НА ПИКЕ РЕЙНИЕР ВДВОЕМ С ПАВЛОМ, США, 2014

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\P1140136-on-steep-slope-s.jpg

Я планировал подняться на вершину Пика Рейниер в июле этого года, но случился короновирус, граница между Канадой и США закрыта и, похоже, что это восхождение скорее всего не состоится. Я был на этой вершине шесть лет назад , в 2014 году. Мы тогда ходили на гору вдвоем с моим давним приятелем и неизменным партнером по горным путешествиям Павлом Сорокиным, который, также как и я, живет и работает в канадском Ванкувере.
Рейниер — очень красивая вершина высотой 4392 м с мощным оледенением . Гора находится на Юго-Востоке от Сиэттла. В американских Каскадных горах пик Рейниер называют местным маленьким Эверестом. Это самая высокая гора в Каскадах. Гора считается не очень простой для восхождения, и мы тогда не были уверены, удастся ли нам достичь вершины, но решили попробовать, не сильно расчитывая на успех. Я на этой вершине еще никогда не был, а у Павла была одна удачная и одна неудачная попытка восхождения, но по другому маршруту. Учитывая длинные подъезды от Ванкувера к началу похода, которые выливаются почти в целый день, я запланировал уложиться в три дня, прихватив к выходным еще один дополнительный день. Пик Рейниер находится в центре обширного национального парка. Здесь имеется целая сеть живописнейших троп для прогулок, привлекающих в парк множество людей. Люди проиезжают семьями, чтобы провести выходные на высокогорье, побродить вместе по альпийским лугам и полюбоваться величественными видами Рейниера. Впрочем желающих подняться на вершину бывает не очень много. Мы решили выехать в пятницу вечером и заночевать в каком-нибудь мотеле в близи въезда в парк. Оказалось, что это было не так просто сделать: все близлежащее было зарезервировано на несколько недель вперед. Удалось все-таки найти ночлег в городке Итонвил (Eatonville), и мы были этому рады, хотя от мотеля до горы было как минимум два часа езды. Утром выехали мотеля пораньше, чтобы успеть купить разрешения на восхождение на рэйнджерской станции. После въезда в парк, узкая и крайне извилистая горная дорога с бесчисленным количеством серпантинов привела нас в туристический комплекс с громким названием «Рай» (Paradise). Здесь расположен огромный шале со столовыми, ресторанчиками, буфетами и прочими атрибутами цивилизации. Рядом огромная парковка и отсюда начинаются туристические тропы разной протяженности и сложности. Здесь же находилась наша рейджерская станция, в которой нам надо было зарегистрироваться и купить билеты для восхождения на вершину. Мы исправно заполнили анкеты с указанием наших имен, адресов, и телефонов, а также телефонов, кого оповещать, если что случится. Все это заняло кучу времени, но наконец, к полдню, мы закончили формальности и были готовы выйти на маршрут.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\DSC00240.jpg

Павел пакует рюкзак на парковке Paradise

Комплекс Paradise находится на небольшом отроге с южной стороны Рейниера на высоте 5400 футов, т.е. 1633 м над уровнем моря. Отсюда наш путь лежал к штурмовому лагерю Кэмп Мьюэр, где по плану мы в этот день должны были заночевать или даже пройти немного дальше. Для этого мы должны были набрать почти 1.5 км высоты и достигнуть отметки 10 800 футов (3100 м). У нас были не очень, но довольно тяжелые рюкзаки и было нестерпимо жарко. Стояла середина июля месяца. По-хорошему, надо было бы выходить на маршрут на рассвете, по утренней прохладе, но увы, так не получилось. Мы, как обычно, несли в рюкзаках маленькую палатку, спальные мешки, надувные коврики, теплую одежду, плюс необходимое горное снаряжение: кошки, веревку, обвязки, шлемы, ледорубы и т.д. Ну и , конечно, высоко-технологичную пищу (высушенные сублимированные продукты) на три дня. Всего вместе набралось на килограмм по 15-16 на каждого из нас.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\DSC00246.jpg

Вид на Пик Рейниер с юга

Начало подъема проходило по цветущим альпийским лугам и здесь была проложена великолепная, ухоженная тропа, по которой неспешно прогуливались люди, приехавшие полюбоваться буйной средне-горной растительностью и подышать горным воздухом.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\DSC00258.jpg

Я , Павел и Пик Рейниер. Мы полны оптимизма и решимости сделать эту гору

Двигаться вверх по направлению к горе здесь было не трудно, но до лагеря нам предстояло одолеть около 15 км достаточно нудного подъема. Это путешествие к лагерю можно было бы считать приятной прогулкой, если бы только не палящее июльское солнце. Скоро прекрасные альпийские луга сменились унылыми каменистыми моренами, стали появляться небольшие островки снега, а затем мы выползли на бесконечные снежные поля.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\DSC00255.jpg

На снежных полях, ведущих к лагерю Кэмп Мьюэр

На фото видна вереница людей. Это туристы, которые хотят достигнуть лагеря и вернуться обратно. Они идут налегке и несут только запас воды и снэков.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\P1140090-nearing-camp-s.jpg

Я на подходе к лагерю. Он виден впереди на скальной гряде (фото Павла).

Мы немного завидуем туристам. Для них Кэмп Мьюэр конечная цель путешествия. Они будут счастливы, что цель достигнута и скоро вернуться в комфортабельный Paradise к холодныму пиву и бутербродам… Для нас же в Кэмп Мьюэре наш маршрут собственно только начинался. Я плохо переношу жару, а на снежных полях солнечной радиация удваивается из-за отражения снегом. Жара меня изрядно доконала и последние сотни метров приходилось пихать себя вперед из последних сил.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\DSC00277.jpg В лагере Кэмп Мьюэр на закате солнца

Первоначально мы планировали заночевать не здесь а чуть дальше, перевалив через небольшой скальный гребень, туда, где располагался еще один маленький штурмовой лагерь Инграхам (Ingraham). От Кэмп Мьюэра это означало еще около часа подъема. Но, посколько мы прилично выдохнулись на подходах, то мудро решили не идти туда , а остаться в Кэмп Мьюэре, чтобы сохранить силы на завтрашнее восхождение и получше отдохнуть.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\DSC00274.jpg

Палатки в штурмовом лагере Кэмп Мьюэр

Кэмп Мьюэр — это небольшой скальный отрог в близи Рейниера с очень удобной плоской площадкой, на которой рейнджерами построены два приюта с нарами и столами. Оба приюта могут вместить около 30 человек. Здесь же сооружены туалеты, а также имеются мусорные баки и контейнеры для ресайклинга. Мусор и содержимое туалетов время от времени транспортируются вниз вертолетами. В лагере обычно дежурят рейнджеры, которые отслеживают людей ушедших на вершину и возвратившихся (или не возвратившихся) вниз. В кармане скальной гряды имелась обширная снежная площадка, на которой горовосходители могли разбить свои палатки. Мы тоже поставили здесь свою палатку, а кроме нас там было еще с десяток других палаток.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\DSC00284.jpg

Наша палатка в штурмовом лагере после заката и Павел, разбирающий свой рюкзак

Все их обитатели, также как и мы, собирались на рассвете выйти на штурм вершины. Хорошо поужинав и напившись вдоволь чая, мы завалились спать пораньше, чтобы выйти на маршрут в три часа еще до рассвета. Мы собрались идти наверх с легкими рюкзаками, взяв только альпинистское снаряжение, минимум теплой одежды и немного еды. Я еще собрался взять маленький баллончик с бутаном и крошечную газовую горелку, весом в 50 грамм, чтобы мы смогли приготовить наверху горячую пищу. Все остальные вещи мы оставляли в палатке, до нашего возвращения. Нам предстоял трудный день и до вершины нужно было набрать еще около 1300 м высоты.

Когда сработал будильник в 2 часа ночи и мы выбрались из палатки на мороз, оказалось, что лагерь уже пуст, и все уже ушли на восхождение. Какой ужас! Выходило, что мы проспали! Видимо, народ стартовал около полуночи… Делать было нечего. Мы наспех позавтракали, собрали снаряжение, одели на ноги кошки, включили налобные фонарики и в кромешной темноте отправились вверх по тропе. Мы пересекли ледничек и взобрались на скальную перемычку над лагерем. К счастью, тропа была очевидна даже ночью, и мы без особых трудов перевалили через скальный гребень и опустились на ледник. Здесь мы пристегнули веревку и двинулись вверх. Впереди вверху виднелась цепочка огоньков. Это взбирались на гору восходители, которые покинули лагерь раньше нас. Рассвет застал нас на леднике возле начала скального участка маршрута, который назывался Disappointment Cleaver (что-то вроде Паруса разочарования). По-существу, это был круто уходящий вверх разрушенный скальный гребень. Рассвет был необыкновенно красив, и прямо под нами до самого горизонта простиралось бескрайнее море облаков.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\P1140116-sunrise-over-clouds-s.jpg

Рассвет на склоне Пика Рейниер. Виден ледник с огромными трещинами (фото Павла).

