Странички из дневника
Часть 3.
Знакомство на бегу с миром Западной Австралии
Кенгуру
Когда мы достаточно углубились в пустыню произошла наша первая встреча с дикими кенгуру. Это случилось во время стоянки. Мы обедали и вдруг среди эвкалиптовых кустов заметили несколько фигурок кенгуру. Марат мгновенно прервал еду и, взяв фотоаппарат, стал подбираться к этой стайке животных. Они его подпустили метров на тридцать. а потом убежали вглубь перелеска. Но один из них, самый маленький, видимо еще детеныш, вдруг остановился и стал с явным любопытством наблюдать за Маратом, который все еще не терял надежду сфотографировать кенгуру крупным планом и поэтому, крадучись, стал приближаться к зверюшке, которая как вкопанная замерла на месте и наблюдала за Маратом. Но как только расстояние сократилось до двадцати метров, так эта кенгурушка сделала несколько прыжков от Марата и через 15 метров опять остановилась, устремила свои круглые очаровательные черные глаза на Марата и опять стала смотреть, что будет дальше. А он опять, крадучись, стал приближаться, но уже на ходу стал фотографировать, хотя и велико было желание сделать фотографию более крупным планом. Опять повторилась та же история — зверушка словно ждала, когда Марат приблизится на 20 метров, и опять убежала прыжками вглубь, но и снова недалеко — на 15-20 метров. На третий раз до Марата дошло, что эта хитрая, но любопытная зверушка ближе, чем на 20 метров, все равно его не подпустит. Разочарованный Марат вернулся к машине. Потом мы еще несколько раз встречали вблизи машины кенгуру, но уже наученные горьким опытом мы и не пытались их сфотографировать вблизи — только издали.
Однако в конце нашего пути по пустыне мы в одном из поселков попали на ферму, где содержали одомашненных кенгуру. Стадо этих животных, численностью в несколько десятков голов, мирно паслось на отгороженной металлической сеткой обширной территории.
Рис.1. На ферме домашние кенгуру не боятся людей и спокойно дают возможность снимать их на фото с близкого расстояния.
Хозяйкой фермы была белая австралийка, которая нам разрешила пройти за загородку и с рук покормить маленьких кенгурят хлебом. Это мы и сделали с большим удовольствием, так как кенгурята, увлеченные едой, подпустили нас вплотную и мы фотографировались с ними вдоволь и в самых разных видах и положениях. Когда я стал давать кусок хлеба маленькому кенгуренку прямо в рот, то он, осторожно ртом взяв кусок, вдруг внезапно для меня стал барабанить своими передними короткими лапками по моему колену. Это было столь неожиданно, хотя и не больно, что я, испугавшись, отпрыгнул в сторону.
Рис.2. Автор кормит кенгуру хлебом.
Вышло очень забавно, а тем более, что удалось все-таки повторить эту кормешку с рук вновь, хотя и пришлось терпеть и стойко перенести уже ожидаемую барабанную дробь по ноге. После посещения этой фермы нам очень захотелось взять какой-либо сувенир на память. С большим трудом, но все же удалось приобрести выделанную шкуру кенгуренка. Она была короткошерстной и очень похожей на обычную шкуру козленка, но была с длиннющим хвостом. Этот сувенир с тех пор уже много лет украшает одну из стен моей московской квартиры.
Крупных и взрослых кенгуру, которые были бы ростом под два метра, мы не встречали, зато на грунтовой дороге несколько раз попадались их следы. Было поразительно видеть глубокие следы от десятиметровых прыжков! Это же какая должна быть мощь и сила в ногах кенгуру, чтобы совершать такие далекие прыжки. Но факт остается фактом — так оно и было.
Кроме кенгуру очень хотелось увидеть австралийского страуса Эму. На воле во время нашего путешествия по пустыне мы страусов не видели. Однако там же рядом с фермой кенгуру была и ферма, где содержали страусов Эму. Загородка для них была значительно выше, чем для кенгуру — около полутора метров. Внутрь ее нас не пустили. Да и мы сами не очень-то хотели, так как были наслышаны о диком нраве этих птиц и что от них можно было ожидать, чего угодно. Мы подошли к загородке и увидели, как над ней забавно мечутся головки страусов на длинных и тонких шеях. Стайка птиц металась взад-вперед и при этом видно было, что страусы с любопытством и испугом смотрели на нас, когда мы их фотографировали. Вплотную к загородке мы не подходили, так как опять же таки опасались, что страусы могли внезапно атаковать нас своим клювом. Вот на этом и закончилось наше знакомство с австралийскими страусами Эму. В качестве сувенира на ферме нам подарили по красивому и пушистому страусовому перу.
По следам золотоискателей Западной Австралии.
Приближалось к концу наше путешествие через пустыню. До Калгурли оставалось около 100 км. В путеводителе было сказано, что в регионе города Калгурли в середине XIX века были открыты месторождения золота. К началу XX века в этот регион кинулись многие австралийцы, но и не только они — многие мигранты из Старого и Нового Света. Все они питали надежду быстро разбогатеть, не взирая на климатические трудности для существование в безводной пустыне. В отличие от Северной Америки, где золото намывали по берегам многочисленных рек и озер заполярной Аляски и Канады, здесь, в сухом и жарком климате Австралии пришлось добывать золото путем переработки скальных выходов и грунта с использованием не воды, а с помощью продувки воздухом. Выкопанную руду сначала тщательно механически дробили, измельчали до состояния мелкого порошка, который затем продували воздухом и просеивали. В результате из пустой породы выделялся осадок, состоящих из частиц с более тяжелым удельным весом, то есть с золотом. Именно так находили золото в виде самородков с размерами от мельчайших микроскопических частиц до самородков в несколько сантиметров в поперечнике. Кстати, именно в Австралии в 1872 году был найден самый большой самородок золота в мире. Его название: «Плита Холтермана» (Holtermann Nugget). Его размеры поражали: длина — 144 см, ширина — 66 см, толщина — 10 см, а его вес — 285 кг. Старатели прошлого века использовали устройство из металлических конструкций под названием толчея. Оно могло приводиться в действие физической силой человека, либо паровым двигателем. Но именно паровозная тяга помогала возить руду и приводить в действие толчею. Такой исторический паровоз, застрявший на века в пустыне, мы сфотографировали в одном из поселков.
Рис.3. Сам себе памятник — паровоз XIX века. Автор безнадежно попытался сдвинуть колеса исторического паровоза с места.
Мы достаточно легко определили местность, где когда-то работали старатели, так как от главной дороги стали часто попадаться наезженные боковые съезды. По одному из них мы углубились в буш. Вся местность на сотни метров была изрыта ямами в рост человек разной конфигурации: то в форме колодцев, то в виде протяженных траншей. Столетие назад, видимо, здесь кипела работа, а сейчас брошенные когда-то ямы и траншеи потеряли свои четкие очертания и заросли травой. Мы побродили, спустились в несколько ям. Поковыряли почву и на этом наш визит закончился. Вот если бы у нас был металлоискатель или кирка, то можно было попытать свое счастье озолотиться. Кстати, в этот золотоносный регион и сегодня приезжают на мобилхаусах десятки любителей приключений, оснащенные современными металлодетекторами и пескоструйными аппаратами с мощными компрессорами. Для старателей-любителей штат Западная Австралия — это до сих пор настоящий Клондайк. Местные власти дают лицензии на свободные участки всем желающим без исключения, а большие горнодобывающие фирмы даже специально приглашают современных старателей на свои территории с единственным условием сообщать им координаты своих находок золота. Это помогает фирмам анализировать и расширять возможные направления дальнейших поисков золота на своих участках. Кстати, горнодобывающая деятельность по разработке золотоносных рудников до сих пор существенно поддерживает всю экономику страны.
Мотель в конце пустыни
По карте было видно, что границей пустыни можно считать конец грунтовой дороги и начало асфальтовой у небольшого поселка, где проживали местные австралийские скотоводы-ковбои. Здесь на климате уже сказывалась близость Индийского океана, поэтому окружающий ландшафт преобразился — кругом были зеленые пастбища, на которых паслись лошади, верблюды, овцы. В поселке жили в основном фермеры, представляющие главным образом мужское население, которое выглядело как будто бы из американских фильмов-вестернов — в ковбойках и потертых джинсах, в высоких сапогах и в шляпах. На улицах поселка нам казалось, что мы в Голливуде на съемках о жизни американских ковбоев конца XIX века.
Мы на ночь остановились в единственном небольшом мотеле. Вечером зашли в местное кафе-паб, где сидели загорелые ковбои и попивали пиво. Это означало, что «сухой закон», который был на всем протяжении пути через пустыню Большая Виктория, перестал действовать. Мы также с радостью заказали по несколько кружек пива. В пабе за стойкой работала женщина, которая ловко и по-хозяйски управлялась с грубоватыми ковбоями. А они, разогретые выпивкой, дружно скандировали: «Show your tits!». Буфетчица была женщиной средних лет с хорошенькой фигурой. Она делала свое дело и как бы не обращала внимания на призывы публики. Но спустя некоторое время она все же уступила просьбам ковбоев и на секунду приподняла футболку и показала свой лифчик. Публика была счастлива! Она радостно приветствовала этот шаг, бурно зааплодировала. Понемногу страсти стали утихать, ковбои дружно принялись догружаться пивом. Все это представление, видимо, происходило неоднократно и по заведенному сценарию к всеобщему удовольствию гостей. Мы сидели за столиком не в джинсах, как все, а в своих фирменных спортивных костюмах «Адидас», поэтому неслучайно на нас обратил внимание владелец этого заведения, подошел, стал расспрашивать, как мы сюда в эту далекую от цивилизации глубинку Австралии, попали. Завязался интересный разговор. Мы рассказали, что мы пересекли Большую Викторию, причем Марат бегом, а я его сопровождающий. Он был крайне удивлен. Потом подвел нас к стене, где были приклеены десятки визиток разных людей, которые имели честь посетить это заведение. Узнав, что я из России, а Марат из Казахстана, он попросил наши визитки для своей выставки. Мы дали их и он тут же прикрепил их на самом видном месте. Ведь теперь его паб приобрел международную известность. Потом поинтересовался, сказав, что о России он знает, но вот о Казахстане он слышит в первый раз. Марат с гордостью ему все объяснил, что Казахстану, как независимому государству, всего несколько лет, но оно по своей территории занимает седьмое место в мире. Наш собеседник был буквально сражен такой новостью для него. Расстались мы друзьями, он пожелал нам успешно закончить этот, с его точки зрения, беспримерный спортивный маршрут.
Финиш пробега
И вот осталось всего 30 километров до города золотодобытчиков Калгурли, где и должен закончиться пробег Марата через пустыню, которая здесь заметно преобразилась. Эвкалипты уже выглядели не кустарниками, а настоящими огромными деревьями. Было много и другой типичной субтропической растительности. На флоре и фауне сказывалась географическая близость Индийского океана — всего несколько сот километров равнинного ландшафта. Наш маршрут пролегал по широкой асфальтированной дороге. Ее в 20-ти метрах с двух сторон ограждал двухметровый забор из колючей проволоки. Этот забор предохранял кенгуру (и прочих животных) от столкновения с автомашинами. А движение по этой дороге было весьма насыщенным, так как по ней кроме легковых автомашин проходили десятки большегрузных трейлеров с двумя и даже с тремя прицепами. Очевидно, что все они обслуживали в этой части пустыни огромный горнодобывающий комплекс, где уже много десятков лет в открытом карьере добываются золото и никель. Через каждые сотню метров под дорогой были сделаны подземные проходы для мигрирующих животных. Но эта забота о них не решала полностью общей проблемы дикой жизни кенгуру, так как по обе стороны от ограждения лежали жертвы цивилизации — полуразложившиеся неубранные трупы животных. Их набиралось с десяток на каждый километр дороги. Шоссейная дорога, несмотря на подземные проходы под ней, была зачастую непреодолимым препятствием для диких животных. А мне стало окончательно понятно, почему для безопасности человека и автомобиля здесь просто крайне необходимо оборудовать каждый автомобиль кенгурятником — высоким метровым бампером из металлических труб у мотора и прочной металлической сеткой у ветрового стекла. Однако ближе к городу трупы кенгуру уже не встречались. Видимо, их вовремя убирала дорожная служба.
Марат в полном здравии и без травм закончил свой пробег на центральной площади города возле памятника, который представлял собой скульптурную композицию из водопроводной колонки и человека.
Рис.4. Городская водопроводная колонка в центре города Калгурли со скульптурой австралийца Патрика Хеннена, который первым нашел здесь золото в 1893 году.
Рис.5. Одна из центральных улиц Калгурли.
Была немногочисленная группа зевак, среди которых был корреспондент местной газеты. Он взял у нас интервью, сделал фотографии с Маратом. Через пару дней мы получили эти памятные экземпляры газет. Они были кстати, так как пригодились Марату при документальном оформлении пробега для посылки в редакцию книги рекордов Гиннесса. После интервью я расспросил корреспондента о памятнике. Он рассказал интересную историю, которую я привожу далее.
Это произошло здесь в Калгурли в начале XX века во времена «золотой лихорадки». В пустынном регионе, окружающем город, на многие сотни километров не было источников пресной воды. Чтобы обслуживать тысячи и тысячи нахлынувших сюда старателей приходилось привозить питьевую воду издалека за полтысячи километров. Тогда правительством штата было решено построить водопровод с пресной водой. Известно, что большинство рек и озер в Западной Австралии имеют солоноватую воду, непригодную для питья. Только очень малая часть рек в этом регионе Австралии имела пригодную для питья воду. Такой речной источник был найден и выбран для строительства водопровода, хотя и довольно далеко от Калгурли, но как раз рядом с уже тогда крупным городом Пертом. Была сооружена плотина и началось строительство канала длиной в полтысячи километров. Пришлось соорудить более двадцати насосных станций. Руководил строительством австралиец главный инженер Чарльз О’Коннор. Постройка шла медленно и ее руководитель систематически подвергался общественной критике за якобы неоправданную растрату отпущенных на строительство денег, за медленные темпы строительства. Наконец в 1903 году состоялось открытие водопровода длиною в 530 км. Но первые два дня вода так и не появилась в Калгурли. Нервы у Чарльза О’Коннора не выдержали и он покончил с собой. А вода все же появилась, но лишь на третий день. Водопровод заработал и до сих пор работает исправно, доставляя в город 5 млн галлонов воды в сутки. Вот поэтому в городе появились питьевые фонтаны. Один из них был назван в честь открывателя первого месторождения золота в Калгурли Патрика Хеннена (Patrick Hannan), поэтому неслучайно благодарные горожане увековечили его память в виде скульптурной композиции.
Калгурли — Перт
После финиша пробега в Калгурли мы на нашем автомобиле проехали по отличному асфальту 600 км до Перта. Эта часть шоссе имела местное звонкое название: «Великое Восточное шоссе».
По нашему пути приходилось часто обгонять десятки легковых машин и грузовых пикапов с одинаковыми прицепами, которые имели внешний вид в виде крытых кабинок, специально сделанных для перевозки лошадей. Оказалось, что в 8 километрах перед Пертом расположен ипподром Бельмонт-Парк, где именно в этот воскресный день проводились гонки. Вот для участия в этих соревнованиях и везли лошадей. Забавно было смотреть, когда при нашем обгоне из заднего окошка каждой кабинки-прицепа на нас смотрели черные испуганные глаза лошадей, поэтому мы старались делать обгон спокойно, без лишних маневров, чтобы лишний раз не беспокоить лошадей. Видимо, перед Пертом были отличные условия для многочисленных ферм, занимающихся разведением домашних животных. Проезжая мимо, мы видели обширные сочные травяные поля.
Дорога вблизи Перта запомнилась длинным и, казалось, бесконечным спуском к нему в десяток километров. Приходилось в течение нескольких часов езды все время тормозить наш автомобиль как двигателем, так и ножным тормозом. На улице стояла сорокаградусная жара, двигатель машины, казалось, вот-вот перегреется. Поэтому все это время в голове неотступно сквозила тревога, а не откажут ли тормоза в этих экстремальных условиях и мы бесконтрольно понесемся вниз под гору?! Хорошо, что через каждые 3-5 километров спуска вдоль дороги были оборудованы автостоянки, где можно было психологически отдохнуть от этой монотонной работы двигателя, дать ему охладиться, а водителям набраться смелости спускаться дальше к городу. Все автомашины, особенно грузовые, ехали медленно, всего 20-40 километров в час, и никто друг друга не перегонял, кроме местных безумцев на легковых автомобилях. К счастью, мы без приключений достигли городской черты на береговой линии реки Суон.
В Перте мы должны были сдать и поставить в гараж туристического агентства арендованный нами «дом на колесах». По требованию турагентства уже в Перте мы целый день приводили наш мобилхаус в порядок — отмывали каждый его сантиметр от накопленной за время в пути вездесущей пыли и песка, да и прочей дорожной грязи. Чистую машину нам предложили поставить на автостоянку агентства заочно, что мы и сделали, передав все документы на машину охраннику стоянки. Все бы ничего, но мы попали “на деньги”. Спустя день мы получили сообщение от агентства, в котором говорилось о том, что мы должны оплатить потерю автомобильного домкрата. Странно, я точно знал, что домкрат был в машине, но доказать это уже было невозможно и мы заплатили сто с лишним долларов за эту псевдопотерю.
Перт — официальная столица штата Западной Австралия и является четвертым городом континента по количеству населения. При этом он известен также как самый изолированный город на континенте, ведь ближайший субъект, в котором проживает более ста тысяч населения, удален от Перта более, чем на 2000 километров!
Рис.6. Вид на центр вечернего Перта.
Так оказалось, что в Перте жила со своей семьей моя хорошая знакомая Вика, с которой я познакомился ранее еще десять лет назад в США в Хьюстонском университете, где она была студенткой, а я проводил свою научную стажировку на кафедре физики. Нам повезло, что Вика смогла нам уделить много времени и быть нашим личным шофером и русскоязычным экскурсоводом по городу. Для начала нас естественно потянуло посетить местные торговые центры для покупки австралийских сувениров. Однако мы заметили, что по сравнению с Сиднеем торговые центры здесь выглядели гораздо скромнее. Так как в Перте у нас было несколько свободных дней до вылета в Сидней, то мы с помощью Вики осмотрели городские достопримечательности: Дом губернатора, окруженный прекрасными садами, здание Парламента, городскую ратушу, Кафедральный собор святого Георгия, монетный двор Перта, который уже два столетия вплоть до нашего времени чеканит монеты из драгметаллов. В городе вдоль реки Суон расположены несколько красивейших парков. Огромное впечатление оставляла панорама центра города в ночное время, расположенного на набережной реки, которая скорее выглядела как большое озеро. Незабываемая ночная панорама сверкала разноцветными огнями десятков небоскребов и отражалась в водной глади волшебного зеркального пространства. На набережных Суон расположены различные городские увеселительные заведения: в городе огромное число бистро, пиццерий и ресторанов самых разнообразных гастрономических традиций — от исконно австралийских до американских, итальянских, японских, мексиканских, тайских. На набережной в районе Норсбридж (Northbridge) к вашим услугам многочисленные бары, пабы, ночные клубы. Отведали и мы блюда местной кухни, где запомнились жареные на гриле стейки, а также мясистые устрицы.
Но все-таки самое большое блаженство для нас после безводной пустыни заключалось в купании в водах Индийского океана. Тогда был самый разгар летнего сезона, температура воздуха была около +40 градусов. Океанская вода приятно освежала, так как ее температура едва превышала двадцать градусов. А вот песок пляжа раскалялся так, что дистанцию до спасительной воды в несколько десятков метров приходилось преодолевать очень быстро прыжками как кенгуру или идти до самой кромки берега в обуви.
Рис.7. Автор замочил ноги и тело в Индийском океане.
В один из дней мы посетили старинный городок с большим морским портом Фримантл (основан в 1829 году), который вообще-то является просто близким пригородом Перта. Здесь на побережье океана в устье реки Суон все как будто бы застыло в уже далеком XIX веке: нет никаких небоскребов, только отлично сохранившиеся невысокие в два-три этажа постройки тех времен в так называемом колониальном стиле. Нам повезло, так как именно во время нашего визита в городке проходил фестиваль — по набережной вдоль пляжа в течение двух часов торжественно с музыкой и весело шествовала традиционная красочная карнавальная процессия, посвященная историческому прошлому Фримантла. Всюду процветала уличная торговля снедью с лотков и с открытых грузовичков, где предлагались напитки, самая разнородная еда из даров моря и не только, которая тут же на травяном газоне или прямо на пляже охотно поедалась отдыхающими.
Рис.8. Карнавальная процессия в центре Фримантла.
Из-за карнавала, который мы просмотрели до конца, было уже поздно заезжать на местное кладбище, а стоило бы. Ведь там похоронен самый знаменитый русский австралиец — выходец из России Иван Федоров, которого здесь величали Русским Джеком. Вика рассказала историю знаменитого россиянина. Я привожу ниже.
Иван Федоров был родом из Архангельска, плавал моряком на русских, а затем и на английских судах. Так он добрался до Австралии, сошел на берег, оформил австралийское гражданство и остался здесь жить. Его прозвали «Русский Джек». Он был высокий, гигантской силы мужик, обладал веселым нравом, любил много поесть и крепко выпить. По характеру он был всегда и ко всем отзывчив. О нем говорили, что Иван суровый силач, но с добрым сердцем. Как пишут историки, Русский Джек был старателем на золотодобывающих приисках и имел огромную тачку, которую использовал для своих рабочих нужд. Она была более двух метров в длину и весила около 100 килограммов и была массивной и неподъемной для обычных людей. Только Иван мог ее сдвинуть с места. Она также имела довольно широкое колесо, которое позволяло ей двигаться даже по рыхлым пескам. Иван возил на ней грузы, но случалось и так, что сажал на нее и своих обессиливших товарищей. Как-то раз Русский Джек, работая в Западной Австралии, направлялся как всегда с тачкой на свой участок, где недавно обнаружил золото, чтобы застолбить за собой это место вблизи поселка Холлс-Крик (Halls-Creek). По пути он встретил израненного старателя. Тот не мог самостоятельно передвигаться из-за серьезной травмы ног. Иван, вместо того, чтобы заняться своими собственными проблемами по оформлению рабочего участка, посадил нуждающегося в помощи в тачку и, согласно многочисленным свидетельствам очевидцев, покатил больного по грунтовой дороге до ближайшего городка, а это 300 километров! По пути Иван делился со своим новым товарищем едой и питьем и всячески подбадривал его. Так они и добрались до городка, где больному была оказана медицинская помощь. Этот случай произвел на всех огромное впечатление и среди населения стал обрастать легендами. Вспомнили, что Иван и до этого не раз помогал на своей тачке попавшим в беду старателям. Теперь о легендах, связанных с именем Русского Джека, можно прочитать в большинстве книг по истории Западной Австралии. Была написана отдельная художественная книга о Русском Джеке и его подвиге. О нем даже есть упоминание в австралийских школьных учебниках по истории. Поэтому неслучайно в августе 1974 года в Холлс-Крике была установлена скульптурная композиция, в которой Русский Джек изображен везущим в тачке больного старателя.
Рис.9. Скульптурная композиция, посвященная Русскому Джеку.
Этот единственный в Австралии памятник русскому человеку и стал свидетельством проявления человеческого милосердия. Русский Джек обессмертил себя тем, что был благороден и верен чувству товарищества. Там же в Холлс-Крике существует музей его имени. Информация о памятнике и музее есть во всех туристических маршрутах по Западной Австралии. Замечу, что Холлс-Крик был на несколько сот километров севернее Калгурли и в стороне от нашего маршрута, поэтому мы не имели никакой возможности по времени сделать крюк для заезда туда, чтобы посмотреть эту знаменитую скульптурную композицию с Русским Джеком.
Обратный авиаперелет Перт — Сидней дал нам возможность еще раз убедиться в огромных тысячекилометровых размерах зеленого континента. Была ясная погода и под крылом самолета после часа полета, как нам казалось, разглядели узкую полоску грунтового шоссе, по которому нам еще совсем недавно пришлось отмерять не одну сотню милей, наполненных приключениями и незабываемыми впечатлениями. Глядя в иллюминатор самолета я ехидно спросил Марата: «Ну что, какая следующая пустыня тебя манит?» Он тут же кратко ответил: « Пустыня Гоби». В ответ я предложил: «А может быть, хватит по пустыням бегать?». Скажу от себя, что так оно и вышло — на «Большой Виктории» закончилась супермарафонская эпопея Марата и мои с ним дела по покорению великих пустынь мира.
Из газетного сообщения агентства «Рейтер»:
»Спортсмен из Кахазстана Марат Жыланбаев за 22 дня пробежал через пустыню Большая Виктория в Австралии. Протяженность маршрута — 1600 километров. Он стартовал из географического центра материка — г. Алис-Спрингс и финишировал в городе золотодобытчиков Калгурли».
Федор Склокин
Навигация
Предыдущая статья: ← Бегом по австралийской пустыне-2
Следующая статья: Вокруг одной фотографии — 12 Autour d’une photographie →
Дорогой Федор, спасибо вам за интересные, живые и прекрасно написанные рассказы об Австралии. Спасибо за ваш ваш добрый взгляд из глубины континента.
Дорогая Татьяна! Вы меня перехваливаете, однако…большое спасибо! Вы побуждаете меня продолжать начатое дело.