ЗОЛЬДЕН 2016

В этом году мы впервые решились нарушить традицию встречать новый год семейным кругом, с оливье и с «легким паром». Бросили детей и родителей на произвол судьбы и ринулись навстречу приключениям. Мы — это я, Димка и автомобиль системы вольво по кличке «Вовка». Выехали из Москвы 29 декабря 2015 с утра, но не слишком рано. В первый день цель стандартная — преодолеть границу и упасть на польской стороне на ночлег.

ГРАНИЦА. Как всегда, и опасна, и трудна

Границу переходили не через самый популярный переход «Варшавский мост» в Бресте, а немного севернее — в Бобровнике (с нашей стороны, Берестовица). Там по-прежнему гораздо меньше желающих, возможно, народу не нравится крюк по сравнению с прямой «Минск-Брест-Варшавский мост», но после перехода в Бобровниках на польской стороне строится скоростная трасса S8 (60 км трассы перед Варшавой уже готово и далее готовы три участка по 10 км). Когда совсем надоедает обгонять фуры по дороге 1+1 можно на несколько минут оторваться на этих участках 2+2 с ограничением 120 км/ч. В целом получается даже быстрее, чем через Варшавский мост, после которого приходится пилить через деревни с ограничением 50 км/ч.

На границе нас ждал первый сюрприз: на всех табло высвечивались предметы неопределенной формы, издали напоминавшие какие-то продукты, и категорически перечеркнутые красной диагональю. Вначале мы не придали этому значения, ну да — через границу всегда было запрещено провозить еду, но обычно никто не обращал на это внимания. Строго контролировались только сигареты и алкоголь. Подойдя ближе, рассмотрели буквенное сообщение, и оказалось, что на польскую территорию запрещается провозить МЯСО (в любом виде). Вот это номер! Какой русский турист путешествует без с/к колбасы? Она, конечно, хорошо упакована, но если пустят собаку, коих на границе служит в достатке, зверь вычислит наш провиант на раз… Что делать? Можно напрячься и съесть злосчастную колбасу напополам, может и управимся, пока очередь не подошла… К тому же, у нас «лишняя» бутылка шампанского, которая тоже не вписывается в 1 литр крепкого на нос. Есть чем запивать колбасу.

Вот уже подходит польский таможенник, говорит: «Прошу пане, отворяте багашнек» и плотоядно принюхивается, как мне кажется. Увидев завал из лыж и шмоток, пан таможенник погрустнел и спросил напрямик: «Мясо есть?» На что Димка решительно и почти честно ответил: «Мяса нет!» Ведь колбаса — это соя с селитрой и специями, какое же это мясо? На наше счастье, эту версию проверять с собаками не стали (возможно, звери уже были сыты на предыдущих туристах). В лишнем шампанском мы сознались, но нам его простили, все-таки Новый год!

Не чуя под собой колес, выбрались мы с предпраздничной таможни и устремились в наш волшебный Дворик Рогово (Dworek Rogowo), о котором необходимо сказать пару слов отдельно.

Этот не совсем обычный отель располагается всего в 10 км от трассы S8. Однако, эти 10 км надо ехать по узкой слабо-асфальтированной дороге, на последних 3 км переходящей в грунтовую. В первый раз (год назад) мы решили было, что Booking.com нас разыграл, т.к. ничего кроме редких покосившихся хибар вокруг не наблюдалось. Так вот, в конце этого стремного пути в темноту заброшенной деревни справа внезапно высвечивается европейского вида белоснежная ограда и указатель «Dworek Rogowo». Указывает он на распахнутые ворота, в которые мы заруливаем и оказываемся на небольшой парковке. Вылезаем из машины и двигаемся по стрелке на второй этаж аккуратного домика, открываем дверь. Из темноты луч направленного света выхватывает тумбочку и на ней конверт с нашей фамилией. В конверте ключ от комнаты и инструкции куда положить деньги за проживание. Вот так! Теперь мы здесь полноправные хозяева. Включаем свет и располагаемся в просторном холле. Кроме нашего номера с индивидуальными удобствами, в нашем распоряжении полностью оборудованная кухня с варочной панелью, холодильником и прочей утварью, холл со столами и стульями, телевизором и даже надувная лодка с биноклем. Прямо-таки жаль, что мы были одни, здесь и большая компания разместилась бы превосходно.

Так что для любителям приезжать среди ночи и не искать персонал искренне рекомендуем Dworek Rogowo! Тем более, что и балл на Booking.com у него по праву 8.6 из 10.

ПРАГА. Секретное оружие в действии

День второй. Держим курс на Прагу. Добираемся без приключений, выбираем польские магистрали с ограничением 140 км/час. К сожалению, основная магистраль Варшава—Берлин от Лодзя до границы с Германией платная, но если Берлин не является вашей главной целью, этот участок легко объезжается по скоростным дорогам и другим (пока еще бесплатным) автомагистралям. Все навигаторы нас упорно вели на Прагу по магистралям с крюком в 100 км, но мы рискнули поехать напрямик через предгорья Татр и не пожалели — и дорога живописнее, и в результате даже немного быстрее получилось.

Прага нас встретила легким морозом -5С, который показался нам гораздо противнее наших -20С, возможно, потому что уже настроились на мягкий климат Европы, а тут вот, пожалуйста, мороз как у нас. Все же потащились гулять в центр, по дороге слегка подогрелись «вареным вином» на площади, засвидетельствовали свое почтение городской ратуше со знаменитыми астрономическими часами, окрестным соборам и стали искать аутентичное пивное место. Нашли! Забито до отказа народом, официанты в горячке, все в дыму, крики, шум и в придачу вышел мужик с аккордеоном и добавил колорита и децибелл. Пиво по отзывам знатока было правильное, но местные сыры не понравились и фирменные сосиски оказались на редкость жирными.

После этого заведения вернулись в нашу гостиницу «У Ольги» и решили скипятить себе чайку. Чайник в гостинице обещали «по дополнительному требованию и за очень дополнительные деньги». Щас! Какие русские туристы путешествуют без кипятильника? Будучи воткнутым в местную розетку даже без адаптора, наш заслуженный советский кипятильник кое-как вскипятил одну кружку, а на второй честно дал понять искрами, шипением и характерным запахом, что надо бы остыть. Но разве настоящий физик отступит перед капризами оборудования?! Эксперимент продолжился и через несколько секунд внезапно завершился оглушительным хлопком и темнотой во всей гостинице. В предыдущий раз это наше «секретное оружие» сработало в Швейцарии, но там были свои пробки для каждого гостиничного номера, а тут – «доисторическое» чешское здание и пойди разберись как там проводка устроена. Ночная дежурная девочка на ресепшн уже набирала своему боссу Ольге и в службу спасения, когда Димке удалось наконец найти верную комбинацию тумблеров вверх-вниз, и ко всеобщему облегчению свет зажегся. Народ благополучно полег спать, но нам покой только снился.

Надо сказать, что при заселении эта самая Ольга (роскошная женщина из бывших русских с перстнями на каждом пальце) заверила нас, что стоянка для нашей машины бесплатна и возможна там, где мы и стоим, так как в честь праздника отменили оплату парковки, хотя обычно стоянка бесплатна только до 6 утра и к тому же предназначена только для местных жителей. Лишний раз сами убедились в том, что на указателе стоянки все ограничения жирно зачеркнуты и оставлена только буква «Р». Так вот, около 5 утра нас разбудил телефонный звонок. О, ужас! Наверное, нас вычислили и сейчас или арестуют, или наложат многомиллионный штраф, чтобы починить всю электропроводку во всем здании… Звонила действительно ночная дежурная девочка, но вместо проводки она лопотала что-то про нашу машину. Да, при бронировании мы просили зарезервировать место под машину, но почему мы должны отправляться туда сейчас, в 5 утра, когда сама босс Ольга нам разрешила стоять где стоим? Но дежурная девочка настаивала и угрожала нам полицией и эвакуацией, а поскольку нервная система уже была расшатана предыдущими событиями, водителю пришлось одеться и вылезти в темноту и холод для осмотра зарезервированной для нас стоянки. Ею оказалась огороженная площадка, даже с охраной, но далековато от гостиницы (метров 400—500), так что было принято трезвое решение оставить машину на старом месте, а истерические вопли дежурной воспринимать как ее маленькую месть за проишествие с проводкой.

Только мы попробовали уснуть в очередной раз, как в окне появился мигающий свет оранжевого проблескового маячка — эвакуатор! Все-таки нас увозят! Димка мгновенно оказывается у окна, вздох облегчения — это обыкновенная мусорная машина…

После этой веселой ночи мы настолько осмелели, что оставили машину все на той же парковке еще на полдня и повторили маршрут по центру Праги. Гостиница «У Ольги» удобно расположена в 20 минутах ходьбы от центра, либо в 5 остановках на трамвае, либо 1-2 на метро. Мы покатались на всем возможном и походили пешком. Снова добрались до Староместской площади, влезли на ратушу (лучше приходить с утра пораньше, потому что к середине дня очередь растягивается на несколько лестничных пролетов) и прошлись по открытой круговой галерее, правда, не застали знаменитое представление Астрономических часов. Затем прогулялись по Карловому мосту и поднялись в Пражский град. Полюбовались городом с высоты холма и вернулись к нашему «Вовке». В тот день, 31 декабря, надо было приехать к друзьям в Вену, это около 400 км, закладывали 4—5 часов.

clip_image002
Собор Святого Вита. Очень скромный внутри, из украшений бросаются в глаза знаменитые витражи. Предновогоднее столпотворение
clip_image004
Один из знаменитых витражей Пражского собора
clip_image006
Пражский град. На задворках собора Святого Вита. Прохладно, греемся горячим шоколадом и национальной спиральной плюшкой (полоска теста накручивается на металлический стержень и обжаривается со всех сторон)
clip_image008
Строгая красота Праги. Вид из Пражского града

ВЕНА. Сказочный бал

При движении с востока на запад климат становится мягче, дороги — лучше, а пейзаж — краше. На холмы венские уже легла ночная мгла, когда мы подкатили в точно вычисленное навигатором время к ясно обозначенному на карте дому и попали в дружеские объятия Аудрюса и Сольвейги. Дальше все пошло как по маслу. Немного передохнув и подкрепившись с дороги фирменным тушеным мясом в горшочках, приготовленным заботливой хозяйкой, мы влились в праздничный поток на улицах Вены. Австрийская столица всегда сказочно хороша, а в новогодние дни вот уж точно — ни в сказке сказать, ни пером описать!

clip_image010

Новогодняя Вена

Каждая улица в своем роскошном убранстве, ликующая музыка и восторженная речь на всех языках! К 22:00 мы были на площади перед собором Святого Штефана. Там на настоящей сцене играл живой симфонический оркестр, певцы исполняли самые популярные арии, а когда начался знаменитый вальс из «Летучей мыши», невозможно было устоять на месте. Меня подхватили сильные мужские руки, и мы вихрем понеслись по площади, налетая на других танцующих и слыша, как русскоязычная диаспора громогласно поздравляла друг друга с Новым годом, уже пришедшим в эти мгновения в Москву.

clip_image012

Зажигательная ночь на Штефан-плац

Отправили нашим поздравительные смс-ки и добрались на ночном трамвае до дому, чтобы там встретить Новый год уже in situ. Наши друзья родились и выросли в советской Литве, привержены нашим традициям, поэтому фильм «С легким паром» и салат оливье сопутствовали нам и в этом новом году. Никуда мы от них не делись, чему и были очень рады.

clip_image014

Теплая компания у самовара в новогоднюю ночь

На следующий день отсыпались, а потом ребята устроили нам замечательную экскурсию по неизвестной и прекрасной Вене, за что мы им очень благодарны. 1 января – короткий день, пролетел он незаметно, а 2-го уже надо было двигаться дальше, ибо труба зовет, в том смысле, что со 2-го января зарезервирован на неделю домик в Альпах и, быть может, мы даже успеем сегодня на «вечернее лыжевание», как говорили в Словакии.

Но не тут-то было. Наш ангел-хранитель, видимо, тоже решил отдохнуть в эти новогодние дни и снова допустил прокол. По навигатору получалось прибыть на место в деревушку Фент к пяти часам вечера. Как известно, пробки за пределами Москвы и Московской области — явление редкое. Однако, в связи с притоком беженцев человеколюбивая Германия установила на своих границах кордон, охраняющий ее граждан от непрошенных гостей. Мы были гостями законными, но к сожалению, беззаботными. Если ехать из Вены в Инсбрук по скоростным автобанам, то непременно придется проехать маленький кусок по Германии. Посмотрев заранее в интернете на длинный желтый участок у границы, мы сочли его артефактом и беспечно отправились в путь. К сожалению, мы не учли что на дворе суббота — день, когда происходит массовый заезд в горные курорты. Пробка краснела на глазах, и примерно в 5 километрах от границы мы встали намертво. Через полчаса стояния народ освоился и перезнакомился, стали выгуливать собак и детей, возник горнолыжный интернационал, но отнюдь не агрессивный. Тем не менее, чиновники в Европе оказались пугливыми, один вид дружной компании крепких представителей разных стран и народов, видимо, ослабил их чувство долга и еще через час они открыли границу, после чего народ радостным потоком растекся по своим курортам.

В результате до нашего самого дальнего по ущелью Фента мы добрались часам к семи вечера, но можно было и не спешить — вечернего катания в день заезда расчетливые австрийцы не запланировали.

ТИРОЛЬСКАЯ ДЕРЕВУШКА ФЕНТ. Лучше дальше, да лучше

Фент (Vent) — очень красивый и очень маленький (в два—три десятка домов) поселок находится в самом конце долины Оцталь (Oztal). То есть сначала мы проехали сам Зольден, а еще раньше — Хубен (Huben), где находится известный Аквадом (AquaDome), и потом еще через 20 км показался наш Фент. Местные жители гордо называют Фент вершиной Альп, намекая на то, что это один из самых высоко расположенных населенных пунктов в Альпах (1900 м над уровнем моря).

Улыбчивая молодая хозяйка дома Zirmhoff проводила нас до нашей комнаты на первом (после ground floor) этаже. В комнате-студии обнаружилось все необходимое: большая двуспальная кровать с тумбочками и ночным освещением, вместительный шкаф, телевизор, диван (который при необходимости мог использоваться как спальное место для третьего участника), стол обеденный и стол журнальный, а также кухонный уголок с варочной панелью, кофеваркой, холодильником и даже (особая гордость хозяйки!) посудомоечной машиной. Удобства, естественно, тоже были в номере, причем вся сантехника выглядела совершенно новой.

Весьма довольные своим новым временным жилищем, мы быстренько изничтожили его казенный дух, украсив своими шмотками, и навели в нем новый год — намотали специально привезенные лампочки и повесили на окно большую снежинку из папье маше, чтоб снег привораживала.

clip_image016

Внутреннее убранство комнаты №1, апартаменты Zirmhoff

Вечерняя прогулка по субботнему Фенту показала, что здесь имеется: церковь — довольно большая, красивая, действующая, несколько гостиниц и десяток типично тирольских домов в 3—4 этажа, где на основном этаже помещаются хозяева, выше — туристы, а ниже — крупный и мелкий рогатый скот. Причем в стойлах кое-где есть окна, так что во время вечерних прогулок можно наблюдать за процессом получения молока, которое завтра прибудет к нам на завтрак. Кроме стандартного бред-сервиса, хозяйка предложила нам ежедневную доставку свежего молока и масла. Из любопытства один раз попробовали, но как-то не подсели. Продовольственного магазина в Фенте не обнаружили, но это не проблема, все равно каждый день ездить в Зольден, там и будем закупаться. Вообще-то в Фенте есть своя маленькая горнолыжная трасса, подъемник к ней и миниатюрный ратрак, который ежедневно приводил эту трасску в порядок. Нам она пригодилась только однажды, когда во время вечернего гуляния мы покатались с нее «на пакетиках».

clip_image018

Фент, утренний вид из окна апартаментов Zirmhoff

Возможно, ввиду удаленности нашей деревни от центра, здешние хозяева стараются завлекать туристов дополнительными удобствами и сервисами. Так, почти в каждом доме и гостинице так или иначе присутствовали водные развлечения — бассейны, джакузи или хотя бы просто сауна. У нас сауна была даже включена в стоимость проживания, чем мы и пользовалились, не стесняясь, практически каждый день. Помещение вполне просторное, очень аккуратное, сауна горячая, есть удобный предбанник и душевая с двумя душами: типа ледяная струя для экстремалов и более щадящий — регулируемый по температуре с несколькими сетками справа и слева на разной высоте. Все это закрывается изнутри на ключ, и никто вас там не беспокоит.

Цены на проживание в Фенте ниже, чем где бы то ни было в Зольденском районе. Мы заплатили 420 евро за 7 ночей, что в раскрученном регионе в новогоднюю неделю более чем скромно.

КАТАЛКА. Как молоды мы были

В предыдущий раз мы были в Зольдене 8 лет назад, это был наш первый выезд в Альпы. Зольден тогда настолько ошеломил нас своим масштабом и отлично отлаженным функционированием, что мы окрестили его «горнолыжной фабрикой». Теперь у нас есть опыт катания в Сан Антоне, Кицбюэле, Шладминге, а также в итальянских и французских Альпах, и пьедестал очарования Зольденом слегка просел. Да, трасс здесь много (карту склонов можно посмотреть, например, здесь), но меньше, чем в перечисленных выше регионах. Да, есть участки целины для внетрассового катания, но ни в какое сравнение с  полями оффписта в Сан Антоне они не идут. Да, здесь поменьше хамоватых «булыжников» и пляжующих русских, чем в Италии и Франции, но в тихом Шладминге их нет почти совсем. Народу было довольно много, но так и должно быть в новогоднюю неделю — официально самый высокий сезон длится с католического рождества до 10 января.

clip_image020

Фактически, основное достоинство Зольдена — его высокое расположение и наличие ледника, на котором можно кататься круглый год, за исключением августа, когда его закрывают «на профилактику».

Погода в разгар зимы здесь разная и очень быстро меняется. При этом надо иметь в виду, что даже если с утра светит солнце, это не значит, что надо закидывать теплые вещи подальше и облачаться, образно говоря, в купальник. Это вам не апрель в Татрах или Брашове. Солнечная погода обманчива и коварна. Пока вы катаетесь внизу, выкаты вдоль деревни подтаивают и размякают, кое-где уже проглядывает асфальт и трава, пахнет как в краю родном — сеном и весной. Под действием такой эйфории скидывается лишняя одежда, но все равно жарко, хочется охладиться, и приходит решение прокатиться «с самого верха». Заезжаете на высоту ледника 3100 м, и тут вот они, ледяные объятия Альп, — пронзительный ветер и мороз -20 С мгновенно пробирает до костей. Чуть было не подорвалась на этом в третий день, еле отогрелась в Аквадоме, о котором речь впереди.

clip_image022

Верхняя точка, до которой можно добраться в Зольдене (3100 м)

Так что может быть даже лучше пасмурная погода, когда солнышко равномерно рассеивается по всем склонам и высотный перепад температур не так заметен. К сожалению, в такую погоду существует режим освещения, при котором видимость очень плохая даже в отсутствие летящего снега. Приходится неприлично снижать скорость, потому что еле видно место следующего поворота. Вот когда пожалеешь, что у человека нет ИК-чувствительных органов чувств!

Надо сказать, что в Зольдене народ катается в основном опытный. Большинство знает, на что способно, и не лезет на рожон. Если есть начинающие, то они, как правило, трезвые и ведут себя адекватно. Обслуживание склонов на отличном уровне, техники в избытке, включая вертолеты, которые в этот раз что-то часто попадались нам на глаза. Снежных пушек много, и пушат они исправно, правда иногда прямо в лицо едущим со склона.

clip_image024

Трассы есть всякие (синие, красные, черные), но нет откровенно зеленых, для начинающих. Есть специальные места для обучения, там и бугеля короткие, и склоны пологие. Несколько хороших черненьких было закрыто, часть из-за недостатка снега, часть берегли для чего-то, наверно, для соревнований. К нашему удивлению, за один день мы фактически сняли все сливки — объехали все действующие черные и наиболее интересные красные трассы. А посему на следующий день отправились в соседний регион Обергургль и Хохгургль.

clip_image026

Снежная пушка на перекрестном выкате двух трасс №22 — черной и красной

ОБЕРГУРГЛЬ и ХОХГУРГЛЬ. Один лишь раз

Этот двойной регион объединяет склоны двух вершинок. В целом, регион интересный и почти не уступает Зольдену по количеству и разнообразию трасс. Карты трасс есть везде, описывать их не будем. Надо только иметь в виду одну особенность — наличие длиннющей горизонтальной гондольной дороги, которая соединяет два центра катания. Если хочется за один день обкатать обе верхушки, надо закладывать полчаса на эту переправу. Впрочем, и отдыхать тоже когда-то надо.

В Обергургле мы лишний раз разочаровались в хваленой австрийской пунктуальности. Дело в том, что при покупке скипассов в Зольдене с нас взяли дополнительные 30 евро за то, чтобы включить в возможный ареал катания Обергургль и Хохгургль (скипассы оказались дорогим удовольствием: 265+30 евро). Мы скрепя сердце отдали, ибо привыкли обкатывать все, до чего можно дотянуться. Решили чередовать Зольден и этот дополнительный регион, распланировали уже когда у нас что будет. На 4-ый день приехали в Обергургль второй раз, напялили ботинки, влезли с лыжами по ступенькам к вожделенной нижней станции и, припав карманом с пропуском к турникету, получили красный свет! В ответ на наши настойчивые попытки пробиться к гондоле возник сотрудник станции и замахал на нас руками «One day! Only one day!» Видимо, мы были не первыми жертвами коварства зольденовских менеджеров. Оказалось, что в дополнительном регионе можно кататься только один раз за все время. Никто нам слова об этом не сказал. Вот вам и австрийская корректность и аккуратность…

Вспомнилось, как в Италии в Доломитах мы каждый день катались в новом регионе и только в последний день повторились. Что ж, катания «разведкой» каждый день не получилось, зато австрийцы сумели переключить интерес на другой аспект, отнюдь не требующий большого количества разнообразных склонов. На помощь им пришли современные чудо-технологии связи. В Швеции в Аре мы уже имели дело с такой развлекалкой. Устанавливаешь на свой смартфон специальное приложение iSki, включаешь его в момент первого подъема, и готово дело — тебя отслеживают на протяжении всего катания. В любой момент можно посмотреть пройденную траекторию, набранный перепад высоты, максимальную скорость и прочую статистику в разных видах: графики, сводные данные, а главное, твое МЕСТО среди других участников. Вот что вштыривает и заставляет кататься неважно где, лишь бы набирать очки. В первый день, когда мы включили эту штуку, мы к вечеру оказались на 195 месте из сотен или даже тысяч катающихся. Результаты нескольких дней суммируются, и у нас конечно же был шанс поднять рейтинг! К сожалению, пару раз программа внезапно выключалась, и именно тогда, когда мы делали большие прогоны, ну да ладно, они честно написали, что это еще только «try version». Так что с учетом такого беспардонного принижения наших данных и того, что включились мы только на 3-й день, итоговое 36-ое место выглядело совсем неплохо! (один из катальных дней в представлении iSki)

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Эволюция подъемников как зеркало НТП

Может быть, кто-то еще помнит бугельные подъемники, к которым надо было цепляться специальной железкой на ремешке. Когда-то нам и они казались раем земным — не надо топать в горку, тебя туда везут! Потом появились «швабры» —  бугеля, уже прикрепленные к тросу и вытягивающиеся за перекладину. Это избавило от индивидуальных «бугелей», которые перепоясывали советских горнолыжников в Туристе как автоматные ленты красноармейцев и обладали чуть ли не такой же высокой ценностью для них. На «швабре» освободились руки и взгляды — можно было ехать и смотреть по сторонам, а не гипнотизировать взглядом железку, чтобы та не отвалилась от троса, да еще и грызть что-либо питательное (а некоторые пижоны неспортивно курили, подчеркивая, что горные лыжи — не спорт, а удовольствие).

Потом мы доросли до креселок. До сих пор хорошо помнится многочасовая очередь на однокресельную канатку на Тростяне близ украинского Славска. Каким счастьем было дождаться своей очереди и, получив под зад не умеющим притормаживать креслом, устремиться ввысь, да еще в сидячем положении! Медленная и холодная, эта креселка казалась нам высшим достижением цивилизации.

В 2008 году обычная креселка уже не была роскошью, но в Зольдене креселки тормозили на посадке и были оснащены колпаком от непогоды, что казалось нам тогда почти неприличным излишеством. Зато сейчас горнолыжная индустрия кажется достигла апогея. В Зольдене все основные подъемники – это либо гондолы, либо современные креселки – быстрые, с замедлением на посадке, с подогревом сидений, ветрозащитным колпаком и автоматическим открыванием на финише.

vykat

Гондолы тоже изменились, теперь они почти замирают на посадке, чтобы можно было спокойно войти, а со старта разгоняются так, что аж уши закладывает. Кроме того, в Зольдене не встретили «кабин-бананов» (здоровенные вагоны, в которые набивалось по 100 человек стоя). Их место заняли новые, большие гондолы. Этот гибрид вагона и прежней гондолы имеет промежуточный размер, но пропускная способность у них явно выше, чем у предшественников, а кроме того, есть огромное преимущество – большинство мест в них сидячие. Это действительно важно, ведь ноги и так устают довольно быстро, и голова кружится от непривычного уровня давления и перепада высоты. Стоячее путешествие в духоте вагона всегда требовало стойкости, но теперь и это испытание позади.

AFTERSKI. Все, что не каталка

Еда на горе

Гонять с 10 утра и до последнего подъема в 16:00 без остановки у нас уже не получается. В середине дня организм требует передыха в тепле и комфорте. Вспомнили замечательный ресторан Schwarzkogl (2595 m), удобно расположенный рядом с трассой №25, вместительный и в то же время уютный. Здание почти круглое, как цирк на Ленгорах, и много столиков расположено у окон, откуда открывается великолепный вид. Максимум народа собирается здесь около часа дня, а если прийти после двух, будет совсем свободно. Еда набирается по принципу шведского стола, цены в евро за последние годы не выросли, даже наоборот, но с нашим курсом, конечно, лучше их не пересчитывать в родную валюту. Наш обеденный ценник составлял от 10 до 20 евро: 10 — это два чая и две плюшки, 20 — это то же плюс гуляш зуппе и салат, продаваемый на вес.

in_restaurant

Внутри ресторана Schwarzkogl

Качество еды превосходное, салат можно себе изобразить изысканный, гуляш-зуппе как всегда на высоте. Немного подкачало сладкое, кроме традиционного штруделя с яблоком или творогом, остальные пирожные у них красивые, но совершенно безвкусные.

Немаловажный момент — туалет в этом ресторане всегда благоухает, сияет чистотой и встречает посетителей музыкой, почти как аналогичное заведение на станции венского метро «Opera».

clip_image030

После перекуса и отдыха в тепле приходит второе дыхание. Однако, сразу активно двигаться не хочется. И не надо, все продумано, спуск от ресторана — синенький и короткий, прямиком к началу двух ключевых подъемников, либо на ледник, либо в гущу красных трасс — на «фабрику».

fabrika

Горнолыжная «фабрика». Трассы и подъемники насколько хватает глаз

В хорошую погоду мы обычно выбирали ледник, и вот тут-то приложение iSki выключалось, выкидывая из нашего трафика самый большой пробег.

Из других закусочных заведений можно отметить ресторан в верхней точке гондол (высота 3058 м). Мы туда не попали, так как он вечно был «full», ну не очень-то и хотелось, ведь рядом есть небольшой приют с хитрым WC (стены там прозрачны в одном направлении) и автоматом с водой, соками и шоколадными батончиками, чего вполне хватает, чтобы продержаться до Шварцкёгеля.

clip_image034

Верхняя точка центрального гондольного подъемника. Начало трассы №1

Езда по горам и парковки

Ежедневная поездка от дома в Фенте до центрального подъемника в Зольдене (20 км в один конец) нас не напрягала. Дорога горная, ехать надо не торопясь, и большинство участников дорожного движения это понимают, некорректного поведения на дороге, тем более ДТП, ни разу не видели. Даже наоборот, встречались перестраховщики, которые тащились 30 км/ч при разрешенных 60, что нам, нервным москвичам, было непонятно.

Что касается парковок, в Зольдене ситуация чуть более напряженная, чем в других горнолыжных местах, что нам встречались. Однажды в солнечный погожий денек приехали на парковку на краю Зольдена в 10:30, и свободных мест не было вовсе. Тогда пристроились на крытой многоэтажной парковке рядом с центральным подъемником. Правда, и там машины прибывали с каждой секундой, и мы оказались уже на самом последнем этаже. С облегчением обнаружили, что для передвижения пешеходов вниз-вверх в центре гаража имеется лифт.

В Обергургле и Хохгургле есть несколько открытых парковок рядом с подъемниками, места там достаточно, так что проблем не было. Все парковки бесплатны.

clip_image036

Центральная многоярусная крытая парковка

Сервисы и магазины

Из сервисов нам потребовалось только поточить канты. Это удалось сделать прямо в нашем богом забытом Фенте. (Продуктового магазина там нет, но ски-сервис имеется, а также две ски-школы). Вечером после катания отдали лыжи в контору «сервис+прокат» на дальнем краю Фента, и на следующее утро нам выдали готовые лыжи с поточенными кантами и залитой воском скользящей поверхностью. Стоило это удовольствие 19 евро за пару лыж.

Хорошие канты пригодились, так как в Зольдене из-за значительно количества катающихся все же попадаются гладенькие места, но это не критично, так как в самых трудных местах стоят пушки и старательно пушат эти узкие места, кроме того, склоны настолько широкие, что редкую «залысину» всегда можно объехать.

А вот «скользячку» можно было и не заливать воском. Ее я угробила сразу же, как только встала на свежевощеные лыжи и устремилась на оффпист вдоль трассы. Снега в этом году не слишком много, и вне трасс на мягком снегу весьма вероятно, что тонкая целинка продавится под вами до камушков.

Несколько слов о шоппинге. В Австрии магазины могут закрываться довольно рано, особенно по выходным. Пару лет назад нашли «M-Price» с заметным логотипом в виде красного куба, который на горнолыжных курортах работает и в воскресенье, что для Австрии и Германии совсем не характерно. В последнее время эти магазины широко распространились и встречаются в Европе повсеместно. Там и закупались. Одного захода со средним ценником 25—30 евро хватало на два дня.

Горнолыжное оборудование и одежда имеют космические по нашим понятиям цены, туда даже не приближались, любовались издали.

Аквадом (AquaDome)

Как известно, «dome» переводится как «купол» или «величественное здание», что у нас ассоциируется с церковным собором и, во всяком случае, с чем-то серьезным. Показалось, что здесь западный пиар чуть перестарался: «водный храм» все-таки не то же самое, что аквапарк. Ну а если не заморачиваться такими подробностями, для русского слуха это просто «водный дом», что и спокойнее, ибо в «храм» входить в купальнике и шлепанцах все же неуютно. Аквадом —- действительно внушительное и необычное сооружение. Центральным элементом является стеклянный конус, вокруг которого на разной высоте привешены три круглые ванны (человек на 50—70) с разными водами: сильно-соленой, обогащенной сероводородом и заполненной звуками, которые хорошо слышны, если опустить голову в воду. Вся эта конструкция переливается всеми цветами радуги и время от времени извергает фонтаны и струи из неожиданных мест, так что лучше быть начеку.

clip_image038

Все ванны находятся под открытым небом, и поначалу немного странен вид купальщиков — почти обнаженных, со снегом на волосах, но без всяких признаков замерзания и с довольной улыбкой на лице. Температура воды везде поддерживается комфортной для лежания и медленного переползания, т.е. градусов 38 и выше. Исключение составляет только спортивный бассейн с температурой около 27С, но желающих там поплавать, прямо скажем, было немного.

Кроме ванн под открытым небом, имеется еще большой закрытый бассейн, тоже с разнообразными развлечениями. Вокруг бассейна на нескольких ярусах расставлено множество шезлонгов, найти свободные не составило труда. Температура воздуха хорошо подходит для пребывания почти без движения, можно даже в мокром полотенце. В результате зашла я в Аквадом после переохлаждения на горе готовая заболеть, а вышла, как в русской сказке после купания в трех котлах — как новенькая и забывшая о недомогании.

Стоило все это удовольствие 24 евро с человека за 3 часа (меньше нельзя), без сауны и прочих специальных процедур вроде спа-салонов. Максимум народа наблюдался около 6 часов вечера. Есть еще вариант за 24 евро находиться там с 18:00 и до закрытия в 23:00, но это уже точно для ластоногих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Дорога домой

Апартаменты традиционно бронируются в Австрии с субботы по субботу, но мы же не собираемся терять целый день катания только потому, что надо очистить помещение до 10:00. На финальной уборке хозяйка не настаивала, просила только, чтобы грязная посуда была затолкнута в посудомоечную машину и машина включена. После того, как все наше барахло было упаковано, прибирать оказалось нечего, и мы откланялись, наговорив хозяйке комплиментов и получив от нее в подарок календарь с видами Фента.

Теперь наш дом на колесах. Приезжаем на знакомую парковку у подъемника, а там — пустота. Все разъехались. С одной стороны, грустновато даже. А с другой, склоны-то остались, и все работает, а народу на порядок меньше. В общем, откатались с большим удовольствием и почти до упора (в это время года подъемники работают всего до 16:00).

В сумерках выдвинулись на Ингольштадт (родина Ауди, имеется соответствующий музей), сделали около 350 км, заночевали в Ibis мотеле (44 евро за ночь, предлагается также завтрак по 7 евро с человека). Между прочим, кипятка для разведения картошки у них не нашлось, но мы уж не стали применять наше оружие, спать очень хотелось. На следующий день по плану был прогон Дрезден-Варшава-Дворик Рогово (1100 км). С утра по безлимитным автобанам двигались прилично, даже позволили себе заехать в Дрезден, объехать знаменитую галерею и центр города. В результате по сравнению с быстрейшим путем по объездной получилась задержка минут на 45. В Рогово попали около 10 вечера. Тут уж как дома — не только чайник скипятили, но и горячий ужин приготовили, и Wi-Fi сам собой подцепился уже знакомый, и все удовольствие обошлось в 80 польских злотых ≈ 20 евро.

В понедельник 11-го января поехали из Рогово к границе. Вроде всего-то 70 км, но через большой город Белосток дорога заняла часа полтора. На границе перед нами стояло штук 5 таких же грязных «москвичей», интереса у должностных лиц мы на сей раз не вызвали, и заняла вся процедура перехода через оба кордона не более часа. В полдень по московскому времени мы оказались на своей стороне. Дальше были стремные заносы на дорогах Белоруссии, где пришлось тормозить, ибо экзотическая ночевка в районе Беловежской пущи не планировалась. После Минска температура воздуха стала стремительно падать, в Смоленске было уже -12, а столица встретила нас сурово -17С. Финишную черту пересекли в 23:30, по европейскому времени на 2 часа меньше, так что общее время в пути от границы составило примерно 11 часов.

РЕЗЮМЕ

В целом, поездкой остались довольны, 8.5 из 10 примерно. Один балл снимаем за то, что маловато снега, лучше все же ехать поближе к весне, к тому же и теплее, и солнечных дней больше. А еще полбалла – за разочарование с подъемником в Обергургле. Приключения в Праге и на границе не считаются, это к горлыжам отношения не имеет, а от собственной дури никто не застрахован.

Следующий тур планируем в Сан-Антон, будем рады хорошей компании!

Авторы Анна и Дмитрий Сидоровы-Бирюковы

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти