Несколько картин Третьяковской галереи. Вместо предисловия.

Лето, жара, отпуска, каникулы. В это время жители столиц едут на юг, к морю. А меня в школьные годы родители возили на север. Может, потому что мы жили на юге, как говорили тогда москвичи, «на периферии». Там, где раньше писали Гоголь, Чехов и Куприн, рисовали Шишкин, Левитан, Куинджи, Маковский.

В те годы в квартирах висели репродукции картин прошлого века. Наверное, это был шлейф уходящей культуры. Во времена Российской Империи картины и этюды великих художников украшали частные собрания. Затем, пережив национализацию и войны, картины частично сохранились в Художественном музее нашего города. Моя мама говорила, что это минимум того, что было до войны, и каждое лето меня возили смотреть музеи Москвы и Ленинграда. Там я почувствовала, что такое подлинник, и чем он отличается от самой лучшей репродукции.

Но теперь в Интернете можно найти всё. И всем предлагают путешествовать по музеям, не вставая с дивана, за 1-2 минуты посмотреть в миниатюре традиционный набор из полотен крупнейших музеев, после чего считать себя просвещенным и счастливым. Аналогично, можно заменить плавание по морям-океанам просмотром видео. Но все почему-то едут на юг.

Но вернемся в современную Москву, куда я приезжаю теперь с фотокамерой. После многих лет жизни в Юго-Восточной Азии я сравниваю Москву с Сингапуром, Гонконгом, Токио, Сеулом, где чисто, плотно стоят стеклянные небоскребы, а в банках вращаются триллионы долларов! А сосны, стихи, глаза, ноги, руки, и даже чайные чашки у них маленькие. А живописи не было, и нет. Наверное, поэтому там процветают микро- и нано-технологии. Прирожденные коммерсанты Азии захватили рынки своими гаджетами в расчете на то, что склонив головы над дисплеями, мы будем бесконечно гонять по ним маленькие фигурки, забывая о величии нашей природы и живописи.

В Москве, которая приобрела стандартный международный имидж, я еду в Замоскворечье, и попадаю в пока еще русскую среду. Вот любимое здание в Лаврушинском переулке, напоминающее сказочный терем. В этом доме, который в 1851 году купила семья Третьяковых,  находится основное здание Третьяковской галереи.  В 1902-1904 появился знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковской галереи.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Я захожу в любимые залы, постоять в тишине перед картинами, которые были знакомы с детства, в студенческие годы они помогали разобраться в себе, а потом на фоне всяких квадратов стали еще дороже.

Помню, как «Демон» Врубеля помогал мне справиться с Общей Теорией Относительности и с крушением иллюзий, которые бывают в 20 лет. От МГУ до Лаврушинского переулка можно было доехать за 40 минут, посмотреть одну лишь картину, и вернуться писать диплом, который давил на голову, как рама.

Прошло много лет, я приезжаю в Третьякову с другого континента, и Демон Врубеля кажется еще ближе, и уже другие рамы и границы сжимают голову и руки.

Demon- 027-2

М.А. Врубель .Демон (сидящий). 1890. Холст, масло. 116,5 х 213,8. Лаврушинский переулок, 10, зал 33.

«Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред  ним теснилися  толпой;

Тex дней, когда в жилище света

Блистал он, чистый херувим,

Когда бегущая комета

Улыбкой ласковой привета

Любила поменяться с ним,

Когда сквозь вечные туманы,

Познанья жадный, он следил

Кочующие  караваны

В пространстве брошенных светил;

Когда он верил и любил,

Счастливый первенец творенья»

(Михаил Лермонтов. Демон. Восточная повесть)

В этом году мне захотелось взглянуть на известные картины прошлых веков глазами современной девочки. Такая возможность вскоре представилась. И к моему удивлению, маленькая девочка задержалась перед Демоном Врубеля. Хотя, как она призналась, больше всего ей хотелось увидеть свою любимую итальянку. Проходит время, меняются моды и стили, все хотят быть худыми, деловыми и бледными. Но детям нравятся мягкие, добрые, яркие и жизнерадостные, а устами младенца глаголет истина.

Brullov_29

К.П. Брюллов (до 1882 – Брюлло). Итальянский полдень. 1831(?) Уменьшенный вариант — повторение картины 1827 года, находящейся в ГРМ Холст, масло. 27×22 см. Лаврушинский переулок 10, зал 9. http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2831

Здесь впервые появляется излюбленный художником тип слегка простонародной южной женской красоты. Неслучайно Общество поощрения художников довольно холодно отнеслось к картине, на что Брюллов отвечал: «Я решился искать разнообразия в тех формах простой натуры, которая нам чаще встречается и нередко даже более нравится, нежели строгая красота статуй».

Но пора перейти от слов в залы Третьяковской галереи, в Лаврушинский переулок, 10.

Мы пройдем от памятника Репину, находящемуся на Болотной площади, которая с 1962 по 1994 годы, носила имя  художника. Репину и его картинам Третьяков выделил в своей галерее два зала, в отличие от картин других великих русских художников.

Moscow- 081-02

Памятник Илье Ефимовичу Репину на Болотной площади. Памятник расположен напротив пешеходного Лужкова моста, соединяющего Болотную площадь с Лаврушинским переулком.

Москвичам эти места хорошо известны, но приезжие могут испытывать затруднения. В азиатских столицах схемы улиц установлены на перекрестках, в Москве этого пока нет, поэтому прилагаю карту Google, где отмечен памятник Репину, и ближайшая станция метро Третьяковская.(http://www.tretyakovgallery.ru/ru/visitors/address/lavrushinskom/)

map-02

В самой галерее любимые картины можно быстро найти, пользуясь планом экспозиции. План также размещен на сайте галереи http://www.tretyakovgallery.ru

план экспозиции-1-02

План -2

Билеты продаются на первом этаже

Цены на входные билеты

взрослые450 рублей
студенты250 рублей

 Льготные билеты для граждан России и
стран СНГ

взрослые350 рублей

150 рублей — для следующих льготных категорий:

  • пенсионеры,
  • Герои Советского Союза, Герои РФ, Полные кавалеры «Ордена Славы»,
  • студенты высших учебных заведений России, в том числе иностранные граждане — студенты российских ВУЗов (кроме студентов-стажёров)

В Третьяковской галерее теперь многое изменилось. Во-первых, исчезли очереди в кассу, которые раньше тянулись вдоль всего Лаврушинского переулка. Соответственно, исчезли толпы экскурсантов, приезжавших раньше со всего СССР и закрывавшие подступы к картинам. Интернет удерживает их дома. Во-вторых, убрали в запасники картины советских художников, а раньше эти залы было не миновать. В-третьих, установили кондиционеры. Но, к сожалению, многие картины в целях защиты поместили под стекло, предоставив посетителям любоваться собственными отражениями. Но к счастью, разрешили свободно фотографировать.

Надо сказать, что нашу  девочку больше всего интересовала портретная живопись. Этому жанру и будет посвящен мой дальнейший фото-рассказ, для удобства разбитый  на несколько  частей. их оглавление следующее :

1)  НЕСКОЛЬКО КАРТИН ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.
2)  НЕСКОЛЬКО КАРТИН ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ. ПОРТРЕТЫ ТРЕТЬЯКОВЫХ
3 ) НЕСКОЛЬКО КАРТИН ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ. ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ В РУССКОМ КОСТЮМЕ
4) НЕСКОЛЬКО КАРТИН ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ. РОКОТОВ. «СОЕДИНЕНЬЕ ДВУХ ЗАГАДОК».

 

 

Москва, июнь 2015 г.

Автор Татьяна Бойко-Назарова

Другие работы автора вы можете посмотреть здесь: http://travelreal.ru/tatyana-nazarova

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Несколько картин Третьяковской галереи. Вместо предисловия." оставлено 3 коммент.
  1. Галина Симо (Galina Simo):

    Прекрасный путеводитель по ТРЕТЬЯКОВКЕ, Татьяна. Воспользуюсь им обязательно в сентябре. Познавательно и поучительно! СПАСИБО!

    • Татьяна Бойко-Назарова:

      Cпасибо, Галина.Буду продолжать эту серию. Кстати, у нас не потребовали никаких пенсионных удостоверений, просто сразу выдали льготы билеты нам и бесплатный входной билет девочке. А в прошлый приезд, когда я ,хотела купить полный билет, кассир очень удивилась. В ответ, что у меня теперь документы гражданки Молдовы, сказала: « Ну и что?» И выдала мне льготный билет. Я, конечно, не возражала. Забыла написать, что понедельник в Третьяковке выходной, а с экскурсоводами можно обсуждать детали картин до бесконечности (чем я в силу своего характера постоянно пользовалась). В другом знаменитом музее Москвы — ГМИИ им. Пушкина обстановка теперь намного хуже. А после галереи родители нашей девочки посоветовали пообедать в ресторанчике Му-Му рядом с метро Третьяковская. Там оптимальное соотношение цена-качество, чисто, вкусно, уютно, приятный персонал. Желаю успешной поездки!

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти