ВОСХОЖДЕНИЕ НА ВЕРШИНУ ВЗОРВАВШЕГОСЯ ВУЛКАНА СЕНТ ХЕЛЕНС, США

C:\Users\Russ\Desktop\2015-2019 Photos\2019 Mar St Helen's\SEL\JPG\WEB\DSC00115.jpg

Это была моя вторая попытка подняться на эту вершину. Первый раз мы пытались попасть сюда 1-го мая 2017 года вдвоем с моим хорошим приятелем Павлом Сорокиным. Однако, в тот раз нам это не удалось. Мы не дошли до вершины всего метров 150 и вынуждены были повернуть назад из-за нулевой видимости и штормового ветра.

C:\Users\Russ\Desktop\2015-2019 Photos\2017 St Helens\DSC03695-1.jpg

В 2017 году погода нас не баловала.

На этот раз мы отправились штурмовать вершину впятером : я, моя супруга Елена и трое наших друзей Марина, Андрей и Юля. Мы все кроме Юли живем в канадском Ванкувере, а Юля — в сопредельном американском штате Вашингтон, недалеко от канадской границы. Мы все любим горы и часто ходим в походы и на восхождения. Я жаждал реванша за прошлую неудачную попытку и мне удалось подбить Елену и остальных моих друзей. Правда, их не пришлось долго уговаривать.
Вулкан Сент Хеленс находится в Каскадных горах на юге штата Вашингтон. Эта гора имеет печальную известность. Совсем недавно, по крайней мере, по геологическим меркам, в 1980 г этот вулкан начал извергаться. Но тогда в преисподней видно что-то пошло не так, и вместо обычного спокойного излияния лавы, эта гора взорвалась, причем взрыв был такой силы, что снесло верхнюю часть горы высотой 400 м. Мощность взрыва составила 7 мегатонн в тротиловом эквиваленте, что было в 1600 раз мощнее взрыва бомбы, брошенной на Хиросиму. От взрыва погибло 57 человек, многие из которых были сейсмологами и вулканологами. Они ожидали извержения и собирались его наблюдать, но находились со своими приборами слишком близко к горе потому, что не ждали взрыва. На видео, которое случайно заснял студент, оказавшийся рядом с горой Сент Хеленс в момент взрыва, видны гигантские масштабы геологической катастрофы.

Жертв и разрушений могло бы быть еще больше, но к счастью, вулкан расположен в достаточно отдаленном и малонаселенном районе штата. В настоящее время высота Сент Хеленс составляет 2550 м, а до взрыва в 1980 г, его высота была 2950м. Итак, в самом конце марта месяца, на выходные, прогноз пообещал хорошую погоду. Мы собрали рюкзаки, снаряжение и в субботу с утра отправились в путь, договорившись, что будем ехать раздельно и встретимся на парковке возле начала тропы, ведущей к вулкану. Вулкан Сент Хеленс имеет статус Национального Вулканического Монумента, это что-то близкое к статусу Национального парка. Это означает строгие правила посещения и строго ограниченное количество пропусков, выдаваемых на определенный день, Пропуска я заранее приобрел через интернет, заполнив анкету на себя, как на руководителя и указав количество участников, дату и маршрут восхождения. Пропуск стоит 8 долларов за одного человека плюс плата за парковку 5 долларов в день за машину. Пропуска у начала тропы особо никто не проверяет, но на маршруте часто дежурят рейнджеры и они могут поинтересоваться наличием пропуска, приколотого к рюкзаку. Надо сказать,что ограничения на посещения парков в США не редкость. Они отражают политику властей, направленную на сохранение природы и диких обитателей этих мест. В наиболее природоохраняемые места можно попасть только выиграв пропуск в лотерею, которую разыгрывают раз в году в интернете.

C:\Users\Russ\Desktop\2015-2019 Photos\2019 Mar St Helen's\SEL\JPG\WEB\DSC00002.jpg Ожидаем встречи всех участников на парковке у начала тропы.

У нас у всех разный опыт зимних путешествий. Юля — отчаянная и опытная горнолыжница. Она решила подняться на вершину с лыжами, чтобы потом на лыжах скатиться вниз. Она уже совершила несколько ледовых и снежных восхождений и они ее не пугают. Все остальные будут подниматься на вершину на кошках. У меня большой опыт различных восхождений как летних, так и зимних, Елена уже участвовала в восхождении на вулкан Бейкер, где научилась ходить в связке по снежным и ледовым склонам. Меньше всего опыта у Марины и Андрея. Они участвовали в основном в летних походах. Предстоящая ночевка на снегу Марину несколько напрягает, но отступать уже поздно… Дорога из Ванкувера к горе Сент Хеленс занимает больше 6 часов, поэтому мы смогли собраться и выйти на маршрут только уже ближе к вечеру. Но по плану нам предстояло пройти совсем немного, всего несколько километров и стать лагерем у подножья горы. От парковки заснеженная тропа медленно поднимается вверх через лес. Все за исключением Юли идут пешком, а Юля пробирается на лыжах с одетыми скинами.

C:\Users\Russ\Desktop\2015-2019 Photos\2019 Mar St Helen's\SEL\JPG\WEB\DSC00006.jpg

Возле самой границы леса мы выбираем ровную полянку и разбиваем палатки. Дальше идти пока нет смысла, потому, что тропа, покинув лес, выводит на открытые предгорья, где ночью гуляет ветер и бывает холодно и неуютно. В лесу же, среди деревьев ночевать значительно комфортнее. Поставив палатки, надуваем спальные коврики, загружаем в палатки пуховые спальные мешки и после этого переключаемся на приготовления ужина. В такие походы обычно берем т.н. высоко-технологичную еду : пакеты с сублимированными смесями, которые не требуется варить, а достаточно просто залить кипятком.

C:\Users\Russ\Desktop\2015-2019 Photos\2019 Mar St Helen's\SEL\JPG\WEB\DSC00176.jpg

Бензиновые примуса последние годы вышли из моды и туристический народ переключился на супер-эффективные газовые горелки типа Jet-Boil. снабженные бутановыми мини-баллончиками, выпускаемые компанией Johnson Outdoors. Горелка работает почти со сто-процентной тепловой эффективностью и за две минуты кипятит 1 литр воды. Мы добываем воду из снега, который топим на горелках. С наступлением темноты дружно ложимся спать, завтра предстоит ранний подъем и впереди трудный день.

C:\Users\Russ\Desktop\2015-2019 Photos\2019 Mar St Helen's\SEL\JPG\WEB\DSC00023.jpg

Лена присматривается к горе, на которую предстоит взойти

Утро нас встречает ясной морозной погодой. Выходим около 8 утра, но мы на маршруте уже не первые: три или четыре группы нас опередили. Похоже, что они вышли еще затемно..
На вершину Сент Хеленс существует несколько маршрутов с разных сторон. Я выбрал маршрут, называемый Worm Flow ( Ползущие червяки) преимущественно потому, что я по этому маршруту ходил два года назад и поэтому представлял особенности рельефа здесь. Название маршрута связано с застывшими потоками лавы,которые по форме напоминают длинных червей. Большая часть подъема вверх проходит по гребням этих застывших лавовых потоков.

C:\Users\Russ\Desktop\2015-2019 Photos\2019 Mar St Helen's\SEL\JPG\WEB\DSC00034.jpg

Тропа идет вдоль черной гряды застывшего лавового потока.

Мы поднимаемся вверх по тропе очень не торопливо, понимая, что нам предстоит длинный 5 часовой переход и набор высоты около 1500 м по вертикали.

C:\Users\Russ\Desktop\2015-2019 Photos\2019 Mar St Helen's\SEL\JPG\WEB\DSC00071.jpg
Еще одна группа поднимается параллельно с нашей по другому склону вулкана.

Где-то на середине подъема у нас возникла проблема. Юля, которая поднимается рядом с нами на лыжах с одетыми скинами, сообщила. что она сильно стерла ногу и не уверена, что дойдет до верху. Я предложил ей возвращаться в лагерь, но она решила продолжать восхождение, но только в более медленном темпе. Я оставил ей маленькую рацию Walkie Talkie и мы договорились выходить на связь каждые полчаса. Мы продолжаем путь к вершине, а Юля осталась чтобы спокойно заклеить пластырем ногу и попытаться продолжить путь дальше.

C:\Users\Russ\Desktop\2015-2019 Photos\2019 Mar St Helen's\SEL\JPG\WEB\DSC00067.jpg

Марина — отличный фотограф. Она делает большое количество снимков по ходу восхождения.

Время от времени мы останавливаемся на короткие привалы, восстановить дыхание и восполнить потери жидкости. Пьем растворы электролита, способствующие удержанию жидкости в организме. Наша вода во фляжках была получена из снега и не содержит солей. Пить такую воду без добавления электролитов не рекомендуется, т.к. есть риск быстрого обезвоживания, что не способствует преодолению физических нагрузок..

C:\Users\Russ\Desktop\2015-2019 Photos\2019 Mar St Helen's\SEL\JPG\WEB\DSC00079.jpg

С подъема на Сент Хеленс отлично виден соседний вулкан Маунт Адамс 2950 м. Кажется, что он совсем близко, но это лишь оптический эффект очень прозрачной атмосферы. На самом деле до г Адамс около 50 км. Мы с Леной собираемся на Адамс в августе месяце, но пока мы продолжаем длинный подъем на Хеленс. Еще несколько последних усилий и мы выходим на предперевальный крутой взлет, протяженностью метров 200. Это то самое место, до которого нам два удалось дойти вместе с Пашей Сорокиным года назад, и откуда мы повернули вниз. Юля рапортует по рации, что она все еще пытается двигаться вверх, но повидимому, до вершины скорее всего не дойдет. Мы договариваемся по-прежнему держать регулярную связь. Я не выключаю рацию и прошу сообщать о ситуации. Последнее усилие и мы

C:\Users\Russ\Desktop\2015-2019 Photos\2019 Mar St Helen's\SEL\JPG\WEB\DSC00108.jpg

преодолев предвершинный крутяк, выходим на так называемую ложную вершину. Здесь мы ужаснулись последствиями трагического извержения 1980 г. На фотографии — это все то что осталось после взрыва от гребня, который когда то опоясывал кратер вулкана. Противоположная сторона кратерного гребня полностью обвалилась и рухнула внутрь полости горы. Дно кратера теперь находится где-то глубоко под нами, на 1000 м метров ниже нас. Над кратером нависают снежные карнизы, на которые лучше не залезать. Боюсь что если соскользнуть вниз в кратер , то донизу доедут одни только уши.

C:\Users\Russ\Desktop\2015-2019 Photos\2019 Mar St Helen's\SEL\JPG\WEB\DSC00087.jpg

Лена позирует на фоне кратера и г. Mt Adams

От ложной вершины к настоящей, т.е. самой высокой точке горы ведет короткая тропа длиной всего метров 200- 300 по снежному гребню и почти без набора высоты. Отсюда открываются потрясающие виды на главный хребет Каскадных гор. На севере в дымке виден Mt Rainier 3350 m.

C:\Users\Russ\Desktop\2015-2019 Photos\2019 Mar St Helen's\SEL\JPG\WEB\DSC00121.jpg
Пока мы любовались горными красотами, на вершине неожиданно появилась Юля, Она все таки смогла, она дошла несмотря на больную ногу, она — герой. Короткий перекус на вершине и надо торопиться вниз. Юля скатится до лагеря на лыжах со свистом, за 20 минут, а нам топать в кошках не менее пары часов, а то и дольше. Потом надо снять лагерь, дойти до парковки и еще 6-7 часов рулежки до дому. Мне наутро надо успеть на совещание к 9 утра, и другим тоже с утра на работу. Впрочем Андрей и Марина хотят остаться на вершине подольше. Марина хочет сделать больше снимков. Они будут ночевать в гостинице неподалеку. Мы распрощавшись с Мариной и Андреем, бежим вниз. Наше замечательное путешествие, к сожалению, подошло к концу.

Март, 2019

Автор Руслан Иванов

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "ВОСХОЖДЕНИЕ НА ВЕРШИНУ ВЗОРВАВШЕГОСЯ ВУЛКАНА СЕНТ ХЕЛЕНС, США" есть 1 комментарий
  1. Татьяна Бойко-Назарова:

Потрясающие фото и очень насыщенный, динамичный и по-хорошему мужской рассказ! Желаю новых восхождений. И рассказов.

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти