Журнал National Geographic внес канадскую автостраду № 93 в список 10 самых красивых дорог мира. В апреле этого года у нас с моей супругой Еленой появилась идея проехать по этой дороге и полюбоваться ее потрясающими горными пейзажами. На пасхальные каникулы мы собрались отправиться на машине в горно-лыжное местечко Джаспер (Jasper), который находится в соседней поовинции Алберта, чтобы покататься пару дней на лыжах и закрыть наш лыжный сезон этого года. Из Ванкувера в Джаспер можно попасть коротким и длинным путем. Мы выбрали длинный путь, потому что последний его участок длиной в 230 км проходит по 93й дороге. Официально эта автострада носит название Columbia Ice Field Parkway. Это название расшифровывается как дорога через ледовые поля Коламбиа. А Parkway означает, что дорога идет по территории национальных парков. Речь идет о двух парках: Banff на юге и Jasper на севере. Примерно в середине эта дорога поднимается на высокогорный перевал, где находятся ледовые поля Columbia, представляющие из себя систему мощных и очень живописных ледников. Здесь автострада проходит буквально по моренам ледника Атабаска а потом резко спускается в долину. Дорога удивительно красива в разных ее частях, и нам приходилось часто останавливаться, чтобы первести дух, насладиться увиденным и сделать снимки на память. Поэтому на преодоление 230 км отрезка ушло много часов, но мы не были огорчены этим обстоятельством. Собственно говоря, в этом и состояла идея поездки по этому хайвею. Из фотогроафий сделанных во время этого автопутешествия я составил фотоотчет, к которому приложил короткие пояснения для некоторых фотографий.
Но сначала несколько слово об истории дороги, которая показалась мне заслуживающей внимания. Истинная история началась значительно раньше, чем появилась дорога. Это произошло около 50 миллионов лет назад, когда тектонические силы подняли здесь морское дно и образовали горную гряду, которая ныне называется Канадскими Скалистыми Горами. Именно здесь образовался Великий Континетальный Водораздел, направляющий течение рек либо на восток к Атлантическому , либо на запад к Тихому океану. Автострада Хайвэй 93 проходит с севера на юг и точно идет по континетальному водоразделу. Эта дорога появилась сравнительно недавно, но до этого здесь проходила хорошо набитая конская тропа, по которой местные аборигены ходили в течение многих веков. По этой тропе охотники из местных племен ходили на добычу зверя, по тропе племена мигрировали с одного места на другое, пересекая всю горную цепь. Еще задолго до того, как в эти места попали первые европейцы, тропа уже существовала и была одним из основных торговых путей, которыми пользовались люди, населявшие нынешнюю Альберту. В середине 18 века в эти далекие места смогли добраться торговцы из британской компании Hudson Bay. Они торговали с местными племенами, выменивая у них шкуры животных и меха. Караваны, груженные мехами шли по этой тропе шли . Тропой пользовались канадские кавбои, авнтюристы и искатели приключений. В 1885 году завершили стотительство Канадской Тихоокеанской железной дороги, и в Альберту хлынули тысячи туристов. Тропой заинтересовались альпинисты и любители путешествий. Но это была очень сложная и опасная высокогорная тропа, поскольку путь был долгим и требовал около трех недель, а дорога лежала через снежные перевалы и среди ледников. Кроме того, надо было переправляться через бесчисленные горные речки и ручьи. На старинном фото, датированном 1924 г, которое я нашел в интернете, виден груженный экспедиционный караван, пересекающий снежные поля в районе ледника Саскатчеван.
Это караван с грузами на леднике Саскетчеван, 1924 г
Идея строительства дороги соединяющей туристический городок Банфф (Banff) и не менее туристический поселок Джаспер (Jasper) начала обсуждаться в 20 х годах прошлого века. По замыслу, новая дорога должна была привлечь новых туристов и способствовать процветанию провинции. Но дело тогда кончилось только разговорами и намерениями. А в 1929 году в США случился грандиозный обвал фондового рынка, после которого вся Северная Америка и не только она погрузились в десятилетие Великой депрессии. Обанкротились сотни банков и бечисленное количество предприятий. Безработица в Канаде достигла рекордных 30%, много людей потеряли свои дома и реально голодали. Однако что интересно, именно благодаря Депрессии и появилась эта дорога. В 1931 году, следуя в форватере Нового Курса американского президента Рузвельта, Канада начала программу борьбы с депрессией. Здесь, как и в США, начали строить автомобильные дороги и другие объекты инфраструктуры, нанимая для этого одиноких, потерявших работу и бездомных мужчин. Их набирали через бюро занятости. Для согласившихся на работу создавали систему трудовых лагерей, где людей размещали в бараках, обеспечивали регулярным трехразовым питанием, рабочей одеждой, медицинской помощью, плюс выплачивали по 30 центов в день. Для строительства этого хайвэя собрали чуть больше 600 человек, которых распределили по 40 лагерям вдоль трассы автострады. В каждом лагере жили и трудились группы по 16 человек, и между лагерями было примерно по 5 км. По замыслу, группы должны были прокладывать дорогу навстречу друг другу и потом соединять готовые участки в единое целое. Работы велись практически вручную с помощью кирки и лопаты. На стройке был задействован всего один трактор. Когда начиналась стройка, то геодизисты еще не успели сделать общий проект дороги. Поэтому, дорогу проектировали по ходу дела. Впереди шли геодезисты, а сразу за ними двигались строители. На постройку 230 км дороги ушло 10 лет, и в 1940, как раз к завершению Великой депрессии, дорогу сдали в эксплуатацию. Это было очень узкая однополосная гравийная дорога, на которой не везде можно было разъехаться двум встречным машинам. На архивной фотографии 1940 года, которую я нашел в интернете, видно, как выглядел первый вариант хайвэя 93.
Так выглядел хайвэй 93 после завершения стоительства в 1940 г.
А теперь автострада Columbia Icefield Parkway выглядит вот так
В апреле-месяце автострада выглядила довольно пустынной. Навстречу попадались лишь редкие машины. Но это было очень кстати, потому что в отсутствии транспортного потока мы могли двигаться с маленькой скоростью и останавливаться для съемки в любом месте, не рискуя создать аварийную ситуацию.
Это Атабаска (Athabasca) — один из ледников , входящих в систему Columbia Ice Field. Самая высокогорная часть дороги проходит у подножья этого ледника на высоте около 2000 м. На этом перевале мы сделали длинную остановку и отправились в небольшой поход по моренам и снегу к самому леднику.
Здесь на морене ледника находится маленькая автоматическая метео-станция, которая питается от солнечных панелей.
Лена фотографирует лед Атабаски. В летний сезон специальные туристические автобусы на широченных колесах выезжают прямо на ледник, и люди совершают прогулки по леднику. Это достаточно недешевое развлечение, но желающих побродить по настоящему леднику все равно находится немало.
С ледника берет начало река Атабаска, которая течет вдоль автострады. А точнее, автострада была проложена вдоль русла реки. В принципе спокойная и не слишком бурная река в этом месте обрывается мощным 50-метровым водопадом ( Athabasca Falls) в узкий скальный коньон. Зимой водопад замерзает и в апреле он все еще находится в замороженном состоянии. Водопад находится вблизи основной дороги, и мы не могли здесь не остановиться.
Так выглядит лед замерзшего водопада Athabasca.
Городок Джаспер — маленький горнолыжный рай в Скалистых горах Альберты.
Олени частые гости на скверах Джаспера, и, похоже, они чувствуют себя здесь достаточно вольготно.
Катание по целинному снегу — особое удовольствие. Сурковая долина ( Marmot basin) возле Джаспера
Раздумье на перекрестке: быть или не быть ( ехать или может ну его…)?
Разливы реки Атабаска в солнечную погоду.
Воспользовавшись солнечной погодой, мы еще раз немного прокатились по красивой дороге…
Это незабываемые панарамы Канадских Скалистых гор, снятые с хайвэя 93. Если жизнь занесет вас в канадскую провинцию Альберта, то обязательно прокатитесь по ледниковой трассе Columbia Icefield Parkway. Вы об этом не пожалеете.
Руслан Иванов
Фотографии сделаны камерой Fuji-XT3 и Iphone 12 Pro Max.
Навигация
Предыдущая статья: ← США глазами француза 1 Нью Йорк — Les USA par un Français
Следующая статья: США глазами француза 2 Нью Йорк — Les USA par un Français →
Руслан, спасибо за интересный рассказ и фотографии. Пейзажи просто завораживают: и на самой автомагистрали, и в горах на ледниках! Какой объектив был на Fuji-XT3?
Спасибо за интересный рассказ и отличные фото!
Руслан привет! И Лена, конечно, тоже. Виды завораживающие! Но более всего завораживает ваш с Леной образ жизни. Завидую совершенно белой завистью.
Полюбовались! Сурово! Но завораживает. Хорошо, что рассказал историю. Неужели эта дорога теперь нужна только туристам и лыжникам? Все для вас! Спасибо, что показал.