Фараоны в отеле «Фараана». Часть 6

Гробница Тутанхамона и ее сокровища

Предыдущую главу (Часть 5) я закончил словами о том, что Тутанхамона прославила его гробница, найденная абсолютно нетронутой и не разграбленной с уникальными, драгоценными древнеегипетскими артефактами, которые нам посчастливилось увидеть в Каирском музее.

Сразу оговорюсь и внесу небольшое уточнение. После того, как я прочитал книгу Говарда Картера «Гробница Тутанхамона», изданную по его рассказам и воспоминаниям о том, как им была открыта гробница в 1922 году и что он там увидел, надо исправить бытующее в интернете мнение об «абсолютной нетронутости и неразграбленности» этой гробницы. Ее грабили, причем дважды, вскоре после захоронения фараона уже через десять-пятнадцать лет после его смерти, и воры оставили там отпечатки своих пальцев, а также ужасный беспорядок, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии, но, к счастью, воры попали не во все комнаты и унесли не очень много по сравнению с другими разоренными гробницами.

В гробнице Тутанхамона было найдено около 5 000 предметов искусства, значительное количество ювелирных изделий, мебели, оружия и различной посуды. В короткой серии рассказов и репортажей обо всем написать невозможно, можно только порекомендовать посетить Каирский национальный музей, где хранятся в настоящее время все находки из гробницы Тутанхамона. Они занимают там 10 залов, площадь которых равняется футбольному полю.

История открытия гробницы

В этой части рассказа я буду использовать материалы книги Говарда Картера «Гробница Тутанхамона», ретро фотографии Гарри Бертона, который принимал самое активное участие в раскопках гробницы и был первым и единственным фотографом экспедиций по исследованию гробницы Тутанхамона в течение восьми лет, а также цветную обработку его фотографий, сделанных фирмой «Dynamichrome» для выставки «The Discovery of King Tut», которая проходила в Нью-Йорке в 2015 году.

Фотограф из музея Метрополитен в Нью-Йорке Гарри Бертон запечатлел на своих снимках каждый из этапов длительного процесса открытия гробницы. Всего он получил около 2800 негативов на большеформатных стеклянных негативах. Именно эти фотографии принесли Бертону всемирную известность. Бертон тщательно фиксировал для науки каждый значимый шаг, связанный с открытием и исследованием гробницы Тутанхамона. Небольшую часть из них я приведу в этой главе. Фотографии являются дополнением к дневникам и журналам Картера, где он записывал свои впечатления во время раскопок. 

Гробницу фараона Тутанхамона археологи искали долгих 7 лет, но в конце концов 26 ноября 1922 года им улыбнулось счастье, они обнаружили гробницу, а в начале 1923 года сенсационная новость уже облетела весь мир. В те дни в небольшой и обычно тихий городок Луксор устремились толпы репортеров, фотографов и радиокомментаторов. Из Долины царей ежечасно неслись по телефону и телеграфу сводки, сообщения, заметки, очерки, репортажи, отчеты, статьи…

Когда Картер впервые оказался внутри гробницы, он отметил, что это “поразительные находки”. «Мы были поражены красотой и изысканностью этих артефактов. Они превзошли все наши ожидания. Эффект был невероятный».

Раскопки продолжались долгих 4 года, а потом еще в течение четырех лет каждый объект в гробнице был тщательно описан и занесен в каталог перед изъятием. Я постараюсь разложить фотографии в хронологическом порядке, чтобы лучше представить, как и в какой последовательности гробница Тутанхамона раскрывала свои тайны.

Гробница фараона Тутанхамона находится в Египте на западном берегу Нила около древней столицы - города Фивы.

Гробница фараона Тутанхамона находится в Египте на западном берегу Нила около древней столицы - города Фивы.

Главные действующие лица

Лорд Карнарвон, спонсировавший экспедицию и раскопки - типичный английский аристократ, был человеком, увлекающимся практически всем, чем только можно было.

https://c2.staticflickr.com/6/5768/22509281398_8748732790_o.jpg

Lady and Lord Carnarvon at the races in June 1921

Получив в двадцать три года огромное наследство, он совершает кругосветное плавание на паруснике. Страстный охотник, потом любитель дерби, затем спортсмен-автомобилист, поклонник аэронавтики, оказавшись из-за болезни лишенным всех прежних увлечений, он обратился к своему другу, директору египетского отдела в Британском музее У. Баджу, с просьбой посоветовать какое-либо интересное занятие, где не требуется физических усилий. Полушутя У. Бадж привлек внимание лорда Карнарвона к египтологии. А заодно подсказал имя Говарда Картера — молодого профессионального археолога, работавшего с известными учеными Питри и Дэвисом. То же имя назвал ему и Г. Масперо, директор Египетского музея в Каире...

Знаменитый английский археолог и египтолог, совершивший в 1922 году открытие гробницы Тутанхамона.

Говард Картер - знаменитый английский археолог и египтолог, совершивший в 1922 году открытие гробницы Тутанхамона.

Удивительным стечением обстоятельств и блестящим совпадением двух рекомендаций начинается эта история, полная загадок и тайн. История, которая до сих пор будоражит умы людей.

Карнарвон и Говард Картер начали работать вдвоем. Сотрудничество этих людей было необыкновенно плодотворным. Говард Картер великолепно дополнял лорда Карнарвона: он был всесторонне образованным исследователем и еще до того, как лорд Карнарвон пригласил его наблюдать за всеми проводимыми им раскопками, успел приобрести немало практических знаний у Питри и Дэвиса. Теодор Дэвис, открывший много царских гробниц, имел концессию на раскопки в Долине царей. В 1914 году, считая, что вся Долина уже перекопана и вряд ли возможна какая-либо серьезная находка, Дэвис отказался от концессии в пользу Карнарвона. И Масперо предупредил лорда, что копать в Долине царей — дело безнадежное и дорогостоящее. Но английский безумец верил в одержимость Г. Картера! Тот хотел во что бы то ни стало откопать гробницу Тутанхамона. Он почти вычислил ее местонахождение! Дело в том, что в разное время, работая с Дэвисом, Картер нашел фаянсовый кубок из гробницы, изломанный деревянный ларец с золотыми листочками, на которых начертано имя Тутанхамона, и глиняный сосуд с остатками льняных повязок — их забыли жрецы, бальзамировавшие труп фараона. Все три находки указывали на то, что гробница рядом, что она не расхищена, как многие и многие усыпальницы египетских царей.

Портрет Говарда Картера (1874–1939), знаменитого английского археолога и египтолога, совершившего в 1922 году открытие гробницы Тутанхамона. Холст, масло. Институт Гриффита, Оксфордский университет.

1923 год. Лорд Карнарвон, профинансировавший раскопки, читает на веранде дома Картера возле Долины царей

1923 год. Лорд Карнарвон, профинансировавший раскопки, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Tut-II-5

16 февраля 1923 года. Одна из двух существующих совместных фотографий Говарда Картера (слева) и лорда Карнарвона на фоне гробницы. Карнарвон умер через 2 месяца после того, как было сделано это фото.

Члены археологической группы. Среди них присутствуют фотограф Гарри Бертон (третий слева) и Говард Картер (четвертый слева).

Возле входа в гробницу.

Члены экспедиции возле входа в гробницу.

Посетителями были первые лица Египта.

Почетными посетителями гробницы были первые лица Египта.

Весть об открытии быстро облетела любителей древности.

Первые туристы. Весть об открытии быстро облетела любителей древности.

1922 год

Записи из дневника Картера:

"Началась наша последняя зима в Долине. Шесть сезонов подряд мы вели здесь археологические работы, и сезон проходил за сезоном, не принося результатов. Мы вели раскопки месяцами, трудились с предельным напряжением и не находили ничего. Только археологу знакомо это чувство безнадежной подавленности. Мы уже начали мириться со своим поражением и готовились оставить Долину... "

3-го ноября 1922 года рабочие стали сносить стены бараков, оставленные Картером в 1917-м. Снося стены, они убирали и метровый слой щебня, находившийся под ними. Ранним утром 4 ноября над Долиной вдруг установилась интригующая тишина. Картер немедленно помчался туда, где возле свежей ямы столпились рабочие. И он не поверил своим глазам: из-под щебня показалась первая ступенька, высеченная в скале. К концу следующего дня была расчищена целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

"То был волнующий момент для археолога, — писал Картер. — Совсем один, если не считать местных рабочих, после долгих лет тщательных усилий я стоял на пороге того, что могло быть великолепным открытием. Все, буквально все, что угодно, могло находиться за этим входом, и понадобилось все мое самообладание, чтобы не взломать кладку и не приступить к немедленным исследованиям ".

Гробницу охранял не замок, не механизм, а веревка и печать, которые оказались нетронутыми.

Гробницу охранял не замок, не механизм, а веревка и печать, которые оказались нетронутыми.

Несомненно, одна из них была царской, а другая жреческой: оттиск печати стражей некрополя. Значит, воры все же побывали в усыпальнице. Впрочем, если бы гробница была целиком ограбленной, не имело бы смысла вторично запечатывать ее. Но это обстоятельство сильно испортило настроение Картера, пока расчищали идущий с востока на запад коридор длиною в 27 футов. 26 ноября археологи обнаружили второй замурованный дверной проем.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

Теперь вокруг него столпились все: лорд Карнарвон, его дочь леди Эвелин Герберт и египтолог Каллендер, который, едва узнав о новой находке, поспешил предложить свои услуги в качестве помощника. Нервно чиркнув спичкой, Картер зажигает свечу и трепетной рукой подносит ее к отверстию, но горячий ток воздуха, вырывающийся из отверстия, чуть было не задувает ее, и в мерцании света Картеру не сразу удается разглядеть то, что находится за дверью. Постепенно глаза его привыкают, и он различает сначала контуры, потом первые краски, и, когда, наконец, ему становится ясно видно содержимое камеры, расположенной по ту сторону двери, победный крик застывает у него на устах... он молчит. Для тех, кто стоит в ожидании рядом с ним, это мгновение кажется вечностью. «Видите ли вы там что-нибудь?» спрашивает его Карнарвон, не в силах более вынести неизвестность. Медленно, словно завороженный, Говард Картер поворачивается к нему. «О да, - говорит он проникновенно, - удивительные вещи!»

А вот слова самого Картера:

«Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото — всюду блеск золота» (Говард Картер).

«Можно не сомневаться, что за всю историю археологических раскопок никому до сих пор не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из мрака наш фонарь», - сказал Картер, когда первое волнение улеглось и исследователи один за другим смогли уже спокойно подойти к проделанному в двери отверстию.

Сотни предметов находились в помещении, впоследствии названном Передней комнатой, в полнейшем беспорядке, "как ненужная мебель в чулане", по меткому выражению сэра Алана Гардинера. И только две фигуры в полный рост, симметрично расположенные, стояли по обеим сторонам замурованного и запечатанного дверного проема, что находился по правой стене. Фигуры были из дерева, пропитанного чем-то вроде асфальта, раскрашенные черными и золотыми красками, на лбу у них были царские уреи, а в руках — золотые жезлы. Каждая из фигур опиралась на длинный посох.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей. Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей. Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

После расчистки помещения дошла очередь и до консервации и реставрации этих статуй.

Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты

Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

Копии именно этих фигур стоят сегодня в центральном холле отеля «Фараана», и им посвящена моя предыдущая глава (Часть 5).

А пока, не нарушая хронологии, вернемся в декабрь 1922 года.

Среди всей этой роскоши мертвых, которую невозможно было охватить взглядом, виднелись следы живых: возле двери стоял наполовину наполненный известкой сосуд, неподалеку от него - черная от сажи лампа, в другом месте на стене был заметен отпечаток пальца, на пороге лежала гирлянда цветов – последняя дань усопшему. Словно завороженные, стояли Карнарвон и Картер, глядя на всю эту мертвую роскошь и на сохранившиеся на протяжении стольких тысячелетий следы жизни; прошло немало времени прежде чем они очнулись и убедились, что в этом помещении – настоящем музее сокровищ – не было ни саркофага, ни мумии. Неужели вновь должен был всплыть уже не раз обсуждавшийся вопрос: гробница или тайник?

Обойдя шаг за шагом все помещения, они обнаружили между часовыми еще одну, третью, запечатанную дверь. После осмотра содержимого Передней комнаты Картер и Карнарвон поняли значение замурованного входа:

"За запечатанной дверью были другие покои, может быть, целая анфилада, вне всякого сомнения... мы должны были увидеть останки фараона".

Один из коллег Картера писал не менее взволнованно:

"Мы увидели нечто невероятное, сцену из волшебной сказки, великолепную сокровищницу из оперных декораций, воплощение снов творящего композитора. Напротив нас стояло три царских ложа, а вокруг них сундуки, ларцы, алебастровые вазы, обитые золотом кресла и стулья — нагромождение сокровищ фараона, который умер... еще до того, как Крит достиг расцвета, задолго до рождения Греции и зачатия Рима, — с тех пор прошло больше половины истории цивилизации... "

Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы

Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.

По общему обычаю в древности покойному клали в могилу все, что считалось наиболее ценным для него в жизни: царям и вельможам — знаки их достоинства, воину — его оружие и т. д. Но все они «забирали» с собой почти все собранное в жизни золото и другие предметы, не поддающиеся гниению.

Здесь были обитые золотом колесницы, луки, колчаны со стрелами и перчатки для стрельбы; кровати, тоже обитые золотом; кресла, покрытые мельчайшими вставками из слоновой кости, золота, серебра и самоцветов; великолепные каменные сосуды, богато декорированные ларцы с одеждой и украшениями. Были также ящики с пищей и сосуды с давно высохшим вином. В состав еды, хранившейся в гробнице, входили хлеб, пшеничные и ячменные лепешки, говяжье и баранье мясо из задних ребер, заправленное специями и медом, 30 огромных кувшинов с вином, а также финики, инжир, виноград и миндаль.

В великолепных сосудах из камня ученые нашли душистые мази, которыми фараон должен был умащиваться в загробном мире, как он делал это при жизни. Духи эти и по прошествии 3000 лет издавали крепкий аромат…

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

Декабрь 1922 года. Под ложем-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве

Декабрь 1922 года. Под ложем-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

Декабрь 1922 года. Декоративные алебастровые вазы в передней комнате

Декабрь 1922 года. Декоративные алебастровые вазы в передней комнате.

Постепенно выявлялись другие подробности: скорее всего, грабителей застали на месте преступления, и они, побросав все, что нахватали, в спешке и беспорядочно бежали, не успев причинить большого вреда. Но не менее беспорядочно поступили жрецы: торопливо засунув обратно в сундуки царские одежды и предметы, из которых мелкие ссыпали туда же, хотя хранились они явно в других ларцах, стражи некрополя столь же поспешно покинули гробницу и замуровали вход в нее. Впервые за всю историю раскопок Говард Картер столкнулся с вероятностью обнаружить нетронутый царский гроб. Велико было искушение немедленно вскрыть запечатанную вторую дверь, но археолог поступил согласно научному долгу: он объявил, что начнет извлекать из гробницы предметы лишь после того, как будут приняты все меры для их сохранения! Подготовительная работа длилась два месяца.

1923 год

1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы

1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы

1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы

29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки

29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают с золотой колесницей из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II

Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают с золотой колесницей из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

Копия этой статуи установлена в центральном холле отеля «Фараана», и о ней я расскажу подробно в следующей главе.

" 2 декабря 1923 года. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем

2 декабря 1923 года. Говард Картер (на ступеньках), Артур Каллендер и египетские рабочие разбирают стену и удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем, чтобы получить доступ к саркофагу.

Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое находится еще один ковчег, который завернут в огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающий ночное небо

Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое находится еще один ковчег, который завернут в огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающий ночное небо.

30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий бережно сворачивают льняной покров

30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий бережно сворачивают льняной покров.

Декабрь 1923 года. Картер, Каллендер и двое египетских рабочих разбирают один из золотых ковчегов в погребальном покое

Декабрь 1923 года. Картер, Каллендер и двое египетских рабочих разбирают один из золотых ковчегов в погребальном покое.

В Передней комнате обнаружили более шестисот предметов, и все они были тщательнейшим образом описаны и зарисованы самим Картером.

Только из передней камеры гробницы английская экспедиция вывезла 34 контейнера, полных бесценных украшений, золота, драгоценных камней и великолепных произведений древнеегипетского искусства.

Многое, с чем столкнулся Г. Картер, было впервые. Первый нетронутый царский гроб, первая по количеству предметов коллекция, первый... ажиотаж вокруг раскопок, поистине всемирный! Ни разу археологи не сталкивались с этой проблемой: сотни репортеров, толпы посетителей, мешающие работать.

Tut-II-2

Туристы собрались возле входа в гробницу, чтобы посмотреть на перемещение большого объекта в рабочее помещение.

1924 год

4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона

4 января 1924 года. Первые шаги к открытию. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Когда члены экспедиции проникли в погребальные покои фараона, то нашли здесь деревянный позолоченный ковчег, в нем другой — дубовый ковчег, во втором — третий позолоченный ковчег, а затем и четвертый. В последнем находился саркофаг из цельного куска редчайшего кристаллического кварцита, а в нем еще два саркофага.

О вскрытии "Золотого Чертога" рассказывал сэр Алан Гардинер:

"Когда Картер снял верхний ряд кладки, мы увидели за ней стену из сплошного зелота, во всяком случае, так нам показалось на первый взгляд. Но, когда была убрана вся кладка, мы поняли, что видим одну сторону огромного внешнего Ковчега. Мы знали о таких ковчегах по описаниям в древних папирусах, однако здесь он был перед нами. Во всем своем сине-золотом великолепии он заполнял все пространство второй комнаты. В высоту он почти достигал потолка, а между его стенками и стенами комнаты оставалось не более двух футов. Сначала внутрь вошли Картер и Карнарвон, протискиваясь сквозь узкое пространство, и мы ждали, пока они вернутся. Когда они вышли, оба изумленно всплеснули руками, не в силах описать, что они увидели. За ними последовали другие, пара за парой. Помню, как профессор Лако сказал мне с усмешкой: "А вам лучше не пробовать: слишком уж вы... солидный ". Тем не менее, когда пришла моя очередь, я вошел во внутреннюю комнату с профессором Брэстедом. Мы протиснулись между стенами и ковчегом, свернули налево и очутились перед входом в ковчег с большой двустворчатой дверью. Картер отодвинул засов и открыл эти двери, так что мы смогли разглядеть внутри большого внешнего ковчега, который достигал 12 футов в длину и 11 в ширину, другой, внутренний ковчег с такими же двойными дверьми, с еще не тронутыми печатями. Лишь потом мы узнали, что здесь было четыре позолоченных ковчега, вставленных один в другой, как в наборе китайских резных коробок, и только в последнем, четвертом, покоился саркофаг. Но его мы смогли увидеть лишь через год ".

А вот как об этом рассказывал сам Говард Картер:

"В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним ".

Когда были завершены все подготовительные работы, Картер стал открывать сам ковчег. Как уже говорилось, внутри был вставлен еще один, по убранству ничуть не уступающий внешнему, а, сорвав царские печати, археолог нашел еще два ковчега, один в другом, и они были не менее прекрасны, чем первые два. Открыв и их, Картер коснулся царского саркофага. Саркофаг был сделан из желтого кварцита и стоял на алебастровом постаменте. Крышка саркофага была изготовлена из розового гранита. Камнерезы постарались: горельефы с четырех сторон изображали охраняющих саркофаг богинь, обнимающих его руками и крыльями.

1925 год

Три месяца разбирались четыре ковчега. Мастера соединили их части при помощи крюков и ушек. Чтобы вынести ковчеги, Картеру пришлось разрушить целую стену, отделявшую "Золотой Чертог" от Передней комнаты. Гроб покоился под льняным саваном, от времени сделавшимся бурым. Система блоков подняла тяжелую крышку саркофага, и саван был тоже убран. Присутствующие стали очевидцами ослепительного зрелища: выструганный из дерева золоченый гроб по форме повторял мумию и сверкал, будто был только что сделан. Голова и руки Тутанхамона были изготовлены из толстого листа золота. Глаза из вулканического стекла, брови и веки из стеклянной массы бирюзового цвета — все выглядело "как живое". Орел и аспид были обозначены на лбу маски — символы Верхнего и Нижнего Египта. Важнейшая деталь, о которой предоставим высказаться самому археологу:

"Что, однако, среди этого ослепительного богатства производило наибольшее впечатление, — это хватающий за сердце веночек полевых цветов, который положила на крышку гроба молодая вдова. Весь царственный блеск, вся царская пышность бледнели перед скромными, повлекшими цветами, которые сохранили еще следы своих давних свежих красок. Они красноречиво напоминали нам, насколько мимолетным мгновением являются тысячелетия ".

К удивлению ученых, внутри, под крышкой гроба, оказался еще один гроб, изображавший фараона богом Осирисом. Неоценима художественная ценность его, украшенного яшмой, лазуритом и бирюзовым стеклом, а также позолоченного. А подняв вторую крышку. Картер обнаружил третий гроб из толстого золотого листа, целиком копирующий фигуру мумии. Гроб был усыпан полудрагоценными камнями, на шее фигуры сверкали ожерелья и бусы разных цветов.

Мумия была залита ароматической смолой, а голову и плечи покрывала золотая маска, лицо фараона было грустным и несколько задумчивым. Выполненные из золотого листа руки были скрещены на груди.

Этот саркофаг был деревянным и покрыт позолотой.

Этот саркофаг был деревянным и покрыт позолотой.

Октябрь 1925 года. Картер изучает саркофаг Тутанхамона

Октябрь 1925 года. Картер изучает саркофаг Тутанхамона.

Октябрь 1925 года. Картер и рабочий изучают саркофаг из чистого золота

Октябрь 1925 года. Картер и рабочий изучают саркофаг из чистого золота.

Ноябрь 1925 года. Посмертная маска Тутанхамона

Ноябрь 1925 года. Погребальная золотая маска Тутанхамона.

Кованая маска, закрывавшая лицо Тутанхамона, была сделана из толстого листа золота и богато украшена: полосы платка, брови и веки — из темно-синего стекла, широкое ожерелье блистало многочисленными вставками из самоцветов. На массивном золотом лбу маски изображены символы царской власти - коршун Нехебт и змея Буто - эмблема двух царств, которыми правил фараон. К подбородку была прикреплена характерная для Осириса искусственная борода из золота и стекла цвета лазурита. Шею охватывало тройное ожерелье из дискообразных бусин из желтого и красного золота и синего фаянса. С шеи на гибких, инкрустированных золотом ремнях свешивался большой скарабей из черной смолы, который покоился между руками мумии и был украшен священным изображением Бенну (феникса). Руки из полированного золота, скрещенные на груди, были прикреплены к полотняным пеленам и сжимали плеть и крючкообразный скипетр - эмблемы Осириса. 

Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывались древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

Источники:

  • Г. Картер. Гробница Тутанхамона. 1959
  • И.С. Кацнельсон. Тутанхамон и сокровища его гробницы. 1979
  • К. Брукнер. Золотой фараон. 1967
  • Р. Сильверберг. Приключения в археологии. 2007

О сокровищах гробницы Тутанхамона и других скульптурах отеля «Фараана» читайте в следующей главе.

Продолжение следует

Автор Михаил Назаров

Навигация

Предыдущая статья: ←

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Фараоны в отеле «Фараана». Часть 6" оставлено 2 коммент.
  1. Алексей Иванович:

    Как увлечен автор статей! Видимо, не менее, чем первооткрыватель -Картер. Об этом можно судить по скорости с которой он пишет. Читатели отстают. Но увлекает! И заставляет мыслить, причем, не суетно, а охватывая тысячелетия! И сталкиваясь с этими, поистине, чудесами света, открытыми через тысячелетия после того, как они были созданы, невольно думаешь и о том, что на месте этой цивилизации ныне государство, в котором треть абсолютно неграмотных. А, может быть, отнюдь не в грамотности дело? Ведь в той цивилизации, оставившей нам такие сокровища, процент неграмотных был существенно больше. Так благодаря чему создается то, что остается в веках? Благодаря человеку, который способен творить! И у этого человека нет имени. Его имя не Тутанхамон. Это творчески активные люди, благодаря которым возникают и развиваются цивилизации. В основе -акт Творения!

  2. Спасибо за отличный комментарий!

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2021    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти