Фараоны в отеле «Фараана». Часть 8.

Скульптуры фараонов и статуэтки, расположенные в холле отеля «Фараана» посвящены Тутанхамону и вещам, найденным в его гробнице и описанным подробно в предыдущих главах (Часть 5, Часть 6 и Часть 7). В заключительной главе я дополню предыдущие части, а также расскажу о Египетских богах, статуи которых представлены в отеле, и о многих интересных вещах, связанных с атрибутами власти, обычаях и аксессуарах фараонов Древнего Египта.

Что носили фараоны Древнего Египта?

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/3887438/rth29aaf2261e10cae58f22355b1e858959/max_g480_c12_r4x3_pd10

Фараоны считались сыновьями солнца, соответственно их одежда отличалась не только высоким качеством исполнения, но и всегда несла определенный смысл.

Урей – это символ в виде кобры в боевой стойке, указывающий на принадлежность к царскому убору фараонов. Урей носился на диадеме, а со времен Среднего Царства на короне, и располагался на лбу.

Клафт (либо немес) аналогично выполнял функции головного убора в виде платка, закрывающего голову, лоб. Кроме символического значения, он приносил пользу: оберегал от солнечных лучей, песка, пыли.

Ускх. Характерным для фараона было наличие такого аксессуара, как ускх – массивное ожерелье в виде воротника. Его носили и другие представители знати. Однако, аксессуар фараона выполнялся в определенных расцветках – череда желтых и голубых вставок.

Схенти. На начальных этапах развития Древнего Египта правители носили схенти – набедренную повязку. Такая же повязка была у других членов общества. У древнеегипетских фараонов схенти имело широкий пояс, спереди украшенный красивой материей или пластиной из драгметаллов. Сзади набедренная повязка украшалась подобием хвоста. Когда настала эпоха Нового царства, правители начали носить материю, которая одевалась через голову и закреплялась при помощи пояса. Ткань была полупрозрачной, чтобы сквозь нее просвечивался более нарядный схенти.

Накладная борода. Все мужчины в Древнем Египте тщательно выбривали лица. Делали они это при помощи специального приспособления – серповидного, сделанного из бронзы или камня. Бороду (искусственную) мог позволить себе носить только фараон. Борода фараона была достаточно тонкой и вытянутой – она чем-то напоминала козлиную бородку. Борода могла заплетаться в косичку или мог завиваться её конец. Иногда в бороду вплеталась золоченая змейка – урей - символ власти фараона. Бороду фараон носил вне зависимости от того был он мужчиной или женщиной. К слову, в истории Египта была всего одна фараон-женщина – Хатшепсут. Всем известная Клеопатра, хоть и правила Египтом, но была лишь его царицей. Борода фараона считалась символом владения землей, а хозяином земли в Древнем Египте был только фараон.

Амулеты и талисманы в древнем Египте

Анкх

Символ жизни

Анкх из гробницы Тутанхамона с его картушем.

Анкх – египетский или коптский крест — символ жизни в Древнем Египте. Анкх — атрибут многих египетских божеств, с которым они изображаются на стенах пирамид и папирусах. В обязательном порядке его клали в гробницу с фараонами, это означало, что правитель сможет продолжить жизнь своей души и в загробном мире. Хотя многие исследователи связывают символику анкха с жизнью, до сих пор в этом вопросе нет единого мнения. Некоторые исследователи утверждают, что ведущими его значениями были бессмертие или мудрость, а также то, что он был неким защитным атрибутом.

В этом амулете объединены два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности. Их сочетание обозначает бессмертие.

Жук скарабей

Жук Скарабей

Непосвященному человеку может показаться удивительным то, что египтяне выбрали себе в качестве талисмана навозного жука. Однако, в столь простом действии, как скатывание шариков из экскрементов, египетский народ углядел священнодействие. Этот жук делает идеально круглые шарики из навоза и катит их целый день по солнцу, куда ему нужно. Процесс катания шарика напомнил египтянам путь солнца по небу, а скарабей стал для них прообразом одного из обликов бога солнца. В связи с этим скарабея превратили в символ возрождения, нового начала и светлых перемен. Амулет с символом скарабея носили в нелегкие времена, чтобы он придавал сил и помогал преодолевать трудности.

Посмотри теперь, как эти амулеты связаны со скульптурами фараонов в отеле «Фараана».

На статуе (копия стража духа «Ка» из гробницы Тутанхамона) мы видим пектораль (нагрудную табличку) с изображением жука скарабея.

Эта же табличка крупным планом.

С другой статуей Тутанхамона, которая встречает нас при входе в отель, возникли некоторые сложности. Приведу две фотографии одной и той же статуи, снятые в разные годы.

2017 год

2020 год

2017 год

2020 год

Сравнивая фотографии одной и той же статуи в разные годы, мы видим отличия. На статую надели крест Анкх и добавили посох

Система канонов для скульптурных изображений

Последняя фотография может также служить хорошим иллюстративным примером системы канонов, выработанных для скульптурных изображений. Эта система предписывала следующее:

1. Человек изображался в застывшей (статичной) позе с выпрямленной спиной и прямо посаженой головой. Его взгляд был устремлен точно перед собой, а лицо не выражало никаких эмоций (было бесстрастным).

2. При изготовлении скульптуры соблюдалась строгая вертикальная симметрия (левая и правая части скульптуры были «зеркально» подобны) и фронтальность (произведение было рассчитано на восприятие только в фас).

3. Умерший всегда изображался в среднем возрасте («вне времени»), без физических изъянов и недостатков - принцип идеализации модели.

4. Принципиальным условием было обязательное портретное сходство с умершим, чтобы Ка могла «узнать» своего хозяина, и найти себе вместилище в случае утраты мумии. Основой для скульптурных портретов служили гипсовые маски, снимаемые с живого или уже мёртвого «оригинала».

5. В стоящей скульптуре руки были тесно прижаты к телу (одна рука могла быть согнута в локте), а левая нога - часто оказывалась выставлена вперёд. Причём, чтобы такая поза не вызывала иллюзию движения, недопустимую для царства смерти, тяжесть тела не распределялась между ногами, а вся оказывалась на опорной - правой, левая же, «шагающая» нога, делалась чуть длиннее для придания устойчивости.

Как мы видим, в скульптурах фараонов, представленных в отеле «Фараана» вообще, и в последней скульптуре в частности, все каноны строго соблюдены.

Символы царской власти - посох и бич

Посох и бич из гробницы Тутанхамона

Пожалуй, наиболее значительными среди всех ювелирных вещей, принадлежащих Тутанхамону, были символы царской власти: два крюкообразных скипетра и две геральдические плети. Такого рода скипетр, или пастушеский посох, был одним из атрибутов Осириса. И бог, и фараон держали его в левой руке. Он имел форму короткого посоха с крюком, чуть выгнутым на конце наружу. В данном случае скипетры оказались сделанными из насаженных на бронзовый прут золотых секций, чередующихся с такими же секциями из темно-синего стекла и обсидиана. В древнем Египте такие скипетры называли «хекет». Можно сказать, что именно от них и произошли пасторские посохи современных епископов и кардиналов. На золотых наконечниках обоих найденных здесь скипетров выгравированы картуши фараона. Совершенно очевидно, что и плеть, и скипетр были в глубокой древности символами власти над двумя основными группами населения: земледельцами и пастухами.

Подобные атрибуты власти были у всех фараонов.

Внешние знаки могущества и власти – бич и посох мы видим, например, на скульптуре фараона Эхнатона перед отелем «Фараана».

Интересна история посохов. Считается, что самые первые посохи появились у пастухов. Посохи не только облегчали подъём в гору и долгий пеший путь, но и помогали контролировать животных в стаде: погонять (поторапливать), ловить (посохи с крюком) и корректировать перемещения на местности (пастух посохом преграждал неверные пути, тем самым оставляя открытым только правильный). Но, кроме поддержки и управления, посохи являлись средством защиты и нападения, ведь пастухи уходили далеко от обжитых территорий, становясь вместе со стадом лёгкой добычей для хищников. Посохом можно было обороняться от напавшего зверя, нанося быстрые и чёткие удары. А можно было и вовсе кинуть в затаившегося врага, нарушив его планы по нападению. Не все пастухи могли похвастаться «боевой» подготовкой, но те, кому была дорога жизнь, посвящали посоху долгие часы тренировки, а в пути и работе не выпускали его из рук.

Именно пастуший посох стал первообразом для древнейшего символа власти царей, а затем и символом власти высшего духовенства.

https://imgprx.livejournal.net/412fb3a5753eb3df9a2d860c4118e1338499953b/lxME6qQQvvzbNeyHsgT8ch04Ecwl114eyKpP6gaPdX2aEfzi4wjwWNmx5lAxEyF9sI9ijnD7LN1g1MrLOor6kqtBN7iKcU3-Yo0wKGT9Bvg

Виды египетских посохов

Всего существовало три вида посохов, и, кроме посоха в виде цветка лотоса (1), который носили богини, остальные два являлись воплощением (или комбинацией) шести символов: уас — символ силы, анкх — жизни, тет — устойчивости, хекет (скипетр — небольшая палочка с загнутой верхней частью, пример 4 и 5) — управления, нехеху (плеть, пример 4 и 5) — власти, менат (круг под навершием, пример 3 и 4) — мужественности, сексуальной силы.

 Ларцы

Большинство статуэток, амулетов и различных атрибутов власти египетских фараонов, представленных в отеле «Фараана», являются копиями оригиналов, которые хранились в специальных ларцах, найденных в гробнице Тутанхамона. Несколько таких сундуков мы видим в холле отеля. На крышках написано их назначение.

Ларец с медикаментами

Ларец с документами

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы

Для сравнения. 1923 год, сундуки внутри сокровищницы Тутанхамона.

В заключение я приведу фотографии и описание статуй древеегипетских богов из отеля «Фараана».

Анубис

Анубис - бог, покровитель мертвых, изображался в образе шакала, а позднее в образе человека с шакальей головой. В Древнем Египте бог Анубис являлся стражем некрополей и часто изображался с крестом, который означает вечную жизнь. Считалось, что именно он изобрел бальзамирование. Первоначально Анубис был защитником мумий от злых сил. В более позднее время, когда в качестве бога мертвых выступал также Осирис, Анубис стал слугой и руководил в дальнейшем взвешиванием сердец (душ) на суде мертвых.

Отель «Фараана». Скульптура шакалоподобной собаки на ресепшене.

По одной из версий – это древнеегипетская фараонова собака. Не исключено, что прообразом этого изваяния послужил один из видов одомашненной шакалоподобной собаки древних египтян. Ошейник и похожий на шарф поводок, неизменно повязанный вокруг шеи этого животного, также говорят о том, что человек был его хозяином. И если принять во внимание типичные качества представителей собачьего рода - преданность и привязанность к хозяину, сохраняющуюся до самой смерти, умение распознавать и защищать его имущество, - станет понятно, почему древние египтяне сделали этого шакалоподобного пса верным стражем своих умерших.

В настоящее время вопрос происхождения фараоновой собаки овеян мифами и легендами. Одни утверждают, что она является воплощением Бога Анубиса на нашей планете, и это подтверждается неоспоримым сходством со статуями и статуэтками, найденными в гробницах фараонов. Другие отстаивают позицию, что представители этого вида животных произошли от собак породы тесем, первое упоминание о которых в древнеегипетских росписях сделано свыше 4000 лет до нашей эры.

Доказательствами того, что эта порода зародилась в Древнем Египте, являются не только сохранившиеся рукописи, но и многочисленные статуэтки собак, и их изображения на фресках, обнаруженные археологами. Внутри древних гробниц египетских фараонов, с момента строительства которых прошло свыше четырех тысячелетий, сохранилось немало изображений фараоновой собаки. Они являются самыми ранними свидетельствами того, что порода возникла именно здесь. Независимо от того, какая из легенд является подлинной, нет сомнения в главном – фараонова собака является древнейшей породой на нашей планете.

Есть и другая более распространенная версия. В Египте бог мертвых Анубис представлялся жителям древней страны в виде человека с головой собаки или шакала, а иногда просто в виде шакала или собаки, как в нашем случае. Когда египетская религия только начинала свое существование, бога воспринимали как черного шакала, что пожирает мертвых и охраняет вход в их царство. Сторонники этой версии считают, что данная статуя – это и есть Анубис

Бог Анубис. Гробница Тутанхамона.

Бог Анубис из гробницы Тутанхамона. Каирский музей.

На шее изображен золоченый ошейник, а ниже повязан длинный шарф. Глаза Анубиса инкрустированы золотом, кальцитом и обсидианом; внутренняя сторона настороженных ушей позолочена; когти на лапах сделаны из серебра.

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках

Статуя Анубиса на погребальных носилках в гробнице Тутанхамона в том виде, как она была обнаружена в 1923 году.

Статуя бога Анубиса была найдена в вестибюле гробницы. Она находилась перед молельней в форме балдахина и была укрыта тканью. Бог Анубис сидит на алтаре, который в свою очередь, установлен на носилках. Очевидно, его несли во время похоронной процессии. Изваяние бога Анубиса, принявшего облик черной шакалоподобной собаки, сознательно поместили прямо в открытом проходе лицом к западу, чтобы он охранял сокровищницу от вторжения. Анубис не только возглавляет похоронные обряды, но считается также бдительным стражем покойного. Поэтому его место в гробнице не случайно, и приписывать его каким-либо посторонним обстоятельствам нельзя. Анубиса поместили так, чтобы он мог наблюдать за усыпальницей и одновременно охранять принадлежащую ему «сокровищницу».

Настороженная, лежащая в естественной, жизненной позе фигура Анубиса-шакала вырезана из дерева и покрыта черной смолой. Черный цвет был символическим цветом Анубиса, потому что он представлял смерть. Она покоится на позолоченном постаменте, поставленном на такие же носилки с четырьмя ручками для переноски. Изваяние было закутано в льняное покрывало, представляющее собой одеяние, датированное седьмым годом правления фараона Эхнатона. Под этим покрывалом тело Анубиса было окутано тонкими газовыми тканями, завязанными у него на горле, а вокруг шеи был повязан длинный похожий на поводок льняной шарф.

Если первоначально Анубис прочно ассоциировался с шакалом или собакой, как на предыдущих снимках, то со временем религия менялась и образ хранителя подземного мира модернизировался: Анубис стал изображаться с головой животного и с человеческим телом.

Таких статуй в отеле «Фараана» несколько.

Анубис — божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир.

В руках Анубис держит жезл, в котором сосредоточены целебные свойства.

В Старом царстве Анубис считался покровителем некрополей и кладбищ, а также являлся хранителем ядов и лекарств. Тогда божество с головой шакала считалось самым значимым из всего списка.

Голова Анубиса крупным планом.

Изображение Анубиса со скипетром богов "Уас".

Зачастую Анубис держал в руке скипетр богов Уас, который носили короли и боги. Существует теория, что это символ благополучия, здоровья и счастья.

Черная кошка или богиня Баст

Центральный холл отеля «Фараана». Статуя кошки или богини Баст.

Баст или Бастет — древнеегипетская богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек. Эта богиня часто изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. Цвет божества – черный. Чёрный цвет является ассоциацией с ночным временем и луной, которую тоже символизировала Бастет. Божество Бастет было наделено легким нравом. В легендах говорится, что Бастет обожала веселье, танцы и песни, праздники. Потому торжества в ее честь всегда проходили ярко и шумно. Особое внимание на праздниках египтяне уделяли пиву и вину. Считалось, что богиня любит хмельные напитки, поэтому популярными подношениями божеству выступали фигурки кошек, хмельные напитки, свежие фрукты, мясо.

В древнем Египте обожествляли кошек, они были главными в доме. Даже верховный египетский бог Амон-Ра часто изображался с сопровождении кошки. Это не кажется странным, так как в некоторых легендах сказано, что первоначально Бастет являлась женой Ра и была в числе его верных стражей.

Статуэтки Бастет были найдены в гробнице Тутанхамона. Поэтому совсем не удивительно, что в отеле «Фараана» рядом с тремя статуэтками Тутанхамона на леопарде мы видим сидящую впереди кошку, а может и богиню Баст в ее образе.

Статуя кошки в центральном холле отеля «Фараана».

История поклонения мелким представителям кошачьего семейства началась очень давно, еще в Древнем Египте, когда жители свято верили в то, что все кошки произошли от всемогущественной богини Баст. Их отождествляли с символами солнца и плодородия, а также верили, что они несут с собой радость, веселье и домашний уют.

Египтяне относились к ним настолько трепетно, что после смерти обязательно мумифицировали и хоронили на отдельных кладбищах, предназначенных для погребения кошек. Сами же сбривали себе брови и носили траур 70 дней. В наши дни такого культа уже нет, зато сохранились и стали довольно популярными статуэтки, изображающие египетскую черную кошку – символ богини Баст. Как несколько тысяч лет назад, так и сегодня, обожающие эзотерику люди, верят в то, что кошки способны избавлять дом от негатива, заменяя его положительными потоками.

Мы тоже не устояли перед этим соблазном и привезли из Египта такие сувениры.

Статуэтка Черная Кошка - опасный или... нужный талисман?

Интересно проследить, как за долгие годы своего существования мифология Древнего Египта видоизменялась. События в мифах не переписывались, однако сами боги трансформировались. У них менялась внешность, одни атрибуты заменялись другими, заново составлялась их родословная. Такая участь не миновала и Бастет. Вот как она выглядит сейчас в представлении современных художников.

Богиня кошек – Баст / © Harriet Eden / harrieteden.artstation.com

Фаттах Галла

Современная художница Галла Абдель Фаттах (Fattah Hallah Abdel) родилась в 1970 году, в Москве. Ее родители родом из Египта, эмигрировали в Россию. Она считает, что женщин и кошек объединяет единый энергетический настрой, роднящее их шестое чувство - интуиция, тонкая эмоциональность... Испытывая влияние кошки, женщина понемногу начинает меняться сама, раскрываясь, словно цветок, а зачастую она изменяет и свою жизнь. Ведь кроме всего прочего, кошка лучше любого психотерапевта или психоаналитика поможет избавиться от комплексов, раскрепоститься, стать сильнее и, в конце концов, начать новую жизнь.

В написании этой главы я поместил бога Анубиса и богиню Бастет рядом. Случайно в интернете мне попала современная картина, которая их объединяет.

Анубис и Бастет / © Ahmed Karam / ahmedkaram.artstation.com

Лирическое отступление, связанное с современным искусством, я на этом закончу, и мы вернемся снова в отель «Фараана», где нас ждут очередные статуи фараонов и богов Древнего Египта.

Ра-Хорахти - бог с головой сокола

В древнеегипетской мифологии было два бога с головой сокола: бог солнца – Ра и бог неба и света, покровитель фараонов, которые считались его земным воплощением - бог Гор (Хор).

Позднее Ра и Гора (Хора) стали объединять в некоторых источниках, как единого Бога Ра-Хорахти.

У бога Ра над головой солнечный диск, а у бога Гор на голове непременно находится корона. В этом их отличие.

Считается что именно бог Гор, после победы над Сетом, объединил Верхний и Нижний Египет. Он остановил кровопролитную войну, которая длилась 80 лет. Поэтому на многих изображениях у него на голове две короны, что говорит о правлении Нижним и Верхним Египтом.

Главные боги Египта

Бог Гор в древнем Египте.

Теперь нам не составит труда определить, какому богу установлена статуя в отеле «Фараана».

Египетский бог Гор. У этого божества есть несколько воплощений, но самое известное – человек с головой сокола, на которой непременно находится корона.

Древние египтяне верили в то, что Солнце и Луна были его глазами. Причем, в египетской мифологии правый глаз Гора представлял Солнце, а его левый глаз представлял Луну. Египетский бог солнца во время схватки потерял свой левый глаз, который стал впоследствии важным знаком в мифологии. Левый глаз Гора (он же «Око Гора») является символом мудрости, ясновидения и вечной жизни. В Древнем Египте носили «Око Гора» в качестве одного из самых мощных амулетов.

Знаменитый глаз Гора, изображенный на куске папируса (Jose Ignacio Soto / Adobe Stock )

Знаменитый глаз Гора, изображенный на куске папируса (Jose Ignacio Soto / Adobe Stock).

«Око Гора» было одним из важнейших египетских талисманов и символов. Египтяне верили в то, что «Око Гора» олицетворяет королевскую власть, защиту, здоровье. Его изображали как человеческий глаз с бровью.

Примерно с 2400 года до н.э. египтяне начали поклоняться Ра-Хорахти - богу с головой сокола, увенчанной солнечным диском и священным "уреем", со скипетром "уас" и символом "анкх" в руках. Он был богом-покровителем фараонов, которые считались его детьми и представителями на земле.

На протяжении всего периода веры в древнеегипетских богов он был известен как бог:

  1. Солнца.
  2. Войны.
  3. Охоты.
  4. Рассвета.
  5. Истины.
  6. Мщения.
  7. Двух Земель (имеется ввиду Верхний и Нижний Египет).

Также, его часто называли хранителем Тайной Мудрости. Из-за такого множества форм, египтологи не могут точно идентифицировать его истинного облика. Однако, несмотря на большое количество вариаций, он всегда изображался в виде сокола из-за чего изначально его считали сыном бога Солнца Ра, а не Осириса.

Несколько слов о боге Ра.

Ра - самый известный бог, его имя на слуху у каждого. Он управляет Солнцем. Все правители государства приравнивались к его сыновьям. На оберегах Ра изображался в качестве сокола или мужского силуэта с головой этой птицы, с солнечным диском над ней. Оберег имеет массу обозначений: защита от бед, а также гарантия благополучия.

Великий норвежский исследователь Тур Хейердал, присвоил название «Ра» двум своим тростниковым лодкам, «Ра» и «Ра II». С их помощью Хейердал практически обосновал возможность контактов между Древним Египтом и ранними американскими цивилизациями, что объясняет подобные ритуалы и культы поклонения Солнцу, а также постройку пирамид по обе стороны Атлантического океана. Хейердал и его команда, включавшая советского врача и путешественника Юрия Сенкевича, 17 мая 1970 отправились на борту «Ра II» в морское путешествие из Марокко в Центральную Америку и продемонстрировала возможность практической реализации таких путешествий в древности.

На этом экскурсию по отелю «Фараана» можно закончить. Мы ознакомились со всеми скульптурами фараонов, копии которых представлены в отеле. Если со временем появятся новые скульптуры, продолжение последует.

Заключение

Краткое содержание предыдущих глав:

Часть 1. Аллея сфинксов, луксорский обелиск и скульптура одного из величайших фараонов древнего Египта – Рамсеса II.

Часть 2. Великий храм Рамсеса II в Абу-Симбел. Абу-Симбел - вечная обитель фараона.

Часть 3. Аменхотеп III в Египте и в Петербурге

Часть 4. Эхнатон и Нефертити.

Часть 5. Тутанхамон – фараон Древнего Египта из 18-й династии Нового царства. Картуш Тутанхамона. Расшифровка личного имени Тутанхамона. Статуи «Ка».

Часть 6. Интереснейшая и захватывающая история открытия гробницы Тутанхамона по материалы книги Говарда Картера «Гробница Тутанхамона» и ретро фотографиям Гарри Бертона.

Часть 7. Тутанхамон и сокровища его гробницы. Золотая маска Тутанхамона.

Часть 8. О египетских богах, статуи которых представлены в отеле, а также о многих интересных вещах, связанных с атрибутами власти, обычаях и аксессуарах фараонов Древнего Египта.

Автор Михаил Назаров

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Фараоны в отеле «Фараана». Часть 8." есть 1 комментарий
  1. Алексей Иванович:

    Нобелевский Лауреат Селье (основатель науки о стрессе), задал вопрос: «Кто открыл Америку?» Поскольку на первый взгляд очевидный ответ, что Америку открыл Колумб, на самом деле не столь очевиден. Так именно Тур Хейердал, благодаря своим путешествиям на лодках, названных именем египетского Бога Солнца Ра, доказал, что задолго до Колумба Америку посещали другие жители планеты Земля. «Америку открыл Колумб» утверждает Селье, «поскольку только после Колумба Америка вошла в систему Общего Знания! Вот чем занимается наука — созданием Системы Общего Знания. А она, система, включает в себя не только собственно науку, что сделал Картер, открыв гробницу Тутанхамона, но и научно-популярное знание, что с успехом делает автор статей о фараонах в … отеле «Фараана». И спасибо ему!

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2021    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти