«….Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять…. »
М.Ю. Лермонтов
Завязка романа «Герой нашего времени» развивается как раз в этих местах. Вскоре после тех событий (в 1860-х) военно-грузинскую дорогу существенно упростили, пробив в скалах серпантин для подъёма на плато перед перевалом. Вот на этом плато и стоит Гудаури.
Грузия -2016.
Отчет о поездке на горных лыжах с детьми (4 взрослых+ 4 ребенка 10, 9, 4, 1 лет)
6-13 марта 2016 г.
Детям нравится!
Зачем? – спонтанно случились длинные выходные, и оказалось реально сбежать с работ на 9 дней – давно хотели выбраться на горнолыжный отдых, а НГ праздники – дурацкое время и по климату, и по ценам.
Почему Грузия? – спонтанная идея и любопытство, отзывы знакомых, что сейчас в Закавказье быть культурным туристом – на удивление комфортно. Ну и Кавказ сам по себе достойное место. Другие настоящие Горы сейчас стоят существенно дороже.
Расположение:
Гудаури (посёлок вблизи пересечения ГКХ и военно-грузинской дороги, 7 км южнее перевала Крестовый). Ближайшие ж/д и аэро вокзалы – Владикавказ и Тбилиси. Высота посёлка 1900-2150 м. Собственно посёлок, где стационарно живут и ведут хозяйство местные жители – это для горнолыжников «нижний Гудаури». У старта второй очереди канаток, метров на 200 выше, построили несколько гостиниц – это «верхний Гудаури» и «Новый Гудаури», тут жилых домов нет, инфраструктура в зачатке, подъезд на авто – есть. Горнолыжная активность, со слов местных, началась тут только лет 20 назад и с тех пор активно развивается.
Сайты с подробной информацией про это место:
Про внетрассовое катание — http://wildguru.com/
схема трасс — http://www.gudauri.ru/piste_map/
Карта с изолиниями рельефа — http://www.gudauri.ru/map/
для иностранцев — https://www.facebook.com/Gudauri.ski
Климат, снег:
Начало марта – уже поздновато для этого места. По крайней мере, в этом году в Грузии ранняя весна – на нижних трассах проталины и жидкая каша после полудня, в нижнем Гудаури – травка, ручьи и листочки распускаются.
Южные склоны внизу с проталинами
По ночам – слабый минус. Днём при солнце – температура «плюс» вплоть до высот 3 км. Свежего снега мы не застали, мощный снегопад (и существенное улучшение трасс) случился 14-15 марта, после нашего отъезда. Состояние снега ОЧЕНЬ зависит от экспозиции, времени дня, открытости неба, высоты. Каждая трасса была комфортна для катания всего часа два в интервале между «уже оттаяла» и «ещё не мокрая каша», с вариациями – «зашлифовали до льда», «накатали бугров», «лужи и проталины».
По одежде – 80% времени катались (на второй и третьей очередях, на 2500-3200 м) в тонкой термухе и тонкой ветрозащитной (мембрана) куртке, 15% — в футболке (после полудня), 5% в толстой поларке под куртку (когда облака и ветер с утра)
Местная валюта:
Лари и тетри. 1 лари в то время был порядка 30 руб. За 1 $ давали 2.3-2.4 лари. Местные водителями, инструктора – охотнее берут доллары, чем лари. Банкоматы и возможность оплатить карточкой – в части мест есть. В частности, ски-пасс и супермаркет оплачивали сбербанковской зарплатной карточкой «Маэстро».
Транспорт:
Дорога от Москвы – самолёт в Тбилиси 2.5 часа лёта, заказанная машина, размером с маршрутку, 2 часа езды, не считая 1 час остановки на закупку еды в супермаркете в Тбилиси. На рассвете вышли из дома в Балашихе, а в 8 вечера уже испытывали горные лыжи, поднявшись по трассе пешком на 200 м. высоты (в свете налобного фонаря и работающих ратраков).
Обратная дорога: Утром 3.5 часа катали (до 12.45), потом резко закидали снежные ботинки и лыжи в мешки, в машину, в аэропорт. Днём остался час времени, можно было бы зайти куда-нибудь в культурное место в районе Тбилиси. В 11 вечера были дома.
Бюджет:
Самолёт Москва (Внуково) — Тбилиси стоит порядка 15 тыс.руб. на взрослого (при покупке за 2 недели до вылета)
Машина на 8 человек (аэропорт – гостиница, заранее заказанная) – 70$ туда и 65$ другая обратно.