Немного отдохнув и полюбовавшитсь рассветом, мы двинулись дальше. Но от начала скальной части маршрута нас отделяла трех-метровая трещина в леднике, через которую рейджерами был перекинут крайне неприятный шаткий алюминивый мостик. Вниз лучше не смотреть!

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\DSC00287.jpg

Алюминевая лесенка, перкинутая через трех-метровую трещину у подножья Disappointment Cleaver

Перебравшись через трещину, мы сняли кошки, отстегнулись от веревки и убрали ее в рюкзак. Из отчетов о восхождениях на Рейниер мы мы были в курсе, что этот скальный участок можно идти без страховки. На несложных скалах от веревки большой пользы нет.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\DSC00295.jpg

Павел сматывает веревку и убирает ее в рюкзак у подножья Disappointment Cleaver

Тропа вверх по гребню была хорошо видна и, что было очень приятно, довольно ясно промаркирована красными метками и флажками. Это было дело рук добрых рейнджеров. Скальный гребень был сильно разрушен и перемежался участками крупной осыпи. Весь Cleaver мы прошли без особых проблем почти до самого верха. Здесь начинался лед с вмерзшими камнями и маркировка тропы больше не наблюдалась. Продолжать идти вверх по обледенелому осыпному гребню было как-то не комфортно. Здесь страховку организовать было практически невозможно. Мы остановились в поисках потерянной маркированной тропы. К счастью, многоопытный Павел увидел, что тропа ушла с камней на снежный склон и продолжается вверх по снегу. Мы снова связались и очень аккуратно перебрались по скользким камням на снег. Еще пятнадцать минут, и , преодолев крутой участок, мы вышли на маленькое скальное плато.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\27.jpg

Павел готовится к второму завтраку. Позади ледопад

Здесь скальный гребень кончался и дальше вверх по маршруту был виден только снег и лед. Мы решили здесь передохнуть. Павел был твердо настроен поесть, а я решил потерпеть до вершины, о чем впоследствие сильно пожалел.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\23.jpg

Я пытаюсь проглотить гадкий энергетический гель (фото Павла)

Впереди по курсу был виден мощнейший ледопад, который не предвещал ничего хорошего. Неудивительно, что тропа огибая всю гору, уходила длинным траверсом резко на восток, туда, где было меньше трещин.

По ощущениям, начиная от лагеря, мы уже набрали не менее 400 м высоты. Это означало , что до вершины оставалось метров 800 или около того, т.е. еще пахать и пахать. Из хороших новостей было отсутствие у нас признаков высотной болезни, которая выражается в сильном сердцебиениии, одышке, головокружение, иногда рвоте. Высотная болезнь или как ее называют «горняшка» может возникать у людей на высоте уже около 3000 м, а у некоторых еще значительно ниже. Я думаю, у нас в организме уже была некоторая высотная акклиматизация, которая возникла во время недавних восхождений на другие вершины. К дефициту кислорода на высоте, организм адаптируется за счет генерирования большего количества красных кровяных телец.
Мы вышли на длинный восточный траверс, где начали встречать первых восходителей, возвращавшихся с вершины. Позади нас никого не было, и похоже было, что мы были последней партией на маршруте. Траверс был очень длинный, как мне показалось длиной с полтора километра. Но дорога была относительно спокойной, хотя время от времени появлялись трещины, которые мы пересекали по снежным мостам с одновременной страховкой на полную веревку.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\DSC00314.jpg

Невозмутимый Павел на большом Восточном траверсе

Трещины в леднике представляют большую опасность для горовосходителей. Упав в трещины, погибли двое моих товарищей по восхождениям. Проблема в том, что трещины не всегда хорошо видны, хотя очень часто они угадываются. Трещины бывают очень глубокими на всю толщину ледника, что может порой достигать 60-80 м. Большинство трещин прикрыто сверху снежными мостами, которые могут провалиться под тяжестью веса человека.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\DSC00311.jpg

Так выглядит ледниковая трещина, если заглянуть вниз

Страховка основной веревкой на ледовых маршрутах совершенно обязательна. Хотя, надо сказать, что веревка только позволяет не улететь до самого дна. Но даже провалившись в трещину и зависнув на веревке на глубине в пару метров, практически нет шансов самостоятельно выбраться наверх.
Кроме того, из-за низкой темпратуры и нарушения кровобращения , вызваной альпинистской обвязкой, люди нередко погибают от переохлаждения еще до того как их вытаскивают наружу. Вытаскивать из трещины должен партнер по связке, применяя одну из специальных техник спасательных работ. Особенно это сложно сделать, если идешь в двойке и некому помочь. Зная все это, мы шли через трещины по мостам с максимальной остороженностью. На каждом из нас было зарезервирована треть длины веревки, для применения спасательной технологии на случай инцидента.

После траверса, тропа начала стремительно взбираться наверх огромными серпантинами. Здесь мы встретили еще несколько групп возвращавшихся с вершины. Это был очень длинный подъем, который потребовал еще пару километров помимо набора высоты. Тропа была маркирована красными флажками, хотя она была хорошо натоптана и отлично видна и без маркировки.

На подходе к вешине у меня закончились калории и здесь я сильно пожалел о пропущенном втором завтраке. Главное было не останавливаться и, хотя бы медленно, но идти.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\DSC00317.jpg Предвершинный ранктлюфт. Осталось совсем чуть-чуть.

Видя мои мучения, Павел даже предложил повернуть назад, но это было бы слишком обидно, находясь так близко от вершины. После преодоления ранктлюфта мы были уже на самом куполе, и оставалось всего несколько сотен метров пологого подъема. Еще несколько последних усилий и мы переваливаем в неглубокий кратер на вершине. Дело сделано!

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\DSC00326.jpg

Ура, мы в кратере вулкана Рейниер, но этого еще не поняли,12 часов дня

Теперь у нас было два дела: приготовить горячую еду и сходить на официальную вершину, которая была обозначена на кромке кратера с другой стороны. Для этого нам оставалось только пересечь плоское дно кратера и подняться по осыпи всего метров 40. Я вытащил из рюкзака баллон с бутаном и привинтил микро-горелку. Пьезо игнайтер, естественно, не сработал. Но это было вполне ожидаемо. Известно, что пьезо не работает в разряженной атмосфере на большой высоте. Горелку запалили от спичек , наскребли в имровизированную кастрюльку снега и поставили на горелку . Решили, что пока топится снег, мы сгоняем отметиться на официальную вершину и вернемся назад. Как нам казалось, 10 минут вполне хватит, чтобы сходить туда и обратно. Однако, из-за большой прозрачности атмосферы, в горах легко ошибиться в оценке расстояний. Пересечение кратера, конечно, заняло значительно больше времени, чем мы предполагали. Тем не менее, наконец, мы забрались на кромку кратера, на высшую точку горы. Высота 4392 м.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\DSC00339.jpg

Так выглядела кромка кратера вулкана Рейниер

Здесь мы недолго постояли, полюбовавшись облачным покровом, который был ниже нас. Может , там внизу шел дождь, но здесь у нас наверху светило яркое солнце. На вершине, мы по старой традиции, выпили немного шотландского виски, которое с этой целью принесли на гору и сделали традиционные снимки на память.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\DSC00327.jpg

Вершина Рейниера наша!

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\DSC00330.jpg
Эта фляшка, наполненная шотландским виски, — неизменный атрибут любых наших восхождений на горы.

По возвращению в кратер, мы обнаружилди, что вода не только нагрелась, но и полностью выкипела. Пришлось нагребать снег и начинать все заново. На этом месте началась серия странных происшествий, которые можно было объяснить лишь полтергейстом. Пока снег плавился в кастрюльке мы немного расслабились и прилегли отдохнуть на солнышке. Когда спохватились, то вода опять вся выкипела. Эта была настоящая засада. Мы поставили кипятиться в третий раз. На этот раз не отходили от горелки и не спускали с нее глаз. Но когда вода закипела, я сделал неосторожное движение и опрокинул кастрюлю с водой. Но это было еще не все. В четвертый раз кастрюлю опрокинул Павел. Это был уже какой-то сюр. Только с пятой попытки мы приготовили горячую пищу и, наконец пообедали. К этому времени, стукнуло 3 часа по полудню. Это означало, что мы бездарно провели в кратере недопустимо долго, целых три часа.
Теперь надо было срочно бежать вниз, чтобы успеть вернуться до темноты. На горе к этому времени кроме нас никого уже не было, и , в случае чего, мы могли расчитывать только на себя. Спуск вниз по снегу после горячего обеда шел довольно весело, хотя надо было соблюдать осторожность на крутых участках.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\P1140136-on-steep-slope-s.jpg

Я стою на траверсе и разбираюсь с веревкой (фото Павла)

К этому послеобеденому времени уже появились длинные тени и горы преобрели фотографическую выразительность. Спускаясь все ниже и ниже , мы созерцали другие горные вершины, которые были значительно ниже нас.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\P1140137-Ruslan-over-glacier-s.jpg

Это еще один снимок со мной на спуске вблизи верхушки Disappointment Cleaver (фото Павла).

Здесь на скальном плато мы остановились чтобы насладиться открывшемся видом на небольшую остроконечную вершинку Маленькая Тахома (Little Tahoma), которая выглядела весьма живописно в окружении кучевых облаков.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\P1140139-little-Tahoma-s.jpg

Вид на Маленькую Тахому. На переднем плане верхушка скального гребня Disappointment Cleaver (фото Павла).

Без особых затруднений мы прошли вниз почти весь скальный участок, но в конце неожиданно потеряли тропу. Нас ввели в заблуждение, ложные маркировочные флажки, которые могли были быть снесены ветром в сторону от тропы. Мы остановились и довольно долго лазили по гребню в поисках дороги вниз. Тропа не находилась, и везде, куда бы мы не пытались идти, становилось неприятно круто. Начинало темнеть, и было понятно, что в темноте с фонариками у нас будет еще меньше шансов найти правильную дорогу вниз. Я уже стал подумывать о холодной ночевке на гребне. Нас безусловно пойдут искать, но это будет не раньше рассвета. Решили идти обратно наверх, пока было хоть что-то видно, в надежде найти потерянную дорогу. К счастью тропа все-таки нашлась. Она проходила в стороне, причем довольно далеко от того места, где мы ее потеряли.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\P1140142-Ingraham-flats-s.jpg Штурмовой лагерь Инграхам. Вид с гребня Disappointment Cleaver (фото Павла)

И через несколько минут, продолжая спускаться по гребню, мы увидели внизу на леднике палатки лагеря Инграхам. Они были метрах в 250 ниже нас. В свой лагерь мы вернулись уже в темноте с фонариками, и было уже около 8 вечера. Как оказалось, рейджеры заметили наше отсутствие и были сильно счастливы, что мы все-таки вернулись. По возвращению в лагерь, Павлу поплохело, ему сильно нездоровилось, и он ушел спать из палатки в приют. Видимо, он перегрелся на солнце, а может быть не подавая виду, немного переутомился. Горячий чай и кое-какие снадобья из походной аптечки возымели действие, и у к утру он был уже в нормальной форме. Нам оставалось только собрать все вещи, упаковаться и проделать обратный путь в 15 км до нашей парковки на Paradise. Наш поход на вершину пика Рейниер подошел к концу, но впереди были другие вершины.

C:\Users\Russ\Desktop\Mt.Rainier 2014\WEB\super WEB\DSC00251.jpg

Последний взгляд на Пик Рейниер на обратном пути.
Красивая и мощная вершина.

Руслан Иванов

Навигация

Предыдущая статья: ←

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "НА ПИКЕ РЕЙНИЕР ВДВОЕМ С ПАВЛОМ, США, 2014" оставлено 3 коммент.
  1. Татьяна Бойко-Назарова:

Захватывающе! Потрясающе написанный, драматичный и очень красивый рассказ!

2. Впечатляет! Красивая гора, отличные фото и мужественные восходители. Ждем новых рассказов

3. Валерий Ветров:

Спасибо за интересный рассказ. Не являясь горным восходителем, я узнал много интересного из этой области занятий. Отдельно хочу отметить интересные и качественные фотографии горных пейзажей!

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти