематографе, в виде новогодних сказок для взрослых.
Напомню, что Петронас — Petronas, short for Petroliam Nasional Berhad — это малайская государственная нефтегазовая компания. В кризисном 2008 году она занимала 8 место в мире и 1 место в Азии по рентабельности, выручка 2008 г. составила 62,2 миллиардов US$. А строительство штаб-квартиры Petronas Twin Towers, т.е. башен-близнецов в форме минаретов, обошлось компании в 800 миллионов долларов. Выходит, что украденная маска в фильме была в 10 раз дороже, чем самые высокие небоскребы того времени. Похоже, что чем беднее фантазия сценариста, тем большую сумму он мечтает украсть.
Но место для западной кино-сказки было выбрано на Востоке. Точнее, в Малайзии, богатой стране, входящих в число «азиатских тигров». Но в американском фильме «Западня» все малайцы, как сказал Задорнов об американцах, «ну, тупые». Малайцы, действительно, не воруют. Но у них есть, что воровать другим. Но это традиции колониальной системы. Кстати, Малайзия была колонией Англии с 1786 по 1957 годы. А в июле 2000 года, вскоре после выхода фильма, Шон Коннери получил титул «сэр» и был посвящен в Эдинбурге в рыцарское звание королевой Елизаветой II. Но, возможно, рыцарь Коннери показал жителей Малайзии в своем фильме «тупыми» еще и потому, что они «неверные», т.е. наряду с христианством и буддизмом, исповедуют ислам.
Кстати, почему башни-близнецы называются минаретами? Потому, что если архитектором был приглашен аргентино-американец Цезарь Пели, а строительство оплачивала нефте-долларами компания Петронас, то руководил всем премьер министр Малайзии Махатхир Мохамад. Он рекомендовал построить Petronas Twin Towers в исламском стиле. Надо сказать, что Махатхир Мохамад являлся премьер-министром Малайзии с 1981-2003 годы, он пропагандировал азиатские ценности в противовес западным и возглавлял международное движение неприсоединения. При нем Малайзия превратилась из страны со слаборазвитой аграрной экономикой в одного из «азиатских тигров». Отсюда и минареты Петронас: Правая Минара и Левая Минара. В плане это две восьмиконечные звезды, исламский символ Rub el Hizb. Архитектор Цезарь Пели добавил лишь полукруглые выступы для устойчивости. И внутри эти минареты, отличаются от западных стандартов не только тем, в них расположена Государственная Филармония Малайзии. Вечерами в Левой Минаре выступает Государственный Симфонической Оркестр Малайзии, мы там слушали Рахманинова и Шостаковича, вход только в вечерних костюмах. Там же картинная галерея, место есть для всех видов западного и восточного искусства, общая площадь башен равна площади 48 футбольных полей. Но в башнях нет лишнего места. При установке лифтов в ограниченном пространстве использовали еще одну восточную хитрость — лифты сделали двухэтажными по два в каждой шахте: один останавливается только на четных этажах, проезжая нечетные, другой, соответственно, только на нечетных. Но самое главное, в башнях нет центрального стержня, они раскачиваются. Но восточная стойкость и гибкость и здесь на высоте: башни-минары могут устоять даже при потере трех из шестнадцати несущих колонн. А их фундамент и сегодня считается самым глубоким в мире. А знаменитый воздушный мост, связывающий башни на середине их высоты, придает им дополнительную безопасность. Хотя мост этот тоже не закреплен жестко, он поставлен на гигантских шаровых опорах, ведь башни раскачиваются и жесткое крепление невозможно.
И хотя это воздушный мост знаком вам по фильму, взгляните на него еще раз.
Skybridge — самый высокий воздушный мост в мире
Ночью в тропиках мост напоминает снежинку.
Он связывает архитектуру и стрительство XX и XXI веков, промышленность, геополитику, кино и сказку.
Может, это новая сказка 1001 ночи?
Может, когда-нибудь никто не будет воровать и устраивать западни друг другу?
Может, будет построен мост, соединяющий качающуюся политику Востока и Запада?
Или это бывает только в сказках для детей?
23 января 2009 г.
Куала-Лумпур
Малайзия
Автор Татьяна Бойко-Назарова
Навигация
Предыдущая статья: ← УДИВИТЕЛЬНЫЙ И НЕОБЫЧНЫЙ ОСТРОВ КАПАС
Следующая статья: ПЕРЕХОД ОБЕЗЬЯНЫ К ЧЕЛОВЕКУ →