Жильё (на второй очереди) – 140$/день (За 2 недели до поездки бронь)
Ски-пасс – 160 Лари (60 $) на 6 дней на взрослого (115 лари на ребёнка старше 6-ти лет).
Еду привезли снизу, 650 лари за поооолную телегу еды, включая 3+2+0,7 литра вина, сырое мясо и прочее. Готовили сами. Бары, ларьки и мелкие ресторанчики встречаются, в том числе вверху второй очереди, но мы туда не заходили.
Местные закупки (свежий хлеб, молоко, яйца, мандарины, чурчхела, пантенол) — 100 лари.
Инструктор для ребёнка (30-50 лари в час) – на двух «старших» потратили часов по 5 «учения».
Мобильная связь – с тормозами и проволочками все-таки купили местные симки (6 штук) (в нижнем Гудаури), рублей по 150 хватило на местные разговоры без ограничений. – в итоге на связь ушло 5 лари/чел.
Вай-фай – в гостинице был, но глючный и тормозной.
Жильё:
Множество маленьких частных гостиниц строится внизу и несколько в верхнем Гудаури, район будет сильно меняться в ближайшие годы. В нашей конкретной гостинице было нормально, но тесновато. Угловая, чердачная комнатушка (трехкомнатная квартира на 8 человек (две семьи), двоим детям брали свои коврики для спанья на полу), и это в отеле с претензиями на шик. Особенно тесная попалась лыжная раздевалка и шкафчик для двух пар лыж при комнате на 4-6 человек. Колдобины и мусор на проезжей части для бывшего СССР привычная, к сожалению, картина, но грязь и строительный мусор у выката к центральному подъёмнику впечатление портят.
Нижняя станция гондолы, «Верхнее Гудаури»
С другой стороны домиков приятный бонус – бесплатная трасса для ватрушек, с предоставлением ватрушек и лентой-подъёмником
Публика:
Разношёрстная. Треть – местные, треть – украинцы, остальные – смесь из россиян, французов, поляков, гостей из тропических стран и ещё кого-то. Уровень катания, не у всех изящный. Очень распространена пара новичок-инструктор. Много народа на весьма широких (для фри-райда) лыжах. Бордеров – не так много, как в других местах, процентов 30. Много «летающих лыжников» — сверху параплан – снизу горные лыжи.
Парапланеристы над Гудаури
Ещё из способов перемещения распространён «снежный мотоцикл», типа «бурана», но легче и быстрее. На нём за денежку возят отдыхающих, в том числе и на дикие, крутые склоны – проходимая очень штука. Даже вертолётами готовы лыжников забросить в дикие горы.
На верху третьей очереди.
Очередей на подъёмники в будни почти нет. В районе 8-марта и на выходные бывали задержки минут на 5-7 на «Сноу-парк» и «Кудеби». Структура очереди – «стадо баранов», каждый второй объезжает сбоку, ближе ко входу. Но всё очень дружелюбно и спокойно.
Трассы и подъёмники:
Время работы подъёмников – странное. С 9 до 16 в будни и до 17 в выходные. Маловато для тех, кто на детей завязан. На спуск несколько основных подъёмников работает на 30 мин. дольше.
Схему трасс можно посмотреть там: http://www.gudauri.ru/piste_map/ В нашем случае она совпадала на 80% с действительностью.
Цветовая дифференциация трасс на половину или на целую градацию занижена относительно Европы (и Подмосковья). Грузинские синие – это примерно европейские красные. Красные – скорее чёрные. Свои чёрные они вообще не ратрачат (почти шутка).
Ширина трасс – в редких случаях «4-5 ратраков», в основном «2 ратрака», в ряде мест «1 ратрак». Ночью ратрачат все открытые трассы, но не все тщательно. Проталины не засыпают, комья льда и стыки колей за собой не убирают, плохие места не маркируют. Трассы вполне хороши, но с элементами неожиданностей.
Подъёмники – 5 кресельных (на 3 и на 4 попы), только одни из них ускоренный, 1 – гондола, пара мелких тренировочных бугелей и лент для совсем новичков.
Не очень удобно взаимное расположение станций подъёмников – они в общем случае не связанны. Часто приходится делать лишний подъём на подъёмнике или скучный, дурацкий траверс на лыжах, чтобы перейти между станциями второй очереди. Для окончательного выноса мозга – основные две линии (вторая очередь – гондола «Гудаура» и ускоренное кресло «Солико») идут крест на крест. Первый день есть где затупить и запутаться.
«Центр жизни» — скорее низ гондолы, там же кучка гостиниц «верхнего Гудаури».
Нам наиболее понравились, в порядке возрастания интереса трассы: Сноу-парк-1 (зелёная, можно учить младенцев), Татра-2 (синяя, рано утром можно гонять быстро и далеко, не боясь врезаться в чайников, вечером можно спустить младенца), Кудеби-1 (синяя, единственная мягкая в верхней крутой части, поскольку северной экспозиции), Садзеле-2 (чёрная вверху, чайники туда суются редко). В солнечное утро раньше других оттаивает крутая часть, но узкая дорога в начале, под гребнем — своеобразна). Ни одна из трёх красных трасс нам не понравилась. Кудеби 2 и 3 – были слишком обледеневшие в наше время (в верхней половине), на Садзеле-3 – дурацкая топология. Но вероятно зимой, при достатке снега оптимальными станут другие трассы.
Рельеф:
Собственно то, за чем стоило сюда приехать. Очень всё удобно для простого и доступного внетрассового катания. Вся каталка (подподъёмниковая) – левый берег р. Арагвы, он же южный склон ГКХ. От нижней трассы над рекой до вершин и перевалов в гребне. Вверху несколько запутанная топология, от горы Садзеле (3279 м) в три стороны уходят долины.
Вид с верхней станции подъёмника Садзеле (с одноимённой вершины) на север. Вдали – вершина г.Казбек (5047 м)
Тройной перевал между вершинами Садзеле и Коби, на каждую из которых приводит подъёмник. Справа (топографичеcки) от линии подъёмников – широкой, пологий цирк двух перевалов, в который можно скатиться с множества разных точек гребня, выбирай экспозицию от западной до южной.
Вид с Садзеле на пер.Коби (2900), гору Бидара (3174) и пер. Бидара (2950) – со всех из них можно скатиться и доехать до Сноу-парка
Вид с подъёмника Кудеби на Сноу-парк, подъёмник на Садзеле и широкий цирк. Вдали справа пер. Бидара
По гребням можно ходить ногами, а где-то и на лыжах ехать, где-то траверсировать. Прокорячившись 10-40 минут от верха одного из двух подъёмников, можно попасть на разнообразное внетрассовое катание с выкатом к гостинице или к авто дороге.
Вид с вершинки Чрдили(2504) на подъёмники второй очереди, после заката.
Вершинка Чрдили(2504) из Верхнего Гудаури
Трассы также следуют рельефу – третья очередь крутая в верхней половине и пологая в нижней части.
Вид от верхней станции гондолы на подъёмник Садзеле. Слева – пер. Коби, оборудованные трассы правее, за гребнем они не видны. Весь видимый на фото склон – хороший и легкодоступный внетрассовый спуск
Вторая очередь (сверху-вниз) – пологая- не пологая –пологая.
Начало спуска по второй очереди в районе трассы Татра-2.
Середина второй очереди (10 утра, Татра)
Середина второй очереди – внизу «Верхнее Гудаури»
Первая (нижняя) очередь – средний, равномерный уклон, но это скорее не трасса, а путь до гостиниц (зато она единственная освещённая, только по выходным в 8-10 вечера здесь обещают ночное катание, но мы не застали этого чуда)
Наибольшее разнообразие оборудованных трасс – вторая очередь, с множеством перекрестков, развилок, вариантами выбирать крутизну на разную погоду.
Особая точка – «Сноу-парк» между второй и третьей очередью — единственно адекватное (по отсутствию сложных участков) место для новичков, детей и обучающихся.
Сноу-парк. Слева – Садзеле, справа – Кудеби.
Тут вся начинающая публика и скапливается. Рядом есть ларёк с чаем, стулья под солнцем, и детская площадка с качелями-горками.
Сноу-парком тут называют просто трассу (справа от одноимённого подъёмника). А собственно Сноу-парк – это последовательность трамплинов, железяк и прочих выкрутасов – при нас построили с другой (левой) стороны.
Досуг:
Похоже, что особо его тут нет. В верхнем Гудаури по крайне мере, после закрытия подъёмников, ничего, кроме как посидеть в баре, не было заметно. Для любителей, конечно, есть вариант — лыжи в рюкзак и пешком на дикие склоны.
На пер. Бидара
Мне понравилось, например, прогулка на г.Чирди перед ужином. Но нужно понимать состояние склонов здесь и сейчас, поскольку вероятность лавины по вине человека – не пренебрежительно мала.
Где-то в районе был указатель на бани, на 8 марта приезжали певцы на какой-то концерт. Но в общем, сторона досуга тут не сильно развита ещё, может это и к лучшему в плане качества публики. Цены на местные вкусняшки уже завышены вдвое по сравнению с равниной.
Нельзя не отметить, что тут значимая часть катания и катающихся – внетрассовые, для этого рельеф и расположение подъёмников очень удобны. Регулярно проводят школы фри-райда (в наше время за неделю до поездки свободных мест туда уже не было L), предлагают и однодневные туры с инструкторами, лавинным снаряжением, обучением. Сейчас Гудаури — это скорее не курорт, а местечко в хороших горах, где работают подъёмники. В очень хороших горах!
Март, 2016
Автор Максим Назаров
Навигация
Предыдущая статья: ← Малайзия. Перхентианы
Следующая статья: ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФОТОГРАФИИ →
- 18♥ (10)
- Австралия (5)
- Азия (311)
- Бутан (1)
- Вьетнам (32)
- Гонконг (16)
- Грузия (1)
- Израиль (9)
- Индия (5)
- Иордания (6)
- Йемен (1)
- Камбоджа (4)
- Киргизия (1)
- Китай (38)
- Малайзия (60)
- Мальдивы (1)
- Непал (2)
- Объединенные Арабские Эмираты (5)
- Саудовская Аравия (3)
- Северная Корея (12)
- Сингапур (17)
- Таиланд (15)
- Тайвань (1)
- Турция (12)
- Узбекистан (1)
- Филиппины (5)
- Южная Корея (64)
- Япония (19)
- Активный отдых (103)
- велосипед (3)
- Горные лыжи (31)
- Горный туризм (12)
- Дайвинг (33)
- Кайтинг-быстрее ветра (2)
- Рыбалка (18)
- Америка (113)
- Антарктида (4)
- Арктика (2)
- Африка (125)
- Алжир (27)
- Египет (89)
- Канарские острова (7)
- Мадагаскар (1)
- Без рубрики (15)
- Аренда авто (1)
- Вести с полей (14)
- Все свое беру с собой (1)
- Горящий тур (2)
- Европа (833)
- Абхазия (1)
- Австрия (8)
- Англия (2)
- Андорра (7)
- Бельгия (5)
- Болгария (9)
- Ватикан (2)
- Венгрия (3)
- Германия (14)
- Греция (3)
- Исландия (4)
- Испания (26)
- Италия (81)
- Мальта (5)
- Молдова (200)
- Монако (2)
- Нидерланды (18)
- Норвегия (5)
- Португалия (1)
- Россия (105)
- Румыния (3)
- Сан-Марино (2)
- Сербия (1)
- Скандинавия (1)
- Словакия (30)
- Украина (67)
- Франция (201)
- Хорватия (2)
- Черногория (1)
- Чехия (27)
- Швейцария (3)
- Швеция (1)
- История науки и техники (7)
- Кулинарная страница (34)
- Ешь, что дают (2)
- Кухни мира (11)
- Приготовь сам (14)
- Литературная страница (142)
- МГУ им. Ломоносова (5)
- Путешествия с юмором (3)
- Творчество наших авторов (133)
- Музыкальная страница (25)
- Музыкальный праздник (12)
- С гитарой по жизни (4)
- Новая Зеландия (1)
- О Луне (6)
- Океания (11)
- Банка Шарлотт (1)
- Гавайские о-ва (1)
- Галапагосские о-ва (1)
- Гуам (1)
- Западное Самоа (1)
- Науру (1)
- Новая Гвинея (1)
- Новая Каледония (1)
- Острова Эллис и Гильберта (1)
- Питкэрн (1)
- Раротонга (1)
- Святая Елена (1)
- Тристан-да-Кунья (1)
- Фунафути (1)
- Путешествие в историю (4)
- Советы по безопасному отдыху (3)
- Фотоклуб (236)
- подводная фотография (16)
- Уроки мастерства (9)
- Фото недели (1)
- фото-миниатюра (11)
- фото-рассказ (109)
- Фотогалерея (57)
- Фототехника (23)
Красивые места и хорошие фото! и написано подробно и понятно.
Спасибо Максим за очень толковое описание и горно-лыжного места и трасс. Похоже, что действительно хорошее место без больших толп народа.
Возможно для катания piest-off это большой плюс. А что за снег был в конце сезона?
Обычно весной с утра лед, а ближе после полудня кислая каша…
Руслан