Ptit Train du Nord, в переводе с французского Маленький Северный Поезд – это классика для монреальских велотуристов, очень ее все любят, и есть за что.
Меня заинтересовала необычная связь между поездом я и велосипедом. Пришлось почитать WIKI на французском. И вот что выяснилось.
Официально, Le P’tit Train du Nord — самый длинный по протяженности линейный парк в Канаде, (Линейный парк отличается от всех других видов парков, тем, что его длина намного больше ширины). Le P’tit Train du Nord включает в себя честь дороги «Route Verte 2» (Зеленая дорога 2) предназначенную для велотуризма в административном регионе Лаврентиды. А вообще по состоянию на 31 октября 2013 года , Route Verte — это сеть велосипедных и других обозначенных дорог и полос движения в канадской провинции Квебек. По состоянию на 31 октября 2013 года протяженность «Зеленой дороги» — Route Verte 5 034 километра (3,128 мили).
Если уж речь пошла о таких расстояниях, то можно взглянуть на карты.
Флаги Канады, провинции Квебек и ее герб. Девиз Квебека: «Je me souviens» — «Я помню».
Физическая карта провинции Квебек на французском языке.
Горный массив Лаврентиды (Laurentides ) тянется с запада на восток вдоль северного побережья рек Оттава и Святого Лаврентия. Лаврентидами называется также административный район, расположенный на северном берегу реки Святого Лаврентия близ Монреаля.
До прихода французских земледельцев Лаврентиды населяли представители одной из двух основных субэтнических групп индейского племени инну, населяющих полуостров Лабрадор. Французы назвали этих индейцев монтанье, (от фр Montagnais — «горцы»). В отличие от других кочующих племен, монтанье были очень привязаны к своим холмам и долинам на серном берегу реки и залива Святого Лаврентия. В ХVII веке монтанье установили тесные культурно-языковые контакты с французскими колонистами, приняли католичество и начали пользоваться французским языком.
Хотя европейцы колонизировали эти земли в 1769 году, до второй половины XIX века в Лаврентидах было всего лишь несколько французских деревень. Зимой занесенные снегом переходы становились непроходимы, так что большую часть года деревни были отрезаны друг от друга и ближайших городов, колонисты покидали эти места. Антуан Лабель, настоятель Сен-Жерома (Saint-Jerome), всячески поддерживал колонизацию и убеждал правительство построить железнодорожную линию, чтобы обслуживать «Верхние Земли» — Les Pays-d’En-Haut, лежащие к северу от Монреаля.
Наконец, 8 октября 1876 года, после долгих обещаний, была открыта первая часть железнодорожной ветки, соединяющая Монреаль и Сен-Жером. В 1882 Канадская Тихоокеанская Железная Дорога (Сanadian Pacific Railway) приобрела преимущественное право движения и продолжила строительство железнодорожной лини, которая в 1909 году протянулась уже до города Мон-Лорье. Новое железнодорожное сообщение в течение всего года обеспечивало лаврентийские деревни продуктами, улучшило почтовую службу и помогло установить телеграфную сеть. С другой стороны, деревни получили возможность экспортировать по железной дороге в Монреаль свои товары (в основном древесину), что способствовало экономическому развитию региона. И, кроме этого, каждую зиму поезда привозили десятки тысяч лыжников, туристов и отдыхающих из Монреаля.
Со временем стала разрастаться также сеть автомобильных дорог. В 1941 году до Мон-Лорье протянулась автострада (R-117) которая была открыта для движения даже и зимой. В 1950 началось строительство Трансканадского шоссе. Теперь эта федерально-провинциальная сеть автомобильных дорог общей протяженностью 8030 км пересекает Канаду с востока на запад и соединяет десять провинций Канады, а также входит в тройку самых протяженных автомагистралей в мире. Но начиналось все в 1960-е, когда рост числа личных автомобилей вызвал бум автодорожного строительства.
Но еще раньше этот всемирный процесс урбанизации, когда жители городов и пригородов становятся «заложниками автомобиля», был предсказан в одной песне. В 1950 году появилась лирическая, слегка юмористическая, немного грустная, философская, но добрая песенка и Феликса Леклерка (Felix Leclerc) «Le train du nord». В ней рассказывается о пассажирском Северном Поезде, идущем из Монреаля в Сент-Адель (в Квебеке, похоже, все места святые «Saint» – Сент). В песне Северный поезд шел по той той самой дороге, которую «пробил» когда-то настоятель Сен Жером для спасения жителей «Верхней Земли» — Les Pays-d’En-Haut .
Город Сент-Адель (Sainte-Adèle : [sɛt adɛl]) расположен примерно в 70 километрах к северо-западу от Монреаля Канада, через него теперь проходит автодорога R- 117 (Трансканадское шоссе). Сент-Адель был основан в 1855 году, в 1891 году в город прибыл первый поезд Канадской Тихоокеанской Железной Дороги, которая использовалась тогда в основном для перевозки древесины, крупного рогатого скота, молочных продуктов и почты . И как вы уже знаете, в 1909 году по ней начал ходить пассажирский поезд, называемый Северным и перевозивший лыжников, туристов и отдыхающих, тогда еще не пересевших на свои автомобили. Сейчас экономика Сент-Адель сосредоточена на горнолыжном и гостиничном бизнесе.
Но вернемся с в 1950 год, когда автомобили начали покупаться и появляться в большем количестве. В это время и появилась песня о маленьком Северном поезде — Le train du Nord. Если интересно, то вот её русский перевод, извините, что я сделала его дословным и прозаическим.
Ох, Северный поезд!
Ту, ту, ту, ту,
Северный поезд,
Берег озера, маленькие домишки,
И все это вращается по кругу…
Северный поезд
Ох! Поезд в Сент-Адель!
При подъеме на неверный берег
Проводник и вместе с ним машинист решили выйти
И поезд в одиночестве продолжил свой путь
Ох! Поезд в Сент-Адель!
Он один доехал до Мон-Лорье,
Никто его не остановил,
Говорят, его можно было видеть на небосклоне прошлой ночью.
Ох! Северный поезд
Ту, ту, ту, ту, ту
Северный поезд
Потерянный Север,
Появившийся с другой стороны,
Северный поезд
Потерянный Север,
Но я его не осуждаю
Нет, нет, нет!
В песне «Северный поезд», оставленный пассажирами, вознесся на небеса еще в 1950 году. Но Канадская Тихоокеанская Железная дорога, несущая на себе бремя убытков, начала сокращать пассажирский железнодорожный маршрут только в 1977 — 1981 годах. Затем от него вовсе отказались, а с 1989 года по этой железнодорожной линии ходили только товарные поезда. Так что лирическая песенка оказалась пророческой.
В 1986 году решили повторно использовать преимущественное право движения и сеть существующих железнодорожных станций. В 1994 году правительство Квебека приобрело право на проезд по железной дороге и сдало его в аренду местным муниципалитетам районных округов. Они создали «Линейный парк Маленький Северный Поезд» — P’tit Train du Nord Linear Park. (Линейный парк отличается от всех других видов парков, тем, что его длина намного больше ширины) В 1996 году в нем была открыта велосипедная дорожка, длиной около 230 км, которая соединяет Лаваль и Сен-Жером, а затем поднимается в Лаврентиды до Мон-Лорье.
Для примера, на карте показаны нитки велосипедных маршрутов.
Велосипедный маршрут обычно начинается и заканчивается в городе Сен-Жером, который считается воротами Лаврентидов, а также их многочисленных курортов. Через Сен-Жером протекает быстрая Северная река ( Riviere du Nord), впадающей в реку Оттава (Ottawa River).
Давайте виртуально проедем по велодорожкам Маленького Северного Поезда в разные время года и, не отходя от велосипеда, посмотрим вокруг.
Август
Даже вдали от города прекрасное дорожное покрытие
Есть, где переждать непогоду
и
Дорога после дождя
Сентябрь
Тихий отдых на вело-трассе
Октябрь . Золотая осень
Февраль
Меняем стальных коней на лыжи.
Дорога ухожена, видны следы ратраков, которые готовят не только горнолыжные трассы, но и маршруты для любителей равнинных лыж
Водопады отдыхают до следующего лета.
Другие пейзажи и приключения на туристических маршрутах Le P’tit Train du Nord, вас ожидают в рассказах наших авторов в рубрике «Канада».
Автор Татьяна Бойко-Назарова
Фото взяты из работ Ольги Обольской
Навигация
Предыдущая статья: ← Китайские зарисовки: ЗМЕИНЫЙ СУПЧИК
Следующая статья: Не очень цивилизованный велотуризм →