Экскурсия в Каир. Египетский национальный музей

«Египетский национальный музей — крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства, расположенное в Каире на площади Тахрир. Коллекция насчитывает около 160 тысяч экспонатов всех исторических периодов древнего Египта».

Так написано в Википедии. Однако, эта информация быстро устаревает. Мы посетили музей в ноябре 2018 и купили там диск, в котором сказано, что на настоящий момент коллекция музея составляет около 250 000 единиц. Возможно, в эту цифру входит большое количество экспонатов, которые хранятся в запасниках. Тем не менее, хранилища Каирского музея регулярно пополняются и пополняются настолько быстро, что интернет не успевает вносить изменения.  И, как ни странно, такое быстрое пополнение музея является одной из его главных проблем. В новом здании Египетского музея, построенного по проекту французского архитектора Марселя Дюнона и отрытого в 1902 году места для новых экспонатов уже катастрофически не хватает. Самые старые экспонаты имеют возраст, превышающий пять тысяч лет, а самые молодые охватывают начало нашей эры.

Естественно, увидеть все экспонаты просто нереально, даже несмотря на то, что постоянно экспонируется лишь малая их часть. Описать то, что нам удалось увидеть за 1,5 часа, отведенные на экскурсию, тоже не представляется возможным, поэтому я ограничусь общими впечатлениями.

Фотографировать в музее запрещено. Мы оказались законопослушными, сдали фотоаппараты в камеру хранения, и купили там же диск с 1500 фотографиями. Зато во дворике музея можно было снимать без ограничений, поэтому все фотографии, представленные в отчете, сделаны нами перед входом в музей, а несколько фото самых главных сокровищ каирского музея взяты с купленного диска.  И еще одно дополнение: все экспонаты внутри музея идентифицированы и подписаны, но фотографировать их нельзя. Во дворе снимать можно, но обозначений никаких нет, поэтому не все статуи и сфинксы удалось опознать.    

Pic015

Прежде чем войти в музей, обратим внимание на пруд перед главным входом. Водные лилии, растущие там, – это редкие сейчас голубые лотосы, растение с психотропными свойствами, которое применялось древними египтянами в качестве лекарства. Судя по некоторым фрескам, они погружали цветы лотоса в вино.

Pic018

Бассейн с голубоватыми цветами нильского лотоса, который египтяне называют «небесной лилией».

Pic017

Другое название — Голубая лилия.

Pic001

Украшение портала музея

Органичное и простое здание с фасада украшено двумя греческими скульптурами женщин, олицетворяющих Верхний и Нижний Египет.

Между ними в средней части расположен барельеф богини Хатхор. Хатхор в египетской мифологии — богиня неба, любви, женственности, красоты, плодородия, веселья и танцев.

Теперь несколько слов о самом создателе и первом директоре музея Франсуа Мариетте. 

Франсуа Огюст Фердинан Мариетт (François Auguste Ferdinand Mariette; 11 февраля 1821 — 19 января 1881) — французский египтолог, который в середине XIX века получил от египетских властей монополию на археологические исследования. Ученый положил начало раскопок Карнакского храма, расчистил от песка Великого Сфинкса, открыл гробницы в Саккаре и многие другие красивые места Египта, имеющие мировую ценность. В парке перед музеем ему установлен памятник. Здесь же он похоронен.

Pic006

Вокруг памятника Мариетту мы видим еще 23 изваяния в честь других исследователей, оставивших свой след в изучении Древнего Египта. Среди них есть и установленный в 2006 году бюст известного русского египтолога В. С. Голенищева. В саду перед музеем выставлены многие находки Мариетта — сфинкс Тутмоса III из красного гранита, обелиск Рамсеса II и другие произведения монументального искусства.

Pic012

Пока наш экскурсовод и сопровождающий закупает билеты и аудиогиды, мы гуляем по парку внутреннего дворика и фотографируем все самое интересное, что попадается на глаза. Получилась своеобразная фотогалерея «Мы и древности Египта»

Pic003

Прикосновение к истории. Этому сфинксу более 3 000 лет!

Pic004

Сфинкс – это мифическое существо, обладающее головой человека и телом льва. В древнем Египте сфинкс играл важную роль в мифологии и религии. Обычно в образе сфинкса изображали фараонов.

Pic013

У сфинкса Рамсеса II

Рамсес II был великим Фараоном, он правил страной более 70 лет, и не удивительно, что из сохранившихся статуй и сфинксов больше всего посвящено именно ему.

Pic016

Pic022

Обелиск Рамсеса II, найденный в Танисе.

Почти семь десятков лет его царствования стали временем могущества и процветания страны. Рамсес II возглавлял прекрасно организованную армию, которую сам и водил в сражения. Он был высшим чиновником и верховным судьей государства. Он имел по крайней мере семь жен и десятки наложниц, от которых у него было 40 дочерей и 45 сыновей (по другим данным еще больше!).  Ни один из его предшественников за всю историю Египта не воздвиг столько статуй, обелисков и храмов.

Pic008

Статуя Рамсеса II

Pic005

У ног великого Фараона.

Pic009

Pic010

Pic019

Рамзес III — со знамёнами Гора и Ра (хотя это скорее догадка :-) )

Pic020

Pic007

Pic021

Саркофаги в саду музея.

Pic024

Pic002

Барельеф на обелиске, изображающий Бога Амона. Амон — древнеегипетский бог небесного пространства, а позже, — бог Солнца (Амон-Ра). Считался покровителем Фив.

Pic025

Фараон между Богом Птахом (слева) и Богиней Техмес.

Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей – Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т.д.) «языком и сердцем». Свидетельства о нем имеются со времени 1-й династии.

Pic011

А есть непонятные, но интересные. Какие-то каменные кактусы, исписанные иероглифами.

Pic023

После осмотра сада и внутреннего дворика, входим в здание музея.

Museo_egizio_del_cairo,_main_hall_02

Скульптурная пара фараона Аменхотепа III и его жены Тии в главном зале музея.

В прямом смысле галопом не по Европам, а по древнему Египту мы пробегаем основные залы, останавливаясь более подробно в наиболее знаменитых и известных.

Наибольший интерес вызывает всем хорошо знакомая сокровищница гробницы фараона Тутанхамона, обнаруженная археологами в 1922 году в долине Царей и размещенная в восьми залах музея. Это единственная египетская гробница, которая была найдена почти нетронутой и сохранила все ценные предметы.

Рентгенографический анализ мумии Тутанхамона, проведенный совсем недавно, показал несомненное родство с фараоном-реформатором Эхнатоном, который был его отцом. Установлена и причина смерти Тутанхамона — падение с колесницы во время охоты, в результате чего был получен открытый перелом коленной чашечки и случилась вспышка вируса малярии в организме. Даже при высоком уровне развития древнеегипетской медицины спасти фараона не удалось, он умер в возрасте 18 лет. 

1200px

Здесь представлена известная всем золотая маска Тутанхамона, состоящая из 11 килограмм чистого золота.

Снимок-1

Маска Тутанхамона.

Обычно, когда говорят о маске Тутанхамона, указывают ее вес из золота и этим ограничиваются. В этот раз мы узнали немножко больше. Если внимательно присмотреться, на посмертной маске мы видим подлинный царский Урей. Урей – это символ в виде кобры в боевой стойке, указывающий на принадлежность к царскому убору фараонов. Урей носился на диадеме, а со времен Среднего Царства на короне, и располагался на лбу.

Долгое время царский Урей был известен египтологам только по изображениям и статуям. При этом предполагалось, что данный символ власти переходил от фараона к фараону по наследству. Но в 1919 году при раскопках в Саккаре был обнаружен Урей фараона Сенусерта II, выполненный из цельного слитка золота с вставками из гранита, сердолика, бирюзы и ляпис-лазури. Еще один подлинный царский Урей был найден три года спустя в гробнице Тутанхамона.

Считается, что Урей является стилизованным изображением богини-кобры Уаджит – покровительницы Нижнего Египта. Рядом с Уреем зачастую помещали изображение богини-коршуна Нехбе – покровительницы Верхнего Египта. Вместе они символизировали единство египетского государства.

В коллекции музея также находится три саркофага, один из которых вылит из золота весом в 110 килограммов.

  

Вывод. Посещение музея и пирамид – это главное, ради чего стоит приехать в Каир. Это незабываемое путешествие в загадочный мир древней цивилизации, колыбели человеческой культуры, поражающей изобилием и великолепием своих рукотворных деяний. Дух Древнего Египта витает в стенах Каирского музея. Даже очень беглый осмотр экспонатов музея служит хорошим стимулом для изучения истории древнего мира. Когда увидишь что-то своими глазами, обязательно хочется об этом дополнительно прочитать и узнать больше!

Кроме музея в окрестностях египетской столицы расположено самое популярное место среди туристов – Гиза, где находятся три пирамиды (Хеопса, Хефрена и Микерина), знаменитая скульптура Сфинкса, стерегущего великие пирамиды.

Продолжение следует.

Автор Михаил Назаров

 Фото Михаила и Татьяны Назаровых

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Экскурсия в Каир. Египетский национальный музей" оставлено 2 коммент.
  1. Валерий:

    Миша, Таня! Прочитал с удовольствием. Текст краткий и по существу. И познавательно, и интересно!

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти