Я и мой коллега и хороший приятель Марек задумали прокатиться на лыжах с вершины горы Маунт Бейкер (3330 м) вниз по леднику Истон (Easton glacier). Я до этого неоднократно поднимался на вершину и приблизительно представлял маршрут спуска на лыжах. Обычно, люди предпочитают для лыжного спуска весенние месяцы, когда снег бывает плотнее, а ледниковые трещины закрыты надежными снежными мостами. В июне, правда, тоже катаются, но это уже на пределе. Мы же решили попробовать спуститься в самых последних числах июня, что было уже несколько поздновато. Но, тем не менее, мы решили попробовать, и в выходной день с утра пораньше с лыжами рюкзаками, веревкой и прочим снаряжением отправились к началу тропы, с которого начинается южный маршрут восхождения на вершину. Чтобы скатиться с горы, понятное дело, туда надо затащить тяжелые горные лыжи. Лучше было бы, конечно, взять легкие туринговые лыжи, но у нас их под рукой не оказалось,и мы решили спускаться на стандартных карвах.
По нашему плану, мы должны были в первый день подняться со всем снаряжением в штурмовой лагерь у подножья ледника Истон, там переночевать и в ночи, еще до рассвета выйти налегке только с лыжами на вершину.
Марек переходит ручей по мостику.
Гора Бейкер находится в сопредельном с нами штате Вашингтон, и от нашего Ванкувера до начала тропы надо добираться около трех часов на машине. Сначала тропа идет через негустой лес, а потом круто взбирается на довольно острый моренный гребень, который тянется дольше вверх и приводит на ночевки возле ледника Истон.
Вид вниз на маршрут подъема. Слева виден моренный гребень, по которому идет тропа.
Этот моренный гребень очень ровный и тянется на пару километров. У гребня очень характерный вид, напоминающий железнодорожную насыпь. Так он и называется: Railroad grade.
Тащить тяжелый рюкзак и горные лыжи с ботинками было не очень приятно, но к концу дня мы одолели 700 метров набора высоты и прибыли на место ночевки.
Последние сотни метров по моренному гребню. Впереди видны наши ночевки под ледником.
Марек любуется закатным солнцем из нашего штурмового лагеря.
Быстренько сварганив ужин на газовой горелке и хорошо перекусив, я занялся мастерить табаган из своих лыж. Я решил на следующий день попробовать тащить лыжи на длинной веревке за собой вместе с ботинками, вместо того, чтобы нести их на себе. Для этого я заготовил жесткую деревянную раму, к которой прикрепил лыжи. Получились маленькие нарты (тобогган), к которым я привязал 10 м репшнур. Марека моя идея, однако, не вдохновила и он решил нести лыжи и дальше на себе.
Вид на вершину из нашего штурмового лагеря.
Самой вершины не видно, но она находится слева. Гора с правой стороны — это пик Шуксан. От лагеря кажется, что он выше Бейкера, но это оптический обман. Между Бейкером и горой Шуксан имеется перемычка. Там расположен кратер вулкана Бейкер. Кстати, кратер вполне действующий и извергающий клубы серы и удушливого сернистого газа.
На следующее ранее утро, а точнее в ночь, мы позавтракали возле палатки и отправились с налобными фонариками на маршрут. Ранний выход на маршрут совершенно необходим, чтобы по возможности избежать полуденного зноя и раскисшего снега. Мы шли, естественно, на кошках, поскольку ночью снег подмерз и стал очень скользким.
На снимке я со своим тобогганом из горных лыж двигаюсь вверх по склону.
Мы решили не связываться веревкой, пока не выйдем на ледник. Из предидущих восхождений, я точно знал, что на этом участке маршрута лежит только снег. Под ним нет льда, а стало быть, нет и трещин.
Я успешно использовал тобогган много лет назад в горных походах в Саянах и на Приполярном Урале. Однако, в этом походе, уже через пару часов восхождения , я начал понимать, что здесь , на Бейкере, идея тобоггана не проходит. Веревка очень сильно тянет вниз и идти неудобно.
На рассвете я все еще иду, таща за собой тобогган.
Однако, я был вынужден все-таки принять решение отказаться от дальнейшего восхождения с тобогганом и дальше нести лыжи классическим путем, пристегнув их к рюкзаку снаружи.
Я вернулся к классической схеме транспортировки лыж на себе и это оказалось много удобнее.
Выйдя на широкие ледовые просторы мы одели обвязки и связались основной веревкой, как положено, зарезервировав по одной трети на случай необходимости вытаскивать партнера из трещины. По мере продвижения вверх, я был неприятно удивлен огромным количеством трещин, открывшихся на нашем маршруте. В этот малоснежный год трещин было видно намного больше, чем обычно, что говорило о том, что спуск на лыжах вниз не будет легким. Большинство трещин в леднике очень глубокие. Провалившись в трещину можно пролететь вниз метров 20 со всеми вытекающими последствиями. Поэтому страховка совершенно необходима.
Навстречу идет группа восходителей, уже побывавших на вершине.
Мы , отягощенные лыжней амуницией, двигаемся вверх не очень-то быстро.
Я в нижней части так называемой Римской стены (Roman Wall), которая представляет собой 40-45-градусный предвершинный взлет. На заднем пане слева виден кратер вулкана. Оттуда валят клубы сернистого газа с кристалликами серы.
На Римской стене, снег был очень кислый, плохо лежал и легко соскальзывал вниз, грозя снежной лавиной. Идти надо было крайне осторожно. Вверху по склону хорошо видна ледниковая трещина (бергшрунд), чуть прикрытая снегом. Слева внизу еще одна трещина, которая только угадывается под снегом. Это — не очень приятное место. Тропа обходит верхний бергшрунд слева по снежному мосту, затем уходит резко вверх, постепенно выводя на снежный купол вершины вулкана.
Марек готов к спуску.
Наконец, настало время, когда мы уже смогли стать на лыжи и начать спуск с горы. К этому моменту, мы уже отчетливо понимали, что спуститься со свистом за полчаса, как мы мечтали, увы не получится. На леднике открылось слишком много трещин и нам на спуске с горы неизбежно придется маневрировать в лабиринте между ними, чтобы не провалиться в преисподнюю. Разумеется, страховочную веревку мы упаковали в рюкзак. Спускаться нам предстояло с крайней осторожностью, поскольку к этому времени мы были единственными, кто оставался на горе. То есть, в случае чего, мы могли рассчитывать только на себя. В этот день на горе было на удивление мало групп восходителей, и все они были уже ниже нас на пути в лагерь. И в этот момент у нас, а точнее, у меня случилось ЧП. Я не смог втиснуть ноги в лыжные ботинки. Первая мысль была, что ноги могли отечь и распухнуть от длительного подъема на гору, однако такое никогда ранее не случалось. Но минутой позже я осознал весь ужас происшедшего. Собираясь в поход, я перепутал лыжные ботинки и ошибочно взял с собой лыжные ботинки своей супруги вместо своих. На ум пришла цитата из классики: «…И тут Остап понял, что жизнь дала трещину…». Эти ботинки были на три размера меньше моих! Причем, удивительно, что они прекрасно подходили и защелкивались в крепления моих лыж. В этой ситуации у меня оставалось два варианта на выбор: возвращаться в лагерь пешком с лыжами на себе или как-то втиснуться в ботинки, чтобы спускаться на лыжах. Жизнь заставила, и я все же втиснулся в маленькие ботинки. Не могу сказать, что дальненйший спуск был очень комфортен…
Я продолжаю обдумывать ситуацию с лыжами и ботинками…
Как бы то ни было, мы начали спуск с горы. Пытаемся делать большие мягкие виражи. Спуск получался довольно медленным, поскольку снег был тяжелым и раскисшим, а наши лыжи-карвы, заточенные под жесткие и обледенелые трассы, справлялись с таким снегом довольно плохо. К этому времени года, на снегу протаяли глубокие борозды и вся поверхность снега покрылась глубокими лунками, которые называют sun caps ( солнечными чашами). На таком снегу наши лыжи не хотели идти в мягкий поворот, и, чтобы повернуть, приходилось каждый раз хорошо подпрыгивать.
Я на спуске с вулкана Бейкер. На заднем плане видны разломы в леднике.
Сначала, на спуске вниз, мы твердо решили придерживаться тропы, по которой поднимались. Эта тропа была проложена довольно логично и разумно обходила основные разломы и трещины. Однако в какой-то момент, в попытке срезать очередной серпантин тропы, мы незаметно ушли в сторону и тропу потеряли. Это была наша большая ошибка. Теперь мы спускались по целинному снегу и могли придерживаться только приблизительного направления спуска. Главная задача теперь была спуститься в нужную долину, а не в соседнюю. Кроме того, нас сильно беспокоили ледниковые трещины, прикрытые уже ненадежными снежными мостами. Иногда мы замечали трещины впереди по курсу только в последний момент, когда остановиться или повернуть было уже невозможно. Оставалось только хорошо прыгнуть и уповать на то, что трещина не будет слишком широкой. В нескольких местах мы даже снимали лыжи и преодолевали сомнительные участки пешком, тщательно прощупывая дорогу лыжными палками.
Я преодолеваю пешком опасный участок с трещинами.
В итоге, спуск в лагерь занял у нас часа три, вместо «триумфальных» 30 минут. Не смотря на бесконечные сомнения, мы все таки вырулили на нужный скальный гребень, который мне удалось опознать по предыдущим восхождениям. По этому скальному гребню мы в конечном итоге спустились в свой лагерь, хотя до последней минуты, не были уверены, что спускаемся туда, куда надо. Но все закончилось благополучно, и поздно вечером мы были уже у себя дома в Ванкувере. Из этого похода мы вынесли, что спускаться на лыжах с вулкана стоит либо зимой, либо весной, но не позже конца Мая месяца. Для спуска нужны легкие горно-туринговые лыжи и конечно, ботинки правильного размера…
Фотографии сделаны камерами Cannon PowerShot A2500 и Samsung SHG-T 999V
Руслан Иванов
Навигация
Предыдущая статья: ← Молдавия в фотографиях. Природный заповедник «Prutul de Jos»
Следующая статья: Жаркий август 2020 →
Потрясающе и захватывающе. Преклоняюсь перед вашей смелостью и решительностью. Особенно потрясают глубокие трещины и спуск в ботинках на 3 размера меньше. Это еще один показатель вашего мужества. Обычно, женщина не пройдет и двух шагов в по асфальту в туфлях которые на 0,5 размера меньше. И отдельных восторг от фото. Прекрасные снимки великолепных пейзажей. Читаю, перечитываю, любуюсь. И благодарю за доставленное удовольствие.