Вспоминая Алжир. В гостях у бедуинов

Слово «бедуин» в переводе означает «житель пустыни». А жить в пустыне – значит постоянно кочевать по ее бескрайним просторам, такова специфика этого сурового края.

В нынешнем 2021 году исполняется ровно 40 лет с момента нашего первого знакомства с бедуинами. Произошло это событие в Сахаре, когда мы путешествовали на машине по пустыне в свободное время от преподавания физики в Аннабинском Университете. В какой-то момент мы пересели на верблюдов, чтобы быть ближе и лучше узнать коренных жителей пустыни.

Свои бесконечные походы по пескам народ бедуинов начал примерно пять тысяч лет назад, и с тех пор их образ жизни претерпел лишь минимальные изменения. Перманентное состояние похода является для каждого бедуина скорее жизненным кредо и философской позицией, чем суровой необходимостью. Переходы по кажущимся европейцам безрадостными просторам народ пустыни воспринимает как благословление свыше, и каждый бедуин твердо уверен, что на условной социальной лестнице он стоит на ступеньку-другую выше оседлых арабов. Широко известен железобетонный принцип пустынных жителей, в соответствии с которым даже самый бедный бедуин не выдаст свою дочь за горожанина из многоэтажного дома, каким бы тот ни был обеспеченным. Ибо жизнь в городах и поселках противна самой природе кочевников. Стремление к походному образу жизни на лоне милой сердцу пустыни гораздо сильнее для любого бедуина, чем соблазны так называемого цивилизованного образа жизни.

Мнение о постоянных тяготах и лишениях в жизни пустынных обитателей – всего лишь распространенное заблуждение. В реальности основная масса кочевников является, пусть и не богачами, но людьми вполне обеспеченными. Они по понятным причинам ничего не производят и не выращивают, но перегоняют по родным просторам немалые стада верблюдов, коз и овец. Поэтому в большинстве случаев бедуины не бедствуют. В их повседневный рацион входят довольно разнообразные продукты, включая рыбу, фрукты и всевозможные зерновые. Все это кочевники покупают или выменивают при посещении населенных пунктов. В плане жилья, вопреки еще одному заблуждению, бедуины выгодно отличаются от пушкинских цыган, которые «в шатрах изодранных ночуют». К примеру, сотканный из козьей шерсти зимний шатер бедуина оценивается в немалую сумму в две тысячи американских долларов.

А вот рассказы о глубокой привязанности восточных кочевников к их извечным спутникам верблюдам имеют все основания считаться даже приуменьшенными. На верблюдах племена перемещаются при кочевье, верблюжье молоко крайне питательно и, по бедуинским поверьям, имеет сильнейшие целебные свойства, а отходы жизнедеятельности верблюдов используются для разведения костров. Мало того, что верблюд является основой благосостояния семьи, к нему еще и относятся с особым религиозным почитанием. По обычаям бедуинов, – а строгое следование обычаям, традициям и заветам предков является основой образа жизни для любого кочевника пустыни – тело отошедшего в мир иной животного следует похоронить на специальном верблюжьем кладбище!
Даже когда речь заходит о таком важном деле, как поиск воды в пустыне, бедуины полагаются опять же на чутье своих горбатых друзей. Если верблюд, испытывающий жажду, ложится на землю и наотрез отказывается двигаться дальше, значит, есть смысл копать именно в этом месте. Для рытья колодцев, кстати, современные бедуины с удовольствием используют экскаваторы – традиции традициями, но за техническим прогрессом народ пустыни старается поспевать. Хотя в своих путешествиях по пустыне бедуинские племена полностью обходятся без электричества, как и тысячи лет назад.

Женщины бедуинов, слыхом не слыхивавшие об эмансипации, привычно занимаются жилищем и подрастающим поколением. Мужчины, кроме заботы о стадах, активно занимаются охотой. Маршруты кочевья бедуинов пролегают по таким регионам пустыни, в которых умелый охотник без труда добудет и газель, и волка, и зайца. Разнообразные птицы также нередко попадают в руки бедуинов-охотников. А ловля таких малоприятных тварей, как скорпионы, нужна пустынникам для бальзамирования ядом чучел животных (в этом искусстве бедуины достигли немалых успехов).

Вечерний досуг племени может проходить в оттачивании искусства танца и рассказа – мастерство сказителей и поэтов у бедуинов в крови. Старики учат молодежь читать Коран. Но особое внимание на вечернем привале уделяется кофе. Этот ароматный напиток занимает в жизни бедуинов особое место, а тонкости кофейной церемонии напоминают схожие тонкости японского чаепития. Кофе, по словам жителей пустыни, должен быть «крепким, как любовь, и горьким, как жизнь». Воистину же поэты!

Консерватизм бедуинов имеет-таки разумные рамки. Еще век-другой назад племена кочевников одним из основных направлений своей деятельности считали помощь путникам и сопровождение караванов в пустыне. Причем помощь встречному страннику по традиции оказывалась на безвозмездной основе, но только если тот действительно нуждался в воде, еде и крове, и только на три дня и три ночи. Ныне с караванами в пустыне ситуация напряженная, и бедуинские общины осваивают туристический бизнес. Аравийская пустыня близ туристических центров усеяна бутафорскими деревнями кочевников. Они ходят туда, как на работу, и усиленно имитируют свой «быт» перед объективами туристических фотоаппаратов. Шейх племени нередко по совместительству является его менеджером по туризму.

С этим явлением мы столкнулись спустя 40 лет в Синайской пустыне.

В последнее время официальные власти направляют немало усилий на приучение бедуинов к оседлому образу жизни. Молодежи бедуинских племен предлагается возможность получения образования, создаются условия для занятия бизнесом, но им это не надо… Даже шейх бедуинов, устав сиживать в роскошном городском особняке, отправляется время от времени в длительное путешествие по бесконечно любимой ему пустыне, сменив шуршание шин дорогой иномарки на мерную поступь флегматичного верблюда. Зов пустыни силен.

В заключение несколько современных фото из интернета о жизни бедуинов.

Как кочуют бедуины 0

Как кочуют бедуины 1

Как кочуют бедуины 2

Как кочуют бедуины 3

Как кочуют бедуины 4

Как кочуют бедуины 5

Как кочуют бедуины 6

Как кочуют бедуины 8

Алжир, 1981-2021

Автор Михаил Назаров

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Вспоминая Алжир. В гостях у бедуинов" оставлено 5 коммент.
  1. Fedor:

    Добрый день, Миша! Прочел с большим интересом твой рассказ о бедуинах. Вот они реальные хозяева своей земли, пусть даже это всего лишь пустыня. Вспомнил свои встречи с туарегами. Они еще более консервативны в своей жизни, чем бедуины. В детстве я был юннатом и юным туристом, поэтому сейчас, не вдруг, люблю свои 6 соток при любой погоде. С уважением, Федор С

  2. Валерий Ветров:

    Миша, ты в коротком, но ёмком рассказе, интересно описал быт и нравы бедуинов Алжира. Вот видишь, всё как и положено – старые фотографии и старые впечатления совершенно не ржавеют! Даже наоборот, обрастают новым смыслом в изменившихся за 40 лет современных условиях. Спасибо за познавательный рассказ!…
    Вот на эти твои строчки обратил внимание: «Еще век-другой назад племена кочевников одним из основных направлений своей деятельности считали помощь путникам и сопровождение караванов в пустыне. Причем помощь встречному страннику по традиции оказывалась на безвозмездной основе… Ныне с караванами в пустыне ситуация напряженная, и бедуинские общины осваивают туристический бизнес. Аравийская пустыня близ туристических центров усеяна бутафорскими деревнями кочевников»… Знакомые мне впечатления! Современный «туристический чистоган» вписался не только в быт бедуинов. Это стало почти повсеместно. Вспоминаю, как нам (туристам) показывали такие «деревни» в Индии, или, например, «индейские деревни» в Южной Америке… Но это и объяснимо. «Групповому» туристу показывают в стране то, что он и готов увидеть. Кого-то это не устраивает, и тогда он становится путешественником. Однако туризм и путешествия – это разные образы жизни. При желании, об этом можно рассуждать отдельно.

  3. Валерий Ветров:

    Миша, ты в коротком, но ёмком рассказе, интересно описал быт и нравы бедуинов Алжира. Вот видишь, всё как и положено – старые фотографии и старые впечатления совершенно не ржавеют! Даже наоборот, обрастают новым смыслом в изменившихся за 40 лет современных условиях. Спасибо за познавательный рассказ!…
    Вот на эти твои строчки обратил внимание: «Еще век-другой назад племена кочевников одним из основных направлений своей деятельности считали помощь путникам и сопровождение караванов в пустыне. Причем помощь встречному страннику по традиции оказывалась на безвозмездной основе… Ныне с караванами в пустыне ситуация напряженная, и бедуинские общины осваивают туристический бизнес. Аравийская пустыня близ туристических центров усеяна бутафорскими деревнями кочевников»… Знакомые мне впечатления! Современный «туристический чистоган» вписался не только в быт бедуинов. Это стало почти повсеместно. Вспоминаю, как нам (туристам) показывали такие «деревни» в Индии, или, например, «индейские деревни» в Южной Америке… Но это и объяснимо. «Групповому» туристу показывают в стране то, что он и готов увидеть. Кого-то это не устраивает, и тогда он становится путешественником. Однако туризм и путешествия – это разные образы жизни. При желании, об этом можно рассуждать отдельно.
    И ещё… очень приятно было увидеть ваши с Таней фото! Просто здОрово!

    • Спасибо, Валера! Рад, что понравилось. Полностью согласен с твоим комментарием. Особенно в пустынях Египта мы с этой бутафорией сталкивались в последнее время каждый год. Наверно, и в Алжире сейчас также. Чтобы увидеть что-то настоящее, надо уехать подальше от цивилизации!

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти