Университет Аннабы

Неподалеку от Эль-Хаджара, где находится построенный советскими специалистами горно-металлургический комбинат, разместились учебные корпуса, студенческое общежитие и жилые дома для преподавателей Аннабинского университета. Университет был учреждён в 1975 году, и мы начинали работать  фактически с самого начала его существования.  На 6 факультетах учились тогда около 10 000 студентов, сейчас их более 45 000, причем,  не только из Алжира, но также из всей франко-говорящей Африки. Более 300 советских преподавателей из 126 вузов Советского Союза работало в те годы в этом университете. Мне также посчастливилось внести свой скромный вклад в обучение физике африканских студентов.

Верхний ряд: Дикарев Б.Н.(Днепропетровск), Назаров М.В.(Кишинев), Терлецкий Б.(Москва), Михалко В.Д. (Киев), Саядян М.С.(Ереван), Майко А.И.(Москва)

Сидят: Чеботарев М.А.(Москва), Докучаева В.А.(Москва), Главацкий Д.Е. (Одесса), Икизли М.Н.(Кишинев)

Сейчас, спустя 40 лет, я вспоминаю свой первый 3-х летний контракт в Аннабинском университете. Решение поехать оказалось правильным, и впечатлений столько, что можно об этом писать отдельную книгу, что я сейчас и делаю. Вспоминая и анализируя наши приключения 40-летней давности, могу сказать, что ошибок почти не было, и если бы пришлось повторять, то сделал бы все точно также. Правильным решением было купить машину с первой зарплаты, и объехать на ней за 3 года всю страну, включая Сахару. Мудрым поступком было привезти костюм для подводного плавания и ружье для подводной охоты. Все три года мы были при рыбе и купались круглый год, даже зимой.   Об этом чуть позже.

Из университетских воспоминаний всегда буду помнить студентов из всей франко-говорящей Африки, которые были в моем потоке, и их вопросы. В моем потоке, кроме алжирцев, обучались студенты из Мали, Бенина, Гвинеи и многих других африканских стран.

С группой студентов 1 курса Аннабинского университета. 1979 год

Я разрешил поднимать руку и задавать вопрос по ходу лекции, а не ждать конца, как это делали французы. За эту самодеятельность я сразу же поплатился. Объясняю законы Ньютона, вижу девочка поднимает руку и спрашивает: «Сколько у вас детей?». Ответил, что двое, и продолжаю объяснять дальше.  После второго закона Ньютона молодой человек интересуется моим мнением о нападающем сборной Алжира по футболу, забившим вчера гол какой-то команде. Потом меня спрашивали по поводу нашумевшего фильма, про события в Афганистане, много вопросов было о жизни в России (о Молдавии никто не слышал), но по физике вопросов почти не было. Скоро я понял с чем это связано. Студенты уставали записывать, и им надо было задать любой вопрос, чтобы передохнуть и одновременно удовлетворить свое любопытство. Для себя я тоже сделал выводы, как надо готовиться к лекции. Первое и самое важное – это быть в курсе событий, которые могут интересовать студентов. Я должен просматривать газеты, как местные, так и наши, поскольку одни и те же события освещались по-разному. Мне надо ходить в кино и смотреть футбол, особенно если играет их сборная. На следующий день жди вопросы. При такой подготовке у меня сразу установился контакт с аудиторией, и не было никаких проблем (одна все-таки была, но об этом чуть позже). А те из преподавателей, кто отвечал, что этот вопрос не по теме, или просто «не знаю» и «не в курсе», авторитетом не пользовались, и студенты их недолюбливали.

Второе, что меня удивило и мне запомнилось – это французская 20-бальная система оценок:

0 -ставится, если студент отсутствует.

1 – если студент кроме своей фамилии ничего вспомнить не смог.

2- если он не полный дурак. Сдает физику, но из физики ничего не помнит, но зато знает формулу воды, например, H2О

3 – если он написал хотя бы одну формулу из физики, пусть даже с ошибками

4- здесь нужна уже правильная формула…

От 5 до 9 считаются отрицательными оценками с разной степенью приближения к положительной

9, как правило, не рекомендуется выставлять, т.к. студент будет доказывать, что вы его где-то неправильно поняли, а он безусловно достоин положительной оценки

10 – это минимальный проходной бал, что-то в районе 3- при нашей 5-бальной системе

11,12,13 – это удовлетворительные оценки

14 и 15 – хорошие оценки, соответствующие нашей 4

16,17,18 – это отличные оценки

19 и 20 не выставляются. Считается, что на 19 знает преподаватель, а на 20 Аллах!

Списывание карается сурово. Если студент попадается со шпаргалкой, то его в 24 часа отчисляют даже с последнего 5 курса. При этом шпаргалку надо приложить, как доказательство. Именно такой случай у меня имел место быть. Вижу, что одна девочка списывает. Иду к ней. Она видит, что я вижу ее шпаргалку. Реакция ее и сообразительность меня поразили.  Она берет свою шпаргалку и засовывает ее в свое декольте. Все окружающие это тоже видят. Далее немая сцена…. Если я полезу за шпаргалкой, меня обвинят в сексуальном домогательстве. Если я выгоню студентку за списывание и не приложу доказательств, накажут тоже меня. Оставалось сделать вид, что ничего не произошло. Сейчас это вспоминается с улыбкой и с юмором, но тогда надо было реагировать мгновенно и правильно.

Еще несколько забавных воспоминаний из университетской жизни. На кафедре физики кроме преподавателей работали несколько лаборантов. В их обязанности входило следить за исправностью приборов и оборудования на лабораторных занятиях, а также подготовку демонстраций, которые мы показывали и объясняли на лекциях. Иногда такие демонстрации они готовили сами или просили преподавателей помочь им. Был у нас на первом году преподаватель Пташинский. Как-то он решил продемонстрировать неупругое взаимодействие шаров и приготовил два больших шара из пластилина розового цвета. Подвесил их на штатив и куда-то отлучился. В это время входят лаборанты и интересуются, чьи это яйца? Яйца Пташинского, — не задумываясь кто-то ответил. С тех пор эта демонстрация получила официальное название — «Яйца Пташинского»!

Еще лаборанты выдавали студентам методические пособия. Общение со студентами при этом было минимальным, поэтому особых знаний французского языка от них не требовалось. Помню, как лаборант по фамилии Цыганок, рассказывал нам, что его словарный запас на французском языке состоял из трех слов на букву D: domage (стыдно, жалко), d’accord (согласен), demain (завтра). В зависимости от ситуации или дня недели, он произносил их в разной последовательности, и этого было достаточно для общения со студентами!

Из классики разговорного жанра запомнилась фраза: «Пуркуа в жизни счастья макенж?», что в переводе с французского и арабского означает — «Pourquoi (фр. Почему) в жизни счастья makenge (араб. Нет)?

Вход в Университет

Pic0004

Во дворе Главного корпуса

Алжир, Аннаба, 1979

Автор Михаил Назаров

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти